• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Справочник по кадровым вопросам: обзор статей

15.03.2019 655 0 2

В таблице мы привели краткое содержание статей, которые касаются кадровых вопросов, а также указали, где можно прочитать об этом подробнее.


п/п

Вопрос

Ответ

Статья

1

2

3

4

1.

Как филиалы оформляют трудовые отношения с работниками?

Филиал имеет право принимать и увольнять сотрудников при условии, что он уполномочен на это головным предприятием.

На практике руководитель филиала принимает сотрудников на вакантные должности филиала согласно штатному расписанию предприятия, утвержденному руководителем головного предприятия. Дело в том, что штаты филиала как структурной единицы включаются в единое штатное расписание предприятия

Как филиалы оформляют трудовые отношения с работниками

2

Каков порядок приема на работу временных сотрудников?

Временных работников можно принять по трудовому договору на время выполнения определенной работы
(п. 3 ст. 23 КЗоТ). Такой договор является разновидностью срочного трудового договора, то есть договора, который заключается на определенный срок. Он оформляется в тех случаях, когда нет возможности принять сотрудника на постоянную работу. При этом работодатель должен сам решить, как ему лучше оформить трудовые отношения: обусловить их выполнением работы либо конкретными сроками

Оформление на временную работу

3

В каких случаях работодатель обязан принимать на работу лиц с инвалидностью?

Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив) предусмотрен ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875). Этот норматив обязаны выполнять работодатели (как предприятия, так и физлица, использующие наемный труд), у которых численность основных работников составляет не менее
8 человек.

В ст. 19 Закона № 875 сказано, что если по основному месту работы оформлено:

– от 8 до 25 человек – работодатель должен принять на работу одно лицо с инвалидностью;

– более 25 человек – норматив составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава
за год

Принимаем на работу лиц с инвалидностью

4

Когда и куда нужно подать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов и как правильно рассчитать его показатели?

Отчет составляется работодателями ежегодно и подается до 1 марта года, следующего за отчетным. Например, последним днем подачи отчета за 2018 год было 28 февраля 2019 года. Отчет подается в Фонд социальной защиты инвалидов

Отчитываемся о выполнении норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью

5

Как правильно рассчитать квоту по трудоустройству льготной категории и заполнить отчет?

В ст. 14 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067) предусмотрены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии по содействию в трудоустройстве. Норматив по трудоустройству льготных категорий граждан установлен в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Данный норматив распространяется только на предприятия со среднеучетной численностью штатных работников более 20 человек.

Отчет о выполнении квоты по трудоустройству льготных категорий граждан подается в службу занятости (ст. 14 Закона № 5067) – не позже 1 февраля по окончании отчетного года

Заполняем отчет о выполнении квоты по трудоустройству льготных категорий граждан

6

Каков порядок оформления удаленного сотрудника?

На сегодня трудовое законодательство не дает определения понятию «удаленная работа». Есть понятие «надомная работа», которое является наиболее приближенным к сути удаленной работы. Процедура оформления приема на работу состоит из нескольких этапов, а именно:

– подача заявления о приеме на работу;

– заключение трудового договора и издание приказа;

– уведомление органа ГФС о принятом работнике;

– оформление кадровых документов

Оформляем на работу удаленного сотрудника

7

В каких случаях предприятию нужно получать разрешение для приема на работу иностранца?

Для того чтобы оформить на работу иностранца, сначала работодатель должен получить специальное разрешение, которое выдается центром занятости. В ч. 6 ст. 42 Закона № 5067 предусмотрены случаи, когда разрешения для трудоустройства иностранного гражданина не требуется

Как оформить на работу иностранца, у которого есть ВНЖ?

8

Как правильно оформить студента вуза, который будет проходить практику на предприятии?

При наличии на предприятии вакантных мест студент-практикант может быть зачислен на штатную должность на время прохождения практики. При этом предприятие не обязано принимать в штат практиканта-студента

Как правильно оформить стажировку студентам

9

Как оформить прием на работу студента?

Студент оформляется на работу так же, как и любой другой работник, но с учетом некоторых нюансов. Студента вуза следует принимать как основного работника, а не как совместителя

Принимаем на работу студента: что нужно знать работодателю

10

Какой режим работы можно установить водителю?

Если водителю установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями, то продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего распорядка, которые утверждаются работодателем. Однако эта продолжительность все равно не должна быть более 40 часов в неделю (п. 2.2 разд. І Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса и связи от 07.06.10 г. № 340). Если водитель работает 6 дней в неделю с одним выходным днем, то ежедневно он может работать не более 7 часов.

Кроме того, водителю можно установить суммированный учет рабочего времени. При суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормальное количество рабочих часов. А продолжительность рабочего дня (смены) водителя должна быть не более 10 часов

Что необходимо знать о правильном оформлении водителя на предприятии

11

Как правильно оформить установление испытательного срока работнику?

Работодатель может устанавливать испытательный срок новым работникам, но он не обязан это делать. Условие об испытании должно быть в тексте приказа о приеме на работу. Подписывая приказ, работник соглашается с этим условием

Как установить испытательный срок: то, что важно знать
 

Можно ли не уведомлять ГФС о принятом на работу директоре?

Нет, нельзя. Надо уведомить, даже несмотря на то, что сведения о новом директоре были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований

Можно ли дополнительно не уведомлять ГФС о принятом на работу директоре?

13

На кого можно возложить обязанности директора в период его отсутствия на работе?

Директор должен заранее назначить того или тех, кто в его отсутствие будет подписывать вместо него финансовые документы, договоры, приказы, представлять интересы компании при проверках и т. д. Данный вопрос четко в законодательстве не урегулирован. Поэтому следует заглянуть в устав предприятия. Если этот вопрос не урегулирован уставом, тогда директор самостоятельно решает, какие именно полномочия (часть полномочий) он делегирует другому лицу (лицам). Важный нюанс: в должностной инструкции сотрудника, который будет временно за­ме­нять директора, желательно прописать, что он обязан исполнять обязанности директора в период его отсутствия

Кому и как директор может делегировать полномочия на время своего отсутствия

14

Может ли уйти в отпуск директор, если на предприятии нет других наемных сотрудников?

Да, может. Процедура такая же, как при оформлении отпуска любому наемному работнику. Издается приказ о предоставлении отпуска в двух экземплярах. Приказ директор оформляет сам на себя и сам же его подписывает. На период отпуска директора необходимо принять на его должность работника по срочному трудовому договору

На предприятии – только директор: как ему уйти в отпуск?

15

Должен ли директор издавать приказ о собственном увольнении?

Да, должен. Процедура такая же, как при увольнении любого другого наемного работника

Нужно ли издавать приказ об увольнении директора?

16

Если директор увольняется, можно ли его обязанности возложить на учредителя без выплаты ему зарплаты?

Да, можно. При этом на предприятии не должно быть наемных работников и следует прекратить трудовые отношения с директором. Сделать это можно через созыв общего собрания участников общества. Принять на общем собрании решение о том, что руководить предприятием будет непосредственно его учредитель, без заключения с ним трудового договора. И оформить такое решение протоколом.
В протоколе следует отразить все вопросы, которые будут входить в компетенцию учредителя

Директор увольняется, на кого можно возложить его обязанности на бесплатной основе?

17

Может ли директор предприятия работать по совместительству на другом предприятии также в должности директора?

Да, может, при условии что общее собрание участников общества, где он работает по основному месту работы, не возражает против этого

Может ли физлицо работать на должности директора на разных предприятиях?

18

Каков порядок внесения исправлений и изменений в трудовую книжку?

Исправления в трудовую книжку вносятся, если в записях о работе, переводах, увольнениях, награждениях и поощрениях работника были допущены ошибки. А изменения вносятся, если изначально запись была внесена в трудовую книжку правильно, но со временем возникли причины, в результате которых необходимо изменить запись. Например, сотрудница вышла замуж и сменила фамилию

Как внести исправления и изменения в трудовую книжку

19

Нужно ли вносить исправления в трудовую книжку, если не была внесена запись об обучении сотрудника в вузе?

В таком случае вносить исправления не нужно. Ведь даже если записи об обучении в трудовой книжке нет, то время обучения в вузах, ПТУ, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре подтверждается дипломами и другими документами, выданными на основании архивных данных (п. 8 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637)

Работодатель не внес запись об обучении сотрудника в трудовую книжку: нужно ли вносить исправления?

20

Должен ли работодатель проверять наличие основного места работы, если работник трудоустраивается по совместительству?

Нет, не должен. В ст. 24 КЗоТ есть конкретный перечень документов, которые должен предъявить работник при приеме на работу. О справке с основного места работы там не упоминается

Должен ли работодатель проверять наличие основного места работы у потенциального совместителя?

21

Как переоформить совместителя на основное место работы?

Совместителя следует переоформить через увольнение. То есть уволить и принять на основное место работы. Не рекомендуем переводить совместителя на основное место работы. КЗоТом это не предусмотрено

Как совместительство переоформить на основную работу?

22

Как оформить переход сотрудницы из одного декрета в другой?

Отпуск по уходу за ребенком следует прервать и оформить сотруднице отпуск по беременности и родам. Ведь законодательством не предусмотрена возможность находиться в двух социальных отпусках одновременно

Сотрудница идет в декрет из декрета: как оформить?

23

Нужно ли получать согласие сотрудника на изменение графика его работы?

Да, нужно получить согласие сотрудника. Сотрудника необходимо уведомить о смене графика не позже чем за 2 месяца до таких изменений. Ведь изменение режима работы является изменением существенных условий труда

Как оформить изменение графика работы сотруднику?

24

В каких случаях можно привлечь сотрудника к работе в выходной день?

Привлекать сотрудника к работе в выходной день можно только в исключительных случаях. Перечень таких обстоятельств приведен в ч. 2 ст. 71 КЗоТ. В остальных случаях работа в выходные дни запрещена, даже если ваш сотрудник согласен работать в выходной день.

Одного приказа о привлечении сотрудника (отдельных сотрудников) к работе в выходной день – недостаточно.
В таком случае работодателю необходимо еще получить согласие выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) предприятия

Привлекаем сотрудника к работе в выходной день: как оформить

25

Как взыскать материальный ущерб с сотрудника на основании приказа?

Взыскание на основании приказа работодателя осуществляется путем удержания суммы ущерба из зарплаты (ст. 127, 136 КЗоТ). При оформлении приказа работодатель обязан соблюдать следующие правила:

– приказ должен быть оформлен в срок не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и взыскание обращено к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику (ч. 2 ст. 136 КЗоТ). В таком случае согласия работника на удержание указанных сумм не получают;

– возмещение ущерба работниками производится в размере, не превышающем их среднего месячного заработка (ст. 132, 136 КЗоТ).

– удержания из зарплаты не должны превышать 20 % выплачиваемой зарплаты

Взыскание материального ущерба с работника: общие правила

26

Должен ли предприниматель вести кадровые документы?

Да, должен – независимо от количества наемных работников.

На предприятии только директор: какие кадровые документы нужно вести, чтобы не оштрафовали?

27

Можно ли добавлять к названию профессии слова, которых нет в приложении В к Классификатору профессий?

Да, в отдельных случаях такое возможно.

Должность работника не соответствует классификатору профессий: что грозит работодателю?

28

Как предприниматель должен оформлять наемных работников?

Трудовой договор между работником и работодателем-предпринимателем всегда заключается в письменной форме. Кроме того, предприниматель издает приказ о приеме на работу сотрудника. После уведомления органа ГФС о приеме работника предприниматель вносит запись о приеме на работу в трудовую книжку сотрудника

Как предпринимателю оформить наемного работника

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2268 грн. / год

Купить

Лучшие материалы