Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Снова подаем статотчетность: какова ответственность за ее неподачу?

В июле 2025 года в законодательстве произошли изменения, касающиеся подачи статистической и финансовой отчетности в органы статистики. В связи с этим у многих субъектов хозяйствования возникают вопросы, в какой срок и за какой период нужно подать статотчетность, какая ответственность грозит за ее неподачу или несвоевременную подачу. В статье мы ответим на все эти вопросы.


Почему вернулась обязанность подавать статочетность?

В июле 2025 года вступил в силу Закон от 18.06.2025 № 4505-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно расширения доступа пациентов к лекарственным средствам, подлежащим закупке лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, путем заключения договоров управляемого доступа» (далее – Закон № 4505).

К сведению! Закон № 4505 вступил в силу с 05.07.2025 (опубликован в газете «Голос України» 04.07.2025).

На первый взгляд название этого закона никак не касается обязанности подавать статотчетность. Однако, внимательно изучив нормы Закона № 4505, мы увидим, что им вносятся изменения в п. 1 Закона от 03.03.2022 № 2115-IX «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» (далее – Закон № 2115). Этот пункт Закона № 2115 дополнен новым подпунктом следующего содержания:

«13) действие подпунктов 1–4 данного пункта не распространяется на подачу статистической и финансовой отчетности в органы государственной статистики и другим производителям официальной статистики, а также на проверку своевременности и полноты ее подачи».

Напомним, что пп. 1–4 п. 1 Закона № 2115 предусмотрены специальные правила, согласно которым в период военного положения или состояния войны:

  • физлица, физлица-предприниматели и юрлица могут не подавать отчетность и другие документы, подача которых предусмотрена законодательством, но затем в течение 3 месяцев после отмены или прекращения военного положения они обязаны подать отчетность за весь период ее неподачи;
  • ответственность за неподачу или несвоевременную подачу отчетности не применяется;
  • какие-либо проверки своевременности и полноты представления каких-либо отчетов или документов отчетного характера уполномоченными органами не осуществляются.

Как видим, после появления в п. 1 Закона № 2115 пп. 13 эти правила не касаются статистической и финансовой отчетности, которая подается в органы статистики.

А это значит, что – несмотря на военное положение – с даты вступления в силу Закона № 4505 (а именно с 05.07.2025):

  • субъекты хозяйствования обязаны подавать в органы статистики статистическую и финансовую отчетность;
  • за неподачу этой отчетности могут применяться меры ответственности;
  • органы статистики вправе проверять своевременность и полноту подачи отчетности.

Однако хотим вас успокоить: речь не идет о немедленном выполнении новых требований.

Внимание, переходный период! Долгое время многие субъекты хозяйствования не подавали отчетность в органы статистики, поэтому Законом № 4505 предусмотрен переходный период. «На раскачку» дается 3 месяца со дня вступления в силу данного Закона.

Так, в абзаце втором пп. 13 п. 1 Закона № 2115 теперь указано, что лица, подлежащие статистическому наблюдению, в установленном законодательством порядке в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Закона № 4505 обязаны подать в органы государственной статистики и другим производителям официальной статистики неподанную статистическую и финансовую отчетность за весь период ее неподачи.

То есть полностью рассчитаться с органами статистики по ранее не поданным отчетам нужно не позднее 05.10.2025.

Разъяснение Госкомстата о возобновлении обязанности подавать статотчетность можно найти здесь.

Какая ответственность применяется за нарушение порядка подачи статотчетности?

За нарушение порядка подачи статотчетности установлена административная ответственность. Так, ст. 1863 КУоАП предусмотрено, что за неподачу органам госстатистики данных для проведения государственных статистических наблюдений либо подачу недостоверных данных, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, а также за подачу этих данных с просрочкой к должностным лицам предприятий и физлицам-предпринимателям применяется штраф в размере:

  • от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн) (ч. 1 ст. 1863 КУоАП);
  • от 15 до 25 НМДГ (от 255 до 425 грн) – за повторное такое нарушения в течение года после наложения админвзыскания за подобные нарушения.

Налагать эти админштрафы уполномочены органы государственной статистики на основании ст. 2443 КУоАП.

У многих субъектов хозяйствования сейчас возникает вопрос:

Какая ответственность может быть применена в случае, если мы не успеем подать все необходимые отчеты (ранее не поданные в связи с действовавшим освобождением) в органы статистики в течение 3-месячного переходного периода (т. е. не позднее 05.10.2025)?

В этом случае к должностным лицам предприятий и предпринимателям тоже может быть применен админштраф на основании ст. 1863 КУоАП – в тех же размерах, которые мы привели выше. Ведь по окончании переходного периода новые требования начинают действовать на практике.

Выводы

  1. С 05.07.2025 возобновилась обязанность субъектов хозяйствовоания подавать в органы государственной статистики статистическую и финансовую отчетность.
  2. Все ранее не поданные статистические отчеты (те, что не подавались в связи с освобождением, предусмотренным Законом № 2115) нужно подать в органы статистики не позднее 05.10.2025.
  3. За нарушения, касающиеся подачи статистической отчетности, применяются административные штрафы на основании ст. 1863 КУоАП.
Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
27.05.2025
На предприятии сменился директор: 7 вопросов из практики
В статье рассмотрены вопросы, которые возникают у предприятия в случае смены директора. Вопросы касаются оформления трудовых отношений, регистрации смены директора в ЕГР, информирования налогового органа, контрагентов и оформления электронной подписи.  Акценты этой статьи: Нужно ли регистрир...
Новое
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
31.07.2025
Мораторий на безосновательные проверки - 2025: что изменилось?
В статье рассмотрено, что именно и когда изменится в вопросах проведения проверок в связи с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21.07.2025, утвержденным Указом Президента. Указом Президента от 21.07.2025 № 538/2025 (далее – Указ № 538) было введено в действие решение...
Лучшие материалы