Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Директор увольняется, на кого можно возложить его обязанности на бесплатной основе?


Единственный наемный сотрудник предприятия – директор решил уволиться. Из-за нехватки финансов собственники ООО хотят возложить обязанности руководителя на одного из учредителей без оформления его на работу. Не будет ли это нарушением действующего законодательства?


Нет, это не будет нарушением. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) собственник предприятия может реализовать свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами. Аналогичное утверждение содержится и в ч. 4 ст. 128 ХК, где говорится, что гражданин управляет созданным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, нанимаемого по контракту.

Как видим, нормы ХК допускают, что руководить предприятием может непосредственно его учредитель, без заключения с ним трудового договора.

Примите к сведению! Согласно Закону от 06.02.18 г. № 2275-VIII (далее – Закон № 2275), теперь при увольнении директора ООО ему сразу же нужно найти замену: принять нового директора или назначить временно исполняющего его обязанности. В связи с этим следует предусмотреть в уставе возложение функций руководителя на одного из учредителей ООО без заключения с ним трудового договора и выплаты ему вознаграждения.

Рассмотрим детальнее процедуру возложения функций руководителя на одного из учредителей ООО.

Важный нюанс! При этом на предприятии не должно быть наемных работников и следует прекратить трудовые отношения с директором.

Шаг 1. Созвать и провести общее собрание участников.

На общем собрании следует принять решение о возложении некоторых организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций на одного из учредителей.

Загляните в устав! Если устав ООО не предусматривает такой возможности, тогда в него следует внести соответствующие изменения, изложить в новой редакции и зарегистрировать. Не забудьте, что решение о внесении изменений в учредительный документ составляется на украинском языке. Ведь все документы, которые подаются субъекту госрегистрации, должны быть составлены на государственном языке (ст. 15 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV, далее – Закон № 755).

Принятое на общем собрании решение оформляется протоколом. Форма такого протокола законодательно не установлена, поэтому может быть произвольной.

В решении следует отразить все вопросы, которые будут входить в компетенцию учредителя. Формулировка может быть следующей: «Відповідно до ст. 65, 128 Господарського кодексу України покласти обов'язки з ведення обліку, подання звітності в контролюючі органи, а також укладання від імені Товариства необхідних угод без довіреності на учасника Товариства Слісаренка Ігоря Семеновича, без укладення з ним трудового договору і виплати винагороди за його діяльність».

Шаг 2. Информировать о принятом решении госорганы и другие заинтересованные стороны.

В таком случае нужно подать госрегистратору следующие документы (ч. 4 ст. 17 Закона № 755):

  • заявление по форме 3, утвержденной приказом Минюста от 18.11.16 г. № 3268/5;
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях, вносимых в ЕГР (протокол общего собрания);
  • устав в новой редакции (если будут вноситься изменения);
  • документ об уплате админсбора. В нашем случае сумма сбора составит 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января текущего года (с округлением до ближайших 10 грн.). В 2018 году сумма сбора составляет 530 грн.

Если документы будет подавать представитель ООО, ему необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность (например, паспорт или паспортный документ иностранца или удостоверение лица без гражданства) и экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) документа, удостоверяющего его полномочия (доверенность).

В течение 10 календарных дней со дня принятия решения на общем собрании необходимо подать в налоговый орган заявление по форме № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку, утвержденному приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588) с отметкой «Зміни» (п. 9.3 данного Порядка). За невыполнение этого требования грозит штраф в размере 510 грн. (п. 117.1 Налогового кодекса).

Кроме того, следует переоформить договор на признание электронных документов. Начать нужно с переоформления электронной цифровой подписи (ЭЦП) на учредителя. Для этого надо обратиться в сервисный центр, с которым у предприятия заключен договор.

И в завершение необходимо обратиться в банк, в котором обслуживается ООО, чтобы переоформить карточку с образцами подписей уполномоченных лиц в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
11.11.2025
Прекращение трудовых отношений при ликвидации предприятия
Ликвидация предприятия – это основание для прекращения трудовых отношений с работниками предприятия. Рассмотрим, как должен действовать работодатель в таком случае и какие нормы трудового права должны быть учтены для предотвращения трудовых споров с работниками. Ликвидация предприятия – ...
16.09.2025
Представление информации о запланированном массовом высвобождении по форме № 4-ПН
В статье рассмотрены условия и порядок представления информации о запланированном массовом высвобождении (форма № 4-ПН). Вопросы занятости регулируются не только КЗоТ, но и Законом от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067). Этими законодательными актами...
08.09.2025
Выходное пособие при увольнении: размер, расчет, налогообложение
Как известно, в день увольнения работника работодатель обязан выплатить все причитающиеся ему суммы, в частности зарплату за отработанное время и прочие выплаты за время работы, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск и, конечно, выходное пособие, если это предусмотрено законодательством или...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков
В статье рассмотрим особенности учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов в разрезе бухгалтерского учета, налога на прибыль и единого налога. В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по пра...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
Новое
14.11.2025
В военный период предприятие меняет режим работы: как оформить отношения с работниками
В статье расскажем, как предприятию изменить режим работы и какими документами это оформить. Во время военного положения многие предприятия устанавливают для персонала режим неполного рабочего времени. Такой шаг, как правило, вызван экономическими факторами (например, сократилось количество заказов...
14.11.2025
Приостановление действия трудового договора: документальное оформление
В статье рассмотрено, какие документы необходимо оформить для приостановления действия трудового договора. Приостановление действия трудового договора: применяем новые правила В статье мы расскажем, какие документы и как именно нужно их оформить для приостановления трудового договора. Общие правила ...
14.11.2025
Можно ли устанавливать дополнительные выходные дни вместо праздничных?
В статье мы выяснили, правомерно ли во время действия военного положения устанавливать на предприятии дополнительные выходные или праздничные дни и как это правильно сделать В период военного положения не действует норма ст. 73 КЗоТ, которая устанавливает праздничные и нерабочие дни в мирное время. ...
Лучшие материалы