Справочник по кадровым вопросам: обзор статей
В таблице мы привели краткое содержание статей, которые касаются кадровых вопросов, а также указали, где можно прочитать об этом подробнее.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Статья |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Как филиалы оформляют трудовые отношения с работниками? |
Филиал имеет право принимать и увольнять сотрудников при условии, что он уполномочен на это головным предприятием. На практике руководитель филиала принимает сотрудников на вакантные должности филиала согласно штатному расписанию предприятия, утвержденному руководителем головного предприятия. Дело в том, что штаты филиала как структурной единицы включаются в единое штатное расписание предприятия |
Как филиалы оформляют трудовые отношения с работниками |
2 |
Каков порядок приема на работу временных сотрудников? |
Временных работников можно принять по трудовому договору на время выполнения определенной работы |
Оформление на временную работу |
3 |
В каких случаях работодатель обязан принимать на работу лиц с инвалидностью? |
Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (далее – норматив) предусмотрен ст. 19 Закона от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875). Этот норматив обязаны выполнять работодатели (как предприятия, так и физлица, использующие наемный труд), у которых численность основных работников составляет не менее В ст. 19 Закона № 875 сказано, что если по основному месту работы оформлено: – от 8 до 25 человек – работодатель должен принять на работу одно лицо с инвалидностью; – более 25 человек – норматив составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава |
Принимаем на работу лиц с инвалидностью |
4 |
Когда и куда нужно подать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов и как правильно рассчитать его показатели? |
Отчет составляется работодателями ежегодно и подается до 1 марта года, следующего за отчетным. Например, последним днем подачи отчета за 2018 год было 28 февраля 2019 года. Отчет подается в Фонд социальной защиты инвалидов |
Отчитываемся о выполнении норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью |
5 |
Как правильно рассчитать квоту по трудоустройству льготной категории и заполнить отчет? |
В ст. 14 Закона от 05.07.12 г. № 5067-VI «О занятости населения» (далее – Закон № 5067) предусмотрены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии по содействию в трудоустройстве. Норматив по трудоустройству льготных категорий граждан установлен в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год. Данный норматив распространяется только на предприятия со среднеучетной численностью штатных работников более 20 человек. Отчет о выполнении квоты по трудоустройству льготных категорий граждан подается в службу занятости (ст. 14 Закона № 5067) – не позже 1 февраля по окончании отчетного года |
Заполняем отчет о выполнении квоты по трудоустройству льготных категорий граждан |
6 |
Каков порядок оформления удаленного сотрудника? |
На сегодня трудовое законодательство не дает определения понятию «удаленная работа». Есть понятие «надомная работа», которое является наиболее приближенным к сути удаленной работы. Процедура оформления приема на работу состоит из нескольких этапов, а именно: – подача заявления о приеме на работу; – заключение трудового договора и издание приказа; – уведомление органа ГФС о принятом работнике; – оформление кадровых документов |
Оформляем на работу удаленного сотрудника |
7 |
В каких случаях предприятию нужно получать разрешение для приема на работу иностранца? |
Для того чтобы оформить на работу иностранца, сначала работодатель должен получить специальное разрешение, которое выдается центром занятости. В ч. 6 ст. 42 Закона № 5067 предусмотрены случаи, когда разрешения для трудоустройства иностранного гражданина не требуется |
Как оформить на работу иностранца, у которого есть ВНЖ? |
8 |
Как правильно оформить студента вуза, который будет проходить практику на предприятии? |
При наличии на предприятии вакантных мест студент-практикант может быть зачислен на штатную должность на время прохождения практики. При этом предприятие не обязано принимать в штат практиканта-студента |
Как правильно оформить стажировку студентам |
9 |
Как оформить прием на работу студента? |
Студент оформляется на работу так же, как и любой другой работник, но с учетом некоторых нюансов. Студента вуза следует принимать как основного работника, а не как совместителя |
Принимаем на работу студента: что нужно знать работодателю |
10 |
Какой режим работы можно установить водителю? |
Если водителю установлена 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями, то продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего распорядка, которые утверждаются работодателем. Однако эта продолжительность все равно не должна быть более 40 часов в неделю (п. 2.2 разд. І Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса и связи от 07.06.10 г. № 340). Если водитель работает 6 дней в неделю с одним выходным днем, то ежедневно он может работать не более 7 часов. Кроме того, водителю можно установить суммированный учет рабочего времени. При суммированном учете продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормальное количество рабочих часов. А продолжительность рабочего дня (смены) водителя должна быть не более 10 часов |
Что необходимо знать о правильном оформлении водителя на предприятии |
11 |
Как правильно оформить установление испытательного срока работнику? |
Работодатель может устанавливать испытательный срок новым работникам, но он не обязан это делать. Условие об испытании должно быть в тексте приказа о приеме на работу. Подписывая приказ, работник соглашается с этим условием |
Как установить испытательный срок: то, что важно знать |
Можно ли не уведомлять ГФС о принятом на работу директоре? |
Нет, нельзя. Надо уведомить, даже несмотря на то, что сведения о новом директоре были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований |
Можно ли дополнительно не уведомлять ГФС о принятом на работу директоре? | |
13 |
На кого можно возложить обязанности директора в период его отсутствия на работе? |
Директор должен заранее назначить того или тех, кто в его отсутствие будет подписывать вместо него финансовые документы, договоры, приказы, представлять интересы компании при проверках и т. д. Данный вопрос четко в законодательстве не урегулирован. Поэтому следует заглянуть в устав предприятия. Если этот вопрос не урегулирован уставом, тогда директор самостоятельно решает, какие именно полномочия (часть полномочий) он делегирует другому лицу (лицам). Важный нюанс: в должностной инструкции сотрудника, который будет временно заменять директора, желательно прописать, что он обязан исполнять обязанности директора в период его отсутствия |
Кому и как директор может делегировать полномочия на время своего отсутствия |
14 |
Может ли уйти в отпуск директор, если на предприятии нет других наемных сотрудников? |
Да, может. Процедура такая же, как при оформлении отпуска любому наемному работнику. Издается приказ о предоставлении отпуска в двух экземплярах. Приказ директор оформляет сам на себя и сам же его подписывает. На период отпуска директора необходимо принять на его должность работника по срочному трудовому договору |
На предприятии – только директор: как ему уйти в отпуск? |
15 |
Должен ли директор издавать приказ о собственном увольнении? |
Да, должен. Процедура такая же, как при увольнении любого другого наемного работника |
Нужно ли издавать приказ об увольнении директора? |
16 |
Если директор увольняется, можно ли его обязанности возложить на учредителя без выплаты ему зарплаты? |
Да, можно. При этом на предприятии не должно быть наемных работников и следует прекратить трудовые отношения с директором. Сделать это можно через созыв общего собрания участников общества. Принять на общем собрании решение о том, что руководить предприятием будет непосредственно его учредитель, без заключения с ним трудового договора. И оформить такое решение протоколом. |
Директор увольняется, на кого можно возложить его обязанности на бесплатной основе? |
17 |
Может ли директор предприятия работать по совместительству на другом предприятии также в должности директора? |
Да, может, при условии что общее собрание участников общества, где он работает по основному месту работы, не возражает против этого |
Может ли физлицо работать на должности директора на разных предприятиях? |
18 |
Каков порядок внесения исправлений и изменений в трудовую книжку? |
Исправления в трудовую книжку вносятся, если в записях о работе, переводах, увольнениях, награждениях и поощрениях работника были допущены ошибки. А изменения вносятся, если изначально запись была внесена в трудовую книжку правильно, но со временем возникли причины, в результате которых необходимо изменить запись. Например, сотрудница вышла замуж и сменила фамилию |
Как внести исправления и изменения в трудовую книжку |
19 |
Нужно ли вносить исправления в трудовую книжку, если не была внесена запись об обучении сотрудника в вузе? |
В таком случае вносить исправления не нужно. Ведь даже если записи об обучении в трудовой книжке нет, то время обучения в вузах, ПТУ, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре подтверждается дипломами и другими документами, выданными на основании архивных данных (п. 8 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 12.08.93 г. № 637) |
Работодатель не внес запись об обучении сотрудника в трудовую книжку: нужно ли вносить исправления? |
20 |
Должен ли работодатель проверять наличие основного места работы, если работник трудоустраивается по совместительству? |
Нет, не должен. В ст. 24 КЗоТ есть конкретный перечень документов, которые должен предъявить работник при приеме на работу. О справке с основного места работы там не упоминается |
Должен ли работодатель проверять наличие основного места работы у потенциального совместителя? |
21 |
Как переоформить совместителя на основное место работы? |
Совместителя следует переоформить через увольнение. То есть уволить и принять на основное место работы. Не рекомендуем переводить совместителя на основное место работы. КЗоТом это не предусмотрено |
Как совместительство переоформить на основную работу? |
22 |
Как оформить переход сотрудницы из одного декрета в другой? |
Отпуск по уходу за ребенком следует прервать и оформить сотруднице отпуск по беременности и родам. Ведь законодательством не предусмотрена возможность находиться в двух социальных отпусках одновременно |
Сотрудница идет в декрет из декрета: как оформить? |
23 |
Нужно ли получать согласие сотрудника на изменение графика его работы? |
Да, нужно получить согласие сотрудника. Сотрудника необходимо уведомить о смене графика не позже чем за 2 месяца до таких изменений. Ведь изменение режима работы является изменением существенных условий труда |
Как оформить изменение графика работы сотруднику? |
24 |
В каких случаях можно привлечь сотрудника к работе в выходной день? |
Привлекать сотрудника к работе в выходной день можно только в исключительных случаях. Перечень таких обстоятельств приведен в ч. 2 ст. 71 КЗоТ. В остальных случаях работа в выходные дни запрещена, даже если ваш сотрудник согласен работать в выходной день. Одного приказа о привлечении сотрудника (отдельных сотрудников) к работе в выходной день – недостаточно. |
Привлекаем сотрудника к работе в выходной день: как оформить |
25 |
Как взыскать материальный ущерб с сотрудника на основании приказа? |
Взыскание на основании приказа работодателя осуществляется путем удержания суммы ущерба из зарплаты (ст. 127, 136 КЗоТ). При оформлении приказа работодатель обязан соблюдать следующие правила: – приказ должен быть оформлен в срок не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и взыскание обращено к исполнению не ранее 7 дней со дня сообщения об этом работнику (ч. 2 ст. 136 КЗоТ). В таком случае согласия работника на удержание указанных сумм не получают; – возмещение ущерба работниками производится в размере, не превышающем их среднего месячного заработка (ст. 132, 136 КЗоТ). – удержания из зарплаты не должны превышать 20 % выплачиваемой зарплаты |
Взыскание материального ущерба с работника: общие правила |
26 |
Должен ли предприниматель вести кадровые документы? |
Да, должен – независимо от количества наемных работников. |
На предприятии только директор: какие кадровые документы нужно вести, чтобы не оштрафовали? |
27 |
Можно ли добавлять к названию профессии слова, которых нет в приложении В к Классификатору профессий? |
Да, в отдельных случаях такое возможно. |
Должность работника не соответствует классификатору профессий: что грозит работодателю? |
28 |
Как предприниматель должен оформлять наемных работников? |
Трудовой договор между работником и работодателем-предпринимателем всегда заключается в письменной форме. Кроме того, предприниматель издает приказ о приеме на работу сотрудника. После уведомления органа ГФС о приеме работника предприниматель вносит запись о приеме на работу в трудовую книжку сотрудника |
Как предпринимателю оформить наемного работника |
Комментарии к материалу