Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как закрыть бухгалтерский год и не жалеть о прошлом

24.12.2021 946 0 0


Приближение 2022 года – это не только начало чего-то совершенно нового, но и завершение прошлогодних дел. И если для представителей многих профессий «старое» останется в прошлом году, то бухгалтер будет «жить» в нем еще некоторое время – как минимум до подготовки и сдачи годовой отчетности.

Наверное, вы знаете: если правильно закрыть дела, то обязательно появится куча энергии на новые. Поэтому задача бухгалтера на конец года – закрыть бухгалтерский гештальт и двигаться вперед!

Стоит заметить, что завершение года – довольно непростая пора для бухгалтера: «долги» за отчетный год нужно подчистить, посчитать налоги, отчеты сделать, к тому же, «текучку» никто не отменял – так же, как и всегда, работникам нужно начислить зарплату, больничные, отпускные и т. д. И важно все успеть, ничего не забыть.

А для того, чтобы Новый год стал началом новой светлой полосы, уже сейчас можно и нужно сделать много важного и полезного.

С заботой о наших любимых бухгалтерах мы составили список дел, которые стоит сделать именно в этом месяце, не откладывая на потом.

Обретайте уверенность и проверяйте, ничего ли вы не забыли сделать.

Проверяем первичку

Понятно, что без первички не может быть и соответствующей проводки в учете. А это значит, что, прежде чем делать финальные бухгалтерские записи, нужно убедиться в том, что все документы на месте, а которых нет в наличии – восстановлены .

Кроме физического наличия документов, стоит также уделить внимание их содержанию и, что важно, проверить, есть ли в них все обязательные реквизиты. Если при проверке этих документов будут выявлены ошибки, то их нужно исправить. А ту первичку, которой не досчитались, придется восстановить.

Как правильно это сделать – читайте в наших спецвыпусках:

Первичные документы: требования, составление, хранение

Первичные документы: составление, риски, образцы для работы

Подводим итоги годовой инвентаризации

Еще одним, не менее важным, комплексом мероприятий является проведение сплошной годовой инвентаризации, а точнее – правильное отражение ее результатов.

Напомним, что годовая инвентаризация проводится в целях проверки и документального подтверждения активов и обязательств, их наличия, состояния, соответствия критериям признания и оценивания. При ее проведении выявляется:

  • фактическое наличие активов и проверяется полнота отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;
  • излишки или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухучета;
  • активы, которые частично утратили свое первоначальное качество и потребительские свойства, устаревшие, а также материальные и нематериальные активы, которые не используются, неиспользованные суммы обеспечения;
  • активы и обязательства, не соответствующие критериям признания.

Подробнее об отражении результатов инвентаризации читайте в материалах.

Годовая инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация на сельхозпредприятии

Как правильно провести инвентаризацию в бюджетных учреждениях: лайфхаки и практические рекомендации

Списание основных средств: как оформить и отразить в учете

Нематериальные активы: переоценка стоимости и списание

Переоценка основных средств: как провести

Нематериальные активы: переоценка стоимости и списание

Порча и недостача запасов: сверяем остатки и отражаем в учете

Подтверждаем себестоимость запасов документами

Расчет обеспечения на оплату отпусков на дату годового баланса

С инвентаризацией целесообразно совместить процедуру тестирования основных средств (далее – ОС) на обесценивание. Рассмотрим в консультациях, как определить стоимость объекта ОС, учитывая изменение его полезности, а также как отразить в учете доходы и расходы, возникающие в результате такого изменения.

Тестирование изменения полезности основных средств

Изменение полезности основных средств

Уменьшение (возобновление) полезности основных средств: зачем, когда и как

Проводим ревизию хоздоговоров и списываем задолженности

Необходимо провести ревизию хоздоговоров, а именно: договоров поставки, купли-продажи, подряда, аренды транспорта и т. п. Стоит проверить срок договоров, условия сотрудничества, цену, чтобы составить планы на следующий год. По результатам проверки сельхозпредприятие может принять решение об изменении контрагента (расторжение договора), продлении плодотворного сотрудничества (пролонгация договора) или уточнении определенных моментов (внесении изменений). В консультациях рассмотрим каждую ситуацию.

Пересматриваем условия хоздоговоров: таблица-подсказка

Ревизия хозяйственных договоров в конце года

Заключаем новый договор: сначала проверяем контрагента!

Сверяем расчеты с контрагентами

Проводим ревизию договоров аренды земли

Заключаем договоры на новый период: на что следует обратить внимание

Определяем сроки исковой давности для списания безнадежной задолженности

Хозяйственные договоры: практические советы, образцы составления и учетные аспекты

Прерывается ли срок исковой давности составлением акта сверки?

Cписание безнадежной задолженности: отражаем в учете

Курсовые разницы, доходы и расходы от купли-продажи инвалюты: проверяем правильность начисления

Сверка расчетов с бюджетом: как провести через э-кабинет и отразить в учете

Списываем задолженности

Упорядочиваем кадровую работу

В конце года в отделе кадров всегда есть чем заняться. Кроме составления «постоянных» документов, к которым относится график отпусков и штатное расписание, есть и другие дела, требующие внимания. Некоторые из них должны быть завершены в декабре, а некоторые следует планировать заранее для обеспечения эффективности дальнейшей работы и минимизации последствий послепраздничного периода. Рассмотрим основные дела и расскажем, на что следует обратить внимание.

Кадровая работа в конце года

Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы

Вносим изменения в штатное расписание

Утверждаем график отпусков на новый год: что нужно учесть

Переносим неиспользованные отпуска на следующий год

Нужно ли ежегодно перезаключать колдоговор

Коллективный договор: уточняем условия

Проводим годовой перерасчет НДС и НДФЛ

Входной НДС распределяют плательщики, которые одновременно осуществляют поставки товаров, которые как облагаются, так и не облагаются НДС, и используют приобретенные или изготовленные товары (услуги), необоротные активы одновременно в операциях, которые облагаются и не облагаются НДС (п. 199.1 НК).

Подробнее об этой процедуре читайте в статье:

Годовой перерасчет НДС

Кроме того, работодателей постигнет перерасчет еще одного налога – НДФЛ, который заключается в перерасчете «зарплатных» доходов работников, а также сумм полученной налоговой социальной льготы (пп. 169.4.2 НК).

Годовой перерасчет НДФЛ и исправление ошибок

Годовой перерасчет НДФЛ

Делаем завершающие бухгалтерские проводки

Рассчитываем общепроизводственные расходы для определения себестоимости

Закрытие учетного года: сводный чек-лист для сельхозпредприятия

Себестоимость сельхозпродукции: акцент на специфику

Формирование финансового результата

Калькуляция себестоимости услуг: что нужно знать бухгалтеру на случай проверки

Производственный учет в промышленности и сельском хозяйстве


Но это еще не все! 

Проверьте свои знания и выиграйте приз! 

Первые трое участников, которые предоставят все ответы правильно (!), получат промокод на 8 дней доступа к системе Uteka.ua на любой раздел. 

Имена победителей объявляются на следующий день после публикации темы на этой странице и на главной странице Марафона. 

Не медли и будь первым с Uteka!

Поздравляем победителей!

Елена Юрьева

Татьяна N

Ветренко Ксения

Комментарии к материалу

Лучшие материалы