Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Инвентаризация в фермерских хозяйствах и частных сельхозпредприятиях: особенности проведения в 2023 году

13.11.2023 1072 0 2

Длится последний квартал отчетного года, а значит, предприятию пора начать подводить итоги деятельности за год перед составлением годовой финансовой отчетности. Именно инвентаризация служит тем рабочим инструментом, который дает уверенность в данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, гарантирует их полноту и достоверность.

Главная особенность ежегодной инвентаризации состоит в том, что по объему она является сплошной, то есть охватывает все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения. Общая процедура инвентаризации всем хорошо известна. Но в условиях военного положения у бухгалтеров возникают определенные вопросы. В данном спецвыпуске расскажем, как правильно организовать и провести годовую инвентаризацию в ФГ и сельхозпредприятиях, а также как показать в учете ее результаты.


Подготовка к инвентаризации

По общему правилу, установленному п. 10 разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879), инвентаризацию следует провести в трехмесячный срок до даты годового баланса, то есть с 1 октября по 31 декабря отчетного года включительно. Однако есть еще рекомендованные Минагрополитики сроки проведения инвентаризации специфических для сельхозпредприятия активов, указанные в Методических рекомендациях по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий из приложения к письму Минагрополитики от 04.12.2003 № 37-27-12/14023 (далее – Методрекомендации № 14023). Конкретнее о сроках инвентаризации читайте в материале «Инвентаризация: сроки и периодичность».

Конечно, на процесс инвентаризации сделало отпечаток военное положение. Мы подобрали основные особенности и изменения, которые нужно учесть при проведении инвентаризации перед закрытием бухгалтерского 2023 года:

Особенности инвентаризации в период военного положения

Инвентаризация-2023: можно ли отложить на «после войны»?

Стартовать годовая инвентаризация должна с назначения отдельным приказом руководителя предприятия соответствующей инвентаризационной комиссии. Кто назначает инвентаризационную комиссию, каковы ее полномочия и кого нужно включить в ее состав, а также образцы приказов о создании комиссии – в статьях:

Создание инвентаризационной комиссии

Годовая инвентаризация: как провести, если нужные работники отсутствуют

Приказ о создании инвентаризационной комиссии

Когда все формальности по созданию инвентаризационной комиссии выполнены, начинают инвентаризационную процедуру. В процессе непосредственной инвентаризации проверяют наличие и состояние активов путем подсчета, взвешивания, обмера и т. п. Результаты этих мероприятий вносят в соответствующие учетные докумены (описи, акты, сличительные ведомости). Сельхозпредприятия и ФХ могут применить как типовые формы, утвержденные нормативными документами, так и самостоятельно разработанные. Общие правила документального оформления инвентаризации и инвентаризационные формы, которые могут понадобиться предприятию, – в материалах далее:

Документальное оформление инвентаризации на сельхозпредприятии

Документы для оформления результатов инвентаризации на коммерческих предприятиях

Инвентаризируем основные средства и прочие необоротные материальные активы

Основные средства (ОС) и прочие необоротные материальные активы (ПНМА) составляют львиную долю имущества почти каждого предприятия. Пункт 10 разд. І Положения № 879 указывает на возможность проведения инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений и прочих недвижимых объектов один раз в три года. По остальным объектам – не реже одного раза в год перед составлением годовой финансовой отчетности и в иных обязательных случаях, определенных п. 7 разд. I Положения № 879.

Инвентаризацию проводят для того, чтобы убедиться в их фактическом наличии и документально ее подтвердить. Чудесно, если данные инвентаризации совпадают с показателями бухучета.

Однако часто при проверке выявляют объекты, которые частично утратили свои эксплуатационные характеристики или не соответствуют критериям признания. Что в таком случае делать, читайте в наших публикациях ниже:

Списание непригодных основных средств: оформление, налогообложение и учет

Списание изношенных и непригодных основных средств: как оформить и обложить налогами

Ликвидация основных средств в условиях войны: учет и налоги

Частичная ликвидация основных средств: документальное оформление и учет

От разборки здания получены возвратные отходы: как оприходовать и продать

Объекты ОС похищены: что делать бухгалтеру

Учет систем видеонаблюдения на агропредприятии: от установки до утилизации

ОС и МНМА: много ли общего?

Также только благодаря инвентаризации выявляют неоприходованные объекты или недостачи ОС путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета:

Предприятие не учитывало эмфитевзис как нематериальный актив: как исправить ошибку?

Каким документом оприходовать цистерну для хранения горючего, не учтенную раньше?

Инвентаризация позволяет оценить реальность балансовой стоимости объектов ОС и при необходимости провести их дальнейшую переоценку:

Переоценка основных средств: основные правила и учет

Амортизация основных средств во время военного положения: начислять или нет

Как установить срок полезного использования основных средств

Как поступать с объектом ОС, который полностью самортизирован?

«Военная» консервация основных средств

Добавим также, что согласно п. 5 Н(С)БУ 28 предприятие должно ежегодно (на конец года) проводить тест на обесценивание объектов ОС, то есть определять, существуют ли признаки возможного уменьшения их полезности. Такое тестирование целесообразно совместить с ежегодной инвентаризацией ОС. Напомним, что суть тестирования на обесценивание заключается в сравнении балансовой (остаточной) стоимости объекта ОС с суммой его ожидаемого возмещения. Провести такой тест предприятие может самостоятельно, не привлекая независимого оценщика.

Тестирование изменения полезности основных средств

Биологические активы

Годовую инвентаризацию биологических активов (БА) следует проводить перед представлением годовой отчетности. Хотя на практике инвентаризацию таких активов проводят чаще, ведь таким образом обеспечивается корректность их учета (не только бухгалтерского, но и зоотехнического).

Особенности инвентаризации БА прописаны в п. 5.1 – 5.5 Положения № 879 и могут быть ориентиром для подготовки инвентарных описей в растениеводстве и животноводстве. Более расширенные рекомендации по проведению инвентаризации различных видов активов с учетом отраслевой специфики сельхозпредприятий рассмотрены в Методрекомендациях № 14023.

Инвентаризация биологических активов

Уценка животных, выбракованных из основного стада: когда проводить и как учитывать

Яичное птицеводство: как все-таки уменьшить балансовую стоимость взрослых кур, если начисление амортизации под запретом?

Утилизация погибших животных: порядок и документальное оформление

Списание погибших животных и птицы: особенности военного времени

Запасы и сельхозпродукция

Основные задачи инвентаризации запасов и сельхозпродукции: выявить их фактическое наличие; установить излишки или недостачи запасов путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявить запасы, которые частично утратили свое первоначальное качество, а также запасы, которые не используются; выявить активы, не отвечающие критериям признания.

Перечень действующих норм естественной убыли ТМЦ

Бухучет естественной убыли зерна при хранении

Особенности инвентаризации кормов

Расхождения в весе зерна при экспорте: учетные и налоговые последствия

Списание и уценка запасов во время войны

ТМЦ на ответственном хранении повреждены: как списать?

Уничтожена сельхозпродукция, находившаяся на хранении: как обложить налогом и учесть потери

Уничтожение или порча сельхозпродукции во время военного положения: что надо знать бухгалтеру

Как списать погибшие саженцы

Как списать остатки картофеля прошлогоднего урожая

Хранение картофеля: бухучет и налогообложение естественной убыли

Инвентаризация ГСМ

Инвентаризация горючего имеет специфический «окрас». На что нужно обратить внимание сельхозпредприятию при инвентаризации горючего, – в наших следующих материалах.

Инвентаризация горючего на складах сельхозпредприятия: правила

Инвентаризация горючего на сельхозпредприятии: отражаем результаты в бухучете

Горючее уничтожено/утрачено во время войны: списываем без налоговых последствий

Инвентаризация имущества на неподконтрольной (оккупированной) территории

Напомним, что согласно п. 8 разд. I Положения № 879 предприятия, которые с даты начала временной оккупации расположены:

  • на территории АР Крым и г. Севастополя;
  • на временно оккупированной территории в Донецкой и Луганской областях, территории проведения АТО и/или проведения мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии рф в Донецкой и Луганской областях;
  • в районах проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения, или предприятия, структурные подразделения (обособленное имущество) которых расположены на (в) таких территориях (районах),

проводят инвентаризацию в случае возможности безопасного и беспрепятственного доступа уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухгалтерского учета, в которых отражены обязательства и собственный капитал предприятий.

Руководители таких предприятий в случае установления фактов хищения (разворовывания), недостачи, уничтожения (порчи) имущества могут принять решение о проведении инвентаризации такого отдельно определенного имущества на день установления таких фактов.

В настоящее время районы проведения военных (боевых) действий в период действия военного положения определяют в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 22.12.2022 № 309.

Пока нет фактического доступа к активам, контроль над которыми временно ограничен в связи с вооруженной агрессией рф, списать их с баланса нельзя. Но в ходе инвентаризации на дату баланса можно провести уценку полезности таких активов. Подробно об этом мы рассказывали в материалах:

Обесценивание активов, находящихся на временно оккупированной территории

Активы на неподконтрольной территории: как избежать налоговых рисков

После деоккупации обнаружили хищение/повреждение имущества: как документально оформить, обложить налогом, отразить в учете

Инвентаризация отходов

Термин «инвентаризация отходов» определен только в Порядке ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденном постановлением КМУ от 01.11.1999 № 2034.

Инвентаризация отходов – комплекс разовых организационно-технических мероприятий по выявлению, идентификации, описанию и регистрации отходов, учету объемов их образования, утилизации и удаления, а также выявления и обследования мест образования отходов и объектов обращения с ними.

О нюансах поведения, учета и утилизации отходов в сельском хозяйстве рассказываем далее:

Учет навоза на сельхозпредприятии: оприходование, оценка, взыскание экологического налога

Как ликвидировать отходы от пестицидов и тару от них

Бухгалтерский учет наличия и использования ветеринарных препаратов

Хранение, использование и утилизация ветпрепаратов и отходов от них

Просроченные ветпрепараты и прочие медицинские отходы на сельхозпредприятии: особенности учета и списания

Тара из-под средств защиты растений: учет выбытия (продажа, утилизация, безвозмездная передача)

Смазочные материалы на сельхозпредприятии: учет и утилизация

Инвентаризация расчетов

Инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятия нужно проводить с учетом требований п. 7 раздела ІІІ Положения № 879. Если вы выявили задолженность, которая исходя из сроков исковой давности считается безнадежной, ее нужно списать. В статьях ниже рассказываем, как такая операция облагается налогом и отражается в учете.

Инвентаризация расчетов: документальное оформление

Списание безнадежной задолженности по результатам инвентаризации: налогообложение и учет

Сроки давности по хоздоговорам: когда можно списать задолженность?

Списание безнадежной задолженности по результатам инвентаризации: налогообложение и учет

Учет результатов инвентаризации

Отражение налогов в бухучете

Отражаем результаты инвентаризации на счетах бухучета

Учет и налогообложение результатов инвентаризации

Поле не засеяно из-за военного положения: налоговые и бухгалтерские последствия

Когда и как можно списать налоговый кредит по НДС

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы