Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как установить срок полезного использования основных средств


Практическая ситуация

Предприятие – плательщик налога на прибыль, который корректирует финрезультат до налогообложения на разницы, предусмотренные разд. ІІІ НК, приобрело автомобиль. Какой срок полезного использования (далее – СПИ) можно установить для этого авто?

В бухгалтерском учете СПИ объекта основных средств (далее – ОC) предприятие определяет самостоятельно.

СПИ – это ожидаемый период, в течение которого необоротные активы будут использоваться предприятием или с их помощью будет изготовлен (выполнен) ожидаемый предприятием объем продукции (работ, услуг) (п. 4 НП(С)БУ 7).

Как следует из определения, под СПИ понимают не точный, а именно ожидаемый срок, который может отличаться от фактического. В дальнейшем СПИ пересматривают, если изменились ожидаемые экономические выгоды от использования объекта ОС. В таком случае амортизация объекта ОС начисляется, исходя из нового СПИ, начиная с месяца, следующего за месяцем изменения СПИ (п. 25 НП(С)БУ 7). Предполагаемый СПИ должен быть больше года или одного операционного цикла, если он превышает год.

При установлении СПИ следует учесть (п. 24 НП(С)БУ 7):

  • мощность или производительность объекта;
  • физический и моральный износ;
  • правовые и другие ограничения сроков эксплуатации объекта и др.

Рекомендуем при определении СПИ за объем продукции (работ, услуг), который будет изготовлен (выполнен) предприятием с использованием объекта ОС, принимать объем продукции (работ, услуг), который планируется произвести (выполнить) с помощью этого объекта.

Важно! СПИ фиксируется в приказе (распоряжении) руководителя о вводе объекта ОС в эксплуатацию (п. 23 НП(С)БУ 7).

Плательщики налога на прибыль, которые корректируют финрезультат на разницы из разд. ІІІ НК, должны ориентироваться на минимально допустимые сроки амортизации, приведенные в пп. 138.3.3 НК. В нашем случае минимально допустимый срок амортизации транспортных средств – 5 лет. При этом если в бухучете СПИ объекта ОС:

  • меньше минимально допустимых сроков амортизации ОС, то для расчета амортизации в налоговом учете используются сроки из пп. 138.3.3 НК;
  • равен или больше сроков, установленных пп. 138.3.3 НК, тогда для расчета амортизации берут бухгалтерский СПИ.

Для определения объекта обложения налогом на прибыль плательщики должны к бухгалтерскому финрезультату отчетного периода прибавить, в частности, сумму бухгалтерской амортизации ОС и вычесть сумму налоговой амортизации, исчисленной по правилам НК (п. 138.1, 138.2 НК). При этом если у одного и того же объекта ОС в налоговом и бухгалтерском учете установлены разные СПИ, то у таких плательщиков налога на прибыль возникнет разница, связанная с амортизацией, на которую корректируется финрезультат.

На заметку! Если у одного и того же объекта в налоговом и бухгалтерском учете разные СПИ, то у такого объекта разными будут также:

  • ежемесячные суммы амортизации;
  • остаточная стоимость.

Плательщики налога на прибыль, которые не корректируют финрезультат на разницы из разд. ІІІ НК, при определении СПИ формально могут не учитывать минимально допустимые сроки амортизации, установленные пп. 138.3.3 НК. Но если они перейдут в группу плательщиков, которые корректируют финрезультат на разницы, установленные разд. ІІІ НК, то после изменения своего статуса им придется при расчете налоговой амортизации использовать минимально допустимые сроки амортизации.

Комментарии к материалу
Статьи по теме
18.08.2025
Что нужно знать бухгалтеру о компьютерной программе
В статье рассмотрено, что такое компьютерная программа и какие могут быть варианты отражения компьютерных программ в бухучете в зависимости от условий их приобретения. Поговорим о компьютерной программе именно под бухучетным углом зрения. Выясним: чем является компьютерная программа с точки зрен...
07.07.2025
В качестве взноса в уставный капитал передан автомобиль или сельхозтехника: можно ли забрать это имущество в случае выхода из состава учредителей?
В статье рассмотрено, может ли учредитель при выходе из ООО или ФХ забрать имущество, переданное им ранее в качестве взноса в уставный капитал, предоставлены рекомендации, как правильно с юридической точки зрения оформить данную операцию. Достаточно часто взносы в уставный капитал сельскохозяйственн...
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
22.09.2025
Убыль зерна во время доработки: как отразить в бухучете
Доработка зерна всегда связана с естественными потерями массы. В статье мы расскажем, как сельхозпредприятиям – как тем, которые имеют собственные мощности, так и тем, которые передают зерно на элеватор, – правильно отразить эти потери в бухучёте. Доработка зерна всегда связана с естеств...
Новое
06.10.2025
Должны ли фермерские хозяйства проводить реорганизацию в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?
Рассмотрим, нужно ли фермерскому хозяйству осуществлять процедуру реорганизации путем преобразования в ООО после утраты силы Хозяйственного кодекса. Как преобразовать частное предприятие в ООО в связи с отменой Хозяйственного кодекса?. Практическая ситуация Из-за утраты действия Хозяйственным кодек...
22.09.2025
Как получить сертификат ТПП о форс-мажоре по налоговым обязательствам
Из статьи вы узнаете, какие документы должен подать налогоплательщик, чтобы получить сертификат Торгово-промышленной палаты для подтверждения форс-мажорных обстоятельств по налоговым обязательствам. В статье рассмотрим, как субъекту хозяйствования получить сертификат Торгово-промышленной палаты о на...
22.09.2025
Как учитывать расходы на получение сертификата ТПП о форс-мажорных обстоятельствах?
Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты по выдаче сертификата, удостоверяющего наступление форс-мажорных обстоятельств. На какие расходы и на какой бухгалтерский счет отнести сумму такой оплаты? Предприятие оплатило услуги Торгово-промышленной палаты (далее – ТПП) по выдаче сер...
Лучшие материалы