Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Уничтожение или порча сельхозпродукции во время военного положения: что надо знать бухгалтеру

04.08.2022 613 0 1

Читайте по теме:

Потеря посевов как форс-мажор войны: как провести обследование и списать без НДС-последствий


Вследствие военных действий немало сельхозпредприятий столкнулось с тем, что их сельхозпродукция, которая находилась на складе, была уничтожена. Также часто сельхозпродукция портится по различным причинам, например, из-за проблем с реализацией, если предприятие расположено на оккупированной территории или территории, где ведутся (велись) боевые действия. Бухгалтеров предприятий интересует, как правильно списать такую продукцию, какими будут налоговые и учетные последствия. Именно об этом расскажем в статье.


Как задокументировать уничтожение и списание сельхозпродукции

Для установления факта уничтожения (порчи) продукции и ее дальнейшего списания без инвентаризации не обойтись. Этого требует п. 7 разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).

По общему правилу инвентаризация проводится на день установления факта уничтожения или порчи продукции.

Но предприятия, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории проведения АТО (на сегодня это следует понимать как «территории, на которых ведутся боевые действия»), проводят инвентаризацию тогда, когда станет возможным безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета, в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. Указанные предприятия обязаны произвести инвентаризацию по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для такого доступа, и отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода (п. 8 разд. І Положения № 879).

Для проведения инвентаризации руководитель своим приказом должен создать инвентаризационную комиссию. В ее состав могут входить работники предприятия: директор, главный бухгалтер, агроном, инженер, бригадир и др. Если уничтожение продукции случилось из-за форс-мажорных обстоятельств, рекомендуем привлечь представителей соответствующих органов (районных военных администраций, территориальных органов ГСЧС, полиции, прокуратуры и т. п.). Это важно для надлежащего подтверждения наступления обстоятельств непреодолимой силы (см. далее раздел «Облагается ли НДС списание сельхозпродукции»).

Обязанностями комиссии являются определение причины уничтожения или порчи сельхозпродукции, объема уничтоженной (испорченной) продукции, разработка предложений относительно ее судьбы (использование в хозяйственной деятельности, списание и т. п.).

Подробнее об особенностях проведения инвентаризации в условиях военного положения см. статью «Потеря посевов как форс-мажор войны: как провести обследование и списать без НДС-последствий».

По результатам инвентаризации комиссия составляет по одному экземпляру следующих документов:

  1. Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № Інв-4 с.-г., приложение 4 к Методическим рекомендациям по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий, которые являются приложением к письму Минагрополитики от 04.12.2003 № 37-27-12/14023, далее – Методрекомендации № 37). В описи указываются: наименование испорченной продукции, ее количество, причины, степень и характер порчи, предложения относительно ее обесценивания, списания или возможности использования.
  2. Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных и других ценностей (форма № Інв-18 с.-г., приложение 18 к Методрекомендациям № 37).
  3. Протокол инвентаризационной комиссии. Регламентированной формы протокола для коммерческих предприятий на сегодня нет. Поэтому предприятие должно разработать ее самостоятельно. В протоколе также приводятся предложения относительно списания продукции или ее возможного использования. Протокол утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

Обращаем внимание! Результаты инвентаризации отражаются в бухучете и финотчетности того отчетного периода, в котором она закончена (п. 2, 3 разд. IV Положения № 879).

Для списания продукции с баланса нужно составить соответствующий первичный документ. На практике таковым является акт на списание (далее – акт). Действующим законодательством типовая форма акта не предусмотрена. Поэтому, учитывая положения ст. 9 Закона от 16.07.1999 № 996-ХІV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», предприятие должно разработать ее самостоятельно.

В акте указывают: наименование уничтоженной (испорченной) продукции, которая подлежит списанию, ее количество и стоимость, а также причины порчи. Акт составляется в двух экземплярах (один передают материально ответственному лицу, второй – в бухгалтерию) и подписывается членами инвентаризационной комиссии.

Если испорченную продукцию можно использовать в хозяйственной деятельности (например, на корм скоту), то кроме акта следует составить также Накладную-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № М-11, утвержденная приказом Минстата от 21.06.1996 № 193), которой фиксируют перемещение продукции из одной группы (например, овощная продукция) в другую (например, корма).

На основании утвержденного акта результаты обследования посевов отражаются в бухучете (п. 3 разд. ІV Положения № 879).

Облагается ли НДС списание сельхозпродукции

Сама по себе операция по списанию уничтоженной (испорченной) продукции не является объектом обложения НДС. Но в случае ее списания появляется вопрос о начислении компенсирующих налоговых обязательств по НДС (далее – НО) на основании п. 198.5 Налогового кодекса (далее – НК).

В соответствии с этой нормой, если приобретенные с НДС товары/необоротные активы/услуги не использованы в хозяйственной деятельности, на их стоимость следует начислить НО для корректировки входного НДС, отраженного во время их приобретения. Поэтому на практике такие НО принято называть компенсирующими.

В мирное время налоговики настаивали, чтобы сельхозпроизводители в случае списания уничтоженной (испорченной) сельхозпродукции признавали условную продажу товаров/услуг, использованных для выращивания такой продукции (например, семян, средств защиты растений, горючего и т. п.), и начисляли на их стоимость компенсирующие НО.

Однако в период действия военного положения в НК появилась норма, которая освобождает от начисления компенсирующих НО на стоимость товаров, уничтоженных (утраченных) во время войны.

Так, в соответствии с п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НК временно, в течение действия правового режима военного, чрезвычайного положения, не считаются использованными плательщиком в не облагаемых налогом операциях или операциях, которые не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика, товары, уничтоженные (утраченные) в результате действия обстоятельств непреодолимой силы в период военного, чрезвычайного положения.

Причем, как видим, речь идет не только об уничтожении товаров вследствие военных действий, но и о других обстоятельствах непреодолимой силы, которые случились в указанный период.

Для справки. Форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые объективно делают невозможным выполнение обязанностей согласно законодательным и другим нормативным актам. К таким обстоятельствам относятся: исключительные погодные условия, стихийные бедствия (эпидемия, нагромождение снега, гололед, град, заморозки, замерзание перевалов, молния, пожар, засуха, наводнение, проседание и сдвиг почвы), другие стихийные бедствия, а также вооруженный конфликт или серьезная угроза такого конфликта, военные действия, акты терроризма и т. п. (ст. 141 Закона от 02.12.1997 № 671/97-ВР «О торгово-промышленных палатах в Украине», далее – Закон № 671).

Таким образом, если сельхозпродукция уничтожена (испорчена) в результате действия обстоятельств непреодолимой силы в период военного, чрезвычайного положения, начислять компенсирующие НО на стоимость товаров/услуг, приобретенных и использованных для ее выращивания, не нужно.

Надо ли сельхозпредприятию, а если надо, то как именно, документально подтверждать факт наступления обстоятельств непреодолимой силы для неначисления компенсирующих НО?

Военное положение, введенное в Украине с 24.02.2022, само по себе является форс-мажорным обстоятельством. В подтверждение этого Торгово-промышленная палата (далее – ТПП) разместила на своем сайте общее официальное письмо от 28.02.2022 № 2024/2.0-7.1 (далее – Письмо № 2024), которое удостоверяет наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), – военной агрессии Российской Федерации против Украины.

В Письме № 2024 отмечено, что военная агрессия РФ против Украины стала основанием для введения военного положения с 24.02.2022 в соответствии с Указом Президента от 24.02.2022 № 64/2022.

ТПП подтверждает, что указанные обстоятельства с 24.02.2022 до их официального окончания являются чрезвычайными, неотвратимыми и объективными обстоятельствами для субъектов хозяйствования (далее – СХ) и/или физлиц по договору, отдельным налоговым и другим обязательствам/обязанностям, выполнение которых наступило согласно условиям договора, контракта, соглашения, законодательным и другим нормативным актам и стало невозможным в установленный срок вследствие наступления таких форс-мажорных обстоятельств.

То есть теперь СХ вроде бы не должны получать сертификат ТПП, чтобы подтвердить наступление форс-мажора. Достаточно иметь общее письмо ТПП.

Однако, по нашему мнению, наличие Письма № 2024 не значит, что «война все спишет». Поэтому сельхозпредприятию следует иметь документальные доказательства, что продукция уничтожена (утрачена) именно из-за обстоятельств непреодолимой силы (их определение приведено выше), а не из-за обычной халатности.

Например, если сельхозпродукция уничтожена из-за боевых действий (попадание в склад ракеты (обломков ракеты), снаряда и т. п.), то понадобится заключение компетентного органа (например, территориальных органов ГСЧС, полиции, прокуратуры и т. п.), которое подтверждает наступление таких обстоятельств.

Если речь идет о порче сельхозпродукции в результате природных катаклизмов (ливни, паводки, град и т. п.), то следует обратиться в соответствующий орган, который имеет полномочия относительно засвидетельствования таких обстоятельств. Например, это может быть справка Гидрометцентра или управления агропромышленного развития райгосадминистраций (теперь районных военных администраций).

Также к таким документам советуем скачать упомянутый выше общий для всех сертификат о форс-мажорных обстоятельствах.

Надо ли начислять НДС, если продукция испортилась из-за невозможности ее реализации?

Однозначно ответить на этот вопрос мы не можем.

Так, если говорить о предприятиях, которые находятся на оккупированных территориях или территориях, где ведутся боевые действия, то можно утверждать, что невозможность реализации, а следовательно, и порча сельхозпродукции случились из-за обстоятельств непреодолимой силы. Подтверждением этого является, во-первых, упомянутый выше сертификат ТПП, а во-вторых, то, что конкретная территория относится к оккупированной или той, на которой ведутся (велись) боевые действия.

Кстати, согласно НК Кабмину поручено утвердить перечень таких территорий. Однако на дату написания настоящей статьи такой перечень еще не утвержден. Но сейчас действует Перечень территориальных громад, расположенных в районах проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании), утвержденный приказом Минреинтеграции от 25.04.2022 № 75. Считаем, что СХ могут им воспользоваться.

В таком случае начислять компенсирующие НО на стоимость утраченной (испорченной) сельхозпродукции не нужно.

Если же предприятие расположено на мирной территории, то, по нашему мнению, не начислять компенсирующие НО можно, только если наличие форс-мажора будет должным образом подтверждено.

Как начислить компенсирующие НО, если предприятие не имеет достаточных доказательств, что сельхозпродукция была утрачена (испорчена) из-за форс-мажорных обстоятельств?

Если списывается приобретенная сельхозпродукция, то компенсирующие НО насчитываются на стоимость приобретения такой продукции (п. 189.1 НК).

Если речь идет о сельхозпродукции собственного производства, то компенсирующие НО следует начислить не на всю стоимость продукции, которая списывается, а только на стоимость товаров (услуг), приобретенных с НДС и использованных для выращивания этой продукции. Например, к таким товарам/услуг относятся семена, удобрения, горючее, корма, электроэнергия, ветпрепараты, услуги сторонних предприятий/предпринимателей и т. п. (т. е. все то, что могло быть приобретено с НДС). Такие расходы, как зарплата, начисления на нее, амортизация, услуги собственных вспомогательных производств, общепроизводственные распределенные расходы и т. п., в расчет суммы, на которую начисляют компенсирующие НО, не включают, ведь они не связаны с приобретением товаров/услуг и не содержат НДС.

Обратите внимание! Начислять компенсирующие НО нужно, только если продукция была списана с баланса из-за невозможности дальнейшего ее использования в хозяйственной деятельности или продажи. Например, если предприятие не списывает продукцию, а использует ее на корм скоту или продает по значительно сниженным ценам (в частности, населению), то начислять компенсирующие НО не нужно.

Чтобы определить сумму, на которую начисляются компенсирующие НО, следует проанализировать и выделить из себестоимости уничтоженной (испорченной) продукции стоимость товаров/услуг, приобретенных у плательщиков НДС.

Кстати, такого же мнения придерживается и ГНС. Так, в Индивидуальной налоговой консультации (далее – ИНК) от 26.04.2019 № 1858/6/99-99-15-03-02-15/ІПК указано, что в случае списания самостоятельно изготовленной продукции в связи с невозможностью ее использования в хозяйственной деятельности плательщик налога обязан начислить НО в соответствии с п. 198.5 НК, а именно исходя из стоимости товаров/услуг, приобретенных с НДС и частично или полностью использованных для производства такой продукции.

В этой же ИНК налоговики отмечают, что в случаях, когда особенности учета и/или специфика деятельности плательщика НДС не дают возможность определить такую стоимость, компенсирующие НО доначисляются исходя из обычной цены самостоятельно изготовленной продукции, в связи со списанием которой осуществляется такое доначисление.

Правда, непонятно, при чем здесь обычная стоимость (напомним, обычная стоимость продукции собственного производства как база обложения НДС применяется в случае реализации такой продукции). В этой ситуации никакой реализации не происходит, потому мы уверены: если невозможно выделить из себестоимости стоимость приобретенных товаров/услуг, начислять компенсирующие НО следует исходя из себестоимости продукции, а не ее обычной стоимости.

Расчет НО рекомендуем оформить бухгалтерской справкой.

Покажем на числовом примере, как исчислить сумму компенсирующих НО.

Пример 1

Сельхозпредприятие обнаружило порчу 15 ц моркови, себестоимость которой составляет 700 грн/ц. Акт на списание был составлен 02.08.2022.

Себестоимость 1 ц моркови состоит из таких расходов (см. таблицу):

(грн)

Статьи расходов

Сумма

всего

из них товары/услуги,
приобретенные с НДС

1

2

3

Расходы на оплату труда, всего

100

 

Отчисления на ЕСВ, всего

22

 

Семена, всего

140

140

Горючее, потраченное на сев

110

110

Горючее, потраченное на сбор урожая

90

90

Удобрения

75

75

Полученные услуги по внесению удобрений

35

35

Услуги собственных вспомогательных подразделений

43

 

Амортизация основных средств

35

 

Общепроизводственные распределенные расходы

45

 

Всего

700

450

Таким образом, на 15 ц моркови стоимость приобретенных с НДС товаров/услуг, которые включены в ее себестоимость, составляет 6 750 грн (450 грн х 15 ц). Именно на эту сумму надо начислить компенсирующие НО:

6 750 грн х 20 % = 1 350 грн.

Как оформить налоговую накладную (далее – НН) для начисления компенсирующих НО?

Для начисления компенсирующих НО составляется сводная НН (п. 11 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307, далее – Порядок № 1307).

Такую НН следует выписать не позже последнего дня налогового периода, в котором предприятие списывает испорченную продукцию (п. 198.5 НК), и зарегистрировать в Едином реестре налоговых накладных в установленные для этого сроки. То есть НН не обязательно оформлять на дату составления акта на списание продукции. Главное – сделать это в том же периоде, в котором составлен такой акт.

Причем, если продукция списывается в течение отчетного периода несколько раз, можно составить одну сводную НН по всем этим операциям в конце отчетного периода.

Сводная НН заполняется согласно п. 8, 11 Порядка № 1307, а именно:

  • в левом верхнем углу в графе «Сводная налоговая накладная» делается отметка «1»;
  • графе «Тип причины» указывается код «13 – Составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности»;
  • графе «Получатель (покупатель)» – собственное наименование, в строке «Индивидуальный налоговый номер получателя (покупателя)» – условный ИНН «600000000000»;
  • графе «Номенклатура товаров/услуг продавца» – дата составления и порядковые номера НН, полученных во время приобретения товаров/услуг, по которым определяются НО (п. 16 Порядка № 1307). Поскольку в ситуации со списанием готовой продукции собственного производства предприятие определяет НО расчетным путем (т. е. нет возможности указать номера входных НН), в этой графе можно привести причину их начисления, например: «Условная поставка товаров/услуг, использованных в операциях, не связанных с хозяйственной деятельностью, в связи с порчей продукции на основании акта на списание от ___ № ___» (приводится дата составления акта и его номер);
  • графы 3.1–3.3, 5–9 и 12 не заполняются.

Как отразить начисление компенсирующих НО в декларации по НДС (далее – декларация)?

В декларации компенсирующие НО указываются в специальной строке 4.1. В приложениях к декларации начисление компенсирующих НО не отражается.

Налог на прибыль

Что касается налога на прибыль, то в случае списания испорченной продукции для его плательщиков, к счастью, не будет дополнительной налоговой нагрузки (как для плательщиков НДС).

Здесь все так же, как и в бухучете. То есть расходы, отраженные в бухучете в связи со списанием испорченной продукции, будут учтены при определении финансового результата, который является объектом обложения налогом на прибыль. Ведь разд. ІІІ НК не предусмотрено каких-то специальных правил налогообложения недостач и порчи запасов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 14 и 27 НП(С)БУ 16 «Расходы» сверхнормативные недостачи и потери от порчи ценностей не включаются в первоначальную стоимость запасов и списываются на расходы отчетного периода. Планом счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденным приказом Минфина от 30.11.1999 № 291, для такого вида расходов предусмотрен субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Учет списанной испорченной готовой продукции до ее передачи специализированным предприятиям для дальнейшего хранения, уничтожения и утилизации может вестись на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

Если после установления факта порчи продукцию можно использовать в хозяйственной деятельности (в частности, продать, но по сниженной цене, или использовать на корм скоту), тогда она не списывается на расходы отчетного периода, а входит в себестоимость реализации (Дт одноименного счета 90) или относится к соответствующим расходам в зависимости от направления использования во внутрихозяйственных целях (в частности, Дт 232 «Производство», если продукция используется на корм животным).

Пример 2

Из-за невозможности реализации овощной продукции предприятие списывает 15 ц моркови себестоимостью 700 грн/ц. Расчетным путем (см. пример 1) определено, что стоимость приобретенных товаров/услуг, использованных для выращивания моркови, составляет 450 грн/ц.

В учете эти операции отражаются так:

(грн)

п/п

Содержание операции

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

По общему
Плану счетов

По упрощенному
Плану счетов

Сумма

Дт

Кт

Дт

Кт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Списана стоимость испорченной моркови (15 ц х 700)

Протокол
инвентаризационной комиссии,
акт на списание

947

27

96

26

10 500

2

Начислены компенсирующие НО

(450 х 15 ц х 20 %)

Сводная НН

949

641

96

641

1 350

3

В конце отчетного периода списаны расходы деятельности на финансовый результат

Бухгалтерская
справка

791

947

79

96

10 500

791

949

79

96

1 350

Пример 1. Как исчислить сумму компенсирующих НО.doc

Скачать

Пример 2. Бухучет.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2936 грн. / год

Купить

Лучшие материалы