Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Підписатися

Щодо порядку оподаткування та зарахування податків до бюджету в період дії терміну санації підприємства

Редакція

12.09.2017 170 0 0

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 05.09.2017 г. N 1811/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

Относительно порядка налогообложения и зачисления налогов в бюджет в период действия срока санации предприятия

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо плательщика относительно порядка налогообложения и зачисления налогов в бюджет в период действия срока санации предприятия и руководствуясь статьей 52 раздела II Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс) сообщает.

Вопрос 1:

Каким образом осуществляется обложение налогом на добавленную стоимость операции должника по поставке товаров (основных средств, нематериальных активов прав требований и т.д.), а именно недвижимых объектов и движимого имущества плательщика, предлагаемых к отчуждению для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом санации?

Ответ:

В соответствии с пунктом 198.3 статьи 198 Кодекса налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:

приобретением или изготовлением товаров и оказанием услуг;

приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе, других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте.

Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, что такие товары/услуги и основные фонды будут использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.

Пунктом 46 подраздела 2 раздела XX "Переходные положения" Кодекса предусмотрено времено, до 1 января 2020 года освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции плательщика налога - должника по поставке товаров для целей погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации согласованного согласно закону относительно финансовой реструктуризации, или плану санации, утвержденному в соответствии со статьей 6 Закона Украины "О восстановлении, платежеспособности должника или признании его банкротом" (далее - Закон "О восстановлении платежеспособности") с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации. При осуществлении операций по поставке товаров, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с этим пунктом, плательщик налога - должник не применяет нормы пункта 198.5 статьи 198 и пункта 199.1 статьи 199 Кодекса относительно начисления налоговых обязательств или корректировки ранее начисленных налоговых обязательств и/или сумм налога, отнесенных к налоговому кредиту в связи с такой поставкой.

Относительно возможности формирования налогового кредита контрагентом по операции по приобретению товаров (услуг), освобождение от обложения НДС которых предусмотрено пунктом 46 подраздела 2 раздела XX "Переходные положения" Кодекса, то, учитывая, что при осуществлении операций освобожденных от налогообложения, налог на добавленную стоимость не начисляется, по таким операциям отсутствуют основания для формирования налогового кредита и увеличения суммы, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином Реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН), рассчитываемую по формуле, определенной пунктом 2001.3 статьи 2001 Кодекса.

Вопрос 2:

Какие особенности относительно взимания налога на прибыль предприятия на период действия закона относительно финансовой реструктуризации (действия плана санации), а именно: как правильно отражать в декларации по налогу на прибыль полученные доходы от реализации недвижимых объектов и движимого имущества плательщика (реализация основных средств осуществляется согласно плану санации) для целей Украины, в частности относительно вариантов погашения его задолженности перед кредиторами в соответствии с планом санации, учитывая пункт 39 подраздела 4 раздела XX Переходных положений Кодекса?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 Кодекса, объектом налогообложения являются:

прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями этого Кодекса.

Если в соответствии с III раздела предусмотрено осуществление корректировки путем увеличения финансового результата до налогообложения, то в этом случае происходит:

уменьшение отрицательного значения финансового результата до налогообложения (убытка);

увеличение положительного значения финансового результата до налогообложения (прибыли).

Если в соответствии с этой главой предусмотрено осуществление корректировки путем уменьшения финансового результата до налогообложения, то в этом случае происходит:

увеличение отрицательного значения финансового результата до налогообложения (убытка);

уменьшение положительного значения финансового результата до налогообложения (прибыли).

Для плательщиков налога, у которых годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный и налоговый период не превышает двадцати миллионов гривен, объект налогообложения может определяться без корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела. Плательщик налога, у которого годовой доход (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышает двадцати миллионов гривен, вправе принять решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела, не более одного раза в течение непрерывной совокупности лет в каждом из которых выполняется этот критерий относительно размера дохода. О принятом решении плательщик налога указывает в налоговой отчетности по этому налогу, которая подается за первый год в такой непрерывной совокупности лет. В последующие годы такой совокупности корректировка финансового результата также не применяется (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет).

Если у плательщика, принявшего решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет), определенные в соответствии с положениями этого раздела, в любом последующем году годовой доход (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период превышает двадцать миллионов гривен, такой плательщик определяет объект налогообложения начиная с такого года путем корректировки финансового результата до налогообложения на все разницы, определенные в соответствии с положениями этого раздела.

Для целей этого подпункта в годовой доход от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, включается доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), другие операционные доходы, финансовые доходы и прочие доходы.

В соответствии с пунктом 39 раздела XX "Переходные положения" Кодекса на период действия закона относительно финансовой реструктуризации плательщик налога на прибыль предприятий:

1) уменьшает финансовый результат до налогообложения:

на сумму доходов, признанных им в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в результате списания ему налогового долга, аннулирования (прощения) и/или рассрочки (отсрочки) его обязательств в соответствии с положениями пункта 37 подраздела 10 раздела XX "Переходные положения" Кодекса и законом относительно финансовой реструктуризации:

на сумму доходов, признанных им в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в связи с расформированием резервов вследствие реструктуризации им обязательств в соответствии с планом реструктуризации, согласованным в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации, если налогообложение таких резервов регулируется нормами пункта 139.3 статьи 139 Кодекса;

2) увеличивает финансовый результат до налогообложения на одну третью часть суммы доходов, признанных в связи с уменьшением (расформированием) резервов, на которую уменьшался его финансовый результат до налогообложения в соответствии с подпунктом 1 этого пункта, в каждом из трех лет, следующих за годом, в котором был согласован план реструктуризации согласно закону относительно финансовой реструктуризации или утвержден план санации согласно статье 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации;

3) не изменяет финансового результата до налогообложения:

на сумму использованного резерва вследствие аннулирования (прощения) обязательства на условиях плана реструктуризации, согласованного в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации;

на сумму доходов и расходов, не указанных в подпунктах 1 и 2 этого пункта, признаваемых в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности в результате реструктуризации обязательств на условиях плана реструктуризации, согласованного в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом относительно финансовой реструктуризации.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за 2015 год от 25.02.2016 г. N 9276094754, предприятием задекларирован доход в сумме 2613,3 тыс. грн. в таблице декларации "Наличие решения" не приведена информация относительно принятия решения о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы.

Учитывая вышеизложенное, предприятие может корректировать финансовый результат до налогообложения на разницы относительно финансовой реструктуризации при соблюдении требований Закона "О восстановлении платежеспособности".

Вопрос 3:

Какие особенности функционирования электронного счета СЭА НДС в период действия плана санации, а именно имеет ли право предприятие использовать средства с санационного счета для разблокировки СЭА НДС, имея при этом задолженность по ЕСВ в сумме 2055.9 тыс. грн., и НДС в сумме 1356,2 тыс. грн. (согласно подписанного плана санации) и учитывая пункт 9 статьи 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" (мораторий на все требования кредиторов (погашение задолженности с санационного счета), отсутствующие в списке плана санации)?

Ответ:

Правовые основы функционирования системы электронного администрировании НДС регулируются статьей 2001 Кодекса.

Порядок электронного администрирования НДС устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Пунктом 2001.2 статьи 2001 Кодекса установлено, что плательщикам налога автоматически открываются счета в системе электронного администрирования НДС.

Расчеты с бюджетом в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость осуществляются с этих счетов, кроме случая, предусмотренного абзацем вторым пункта 87.1 статьи 87 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2001.3 статьи 2001 Кодекса, плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных на сумму налога, исчисленную по формуле определенной этим же пунктом.

ГФС автоматически исчисляет сумму налога на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре.

Плательщик налога имеет право получать от ГФС информацию о состоянии своего электронного счета, а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре.

Казначейство подает ГФС в разрезе плательщиков налога информацию о суммах пополнения электронных счетов и остатков на таких счетах.

В соответствии с пунктом 2001.6 статьи 2001 Кодекса по итогам отчетного налогового периода, в соответствии с задекларированными в налоговой декларации результатами, а также в случае представления уточняющих расчетов к налоговой декларации, плательщиком производится расчет с бюджетом в порядке, определенном статьями 200 и 209 Кодекса.

Если на дату подачи налоговой отчетности по налогу сумма средств на счете в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика налога превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с представленной отчетностью плательщик налога имеет право подать в контролирующий орган в составе такой налоговой отчетности заявление в соответствии с которым такие средства подлежат перечислению на счет такого плательщика налога, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающую сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу.

Согласно приведенному выше, Кодексом и Постановлением Кабинета Министров Украины N 569 от 16.10.2014 г. "Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) не предусмотрено исключений относительно функционирования электронного счета системы электронного администрирования НДС в период действия плана санации.

Вопрос 4:

Просьба разъяснить порядок отражения, зачисления и списания задолженности перед бюджетом и небюджетным платежам плательщика, а именно: какой порядок зачисления и очередность погашения задолженности по ЕСВ, НДФЛ, земельному налогу, налогу на прибыль и другим налогам, в соответствии с графиком удовлетворения требований кредиторов и отражения уплаченных (зачисленных) сумм в карточке налогоплательщика. Данные о состоянии задолженности по этим налогам просим отразить состоянию на 31.07.2017 г.?

Ответ:

Сообщаем, что в соответствии с п. 87.9 статьи 87 Кодекса, в случае наличия у налогоплательщика налогового долга контролирующие органы обязаны зачислить средства, уплачиваемые таким налогоплательщиком, в счет погашения налогового долга согласно очередности его возникновения независимо от направления уплаты, определенного налогоплательщиком. В таком же порядке происходит зачисление средств, которые поступят в счет погашения налогового долга налогоплательщика в соответствии со статьей 95 Кодекса или по решению суда в случаях, предусмотренных законом.

Направление средств налогоплательщиком на погашение денежного обязательства перед погашением налогового долга запрещается, кроме случаев направления этих средств на выплату заработной платы и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Предоставляем информацию о налоговом долге и недоимке по единому взносу предприятия состоянию на 31.07.2017 г .:

Код органа ГФС

Название налога, сбора, единого взноса

Сумма, грн.

1918

земельный налог с юридических лиц

414773,91

1918

рентная плата за специспользование воды

1914,95

1918

налог на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров (работ, услуг)

1088967,49

1918

земельный налог с юридических лиц

6648,35

1918

налог на доходы физических лиц, который упл. нал. агентами, с доходов плательщика налога в виде з/п

173072,64

1918

налог на прибыль предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности

31471,24

1918

поступления от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

1074,83

 

Всего налоговый долг

1717923,41

1918

един. взн., начисл. работ. на суммы: зар. платы, вознагр. по догов. гпх, пом. по врем. нетр.

2037976,41

1918

Всего задолженность

3755889,82

 

Вопрос 5:

Имеют ли право контролирующие органы требовать взыскания штрафных санкций, пени за задолженность, которая возникла до момента санации, и текущей задолженности, учитывая п. 37 подраздела 10 раздела XX Переходных положений Налогового кодекса Украины и согласно ст. 6 Закона N 2343 с учетом особенностей, установленных Законом N 1414 в случае признания их привлеченным кредиторами и включение в график удовлетворения требований кредиторов?

Ответ:

Абзацем 1 пункта 37 подраздела 10 раздела XX Переходных положений Кодекса предусмотрено, что выполнение контролирующими органами плана реструктуризации, согласованного в соответствии с законом относительно финансовой реструктуризации, или планом санации, утвержденным в соответствии со статьей 6 Закона "О восстановлении платежеспособности" с учетом особенностей, установленных законом, относительно финансовой реструктуризации, в случае признания их привлеченным кредиторами в соответствии с Законом Украины "О финансовой реструктуризации" осуществляется с учетом особенностей, установленных этим пунктом.

Поскольку к обращению не приложено никаких документов, подтверждающих что ситуация, которая сложилась в процедуре досудебной санации плательщика, подпадает под действие Закона "О финансовой реструктуризации", то предоставить индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу не представляется возможным.

 

Коментарі до матеріалу

Кращі матеріали