Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Новая форма декларации по налогу на прибыль: что изменилось и с какого периода применять

17.12.2020 1767 0 2

Приказом Минфина от 29.10.20 г. № 649 (вступил в силу с 01.12.20 г. – с даты официального опубликования) обновлена форма Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий, утвержденная приказом Минфина от 20.10.15 г. № 897. Фактически она приведена в соответствие с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс (далее – НК) согласно Закону от 16.01.20 г. № 466- IX еще 23.05.20 г., а также с планируемыми на перспективу (т. е. заложены будущие изменения). Посмотрим, что же нового в декларации.


С какого периода применять новую форму

Если налогоплательщик подает уточняющую декларацию по налогу на прибыль для того, чтобы исправить ошибки предыдущих периодов (например, 16.12.20 г. подает уточняющую декларацию за 2019 год), то с 01.12.20 г. он должен использовать уже новую форму (п. 50.1 НК). Правда, в Реестр форм электронных документов по состоянию на 16.12.20 г. новая форма декларации еще не добавлена.

Что касается первой сдачи отчетности по обновленной форме, то в п. 46.6 НК однозначно сказано, что со следующего периода после вступления в силу изменений. То есть впервые декларацию по новой форме следует подавать, отчитываясь за периоды 2021 года, а именно:

  • за I квартал 2021 года – если предприятие подает декларацию ежеквартально;
  • за 2021 год – если отчитывается раз в год.

Подтверждают это и налоговики (см. новость от 04.12.20 г. ГУ ГНС в Ивано-Франковской области). Их просьбы представлять по новой форме пока нет. Впрочем, возможно, что ближе к сдаче годовой отчетности она и прозвучит.

За 2020 год подаем еще старую форму декларации, хотя ее содержание и не соответствует изменениям в НК. Поэтому придется искать место для новых разниц в старых строках и прилагать объяснения, что форма декларации не соответствует НК.

Резюмируем: декларация по налогу на прибыль по обновленной форме впервые будет представляться:

  • плательщиками с квартальным отчетным периодом – за І квартал 2021 года;
  • плательщиками с годовым отчетным периодом – за 2021 год.

Изменения в шапке декларации

Отдельная строка 9 – для института совместного инвестирования. В ней указывается наименование и регистрационный код. Это связано, в частности, с тем, что законопроектом № 4101 предусматривается представление компаниями по управлению активами отдельной налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий и финансовой отчетности по каждому субъекту, который находится в их управлении и не является юридическим лицом. В пояснительной записке к законопроекту введение этих изменений обосновано так:

«Законом Украины от 05.07.2012 № 5080-VI «Об институтах совместного инвестирования» определено, что бухгалтерский и налоговый учет операций и результатов деятельности по совместному инвестированию, которые проводятся компанией по управлению активами (КУА) через паевой фонд, осуществляется КУА отдельно от учета операций и результатов ее хозяйственной деятельности и учета операций и результатов деятельности других институтов совместного инвестирования, активы которых находятся в ее управлении.

Поскольку плательщиками налога на прибыль являются резиденты –юридические лица, КУА декларируют результаты своей хозяйственной деятельности, поэтому есть риск осуществления деятельности ИСИ, не имеющих статуса юридического лица, без декларирования показателей такой деятельности.

Усиление контроля за деятельностью ИСИ возможно при условии обеспечения представления деклараций по налогу на прибыль предприятий по результатам деятельности всех ИСИ, в частности тех, которые не имеют статуса юридического лица».

В связи с этим в стр. 10 шапки предусмотрена и отдельная отметка для «института совместного инвестирования в виде образования без статуса юридического лица».

Подтверждает это и сноска «2» к декларации:

«2Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий подается налогоплательщиком – юридическим лицом по результатам деятельности института совместного инвестирования (заполняется поле 9).

В случае, если налогоплательщик осуществляет управление активами нескольких институтов совместного инвестирования, Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий составляется и подается отдельно по каждому институту совместного инвестирования без статуса юридического лица, активами которых он управляет в соответствии с Законом Украины «Об институтах совместного инвестирования», с заполнением строки 9 и проставлением отметки «института совместного инвестирования в виде образования без статуса юридического лица2» в строке 10 «Особые отметки».

Однако заметим, что в НК таких требований на сегодняшний день нет. Поэтому стр. 9 шапки станет «рабочей» только в случае, если проектные изменения станут законом.

Стр. 10 (ранее – стр. 9) – отметка об особом статусе. Добавлены три позиции. Для каких плательщиков ставится отметка об особом статусе, см. табл. 1.

Таблица 1. Отметка об особом статусе

Отметка об особом статусе проставляется для следующих плательщиков

Объяснения

Производителя сельскохозяйственной продукции

Эти позиции были и ранее – по ним никаких изменений не произошло

Банка

Страховщика

Субъекта, осуществляющего выпуск и проведение лотерей

Субъекта, который проводит азартные игры с использованием игровых автоматов

Субъекта, осуществляющего букмекерскую деятельность и азартные игры (в т. ч. казино), кроме азартных игр с использованием игровых автоматов

Постоянного представительства нерезидента

Предприятия (организации) общественной организации лиц с инвалидностью, которое получило разрешение на пользование льготой

Налогоплательщика, представляющего декларацию за последний налоговый (отчетный) год в периоде, на который приходится дата его ликвидации

Субъекта хозяйствования – юридического лица, выбравшего упрощенную систему налогообложения

Раньше звучало как «плательщика единого налога». И если раньше здесь ставили отметку как единщики-юрлица, так и ФЛП, выплачивающие нерезидентам-юрлицам доход из источников происхождения из Украины, то сейчас их разделили. Юрлица-единщики имеют отдельное поле для отметки, а для ФЛП (независимо от системы налогообложения) отвели отдельное поле – см. ниже

Физлица-предпринимателя, в том числе выбравшего упрощенную систему налогообложения, или физлица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность

Новая отметка. Ее появление связано с изменениями в ст. 133 и п. 141.4 НК в отношении плательщиков налога на доходы нерезидентов из источников происхождения из Украины

Иностранной компании

Новая отметка. Актуальной будет с 01.01.21 г. – с момента старта специальных правил налогообложения иностранных компаний, в частности пп. 133.1.5 НК в отношении иностранных компаний с местом эффективного управления в Украине

Института совместного инвестирования в виде образования без статуса юридического лица

Новая отметка. Подсказка по поводу оснований для заполнения этой отметки в сноске «2»: В случае если налогоплательщик осуществляет управление активами нескольких институтов совместного инвестирования, Налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий составляется и представляется отдельно по каждому институту совместного инвестирования без статуса юридического лица, активами которых он управляет в соответствии с Законом Украины «Об институтах совместного инвестирования», с заполнением строки 9 и проставлением отметки «института совместного инвестирования в виде образования без статуса юридического лица2» в строке 10 «Особые отметки». Но это при условии, что такие изменения в НК заработают

Изменения по контролируемым иностранным компаниям (КИК)

С 01.01.21 г. должны стартовать специальные правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, прописанные в ст. 392 НК в редакции с 01.01.21 г.

В частности, иностранная компания признается контролируемой иностранной компанией, если физическое лицо – резидент Украины или юридическое лицо – резидент Украины (далее – контролирующее лицо):

а) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 50 %

или

б) владеет долей в иностранном юридическом лице в размере более чем 10 %, при условии что несколько физических лиц – резидентов Украины и/или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 % и более. Однако на «переходный» период 2021-2022 гг.: «владеет долей в иностранном юридическом лице в размере 25 и более процентов при условии, что несколько физических лиц – резидентов Украины и/или юридических лиц – резидентов Украины владеют долями в иностранном юридическом лице, размер которых в совокупности составляет 50 и более процентов» (п. 54 подразд. 10 разд. ХХ НК);

или

в) отдельно либо вместе с другими резидентами Украины – связанными лицами осуществляет фактический контроль над иностранным юридическим лицом.

Правила налогообложения – в п. 392.2, п. 392.3 НК. «Переходная» особенность: корректировки согласно пп. 392.3.2.1–392.3.2.6 НК применяются в отношении отчетных периодов, которые начинаются после 1 января 2022 года (п. 54 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Важно: если контролирующим является физическое лицо, то оно соответственно облагает НДФЛ часть откорректированной прибыли КИК, которую контролирует (п. 170.13 НК). А вот если контролирующим является юридическое лицо, то оно облагает налогом на прибыль откорректированную прибыль КИК пропорционально своей доли. А именно часть прибыли КИК по результатам отчетного налогового года увеличивает объект обложения налогом на прибыль предприятий контролирующего лица в порядке, определенном разд. III НК.

Именно для контролирующих юрлиц в декларации предусмотрели отдельную строку 06.1 КІК, соответственно ее исчисление раскрывается в отдельном новом приложении КІК. В свою очередь, приложение КІК имеет свои подприложения:

  • приложения КІК-К – Корректировка (по аналогии с разницами-корректировками, которые увеличивают/уменьшают финрезультат КИК);
  • приложение КІК-ТЦ – Самостоятельная корректировка цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств налогоплательщика (согласно пп. 39.5.4 НК);
  • приложение КІК-ЦП – результат операций с ценными бумагами (стр. 1.2 КІК-К переносится в стр. 1.2 КІК-ЦП приложения КІК-К к строке 02 КІК-К приложения КІК. Стр. 1.3 КІК-К переносится в строку 1.3 КІК-ЦП приложения КІК-К к строке 02 КІК-К приложения КІК).

Конечно, под будущие изменения, касающиеся КИК, добавлена и отметка, касающаяся приложений. В таком случае в окошке с надписью «КІК» ставится не «+», а количество приложений КІК. То есть сколько контролируемых компаний есть у такого контролирующего лица, по которым оно исчисляет налог, столько и приложений подает.

Налог на прибыль КИК увеличивает налоговые обязательства по налогу на прибыль контролирующего предприятия, то есть в стр. 17 учитывается, в частности, и налог на прибыль КИК (видим это из обновленной формулы стр. 17).

Важно: исходя из редакции НК, которая должна заработать с 01.01.21 г., впервые по КИК контролирующие лица будут отчитываться по итогам 2021 года, то есть при представлении декларации в 2022 году за 2021 год. Сейчас же, отчитываясь за 2020 год, приложение КІК однозначно не представляется. Однако не будем забегать вперед, так как в стенах Верховной Рады есть законопроект, согласно которому впервые отчитываться по КИК нужно будет за 2022 год (т. е. отсрочка на год) (законопроект № 4065).

Добавим: штрафные санкции и пеня за нарушение требований ст. 392 НК при определении и исчисления прибыли КИК не применяются по результатам 2021-2022 отчетных (налоговых) лет. Не применяется также админответственность и уголовная ответственность к должностным лицам за такие нарушения (п. 54 подразд. 10 разд. ХХ НК).

Обновленное приложение РІ (разницы)

Сразу заметим, что приложение РІ изложено в новой редакции:

  • добавлены новые строки для новых разниц, которые появились в НК с 23.05.20 г.
  • некоторые старые строки изменили свою «прописку» в связи с тем, что добавлены новые;
  • для некоторых разниц уточнена формулировка.

Поэтому с 2021 года следует внимательно заполнять приложение РІ, чтобы не ошибиться строкой.

Новые строки и строки, изменившие свой номер, приведем в табл. 2.

Таблица 2. Новые строки в приложении РІ

Строка

Название

Примечания-объяснения

Уменьшает финрезультат до налогообложения

3.2.3.2

Сума нарахованих доходів у вигляді дивідендів, що підлягає виплаті на користь платника від контрольованої іноземної компанії в межах, що не перевищує суму, на яку збільшувався об’єкт оподаткування відповідно до підпункту 134.1.7 пункту 134.1 статті 134 Податкового кодексу України (підпункт 140.4.2 пункту 140.4 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Новая разница, которая заработает с 01.01.21 г. (связана с изменениями, касающимися КИК)

3.2.3.3

Сума нарахованих доходів від участі в капіталі нерезидентів (у тому числі контрольованих іноземних компаній), за умови, що доля участі в капіталі нерезидента становить щонайменше 10 відсотків протягом календарного року та такий нерезидент не входить до переліку держав (територій), визначених відповідно до підпункту 39.2.1.2 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 Податкового кодексу України (крім держав (територій), з якими є чинні міжнародні договори України про уникнення подвійного оподаткування доходів) (підпункт 140.4.3 пункту 140.4 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Новая разница, действующая с 23.05.20 г.

Обратите внимание: хотя и упомянуты, в частности, КИК, эта разница стартовала еще в мае 2020 года

3.2.3.4

Сума нарахованих доходів у вигляді дивідендів, що підлягають виплаті на користь платника від нерезидента, за умови, що доля участі в капіталі нерезидента становить щонайменше 10 відсотків протягом календарного року та такий нерезидент не входить до переліку держав (територій), визначених відповідно до підпункту 39.2.1.2 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 Податкового кодексу України (крім держав (територій), з якими є чинні міжнародні договори України про уникнення подвійного оподаткування доходів) (підпункт 140.4.3 пункту 140.4 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Новая разница, действующая с 23.05.20 г.

Обратите внимание: хотя и упомянуты, в частности, КИК, эта разница стартовала еще в мае 2020 года

3.2.4.1

Сума від’ємного значення об’єкта оподаткування платника податку, що реорганізується (підпункт 140.4.5 пункту 140.4 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Новая разница. Касается переноса убытка при реорганизации правопреемнику. Касается операций с 23.05.20 г., потому что именно с этой даты были внесены изменения в НК.

Подробнее – в материале «Отрицательное значение объекта налогообложения как разница по налогу на прибыль»

Увеличивает финрезультат до налогообложения

3.1.7

Сума 30 відсотків вартості товарів, у тому числі необоротних активів, робіт та послуг (крім операцій, визнаних контрольованими відповідно до статті 39 Податкового кодексу України), реалізованих на користь нерезидентів, зареєстрованих у державах (на територіях), включених до переліку держав (територій), затвердженого Кабінетом Міністрів України відповідно до підпункту 39.2.1.2 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 Податкового кодексу України (підпункт 140.5.51 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України

Разница касается операций экспорта товаров, услуг «особым» нерезидентам из Перечня КМУ № 1045. Эта разница годовая (ежеквартально не применяется, так как о возможных исключениях из нее можно судить лишь по результатам года).

Подробнее – «Операции с нерезидентами: не забудьте о новых разницах по налогу на прибыль!», «Доходы и расходы от реализации товаров нерезидентам»

3.1.7.1

Сума 30 відсотків вартості товарів, у тому числі необоротних активів, робіт та послуг (крім операцій, визнаних контрольованими відповідно до статті 39 Податкового кодексу України), реалізованих на користь нерезидентів, організаційно-правова форма яких включена до переліку, затвердженого Кабінетом Міністрів України відповідно до підпункту «ґ» підпункту 39.2.1.1 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 Податкового кодексу України, які не сплачують податок на прибуток (корпоративний податок), у тому числі податок з доходів, отриманих за межами держави реєстрації таких нерезидентів, та/або не є податковими резидентами держави, в якій вони зареєстровані як юридичні особи (підпункт 140.5.51 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України

Разница касается операций экспорта товаров, услуг «особым» нерезидентам из Перечня № 480, если нерезидент из этого Перечня не платил корпоративный налог в этом отчетном периоде. Эта разница годовая (ежеквартально не применяется, так как о возможных исключениях из нее можно судить только по результатам года)

Подробнее – «Операции с нерезидентами: не забудьте о новых разницах по налогу на прибыль!», «Доходы и расходы от реализации товаров нерезидентам»

3.1.7.2

Розмір різниці між вартістю, визначеною виходячи з рівня ціни, визначеної за принципом «витягнутої руки», та вартістю реалізації товарів, у тому числі необоротних активів, робіт та послуг (підпункт 140.5.51 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

 

3.1.11

Сума витрат від визнаних штрафів, пені, неустойок, відшкодування збитків, компенсації неодержаного доходу (упущеної вигоди), нарахованих відповідно до цивільного законодавства та цивільно-правових договорів, у тому числі у сфері зовнішньоекономічної діяльності, на користь осіб, які не є платниками податку (крім фізичних осіб, які є платниками податку на доходи фізичних осіб), та на користь платників податку, які оподатковуються за ставкою 0 відсотків відповідно до пункту 44 підрозділу 4 розділу XX «Перехідні положення» Податкового кодексу України, а також на суму штрафів, пені, нарахованих контролюючими органами та іншими органами державної влади за порушення вимог законодавства (підпункт 140.5.11 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Уточнено содержание этой строки, ведь с 23.05.20 г. штрафы, начисленные контролирующими органами за нарушение законодательства, увеличивают финрезультат.

Подробно – в материалах:

«По налоговым штрафам возникает разница по налогу на прибыль», «Штраф при самостоятельном исправлении ошибок: есть ли разница по налогу на прибыль»

3.1.12

Сума доходу, отриманого як оплата за товари (роботи, послуги), відвантажені (надані) під час перебування на спрощеній системі оподаткування (крім платників податків, які були платниками єдиного податку четвертої групи)(підпункт 140.5.12 пункту 140.5 статті 140 розділу ІІІ ПКУ)

Эта разница не исчезла – она перекочевала в стр. 4.1.5.1 приложения РІ

3.1.12

(ранее – в стр. 3.1.13)

Сума витрат, понесених платником податку у поточному звітному періоді за рахунок раніше отриманих субсидій для повернення частини кваліфікованих витрат відповідно до Закону України «Про державну підтримку кінематографії в Україні», але не більше суми такої субсидії, здійснених при виробництві (створенні) фільму та включених до складу витрат поточного звітного періоду відповідно до національних положень (стандартів) бухгалтерського обліку або міжнародних стандартів фінансової звітності (підпункт 140.5.13 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Не новая разница. Была раньше в стр. 3.1.13, просто переместилась на одну строку вверх

3.1.13

(ранее – в стр. 3.1.14)

Сума коштів або вартості товарів, виконаних робіт, наданих послуг, безоплатно перерахованих (переданих) протягом звітного (податкового) року суб’єктам сфери фізичної культури і спорту, а саме дитячо-юнацьким спортивним школам, центрам олімпійської підготовки, школам вищої спортивної майстерності, центрам фізичної культури і спорту інвалідів, спортивним федераціям з олімпійських видів спорту, що є неприбутковими організаціями, внесеними до Реєстру неприбуткових установ та організацій, на дату такого перерахування коштів, передачі товарів, робіт, послуг у розмірі, що перевищує 8 відсотків оподатковуваного прибутку попереднього звітного року (підпункт 140.5.14 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Не новая разница, изменила только свой адрес – из стр. 3.1.14 переместилась в стр. 3.1.13

3.1.14

Сума витрат, понесених платником податків при здійсненні операцій з нерезидентами, якщо такі операції не мають ділової мети (підпункт 140.5.15 пункту 140.5 статті 140 розділу III Податкового кодексу України)

Новая разница. Появилась с 23.05.20 г. благодаря Закону № 466. Определение деловой цели было подкорректировано Законом от 14.07.20 г. № 786-IX.

Подробнее – «Операции с нерезидентами: не забудьте о новых разницах по налогу на прибыль!»

4.1.5.1

Сума доходу, отриманого як оплата за товари (роботи, послуги), відвантажені (надані) під час перебування на спрощеній системі оподаткування (пункт 41 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

Не новая разница. Раньше была в разд. ІІІ НК, сейчас ее переместили в подразд. 4 разд. ХХ НК. Сделано это потому, что разница касается бывших единщиков по переходным операциям, а они чаще всего имеют сумму дохода, дающую право отказаться от разниц из разд. ІІІ НК (пп. 134.1.1 НК). А вот от разниц из подразд. 4 разд. ХХ они отказаться не могут

Ускоренная амортизация

О праве на ускоренную амортизацию и условиях, которые должны выполняться, чтобы в более короткие сроки самортизировать объекты групп 3 (передаточные устройства), 4 (машины и оборудование), 5 (транспортные средства) и 9 (прочие основные средства), мы рассказывали в материалах:

Если использовали право на ускоренную амортизацию и нарушили условие, то работают разницы, которые добавлены в приложение РІ (см. табл. 3).

Таблица 3. Разницы по ускоренной амортизации – при нарушении условий

Строка приложения РІ

Увеличивает финрезультат до налогообложения

Строка приложения РІ

Уменьшает финрезультат до налогообложения

4.1.17.1

Сума нарахованої амортизації основних засобів відповідно до пункту 431 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України протягом податкових (звітних) періодів, в яких здійснювалося нарахування амортизації із застосуванням мінімально допустимих строків амортизації основних засобів (пункті 431 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

4.2.16.1

Сума розрахованої амортизації основних засобів (визначених пунктом 431 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України) відповідно до пункту 138.3 статті 138 розділу III Податкового кодексу України за відповідні податкові (звітні) періоди (пункті 431 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

А вот сама ускоренная амортизация отражается в приложении АМ – в отдельных строках: А3.1, А4.1, А5.1, А9.1.

Переход на производственный метод амортизации в налоговом учете

О праве перейти на производственный метод амортизации в налоговом учете мы рассказывали в материале «Производственный метод амортизации для налоговых целей: кто, когда, как».

Подчеркнем: это право, а не обязанность. Если по старым объектам, которые ранее амортизировались по другому методу, можно перейти по результатам инвентаризации на начало отчетного периода (налоговики говорят – на начало квартала). И если окажется, что бухгалтерская остаточная основных средств, которые переводят на производственный метод, меньше налоговой остаточной, то эту разницу как отдельный объект амортизируют прямолинейным методом и соответственно на сумму амортизации фиксируют разницу. Вот как раз для такой амортизационной разницы предусмотрели отдельную строку. А сами проинвентаризованные объекты амортизируют исходя из налоговой стоимости по производственному методу.

Таблица 4. Разница при переходе на производственный метод амортизации в налоговом учете

Строка приложения РІ

Увеличивает финрезультат до налогообложения

Примечание

4.2.16.2

Сума амортизації різниці, що виникає в результаті порівняння балансової вартості (без урахування переоцінки) основних засобів за даними бухгалтерського обліку, яка є меншою, ніж балансова (залишкова) вартість основних засобів, розрахована відповідно до вимог розділу III Податкового кодексу України, та амортизується як окремий об’єкт основних засобів із застосуванням «прямолінійного» методу нарахування амортизації протягом двадцяти податкових (звітних) кварталів (пункт 52 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

 Если налоговая остаточная стоимость меньше бухгалтерской, то, соответственно, такая дельта не является отдельным объектом. Просто при переходе на производственный метод отталкиваются от налоговой стоимости

При этом и в приложении АМ есть связанные с этим изменения. Ведь переход на производственный метод амортизации по объектам, которые ранее амортизировались в налоговом учете другим методом, осуществляется по результатам инвентаризации.

Разницы для здравоохранения

Новые строки предусмотрели для:

  • заведений здравоохранения государственной и/или коммунальной собственности (если такие заведения являются плательщиками налога на прибыль);
  • лиц, уполномоченных на осуществление закупок в сфере здравоохранения.

Декларацию адаптировали под «коронавирусные» изменения, введенные Законом от 10.03.20 г. № 540-IX (см. табл.5).

Таблица 5. Разницы для сферы здравоохранения

Строка приложения РІ

Увеличивает финрезультат до налогообложения

Строка приложения РІ

Уменьшает финрезультат до налогообложения

4.1.20

Сума витрат, визнаних за правилами бухгалтерського обліку, внаслідок використання закладом охорони здоров’я державної та/або комунальної власності та/або особою, уповноваженою на здійснення закупівель у сфері охорони здоров’я, що є платником податку на прибуток, коштів або товарів, визначених пунктом 512 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України (пункт 512 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

4.2.20

Сума доходів, визнаних за правилами бухгалтерського обліку, внаслідок отримання закладом охорони здоров’я державної та/або комунальної власності та/або особою, уповноваженою на здійснення закупівель у сфері охорони здоров’я, що є платником податку на прибуток, коштів або товарів, визначених пунктом 512 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України (пункт 512 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

4.1.21

Сума витрат, визнаних за правилами бухгалтерського обліку, внаслідок використання закладом охорони здоров’я державної та/або комунальної власності, що є платником податку на прибуток, товарів (лікарських засобів, медичних виробів та/або медичного обладнання), необхідних для виконання заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню, локалізацію та ліквідацію спалахів, епідемій та пандемій коронавірусної хвороби (COVID-19), перелік яких визначено Кабінетом Міністрів України (пункт 513 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

4.2.21

Сума доходів, визнаних за правилами бухгалтерського обліку, внаслідок отримання закладом охорони здоров’я державної та/або комунальної власності, що є платником податку на прибуток, товарів (лікарських засобів, медичних виробів та/або медичного обладнання), необхідних для виконання заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню, локалізацію та ліквідацію спалахів, епідемій та пандемій коронавірусної хвороби (COVID-19), перелік яких визначено Кабінетом Міністрів України (пункт 513 підрозділу 4 розділу XX Податкового кодексу України)

Важно: за 2020 год отчитываемся еще по старой форме, то есть этих новых строк еще нет. Вопрос: «А как же отразить разницы, которые уже действуют с 23.05.20 г. и которые нужно зафиксировать в декларации?». Рекомендации предоставили контролеры в Информационном письме № 12 и письме ГНСУ от 04.06.20 г. № 8939/7/99-00-07-02-01-07. Фактически все сводится к тому, что отражать в любой строке, подобной по содержанию. Главное – выйти на правильные данные в строках 01 и 02 и, соответственно, 03 приложения РІ. Кроме того, можно приложить пояснение к декларации. Ведь главное – правильно исчислить налог на прибыль согласно действующим нормами НК, а несоответствие формы не должно мешать этой задаче.

Изменения в приложении АМ (амортизация)

Для тех, кто пользуется правом ускоренной амортизации, – отдельные строки А3.1, А4.1, А5.1, А9.1.

Обратите внимание, что в сноске «2» есть подсказка: «заполняется при расчете амортизации по прямолинейному методу по основным средствам с использованием минимально допустимого срока амортизации в соответствии с пунктами 43 и 431 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса Украины».

Однако отметим, что ускоренная амортизация согласно п. 431 подразд. 4 разд. ХХ НК начисляется любым методом, а не обязательно прямолинейным (ограничение по использованию прямолинейного метода есть лишь в п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НК).

Об ускоренной амортизации – в материалах:

Для плательщиков налога на прибыль, желающих изменить в налоговом учете метод амортизации объектов, которые уже используются, на производственный, предусмотрена отдельная таблица результатов инвентаризации:

Образец

<…>

Інформація про результати інвентаризації об’єктів основних засобів станом на 1 число податкового (звітного) періоду 2020 року, в якому прийнято рішення про застосування «виробничого» методу амортизації3

Балансова вартість об’єктів основних засобів, щодо яких метод нарахування амортизації змінюється на «виробничий» метод

Різниця, що виникає в результаті порівняння балансової вартості об’єктів основних засобів (графа 1 – графа 2) (+, -)

за даними бухгалтерського обліку основних засобів (без урахування переоцінки)

(залишкова) вартість основних засобів, розрахована відповідно до вимог розділу III Податкового кодексу України

1

2

3

     

<…>

Подчеркнем: эта разница, которая возникла в результате сравнения балансовых бухгалтерской и налоговой стоимостей, не является разницей-корректировкой. Ведь если бухгалтерская стоимость меньше налоговой, эта разница становится отдельным условным объектом и амортизируется отдельно прямолинейным методом в течение 60 месяцев.

Подробно – в материале «Производственный метод амортизации для налоговых целей: кто, когда, как».

В сноске «3» сказано, что эта информация о результатах инвентаризации указывается в случае принятия решения о применении «производственного» метода начисления амортизации в соответствии с п. 52 подразд. 4 разд. XX НК.

Но «интересно» то, что принять решение можно именно в 2020 году, и «Кодекс не предусматривает возможности принять указанное решение после 31 декабря 2020 года». Это подчеркивают налоговики в Информационном письме № 12. Риторический вопрос: «Если новая декларация будет заполняться с отчетных периодов 2021 года, а за 2020 год отчитываемся еще по старой форме, то нужно ли приводить такую информацию?».

Изменено приложение ПН (налог на репатриацию)

Это приложение раскрывает информацию о доходах, выплаченных нерезидентам-юрлицам из источников происхождения из Украины. Поскольку изменились правила налогообложения таких доходов (об этом – «Налог на репатриацию с доходов нерезидентов-юрлиц: новые правила»), то эти изменения нашли воплощение и в приложении ПН.

Напомним, что при выплате доходов из источников происхождения из Украины (их перечень – в пп. 141.4.1 НК) нерезидентам-юрлицам обложить налогом эти суммы должен резидент независимо от системы налогообложения, на которой он находится (кроме разве что обычных физических лиц – не предпринимателей). То есть к плательщикам налога на репатриацию относятся:

  • юрлица – плательщики налога на прибыль;
  • юрлица – плательщики единого налога;
  • неприбыльные организации;
  • ФЛП на общей системе;
  • ФЛП – плательщики единого налога;
  • самозанятые лица.

Одно из наиболее существенных изменений в приложении ПН – отдельная графа 7 для отражения начисленной суммы дохода при выплате дохода в неденежной форме или при неудержании налога, если это предусмотрено НК (так называемое применение «натуркоэффициента» из формулы пп. 141.4.2 НК.

Коррективы в приложении ЗП (уменьшение налога)

Из этого приложения удалили стр. 16.5, так как она стала атавизмом: согласно Закону № 466 с 23.05.20 г. акцизный налог на некоторые товары уже не уменьшает начисленной суммы налога на прибыль. Поэтому необходимости в нем уже нет.

«Косметические» изменения в приложении ВП (исправление ошибок)

Поскольку подкорректирована сама форма декларации, а приложение ВП для исправления ошибок фактически дублирует строки декларации, то, конечно, обновили и приложение ВП под изменения основной части декларации.

Выводы

Как видим, изменения в форме декларации не успевают за изменениями в НК, озвученными сегодня как очередной пример, и, к сожалению, не последний. Потому что имеем новые разницы по «карантинной» помощи (Закон от 04.12.20 г. № 1072-ІХ, Информационное письмо № 17), и для них отдельных строк, конечно, нет.

Зразок_Результати інвентаризації.docx
Скачать
Таблица 1. Отметка об особом статусе.docx
Скачать
Таблица 3. Разницы по ускоренной амортизации – при нарушении условий.docx
Скачать
Таблица 4. Разница при переходе на производственный метод амортизации в налоговом учете.docx
Скачать
Таблица 5. Разницы для сферы здравоохранения.docx
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы