В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по правилам налогового учета. При этом учетные последствия зависят от того, по каким причинам возникли излишки: из-за ошибок в бухгалтерском учете, несвоевременного оприходования активов или отсутствия первичных документов. В статье расскажем об особенностях учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов.
Результаты инвентаризации отражаются в бухучете и финансовой отчетности на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии в периоде, в котором она завершена (п. 3 разд. IV Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).
При этом если в излишках выявлены (п. 4 разд. IV Положения № 879):
|
На заметку! Считаем, что это правило относится только к излишкам активов, на которые нет документов (см. ниже). |
Если же излишки образовались из-за несвоевременного оприходования по вине учетных работников, получения с опозданием сопроводительных документов, ошибок, допущенных в бухучете, то оприходование активов отражается как исправление ошибки (см. письмо Минфина от 13.12.2004 № 31-04200-30-10/22823). Если актив должен был учитываться на балансе еще в прошлом отчетном году, то связанные с ним прошлогодние расходы и доходы отражаются через счет 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)».
Назовем возможные причины возникновения фактических излишков ОС, обнаруженных в ходе инвентаризации:
Рассмотрим, как эти ситуации отражаются в учете предприятия.
Оприходование ОС на основании полученных (найденных, восстановленных, оформленных) приходных документов текущего отчетного года в учете отражается записями по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции» и кредиту счетов контрагентов или материальных затрат (если объект ОС создавался на предприятии).
Если же ОС получено бесплатно (имеется акт о бесплатной передаче), то оприходование такого объекта отражается записью Дт 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы» – Кт 424 «Бесплатно полученные необоротные активы».
Одновременно с начислением амортизации такого ОС (Дт счетов расходов – Кт 13 «Износ (амортизация) необоротных активов») в учете делается проводка: Дт 424 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов» на сумму амортизации, начисленной на «бесплатную» стоимость такого ОС.
|
Следует знать! Если объект ОС до момента обнаружения его документов и постановки на баланс фактически эксплуатировался, то для достоверности данных финансовой отчетности необходимо восстановить сумму его износа. При этом если фактическое использование ОС началось еще в прошлом отчетном году, то расходы в сумме амортизации прошлых лет отражаются записью: Дт 44 – Кт 13. |
Оценка выявленных объектов ОС, на которые отсутствуют приходные документы, производится по справедливой стоимости (п. 1.5 разд. III Положения № 879). Как следует из таблицы-приложения к НП(С)БУ 19 «Объединение предприятий», справедливой стоимостью ОС является их рыночная стоимость, а в случае отсутствия данных о рыночной стоимости – восстановительная стоимость (современная стоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки.
Оприходование указанных ОС отражается записью: Дт 10, 11 – Кт 69 «Доходы будущих периодов». Одновременно с начислением амортизации на такие ОС доходы будущих периодов списываются в состав доходов отчетного периода проводкой Дт 69 – Кт 746 «Прочие доходы» в сумме амортизации их справедливой стоимости.
Для целей налогообложения прибыли плательщики, которые:
Напомним правила налогового учета ОС, которые обязаны применять плательщики:
|
Обратите внимание! Если доходы и расходы, связанные с оприходованием ОС-излишков, относятся к прошлым отчетным периодам и отражаются в бухучете как исправление ошибки, то плательщику нужно будет исправить ошибку и в налоговом учете. |
Для этого необходимо подать уточняющие декларации по налогу на прибыль (по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 № 897) вместе с исправленной финотчетностью за все отчетные периоды, на которые повлияла ошибка, с учетом срока давности, определенного ст. 102 НКУ.
Напомним, по общему правилу, приведенному в абзаце первом п. 102.1 НКУ, контролирующий орган вправе провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НКУ, не позднее окончания 1 095-го дня, следующего:
То есть на 1096-й день после начала течения срока давности налогоплательщик может не опасаться проверки. И в соответствии с п. 50.1 НКУ он имеет право исправить ошибку в декларации до окончания 1 095 дней после контрольной даты (см. выше). Под контрольной датой следует понимать начало течения срока давности.
Положения п. 102.1 НКУ о сроке давности применяются с определенными особенностями в период действия коронавирусного карантина и военного положения в Украине.
Напомним, в связи с карантином и военным положением в Украине течение срока давности, предусмотренного п. 102.1 НКУ (п. 522, пп. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
Поэтому срок давности для самостоятельного исправления ошибок, допущенных плательщиком в ранее представленной отчетности, а также для налоговой проверки таких уточнений продлевается на период с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (см. также разъяснение в ОИР, категория 129.02).
Следовательно, для того чтобы рассчитать срок давности для исправления ошибок за конкретные отчетные периоды до 18 марта 2020 года, необходимо разбить срок продолжительностью 1 095 дней на две части:
|
Обращаем внимание! Общая продолжительность этих двух периодов не должна превышать 1 095 дней! |
Предприятие является плательщиком налога на прибыль, который обязан корректировать финрезультат на разницы из разд. III НКУ. Согласно учетной политике предприятия:
Предположим, что в ходе инвентаризации по состоянию на 23.12.2025 комиссия обнаружила на предприятии объекты ОС, которые не значатся в бухучете. А именно:
После проведения расследования выяснилось следующее:
В учете предприятия операции по оприходованию излишков ОС в декабре 2025 года отражаются так:
(грн)
|
№ п/п |
Содержание операции |
Первичные документы |
Бухгалтерский учет |
Корректировка финрезультата |
|||
|
Дт |
Кт |
Сумма |
Увеличение (+) |
Уменьшение (–) |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
Оприходован пылесос |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
112 |
69 |
3 999 |
– |
– |
|
2 |
Начислена амортизация в месяце оприходования пылесоса и передачи его в эксплуатацию |
Бухгалтерская справка |
92 |
132 |
3 999 |
–2 |
– |
|
3 |
Отражен доход в сумме амортизации пылесоса |
69 |
746 |
3 999 |
– |
– |
|
|
4 |
Оприходована кофемашина |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
152 |
631 |
18 640 |
– |
– |
|
5 |
Отражены расчеты по НДС |
641 |
631 |
3 728 |
– |
– |
|
|
152 |
641 |
3 7283 |
– |
– |
|||
1 Акт и карточка могут быть составлены в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов первичных документов либо по формам, утвержденным приказом Минфина от 13.09.2016 № 818.2 Балансовая стоимость пылесоса и сумма его амортизации не отражаются в приложении АМ и строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль (далее – декларация), так как он не подпадает под налоговое определение ОС, ведь его стоимость не превышает 20 000 грн.3 Сумма НДС, уплаченная в стоимости непроизводственных ОС, не возмещается предприятию, поэтому включается в первоначальную стоимость таких ОС. |
|||||||
|
6 |
Введена в эксплуатацию кофемашина |
Акт приемки-передачи ОС, инвентарная карточка учета объектов ОС |
106 |
152 |
22 3681 |
– |
– |
|
7 |
Доначислена амортизация кофемашины за июль – декабрь 2025 года |
Бухгалтерская справка |
92 |
131 |
5 5922 |
5 5921 |
–1 |
|
8 |
Оприходован сейф |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
152 |
631 |
23 280 |
– |
– |
|
9 |
Отражена сумма НДС в составе первоначальной стоимости сейфа |
152 |
631 |
4 6563 |
– |
– |
|
1 Непроизводственные ОС не считаются ОС для целей обложения налогом на прибыль (пп. 14.1.138 НКУ). Расходы в сумме их амортизации не отражаются в налоговом учете (пп. 138.3.2 НКУ). Поэтому балансовая стоимость и сумма налоговой амортизации кофемашины не отражаются в приложении АМ и стр. 1.2.1 приложения РІ. Но при этом сумма ее бухгалтерской амортизации будет отражаться в стр. 1.1.1 приложения РІ к декларации за 2025 год и далее.2 5 592 грн (932 грн х 6 мес.), где 932 грн (22 368 грн : 24 мес.) – сумма ежемесячной амортизации кофемашины.3 Плательщик не может отразить налоговый кредит в декларации, поскольку с даты оформления НН прошло 365 дней. |
|||||||
|
10 |
Включены в стоимость сейфа расходы на его доставку |
Акт оказания услуг по доставке сейфа |
152 |
631 |
1 576 |
– |
– |
|
11 |
Оплачены услуги по доставке сейфа |
Выписка банка |
631 |
311 |
1 576 |
– |
– |
|
12 |
Введен сейф в эксплуатацию |
Акт приемки-передачи ОС, инвентарная карточка учета объектов ОС |
106 |
152 |
29 512 |
– |
– |
|
13 |
Доначислена амортизация сейфа: – за 2025 год |
Бухгалтерская справка |
92 |
131 |
|
|
|
|
– декабрь 2024 года |
44 |
131 |
614,83 |
– |
– |
||
1 7 378 грн (614,83 грн х 12 мес.), где 614,83 грн (29 512 грн : 48 мес.) – сумма ежемесячной амортизации сейфа.2 В декларации за 2025 год отразится (в гривнях без копеек): в стр. А6 приложения АМ в гр. 3– балансовая стоимость сейфа по состоянию на начало года – 28 897 грн (29 512 грн – 615 грн), в гр. 4 – балансовая стоимость сейфа по состоянию на конец года – 21 519 грн (28 897 грн – 7 378 грн), в гр. 5 – сумма его амортизации за 2025 год – 7 378 грн. В строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ к декларации за 2025 год отразится сумма бухгалтерской и налоговой амортизации сейфа за год – 7 378 грн. |
|||||||
Обратите внимание: перед подачей декларации за 2025 год плательщику придется подать уточняющие декларации вместе с исправленной финотчетностью за отчетные периоды, в которых были допущены ошибки. А именно:
|
К сведению: поскольку исправление ошибок в данной ситуации связано с отражением дополнительных расходов, плательщику не придется доначислять налоговые обязательства по налогу на прибыль и штрафные санкции. |
Бухгалтерский учет. Наличие объектов НА проверяют по наличию правоустанавливающих документов, которые послужили основанием для их оприходования. Поэтому, если в ходе инвентаризации обнаружился такой документ, а соответствующего НА в учете нет, актив приходуют по тем же правилам, что и излишки ОС (см. выше). Только задействуют соответствующие счета и субсчета НА – 153, 133 и 12.
Если же в ходе инвентаризации по факту обнаружился неучтенный объект НА (например, компьютерная программа), но документов на него нет, считаем, что приходовать на баланс нечего – нет документов, нет НА. В таком случае нужно сначала оформить соответствующие правоустанавливающие документы, а затем на их основании оприходовать НА.
В учете по налогу на прибыль для НА действуют те же правила, что и для ОС. Но с одним нюансом: в НКУ нет определения НА. Поэтому те активы, которые являются НА в бухучете, считаются НА и в налоговом учете.
Однако полной аналогии между двумя видами учета все равно нет. Например, в пп. 138.3.2 НКУ содержится определение непроизводственных НА (т. е. не предназначенных для использования в хоздеятельности плательщика). Расходы на амортизацию таких НА в бухгалтерском учете признаются, а вот в налоговом – нет.
Выявленные в ходе инвентаризации излишки товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) могут являться результатом:
Несвоевременное оприходование
Если согласно первичным документам приобретенные запасы поступили в текущем году, то при их оприходовании в периоде окончания инвентаризации делаются обычные для этой операции записи:
Если ТМЦ были подарены (есть акт приемки-передачи), то при их оприходовании делается запись Дт 20, 22, 25, 28 – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» на сумму их справедливой стоимости (п. 12 НП(С)БУ 9 «Запасы»).
|
Обратите внимание! Ситуация усложняется, если выяснится, что часть запасов с документами, которые приходуются в период завершения инвентаризации, уже была использована в прошлых отчетных периодах. В таком случае в учете придется одновременно отражать и расходы. Причем, если такие расходы фактически были понесены в прошлом отчетном году, ошибку придется исправлять через счет 44. |
Бездокументарные излишки
Если на лишние ТМЦ нет никаких документов, то они приходуются на баланс также проводками Дт 20, 22, 25, 28 – Кт 719.
При этом запасы приходуют (п. 2.14 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2):
Излишнее списание
Если обнаружится, что излишек запасов возник по причине их излишнего списания, то на сумму такого списания в учете производятся корректирующие записи:
Никаких корректировок финрезультата на разницы при выявлении излишков запасов НКУ не предусмотрено.
|
Имейте в виду! Если исправление ошибки по оприходованию запасов повлекло за собой записи на счетах расходов и повлияло на финрезультат прошлого отчетного периода, плательщику придется за эти периоды подать уточняющие декларации с исправленными показателями в строке 02. К декларациям нужно будет приложить и исправленную финотчетность. |
Пример 2. Ситуации с излишками товарно-материальных ценностей в учете предприятия
В ходе инвентаризации по состоянию на 10.12.2025 на предприятии выявлены излишки ТМЦ. А именно:
В учете предприятия урегулирование отражается так:
(грн)
|
№ п/п |
Содержание операции |
Первичные документы |
Бухгалтерский учет |
||
|
Дт |
Кт |
Сумма |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Восстановлена в учете методом «сторно» стоимость: – тротуарной плитки, излишне списанной при выполнении работ в 2024 году |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
|
|
|
|
44 |
23 |
1 500* |
|||
|
– керамической плитки, излишне списанной при реализации в ноябре 2025 года |
902 |
281 |
3 750 |
||
|
791 |
902 |
3 750 |
|||
|
2 |
Оприходована мозаичная керамическая плитка |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
281 |
631 |
12 000 |
|
3 |
Отражен налоговый кредит по НДС |
Налоговая накладная |
641/НДС |
631 |
2 400 |
|
4 |
Оприходована декоративная керамическая плитка (излишки без документов) |
Протокол инвентаризационной комиссии, |
281 |
719 |
1 680 |
* См. пояснение под таблицей. |
|||||
Стоимость излишне списанной в 2024 году тротуарной плитки неправомерно оказалась в расходах и уменьшила финрезультат до налогообложения (а значит, и налог на прибыль) за 2024 год. Поэтому плательщику нужно подать в налоговый орган уточняющую декларацию вместе с исправленной финотчетностью за данный период. В декларации показатель строки 02 будет увеличен на 1 500 грн, а показатели строк 06, 17 и 19 – на 270 грн (1 500 грн х 18 %). В строке 29 декларации нужно будет отразить увеличение налогового обязательства за IV квартал 2024 года (270 грн). Уплатить налоговое обязательство нужно до подачи уточняющей декларации.
|
Имейте в виду! Временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком ошибок, приведших к занижению налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НКУ, и пени (пп. 69.38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). |
Учтите: годовую инвентаризацию обязаны проводить только юрлица-единщики.
Если на излишки, выявленные при инвентаризации, есть приходные документы, то дополнительного налогооблагаемого дохода, связанного с их выявлением, у единщиков не возникает (за исключением найденных ТМЦ, бесплатно полученных на основании актов приемки-передачи). В бухучете выявление излишков таких ТМЦ отражается как исправление ошибки. При этом уточняющие декларации по единому налогу (далее – ЕН) единщику подавать не нужно, ведь расходы, которые могут возникнуть в связи с запоздалым оприходованием ТМЦ, для целей ЕН не учитываются.
Если на фактически имеющиеся ТМЦ нет никаких документов, то, по мнению ГФС, такие ТМЦ должны облагаться ЕН как бесплатно полученные товары на основании п. 292.3 НК. Это следует, например, из Индивидуальной налоговой консультации ГФС от 23.07.2019 № 3418/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, согласно которой бездокументарные объекты ОС и запасы, обнаруженные юрлицом-единщиком в ходе инвентаризации, включаются в его налогооблагаемый доход. При этом запасы включаются в доход единщика либо по чистой стоимости реализации (если они в дальнейшем реализуются), либо по оценке возможного использования (если используются на самом предприятии), а неучтенные ОС требуют достоверной оценки (как этого достичь, в ИНК не разъяснено).
Отметим, что НКУ не содержит подобной нормы для единщиков, а «бесплатный» п. 292.3 НКУ здесь не подходит. Очевидно, поэтому ГФС сослалась на нормы НП(С)БУ.
Считаем приведенные ГФС аргументы неубедительными. Ведь единщики определяют налогооблагаемый доход на основании ст. 292 НКУ, а не по данным бухучета. Но, поскольку ГФС свое мнение по данному вопросу уже обнародовала, не согласные с ним единщики в подобной ситуации должны быть готовы отстаивать свои интересы в суде.
1. Инвентаризационные излишки активов, возникшие в результате учетных ошибок или несвоевременного оприходования таких активов, отражаются в бухучете предприятия как исправление ошибки. При этом если такая ошибка затронула доходы и расходы прошлого отчетного года, то она исправляется с помощью счета 44. Плательщики налога на прибыль должны подать в налоговый орган уточняющую декларацию вместе с исправленной финотчетностью за тот отчетный период, на который повлияла ошибка.
2. Излишки активов, на которые не найдены документы, отражаются в учете одновременно с признанием дохода:
3. По мнению налоговиков, бездокументарные излишки активов, выявленные в ходе инвентаризации у юрлица-единщика, включаются в его доход, облагаемый ЕН.