Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как отразить в учете излишки активов у плательщиков налога на прибыль и единщиков

23.10.2025

В процессе инвентаризации предприятие может выявить излишки активов, которые необходимо взять на баланс, отразив эту операцию по правилам налогового учета. При этом учетные последствия зависят от того, по каким причинам возникли излишки: из-за ошибок в бухгалтерском учете, несвоевременного оприходования активов или отсутствия первичных документов. В статье расскажем об особенностях учета излишков основных средств, нематериальных активов и запасов.


Инвентаризация и оприходование излишков: общие правила

Результаты инвентаризации отражаются в бухучете и финансовой отчетности на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии в периоде, в котором она завершена (п. 3 разд. IV Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 № 879 (далее – Положение № 879).

При этом если в излишках выявлены (п. 4 разд. IV Положения № 879):

  • основные средства и нематериальные активы (далее – ОС, НА), они подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов;
  • ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и прочие оборотные материальные ценности, они приходуются с увеличением дохода отчетного периода.

На заметку! Считаем, что это правило относится только к излишкам активов, на которые нет документов (см. ниже).

Если же излишки образовались из-за несвоевременного оприходования по вине учетных работников, получения с опозданием сопроводительных документов, ошибок, допущенных в бухучете, то оприходование активов отражается как исправление ошибки (см. письмо Минфина от 13.12.2004 № 31-04200-30-10/22823). Если актив должен был учитываться на балансе еще в прошлом отчетном году, то связанные с ним прошлогодние расходы и доходы отражаются через счет 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)».

Учет излишков основных средств

Назовем возможные причины возникновения фактических излишков ОС, обнаруженных в ходе инвентаризации:

  • несвоевременное оприходование приобретенных ОС по вине учетных работников, а также из-за поступления с опозданием сопроводительных документов или их утери;
  • неотражение выполненных работ капитального характера (достройка, пристройка и т. п.);
  • изначальное отсутствие приходных документов.

Рассмотрим, как эти ситуации отражаются в учете предприятия.

Бухгалтерский учет

Несвоевременное оприходование

Оприходование ОС на основании полученных (найденных, восстановленных, оформленных) приходных документов текущего отчетного года в учете отражается записями по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции» и кредиту счетов контрагентов или материальных затрат (если объект ОС создавался на предприятии).

Если же ОС получено бесплатно (имеется акт о бесплатной передаче), то оприходование такого объекта отражается записью Дт 10 «Основные средства», 11 «Прочие необоротные материальные активы» – Кт 424 «Бесплатно полученные необоротные активы».

Одновременно с начислением амортизации такого ОС (Дт счетов расходов – Кт 13 «Износ (амортизация) необоротных активов») в учете делается проводка: Дт 424 – Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов» на сумму амортизации, начисленной на «бесплатную» стоимость такого ОС.

Следует знать! Если объект ОС до момента обнаружения его документов и постановки на баланс фактически эксплуатировался, то для достоверности данных финансовой отчетности необходимо восстановить сумму его износа. При этом если фактическое использование ОС началось еще в прошлом отчетном году, то расходы в сумме амортизации прошлых лет отражаются записью: Дт 44 – Кт 13.

Оприходование бездокументарных основных средств

Оценка выявленных объектов ОС, на которые отсутствуют приходные документы, производится по справедливой стоимости (п. 1.5 разд. III Положения № 879). Как следует из таблицы-приложения к НП(С)БУ 19 «Объединение предприятий», справедливой стоимостью ОС является их рыночная стоимость, а в случае отсутствия данных о рыночной стоимости – восстановительная стоимость (современная стоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки.

Оприходование указанных ОС отражается записью: Дт 10, 11 – Кт 69 «Доходы будущих периодов». Одновременно с начислением амортизации на такие ОС доходы будущих периодов списываются в состав доходов отчетного периода проводкой Дт 69 – Кт 746 «Прочие доходы» в сумме амортизации их справедливой стоимости.

Налог на прибыль

Для целей налогообложения прибыли плательщики, которые:

  • не обязаны корректировать финрезультат на разницы, предусмотренные разд. III Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), и вести налоговый учет ОС, отражают оприходование ОС-излишков так же, как в бухучете;
  • корректируют финрезультат на разницы, установленные разд. III НКУ, при отражении оприходования ОС-излишков должны принимать во внимание правила налогового учета ОС.

Напомним правила налогового учета ОС, которые обязаны применять плательщики:

  • относить к ОС только необоротные материальные активы, подпадающие под определение ОС из пп. 14.1.138 НКУ;
  • различать производственные и непроизводственные ОС;
  • определять сумму налоговой амортизации и рассчитывать разницы согласно ст. 138 НКУ.

Обратите внимание! Если доходы и расходы, связанные с оприходованием ОС-излишков, относятся к прошлым отчетным периодам и отражаются в бухучете как исправление ошибки, то плательщику нужно будет исправить ошибку и в налоговом учете.

Для этого необходимо подать уточняющие декларации по налогу на прибыль (по форме, утвержденной приказом Минфина от 20.10.2015 № 897) вместе с исправленной финотчетностью за все отчетные периоды, на которые повлияла ошибка, с учетом срока давности, определенного ст. 102 НКУ.

Напомним, по общему правилу, приведенному в абзаце первом п. 102.1 НКУ, контролирующий орган вправе провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных НКУ, не позднее окончания 1 095-го дня, следующего:

  • по истечении срока подачи декларации и/или срока, отведенного для уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом;
  • после дня фактического представления декларации – если она была подана позже установленного НКУ срока.

То есть на 1096-й день после начала течения срока давности налогоплательщик может не опасаться проверки. И в соответствии с п. 50.1 НКУ он имеет право исправить ошибку в декларации до окончания 1 095 дней после контрольной даты (см. выше). Под контрольной датой следует понимать начало течения срока давности.

Каковы особенности применения налогового срока давности в 2020-2023 годах?

Положения п. 102.1 НКУ о сроке давности применяются с определенными особенностями в период действия коронавирусного карантина и военного положения в Украине.

Напомним, в связи с карантином и военным положением в Украине течение срока давности, предусмотренного п. 102.1 НКУ (п. 522, пп. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):

  • с 18 марта 2020 года – было приостановлено;
  • с 1 августа 2023 года – возобновлено.

Поэтому срок давности для самостоятельного исправления ошибок, допущенных плательщиком в ранее представленной отчетности, а также для налоговой проверки таких уточнений продлевается на период с 18 марта 2020 года по 31 июля 2023 года (см. также разъяснение в ОИР, категория 129.02).

Следовательно, для того чтобы рассчитать срок давности для исправления ошибок за конкретные отчетные периоды до 18 марта 2020 года, необходимо разбить срок продолжительностью 1 095 дней на две части:

  • первая – период с контрольной даты по 17.03.2020;
  • вторая – период с 01.08.2023 по текущую дату, на которую рассчитываем оставшийся установленный срок давности.

Обращаем внимание! Общая продолжительность этих двух периодов не должна превышать 1 095 дней!

Пример 1. Операции по оприходованию излишков ОС в учете предприятия

Предприятие является плательщиком налога на прибыль, который обязан корректировать финрезультат на разницы из разд. III НКУ. Согласно учетной политике предприятия:

  • к ОС относятся необоротные материальные активы со сроком полезного использования более одного года (одного операционного цикла, если он больше года) и стоимостью свыше 20 000 грн;
  • амортизация на малоценные необоротные материальные активы (далее – МНМА) начисляется в размере 100 % в первом месяце их использования.

Предположим, что в ходе инвентаризации по состоянию на 23.12.2025 комиссия обнаружила на предприятии объекты ОС, которые не значатся в бухучете. А именно:

  • автомобильный пылесос Kärcher – в гараже;
  • кофемашину – в комнате приема пищи для сотрудников;
  • металлический сейф – в бухгалтерии.

После проведения расследования выяснилось следующее:

  • пылесос директор предприятия купил за свои средства в январе 2025 года, но чек и паспорт на него потерял. Пылесос признали доходом из неизвестного источника. Стоимость пылесоса в розничной сети магазинов в декабре этого года составила 3 999 грн (в т. ч. НДС – 666,50 грн). Поэтому его справедливую стоимость для целей учета установили в указанной сумме. Отметим, что фактически пылесос эксплуатировался как минимум 10 месяцев и его настоящую справедливую стоимость следовало уменьшить на сумму износа. Но, поскольку предприятие не может представить документы о периоде вероятного ввода пылесоса в эксплуатацию, считаем, что в данном случае осмотрительнее ориентироваться на его настоящую стоимость. Пылесос признан объектом МНМА;
  • кофемашину приобрели в магазине в июне 2025 года, но забыли оприходовать. Стоимость кофемашины составляет 22 368 грн (в т. ч. НДС – 3 728 грн). Она признана непроизводственным объектом ОС. Срок полезного использования кофемашины в бухучете установили 2 года;
  • сейф стоимостью 27 936 грн (в т. ч. НДС – 4 656 грн) был приобретен в ноябре 2024 года, но не был оприходован, так как поставщик не отдавал документы на сейф, пока предприятие не оплатит стоимость его доставки в сумме 1 576 грн. Налоговый кредит в сумме 4 656 грн не отражался. В декабре 2025 года предприятие расплатилось с поставщиком за доставку сейфа и получило все необходимые документы. В этом же месяце после проведения инвентаризации сейф оприходовали. Установленный срок полезного использования сейфа в бухгалтерском и налоговом учете – 4 года. При оприходовании сейфа была доначислена сумма его амортизации.

В учете предприятия операции по оприходованию излишков ОС в декабре 2025 года отражаются так:

Таблица 1. Учет операций по оприходованию излишков основных средств

(грн)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Корректировка финрезультата

Дт

Кт

Сумма

Увели­чение (+)

Умень­шение (–)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Оприходован пылесос

Протокол инвентари­зационной комиссии,
бухгалтерская справка, акт приемки-передачи ОС, инвентарная карточка учета объектов ОС1

112

69

3 999

2

Начислена амортизация в месяце оприходования пылесоса и передачи его в эксплуатацию

Бухгалтерская справка

92

132

3 999

2

3

Отражен доход в сумме амортизации пылесоса

69

746

3 999

4

Оприходована кофемашина

Протокол инвентаризационной комиссии,
накладная поставщика,
бухгалтерская справка, налоговая накладная (далее – НН)

152

631

18 640

5

Отражены расчеты по НДС

641

631

3 728

152

641

3 7283

1 Акт и карточка могут быть составлены в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов первичных документов либо по формам, утвержденным приказом Минфина от 13.09.2016 № 818.
2 Балансовая стоимость пылесоса и сумма его амортизации не отражаются в приложении АМ и строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ к декларации по налогу на прибыль (далее – декларация), так как он не подпадает под налоговое определение ОС, ведь его стоимость не превышает 20 000 грн.
3 Сумма НДС, уплаченная в стоимости непроизводственных ОС, не возмещается предприятию, поэтому включается в первоначальную стоимость таких ОС.

6

Введена в эксплуатацию кофемашина

Акт приемки-передачи ОС, инвентарная карточка учета объектов ОС

106

152

22 3681

7

Доначислена амортизация кофемашины за июль – декабрь 2025 года

Бухгалтерская справка

92

131

5 5922

5 5921

1

8

Оприходован сейф

Протокол инвентари­зационной комиссии,
накладная поставщика,
бухгалтерская справка, НН

152

631

23 280

9

Отражена сумма НДС в составе первоначальной стоимости сейфа

152

631

4 6563

1 Непроизводственные ОС не считаются ОС для целей обложения налогом на прибыль (пп. 14.1.138 НКУ). Расходы в сумме их амортизации не отражаются в налоговом учете (пп. 138.3.2 НКУ). Поэтому балансовая стоимость и сумма налоговой амортизации кофемашины не отражаются в приложении АМ и стр. 1.2.1 приложения РІ. Но при этом сумма ее бухгалтерской амортизации будет отражаться в стр. 1.1.1 приложения РІ к декларации за 2025 год и далее.
2 5 592 грн (932 грн х 6 мес.), где 932 грн (22 368 грн : 24 мес.) – сумма ежемесячной амортизации кофемашины.
3 Плательщик не может отразить налоговый кредит в декларации, поскольку с даты оформления НН прошло 365 дней.

10

Включены в стоимость сейфа расходы на его доставку

Акт оказания услуг по доставке сейфа

152

631

1 576

11

Оплачены услуги по доставке сейфа

Выписка банка

631

311

1 576

12

Введен сейф в эксплуатацию

Акт приемки-передачи ОС, инвентарная карточка учета объектов ОС

106

152

29 512

13

Доначислена амортизация сейфа:

– за 2025 год

Бухгалтерская справка

92

131



7 3781


7 3782


7 3782

– декабрь 2024 года

44

131

614,83

1 7 378 грн (614,83 грн х 12 мес.), где 614,83 грн (29 512 грн : 48 мес.) – сумма ежемесячной амортизации сейфа.
2 В декларации за 2025 год отразится (в гривнях без копеек): в стр. А6 приложения АМ в гр. 3– балансовая стоимость сейфа по состоянию на начало года – 28 897 грн (29 512 грн – 615 грн), в гр. 4 – балансовая стоимость сейфа по состоянию на конец года – 21 519 грн (28 897 грн – 7 378 грн), в гр. 5 – сумма его амортизации за 2025 год – 7 378 грн. В строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ к декларации за 2025 год отразится сумма бухгалтерской и налоговой амортизации сейфа за год – 7 378 грн.

Обратите внимание: перед подачей декларации за 2025 год плательщику придется подать уточняющие декларации вместе с исправленной финотчетностью за отчетные периоды, в которых были допущены ошибки. А именно:

  • за 2024 год. Нужно будет учесть появление сейфа и расходы в сумме его амортизации (615 грн) в декабре 2024 года. Исправление ошибки отразится в строке 02 декларации, в графе 4 и 5 строки приложения А6, а также в строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ;
  • за І квартал и полугодие 2025 года. Нужно будет учесть расходы в сумме амортизации сейфа за І квартал и полугодие (соответственно 1 844 грн и 3 689 грн). Исправление ошибки отразится в строке 02 декларации, в графах 3, 4 и 5 строки приложения А6, а также в строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ;
  • за три квартала 2025 года. Нужно будет учесть расходы в сумме амортизации сейфа за три квартала (5 533 грн). Исправление ошибки отразится в строке 02 декларации, в графах 3, 4 и 5 строки приложения А6, а также в строках 1.1.1 и 1.2.1 приложения РІ. Кроме того, в декларации за три квартала следует отразить бухучетные расходы в сумме амортизации кофемашины за III квартал (2 796 грн). При этом указанная сумма увеличит финрезультат. Исправление ошибки отразится в строках 02 и 03 декларации, а также в строке 1.1.1 приложения РІ.

К сведению: поскольку исправление ошибок в данной ситуации связано с отражением дополнительных расходов, плательщику не придется доначислять налоговые обязательства по налогу на прибыль и штрафные санкции.

Учет излишков нематериальных активов

Бухгалтерский учет. Наличие объектов НА проверяют по наличию правоустанавливающих документов, которые послужили основанием для их оприходования. Поэтому, если в ходе инвентаризации обнаружился такой документ, а соответствующего НА в учете нет, актив приходуют по тем же правилам, что и излишки ОС (см. выше). Только задействуют соответствующие счета и субсчета НА – 153, 133 и 12.

Если же в ходе инвентаризации по факту обнаружился неучтенный объект НА (например, компьютерная программа), но документов на него нет, считаем, что приходовать на баланс нечего – нет документов, нет НА. В таком случае нужно сначала оформить соответствующие правоустанавливающие документы, а затем на их основании оприходовать НА.

В учете по налогу на прибыль для НА действуют те же правила, что и для ОС. Но с одним нюансом: в НКУ нет определения НА. Поэтому те активы, которые являются НА в бухучете, считаются НА и в налоговом учете.

Однако полной аналогии между двумя видами учета все равно нет. Например, в пп. 138.3.2 НКУ содержится определение непроизводственных НА (т. е. не предназначенных для использования в хоздеятельности плательщика). Расходы на амортизацию таких НА в бухгалтерском учете признаются, а вот в налоговом – нет.

Учет излишков запасов

Выявленные в ходе инвентаризации излишки товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ) могут являться результатом:

  • учетной ошибки, когда запасы своевременно не оприходованы по различным причинам или излишне списаны в учете;
  • фактического наличия запасов при полном отсутствии сопроводительных документов.

Бухгалтерский учет

Несвоевременное оприходование

Если согласно первичным документам приобретенные запасы поступили в текущем году, то при их оприходовании в периоде окончания инвентаризации делаются обычные для этой операции записи:

  • Дт соответствующего субсчета счетов 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 25 «Полуфабрикаты», 28 «Товары» – Кт 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • Дт 641/НДС – Кт 631 (при наличии налоговой накладной).

Если ТМЦ были подарены (есть акт приемки-передачи), то при их оприходовании делается запись Дт 20, 22, 25, 28 – Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» на сумму их справедливой стоимости (п. 12 НП(С)БУ 9 «Запасы»).

Обратите внимание! Ситуация усложняется, если выяснится, что часть запасов с документами, которые приходуются в период завершения инвентаризации, уже была использована в прошлых отчетных периодах. В таком случае в учете придется одновременно отражать и расходы. Причем, если такие расходы фактически были понесены в прошлом отчетном году, ошибку придется исправлять через счет 44.

Бездокументарные излишки

Если на лишние ТМЦ нет никаких документов, то они приходуются на баланс также проводками Дт 20, 22, 25, 28 – Кт 719.

При этом запасы приходуют (п. 2.14 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 № 2):

  • либо по чистой стоимости реализации (если их собираются продавать);
  • либо в оценке возможного использования (если собираются использовать на самом предприятии).

Излишнее списание

Если обнаружится, что излишек запасов возник по причине их излишнего списания, то на сумму такого списания в учете производятся корректирующие записи:

  • Дт 23 «Производство», 90 «Себестоимость реализации», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности» – Кт 20, 22, 25, 28 методом «сторно» – если ошибочное списание ТМЦ произошло в текущем отчетном году;
  • Дт 20, 22, 25, 28 – Кт 44 – если ТМЦ списаны в предыдущем отчетном году.

Налог на прибыль

Никаких корректировок финрезультата на разницы при выявлении излишков запасов НКУ не предусмотрено.

Имейте в виду! Если исправление ошибки по оприходованию запасов повлекло за собой записи на счетах расходов и повлияло на финрезультат прошлого отчетного периода, плательщику придется за эти периоды подать уточняющие декларации с исправленными показателями в строке 02. К декларациям нужно будет приложить и исправленную финотчетность.

Пример 2. Ситуации с излишками товарно-материальных ценностей в учете предприятия

В ходе инвентаризации по состоянию на 10.12.2025 на предприятии выявлены излишки ТМЦ. А именно:

  • плитка тротуарная – 10 м2. Выяснилось, что эта плитка стоимостью 150 грн/м2 (всего на сумму 1 500 грн) была излишне списана в учете в ноябре 2024 года при отражении выполнения работ для заказчика;
  • плитка керамическая напольная – 15 м2. Выяснилось, что эта плитка стоимостью 250 грн/м2 (всего на сумму 3 750 грн) была ошибочно списана в учете при реализации ее партии покупателю в ноябре 2025 года;
  • плитка керамическая мозаичная – 100 м2. Выяснилось, что эта плитка стоимостью 144 грн/м2 (в т. ч. НДС – 24 грн.), всего на сумму 14 400 грн (в т. ч. НДС – 2 400 грн), не была своевременно оприходована в декабре 2025 года, так как поставщик задержал оформление расходных документов. Плитка не оплачена;
  • плитка керамическая декоративная – 7 шт. Документов на эту плитку не нашлось. Поэтому ее оприходовали как инвентаризационный излишек по чистой стоимости реализации – 240 грн/шт. (без учета НДС). Всего на сумму 1 680 грн (240 грн х 7 шт.).

В учете предприятия урегулирование отражается так:

Таблица 2. Учет операций по оприходованию излишков ТМЦ

(грн)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Восстановлена в учете методом «сторно» стоимость:

– тротуарной плитки, излишне списанной при выполнении работ в 2024 году

Протокол инвентаризационной комиссии,
бухгалтерская справка



23



205



1 500

44

23

1 500*

– керамической плитки, излишне списанной при реализации в ноябре 2025 года

902

281

3 750

791

902

3 750

2

Оприходована мозаичная керамическая плитка

Протокол инвентаризационной комиссии,
накладная поставщика

281

631

12 000

3

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641/НДС

631

2 400

4

Оприходована декоративная керамическая плитка (излишки без документов)

Протокол инвентаризационной комиссии,
бухгалтерская справка

281

719

1 680

* См. пояснение под таблицей.

Стоимость излишне списанной в 2024 году тротуарной плитки неправомерно оказалась в расходах и уменьшила финрезультат до налогообложения (а значит, и налог на прибыль) за 2024 год. Поэтому плательщику нужно подать в налоговый орган уточняющую декларацию вместе с исправленной финотчетностью за данный период. В декларации показатель строки 02 будет увеличен на 1 500 грн, а показатели строк 06, 17 и 19 – на 270 грн (1 500 грн х 18 %). В строке 29 декларации нужно будет отразить увеличение налогового обязательства за IV квартал 2024 года (270 грн). Уплатить налоговое обязательство нужно до подачи уточняющей декларации.

Имейте в виду! Временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком ошибок, приведших к занижению налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафных санкций, предусмотренных п. 50.1 НКУ, и пени (пп. 69.38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Учет инвентаризационных излишков у плательщика единого налога

Учтите: годовую инвентаризацию обязаны проводить только юрлица-единщики.

Излишки с документами

Если на излишки, выявленные при инвентаризации, есть приходные документы, то дополнительного налогооблагаемого дохода, связанного с их выявлением, у единщиков не возникает (за исключением найденных ТМЦ, бесплатно полученных на основании актов приемки-передачи). В бухучете выявление излишков таких ТМЦ отражается как исправление ошибки. При этом уточняющие декларации по единому налогу (далее – ЕН) единщику подавать не нужно, ведь расходы, которые могут возникнуть в связи с запоздалым оприходованием ТМЦ, для целей ЕН не учитываются.

Излишки ТМЦ без документов

Если на фактически имеющиеся ТМЦ нет никаких документов, то, по мнению ГФС, такие ТМЦ должны облагаться ЕН как бесплатно полученные товары на основании п. 292.3 НК. Это следует, например, из Индивидуальной налоговой консультации ГФС от 23.07.2019 № 3418/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, согласно которой бездокументарные объекты ОС и запасы, обнаруженные юрлицом-единщиком в ходе инвентаризации, включаются в его налогооблагаемый доход. При этом запасы включаются в доход единщика либо по чистой стоимости реализации (если они в дальнейшем реализуются), либо по оценке возможного использования (если используются на самом предприятии), а неучтенные ОС требуют достоверной оценки (как этого достичь, в ИНК не разъяснено).

Отметим, что НКУ не содержит подобной нормы для единщиков, а «бесплатный» п. 292.3 НКУ здесь не подходит. Очевидно, поэтому ГФС сослалась на нормы НП(С)БУ.

Считаем приведенные ГФС аргументы неубедительными. Ведь единщики определяют налогооблагаемый доход на основании ст. 292 НКУ, а не по данным бухучета. Но, поскольку ГФС свое мнение по данному вопросу уже обнародовала, не согласные с ним единщики в подобной ситуации должны быть готовы отстаивать свои интересы в суде.

Выводы

1. Инвентаризационные излишки активов, возникшие в результате учетных ошибок или несвоевременного оприходования таких активов, отражаются в бухучете предприятия как исправление ошибки. При этом если такая ошибка затронула доходы и расходы прошлого отчетного года, то она исправляется с помощью счета 44. Плательщики налога на прибыль должны подать в налоговый орган уточняющую декларацию вместе с исправленной финотчетностью за тот отчетный период, на который повлияла ошибка.

2. Излишки активов, на которые не найдены документы, отражаются в учете одновременно с признанием дохода:

  • необоротные активы – с признанием доходов будущих периодов;
  • оборотные активы – с признанием дохода текущего периода.

3. По мнению налоговиков, бездокументарные излишки активов, выявленные в ходе инвентаризации у юрлица-единщика, включаются в его доход, облагаемый ЕН.

Таблица 1. Случаи и сроки проведения обязательной инвентаризации.doc
Скачать
Таблица 2. Учет операций по оприходованию излишков ТМЦ.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
10.11.2025
За какие периоды можно исправить ошибки по налогу на прибыль, учитывая срок давности?
В статье объясняем, как влияет срок давности на исправление ошибок по налогу на прибыль. Предоставляем рекомендации и числовые примеры. Ситуация из практики. Предприятие, которое подает декларацию по налогу на прибыль один раз в год, выявило ошибки прошлых периодов – в декларациях за 2018 ...
10.11.2025
В каких случаях НДС можно включать в первоначальную стоимость товаров: законодательство и судебная практика
Рассмотрим, в каких случаях НДС по приобретенным товарам может быть включен в их первоначальную стоимость. А в каких у плательщика есть основания отражать налоговый кредит, не подтвержденный налоговыми накладными в составе расходов. Ситуация. Плательщиком НДС был получен товар для использования в хо...
Популярное
24.10.2025
Учет шин и аккумуляторов
В статье рассмотрим: к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы – оборотных или необоротных; как вести учет их приобретения, замены и списания; что нужно сделать, чтобы не платить эконалог с шин и аккумуляторов (отходов). Из этой статьи вы узнаете: к какому виду активов относятся ш...
23.10.2025
Инвентаризация кредиторской и дебиторской задолженности
В статье расскажем об особенностях проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия. Инвентаризация расчетов предприятия является одним из этапов сплошной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой финансовой отчетности. Инвентаризация дебиторской и кредитор...
23.10.2025
Документальное оформление инвентаризации
Как оформить результаты инвентаризации, чтобы избежать ошибок и претензий налоговиков? В статье расскажем, какие документы и когда нужно составлять, какие объекты охватывает инвентаризация и что обязательно должно быть указано в описях и актах. При проведении инвентаризации очень важно надлежащим об...
Новое
24.11.2025
Наиболее распространенные ошибки/«манипуляции» в показателях финотчетности: анализируем риски
В статье рассмотрены последствия умышленного искажения показателей финотчетности. Описаны ситуации из практики и судебных дел. Даны рекомендации по законному влиянию на финансовый результат благодаря правильному подходу к учетной политике. Выйти на соответствующий уровень налоговой нагрузки? «...
20.11.2025
14 способов скорректировать финрезультат законными методами
В чем суть вопроса. Как известно, чем больше положительный финрезультат (прибыль) предприятия, тем больше налоговая нагрузка. Можно ли уменьшить финрезультат, используя чисто бухгалтерские правила? Можно, следуя нашим рекомендациям. Но бывают ситуации, когда необходимо увеличить финрезультат. В тако...
11.11.2025
Ликвидационная отчетность по налогу на прибыль: когда и в каком порядке подавать?
В статье расскажем, в какие сроки и в каком порядке плательщик налога на прибыль, принявший решение о добровольной ликвидации, должен подать последнюю декларацию по этому налогу. Ситуация. Предприятие –плательщик налога на прибыль приняло решение о добровольной ликвидации. Когда и в каком поря...
Лучшие материалы