• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Об отстранении от работы работника во время карантина и не только

Карантин

23.12.2020 1821 0 2

Горячая линия «Антивирус»: как работать на карантине


В каких случаях можно отстранить работника от работы? Оплачивается ли такое отстранение и каков порядок его оформления? Возможно ли отстранение в случае заболевания работника вирусной болезнью или подозрения о таком заболевании? Об этом и другом – далее в статье.

Общие положения

Четкого определения понятия «отстранение» в законодательстве нет, но опосредствовано можно сделать вывод, что это недопущение работника к работе по основаниям, предусмотренным законодательством. Процедура отстранения является временной мерой и после его окончания необходимо, в зависимости от оснований, допустить работника к работе, перевести на другую работу или уволить.

Кроме того, если работник был отстранен от работы на определенный период, например до прохождения медосмотра, а он не выполнил требований работодателя, то его можно привлечь еще и к дисциплинарной ответственности с вынесением выговора, после чего даже уволить по п. 3 ст. 40 КЗоТ (систематическое невыполнение работником без уважительных причин обязанностей, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания).

Обратите внимание, что в некоторых случаях отстранение может быть правом работодателя, но в большинстве случаев это обязанность.

Случаи отстранения согласно КЗоТ

Перечень возможных случаев отстранения определен в ст. 46 КЗоТ:

  1. Появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения. Факт появления в таком состоянии может быть подтвержден не только актом медицинского осмотра, но и другими доказательствами, в том числе и показаниями свидетелей, которые также могут стать основанием для отстранения работника. Конечно, на практике отправить работника в таком состоянии на обследование, если на предприятии нет медицинских условий для его проведения, нереально. В то же время, работодатель обязан создавать безопасные условия труда для своих работников и окружающих. Поэтому, если возникло подозрение об опьянении, даже не подтвержденное, лучше отстранить работника от работы во избежание негативных последствий. Время отстранения в таком случае оплате не подлежит. Однако если соответствующее состояние не подтверждено (например, работник все-таки прошел медобследование), конечно, лучше оплатить
  2. Отказы или уклонения от обязательных медицинских осмотров. Согласно ст. 17 Закона от 14.10.92 г. № 2694-XII «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности. Кроме того, ст. 15 данного Закона дает право специалистам по охране труда требовать отстранения от работы работников, не прошедших медицинский осмотр. В случае такого отстранения заработная плата не сохраняется (см. образец 1).
  3. Отказ или уклонение от обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда и противопожарной безопасности. Отстранению на этом основании подлежат не только работники, занятые на работах с повышенной опасностью, но и другие работники. В соответствующем приказе следует установить срок отстранения и указать, что за этот период работник должен пройти обучение, инструктаж и проверку вышеперечисленных знаний. А при невыполнении этих условий работодатель должен привлечь работника к дисциплинарной ответственности.
    Кроме того, отстранению подлежат работники, не сдавшие экзамены или не прошедшие проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности в случае неудовлетворительного результата. Отстранение в таком случае происходит без сохранения заработной платы.
  4. В иных случаях, предусмотренных законодательством. Рассмотрим их подробнее.

Образец 1

ПАТ «Хлібний майданчик»

НАКАЗ

12.01.2021 р.

м. Київ

12-К

Про відсторонення від роботи

Савчук О. І.

Відповідно до ст. 46 КЗпП та ст. 17 Закону України «Про охорону праці»

ВІДСТОРОНИТИ:

САВЧУК Оксану Ігорівну, кухаря від роботи з 13 січня 2021 року у зв’язку з ухиленням її від обов’язкового медичного огляду на строк до 18 січня 2020 року для проходження обов’язкового медичного огляду та отримання нею допуску до роботи за результатами медичного огляду, без збереження заробітної плати.

Підстава: доповідна начальника охорони праці Ткачука А. А. від 11.01.2021 р.

Директор    Сніцаренко     Сніцаренко І.А.

З наказом ознайомлена:

<…>

Иные случаи, предусмотренные законодательством

Отстранение носителей инфекционных заболеваний

Согласно ст. 7 Закона от 24.02.94 г. № 4004-XII «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (далее - Закон № 4004) работодатель обязан по представлению соответствующих должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее – ГСЭС) отстранять от работы лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, или лиц, которые были в контакте с такими больными, с выплатой в установленном порядке пособия по социальному страхованию, а также лиц, которые уклоняются от обязательного медицинского осмотра или прививки против инфекций.

На период самоизоляции работника следует отстранить от работы. Такой вывод следует из п. 1.2 Инструкции о порядке внесения представления об отстранении лиц от работы или другой деятельности, утвержденной приказом Минздрава от 14.04.95 г. № 66 (далее – Инструкция № 66), где сказано, что отстранению от работы или другой деятельности подлежат, в частности:

  • больные опасными для окружающих инфекционными болезнями;
  • лица, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний;
  • лица, которые были в контакте с больными опасными для окружающих инфекционными болезнями.

Перечень особо опасных, опасных инфекционных и паразитарных болезней человека и носителя возбудителей этих болезней утвержден приказом Минздрава от 19.07.95 г. № 133. В этот Перечень в 2020 году была включена позиция «39.COVID-19» в разделе «Особо опасные инфекционные болезни»

В ст. 29 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III «О защите населения от инфекционных болезней» (далее – Закон № 1645) предусмотрено, что карантин устанавливается и отменяется Кабмином. В правительственном решении об установлении карантина, в частности, утверждаются необходимые профилактические, противоэпидемические и другие меры, их исполнители и сроки проведения, устанавливаются временные ограничения прав физических и юридических лиц и дополнительные обязанности, которые возлагаются на них, основания и порядок обязательной самоизоляции. В соответствии с п. 20 Постановления № 641 самоизоляции подлежат:

1) лица, имевшие контакт с пациентом с подтвержденным случаем COVID– 19, кроме лиц, которые при выполнении служебных обязанностей использовали средства индивидуальной защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

2) лица с подозрением на инфицирование или с подтвержденным диагнозом заболевания COVID-19 в легкой форме при условии, что лицо не требует госпитализации;

3) лица, которые пересекают государственную границу и прибыли из государства или являются гражданами (подданными) государств со значительным распространением COVID-19.

Хотя, отстранение от работы больного (потенциально больного) работника должно было бы осуществляться по представлению соответствующих должностных лиц ГСЭС (п. 2.1 Инструкции № 66), на практике это не происходит. Поэтому при самоизоляции работника в целях предотвращения распространения COVID-19 работодатель обычно не получает представления об отстранении от работы ГСЭС. Но, с другой стороны, он обязан отстранить от работы работника, который может быть носителем особо опасной инфекции (п. 3.1 Инструкции № 66). Следовательно, работодатель должен издать приказ об отстранении и принять меры контроля за его выполнением (см. образец 2).

Образец 2. Образец приказа об отстранении работника от работы в связи с его самоизоляцией

ТОВАРИСТВО З ОБМЕЖЕНОЮ ВІДПОВІДАЛЬНІСТЮ «ЗАВІРЮХА»

Код ЄДРПОУ 12345678

НАКАЗ

14.12.2020 р.

м. Київ

№ 77-К

Про відсторонення від роботи
у зв’язку із самоізоляцією

Відповідно до п. 20 постанови КМУ від 22.07.2020 р. № 641 «Про встановлення карантину та запровадження посилених протиепідемічних заходів на території із значним поширенням гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2»,

НАКАЗУЮ:

  1. Відсторонити Романенка Сергія Павловича, менеджера відділу збуту, від роботи на період з 14 грудня 2020 року у зв’язку контактування із хворим на COVID-19.
  2. Після закінчення самоізоляції надати результати тестування на COVID-19.
  3. Романченко Юлії Миколаївні, начальнику відділу кадрів, здійснювати контроль за виконанням наказу.

Директор    Гришко     О. В. Гришко

З наказом ознайомлені:

<…>

Если выявлено, что больной был непосредственно в рабочем коллективе и все остальные работники контактировали с ним без средств индивидуальной защиты, то и они подлежат самоизоляции. Поэтому отстранить их от работы работодатель имеет право в соответствии с приказом.

Кроме того, согласно ст. 23 Закона № 1645, если бактерионосителями являются лица, работа которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных болезней, такие лица, по их согласию, временно переводятся на работу, не связанную с риском распространения инфекционной болезни. Если невозможно перевести этих лиц на другую работу, они отстраняются от работы в порядке, установленном законом. На период отстранения от работы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.

Информативно: на сегодняшний день Государственная санитарно-эпидемиологическая служба присоединена к Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей.

Отстранение государственного служащего

Согласно ст. 72 Закона от 10.12.15 г. № 889-VIII «О государственной службе» государственный служащий может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей при выявлении нарушений, за которые к нему может быть применено дисциплинарное взыскание, а именно:

  • нарушение Присяги государственного служащего;
  • превышение служебных полномочий, если оно не содержит состава уголовного или административного правонарушения;
  • невыполнение требований в отношении политической непредубежденности;
  • использование полномочий в личных интересах или в неправомерных личных интересах других лиц;
  • предоставление при поступлении на государственную службу недостоверной информации об обстоятельствах, препятствующих реализации права на государственную службу, а также непредставление необходимой информации о таких обстоятельствах, которые возникли при прохождении службы;
  • принятие государственным служащим необоснованного решения, повлекшего нарушение целостности государственного или коммунального имущества, незаконное их использование или иное нанесение ущерба государственному или коммунальному имуществу, если такие действия не содержат состава уголовного или административного правонарушения.

Решение об отстранении госслужащего принимается руководителем государственной службы или субъектом назначения одновременно с принятием решения о нарушении дисциплинарного производства или во время его осуществления (см. образец 3).

Образец 3

Районна державна адміністрація м. Сміла

НАКАЗ

15.01.2021 р.

м. Сміла № 07-К

Про відсторонення від виконання обов’язків від посади Косолапа П. С.

Відповідно до ст. 72 Закону України «Про державну службу»

НАКАЗУЮ:

  1. КОСОЛОПА Павла Степановича, начальника управління освіти, відсторонити від виконання повноважень за посадою з 16 січня 2021 року через використання своїх службових повноважень в особистих інтересах на час до закінчення дисциплінарного провадження.
  2. КОСОЛАПУ П.А. перебувати на робочому місці відповідно до правил внутрішнього службового розпорядку та сприяти здійсненню дисциплінарного провадження.

Підстава: акт перевірки контрольно-ревізійного управління від 14.01.2021 р.

Голова районної держадміністрації     Лопух     Лопух І.С.

З наказом ознайомлений:

<…>

Продолжительность отстранения государственного служащего от выполнения должностных обязанностей не может превышать времени дисциплинарного производства.

В отличие от иных случаев отстранения, государственный служащий обязан находиться на рабочем месте в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка и способствовать осуществлению дисциплинарного производства.

Отстранение в случае уголовного и административного дела

Отстранение от должности может быть осуществлено в отношении лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления (ст. 154 Уголовного процессуального кодекса, далее – УПК). УПК предусмотрено, что отстранение осуществляется на основании решения следственного судьи на срок не более двух месяцев. Но срок отстранения все же может быть продлен в соответствии с требованиями ст. 158 УПК. То есть приказ об отстранении работника от работы издается на основании постановления (решения) следственного судьи, а не постановления (или, тем более, устного требования) прокурора или следователя.

Отстранение может быть отменено определением следственного судьи при досудебном расследовании или суда при судебном производстве по ходатайству прокурора или подозреваемого либо обвиняемого, который был отстранено от должности, если в дальнейшем применении этой меры нет необходимости.

Отстранение согласно антикоррупционному законодательству

В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700) лицо, которое поставлено в известность о подозрении в совершении им уголовного правонарушения в сфере служебной деятельности, подлежит отстранению от выполнения полномочий на должности в порядке, определенном УПК.

Кроме того, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению руководителя органа, в котором оно работает, до окончания разбирательства дела судом. При закрытии производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула.

Нормами ч. 2 ст. 534 Закона № 1700 предусмотрено также, что при отстранении работника, который является обличителем, от выполнения трудовых обязанностей не по его вине оплата труда на период отстранения проводится в размере средней заработной платы работника за последний год.

Напомним, что обличитель – это физическое лицо, сообщившее о возможных фактах коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений, нарушений Закона № 1700, совершенных другим лицом, если такая информация стала ему известна в связи с его трудовой, профессиональной, хозяйственной, общественной, научной деятельностью, прохождением им службы или обучения или его участием в предусмотренных законодательством процедурах, которые являются обязательными для начала такой деятельности, прохождения службы или обучения.

Отстранение водителя

Основанием для отстранения водителя может быть отсутствие документа, дающего право на управление транспортным средством. Согласно ст. 16 Закона от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» водитель при управлении транспортным средством должен иметь при себе удостоверение водителя. Отсутствие удостоверения у работника, который согласно штатному расписанию выполняет работу водителя, служит основанием для отстранения его от работы. В таком случае работодатель имеет право отстранить работника от работы, а при возможности должен перевести на другую работу, выполнение которой не требует наличия удостоверения, о чем должно быть оговорено в приказе.

Дополнительные основания отстранения в соответствии с контрактом

Дополнительными основаниями для отстранения от работы и условия оплаты за этот период могут быть предусмотрены в контракте (если работник входит в категории лиц, с которыми возможно заключение контрактной формы трудового договора). Ведь согласно ч. 3 ст. 21 КЗоТ права, обязанности, условия организации труда, материального обеспечения и ответственность сторон могут устанавливаться соглашением сторон.

Другие случаи отстранения должностных лиц

Должностные лица органов государственной исполнительной власти, которые осуществляют государственный надзор и государственный контроль в сфере деятельности с пестицидами и агрохимикатами (на сегодняшний день это Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей) в пределах компетенции, предусмотренной законодательством, имеют право требовать отстранения от работы с пестицидами и агрохимикатами лиц, не имеющих соответствующего удостоверения (ст. 17 Закона от 02.03.95 г. № 86/95-ВР «О пестицидах и агрохимикатах»). Законные требования должностных лиц обязательны для исполнения. В таком случае не предусмотрено сохранение за работниками заработной платы.

В соответствии с п. 11 Положения о применении Национальным банком Украины мер влияния, утвержденного постановлением Правления НБУ от 17.08.12 г. № 346, Нацбанк имеет право временно, до устранения нарушения, отстранять должностное лицо банка от должности при наличии фактов, свидетельствующих о его действиях или бездеятельности, которые привели к осуществлению рисковой деятельности или нарушению требований банковского, валютного законодательства, законодательства по вопросам финансового мониторинга, нормативно-правовых актов Нацбанка. Полный перечень случаев приведен в п. 11 упомянутого Положения.

 К должностным лицам банка относятся: председатель, его заместители и члены совета банка (члены правления банка); главный бухгалтер банка, его заместители; руководитель обособленного подразделения банка; главный бухгалтер обособленного подразделения банка (при наличии); руководитель филиала иностранного банка; главный бухгалтер филиала иностранного банка. Решение о временном, до устранения нарушения, отстранении должностного лица банка от должности / предоставления разрешения на восстановление на должности принимается Правлением НБУ или Комитетом по вопросам надзора. Постановлением не предусмотрено сохранение за должностными лицами заработной платы на период такого отстранения.

Оплата за период отстранения

Учитывая что зарплата выплачивается за выполненную работу, отстранение от работы должно было бы осуществляться без сохранения зарплаты. Однако законодательством установлены отдельные случаи, когда зарплата в случае отстранения от работы сохраняется или работнику выплачивается пособие по социальному страхованию. При решении вопроса оплаты за период отстранения следует руководствоваться нормативным актом, которым предвидены основания отстранения. В большинстве случаев сохранение зарплаты за время отстранения не предусмотрено.

Однако зарплата за период отстранения может сохраняться для государственных служащих. При закрытии дисциплинарного производства без привлечения государственного служащего к дисциплинарной ответственности ему оплачивается в размере средней зарплаты время отстранения от выполнения должностных обязанностей в установленном порядке.

Заработная плата за период отстранения не сохраняется, а возмещается из государственного бюджета.

Согласно ст. 1 Закона от 01.12.94 р № 266/94-ВР «О порядке возмещения ущерба, нанесенного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» подлежит возмещению ущерб, нанесенный гражданину в результате незаконного отстранения от работы (должности). Право на возмещение ущерба возникает в случае:

  • установления в приговоре суда факта незаконного отстранения;
  • закрытия уголовного дела;
  • отказа в возбуждении уголовного дела.

Возмещение ущерба происходит в судебном порядке за счет средств государственного бюджета, размер суммы определяется с учетом заработка, не полученного гражданином за время отстранения.

Согласно ч. 2. ст. 68 Закона № 1700 убытки, ущерб, нанесенные физическому или юридическому лицу в результате незаконных решений, действий или бездеятельности субъекта, осуществляющего мероприятия по предотвращению и противодействию коррупции, возмещаются из государственного бюджета в установленном законом порядке.

Предусмотрено, что обличителю на период отстранения осуществляется возмещение в размере средней зарплаты работника за последний год (ч. 2 ст. 534 Закона № 1700).

Выплата пособия по временной нетрудоспособности

Период самоизоляции работника может быть оплачен при условии оформления листка нетрудоспособности на этот период. Открыть листок нетрудоспособности сейчас можно и дистанционно (после внесения приказом МОЗ от 27.04.20 г. № 963 изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденную приказом МОЗ от 13.11.01 г. № 455). Листок нетрудоспособности, выданный работнику на период его самоизоляции, оплачивается в общем порядке.

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона № 1105 лицам, находящимся в заведениях здравоохранения, а также на самоизоляции под медицинским присмотром в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 50 % средней зарплаты (дохода) независимо от страхового стажа. За исключением медицинских работников – им больничные в таком случае выплачиваются в размере 100 % средней зарплаты (дохода) независимо от страхового стажа.

Выплата пособия по социальному страхованию также предусмотрена в случае отстранения по представлению должностных лиц ГСЭС от работы, лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями, или лиц, которые были в контакте с такими больными (ст. 7 Закона № 4004).

Оформление отстранения

Отстранение от работы оформляется приказом работодателя, который издается в срок, определенный представлением (постановлением) компетентных органов (санитарных инспекторов, постановление прокурора и т. п.). В приказе следует указать не только основания отстранения со ссылкой на нормативные акты, но и период, на который работник отстраняется от работы. В таком случае о допущении работника к работе отдельный приказ издавать не нужно. Если невозможно установить конкретный срок отстранения, указывают, например, «на время проведения следственных действий». Тогда после их окончания издается отдельный приказ о допущении работника к работе. Работник должен ознакомиться с приказом под подпись, а в случае отказа составляется акт.

В табеле учета рабочего времени, как правило, ставится отметка «І» или «ВС» (если на предприятии есть собственное положение о табельном учете).

Запись об отстранении в трудовую книжку не вносится.

Зразок3_Наказ_Про відсторонення від роботи держслужбовця.docx

Скачать

Зразок2_Наказ_Про відсторонення від роботи через самоізоляцію.docx

Скачать

Зразок1_Наказ_Про відсторонення від роботи.docx

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы