• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Учет шин и аккумуляторов

14.11.2019 69127 0 8

Из этой статьи вы узнаете:

  • к какому виду активов относятся шины и аккумуляторы;
  • как вести учет их приобретения, замены и списания.

Правила эксплуатации

Чтобы избежать ошибок в учете, надо знать сроки эксплуатации шин и аккумуляторных батарей (далее – АБ), а также понимать, когда можно их менять (см. таблицу).

Правила эксплуатации установлены:

  • для шин – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 488 (далее – Нормы № 488);
  • для АБ – в Эксплуатационных нормах среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденных приказом Минтранса и связи от 20.05.06 г. № 489 (далее – Нормы № 489). Кроме того, нужно ориентироваться на Правила эксплуатации аккумуляторных батарей, утвержденные приказом Минтранса от 02.07.08 г. № 795 (далее – Правила № 795).

АБ

Шины

Срок использования

Эксплуатационные нормы использования АБ установлены п. 3.10 Норм № 489. Срок эксплуатации зависит от степени выработки АБ.

Если нормы выработки АБ, установленные заводом-изготовителем в технической документации к АБ, выше тех, что предусмотрены в Нормах № 489, тогда следует применять нормы завода-изготовителя (п. 3.9 Норм № 489)

Зависит от фактического пробега шины. Степень износа шины определяется по высоте рисунка ее протектора.

Если заводом-изготовителем установлены другие нормы износа шин, то Нормы № 488 для определения износа не применяются (п. 3.8 Норм № 488)

Причина замены (списания)

Замена АБ производится в случае передачи АБ на техобслуживание (в ремонт) или в случае списания.

АБ списывается с баланса, если одновременно выполняются такие условия (п. 3.12, 3.13 Норм № 489):

– средний ресурс АБ, установленный Нормами № 489, выработан;

– достигнуто предельное состояние, при котором емкость АБ снижается до 40 % номинальной, а восстановление пригодности АБ невозможно или нецелесообразно;

Еще одно основание для списания АБ: обнаружены производственные или эксплуатационные дефекты АБ, которые не подлежат исправлению, либо такое исправление экономически нецелесообразно.

Внимание! Списанные АБ передают специализированному предприятию на утилизацию. Срок такой передачи – не позднее 3 месяцев с даты списания АБ (п. 9.9 разд. IX Правил № 795)

Замена шин производится в случае:

– передачи шины на восстановление (наварку), если такая шина классифицируется заводом-изготовителем как восстанавливаемая;

– сезонной замены шин (при переходе от летнего сезона к зимнему и наоборот);

– по другим причинам, которые могут появиться у предприятия.

Списание шин осуществляют (п. 3.2 Норм № 488):

– после окончания нормативного срока эксплуатации, если шины не подлежат восстановлению;

– независимо от срока эксплуатации шины – если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, а ремонт нецелесообразен

Документы для учета

Передачу шин и АБ со склада в эксплуатацию и наоборот оформляют Накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Учет износа АБ ведется в Карточке учета наработки и отслеживания оборота АБ (приложение 12 к Правилам № 795). Кроме того, заполняются:

  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795) – для учета ремонтов АБ;
  • Журнал учета операций по техническому обслуживанию АБ во время хранения (приложение 11 к Правилам № 795) – для отражения работ по уходу за АБ в период, когда она не эксплуатируется.

Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, учитываются в Карточке складского учета материалов (типовая форма № М-12, утвержденная Приказом № 193).

Учет износа шин (в т. ч. и приобретенных в составе автомобиля) ведется в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины (далее – карточка шин, приложение 5 к п. 7.1 Норм № 488).

Если шины классифицируются как восстанавливаемые, то на каждую поступившую после восстановления шину заводится новая карточка. Для заполнения карточки нужно знать схему маркировки шины. Разобраться в этом помогут рисунки 1–5 и таблицы 1, 2, размещенные в приложении 3 к п. 5.4 Норм № 488.

Бухгалтерский учет

Общие правила

Шины и АБ – это активы со сроком службы более года и значительной стоимостью. Поэтому на практике часто возникает вопрос:

Как учитывать шины и АБ – в составе запасов или в составе основных средств (далее – ОС)?

Ответ на этот вопрос зависит от способа приобретения шин и АБ.

Если шины и АБ приобретены вместе с автомобилем (установлены на нем) и их стоимость включена в цену автомобиля, то они учитываются в составе ОС (Инструкция, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, далее – Инструкция № 291, пояснения к субсчету 207 «Запасные части»). То есть в учете на субсчете 105 «Транспортные средства» отражается один объект ОС автомобиль. Аналогично ведется учет запасных шин, приобретенных вместе с автомобилем.

На заметку! Сезонная замена таких шин и их списание отражаются только в аналитическом учете предприятия. Это же относится и к АБ.

Если шины и АБ приобретены отдельно от автомобиля, тогда они относятся к составу запасов и учитываются на субсчете 207 (п. 6 П(С)БУ 9, Инструкция № 291). По дебету этого субсчета отражают оприходование шин и АБ, по кредиту – их расходование, реализацию и прочее выбытие.

Следующий вопрос, который возникает у бухгалтера:

Как учитывать расходы на замену шин и АБ?

Замена шин и АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений транспортных средств (п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, далее – Положение № 102). Исходя из анализа п. 1.3, 3.13, 3.14 Положения № 102, такую операцию нельзя признать и ремонтом. Значит, замену шин и АБ можно отнести к тех­ническому обслуживанию автомобиля (далее – ТО).

Отметим, что данные операции не упомянуты ни в перечне операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102), ни в перечне ТО-2 (приложение В). Однако замена шин включена в примерный перечень операций сезонного ТО. То есть сезонная замена шин – это однозначно ТО.

Возьмите на заметку! Чтобы замена шин и АБ считалась ТО, рекомендуем разработать на предприятии и утвердить приказом руково¬дителя подробный перечень операций ТО, руководствуясь Положением № 102.

Вариант учета на выбор

Учет шин, которые приобретены отдельно от автомобиля, можно вести с применением двух вариантов:

Вариант 1. Списание стоимости шин на расходы при передаче в эксплуатацию

При вводе в эксплуатацию (установке на автомобиль) стоимость шин включается в расходы отчетного периода – как расходы на поддержание автомобиля в рабочем состоянии (п. 15 П(С)БУ 9). Категория расходов зависит от направления использования автомобиля, на который шины устанавливаются (это могут быть расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы).

Если шина вводится в эксплуатацию впервые, то на расходы списывается её первоначальная стоимость. При повторных передачах в эксплуатацию шина опять списывается с баланса по чистой стоимости реализации.

После передачи шин в эксплуатацию учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

При возврате из эксплуатации на склад (при сезонной замене, для ремонта) шина приходуется на баланс по чистой стоимости реализации (п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2, далее – Методрекомендации № 2; п. 24 П(С)БУ 9). Новую стоимость шины определяет комиссия, созданная на предприятии.

Возврат изношенных шин (как возвратных отходов). Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Возврат изношенных шин для утилизации. Если шины сдаются на утилизацию, так как непригодны для дальнейшего использования, то контроль за их перемещением ведется только в аналитическом учете.

Передача для утилизации. Затраты на утилизацию включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на одноименном субсчете 949.

Вариант 2. Списание стоимости шин на затраты по окончании срока эксплуатации

При вводе шин в эксплуатацию их стоимость не списывается на расходы периода. Шины продолжают учитываться на балансе в составе запасов. Для учета шин в обороте используются субсчета третьего порядка, например:

  • 20711 «Шины на складе»;
  • 20712 «Шины в эксплуатации»;
  • 20713 «Шины, переданные в ремонт (на восстановление)» и т. п.

Возврат шин из эксплуатации (сезонная замена, ремонт) отражается только на соответствующих субсчетах. Балансовая стоимость шин не изменяется. Шины продолжают учитываться по первоначальной стоимости. Передача шин в ремонт и возврат из ремонта также не приводят к увеличению расходов. Шины продолжают числиться на балансе по первоначальной стоимости.

Возврат изношенных шин отражается только на соответствующих субсчетах.

Списание шин. Если принято решение о списании шин, то их стоимость будет списана с баланса и включена в расходы в зависимости от направления использования автомобиля, с колес которого они сняты (в расходы на производство, административные, сбытовые или прочие операционные расходы). Расходы на утилизацию учитываются как и при варианте 1.

Оприходование изношенных шин как возвратных отходов. Если шины будут использованы на предприятии для собственных нужд (отличных от прямого назначения шины) или сданы в переработку в качестве вторсырья, тогда перед использованием (передачей) они приходуются на склад как возвратные отходы – по стоимости возможного использования либо по чистой стоимости реализации (п. 2.12 Методрекомендаций № 2).

Передача на утилизацию. Если шина непригодна к использованию на предприятии, ее передают на утилизацию специализированному предприятию. В учете отражаются только расходы на утилизацию.

На заметку! Для обоих вариантов стоимость работ по ремонту (восстановлению) шин отражается в составе расходов текущего периода в зависимости от направления использования автомобиля. Там же учитывается и стоимость работ по замене (в т. ч. сезонной) шин (п. 3.19 Положения № 102). Такие расходы отражаются в учете проводкой Дт 23, 91–94 – Кт 685.

Аналогично ведется учет АБ. Только АБ не меняют по сезону. Как правило, АБ снимается с автомобиля один раз – когда полностью вырабатывает свой рабочий ресурс.

Какой вариант учета лучше выбрать?

Этот вопрос предприятие решает самостоятельно. А чтобы вы смогли сделать правильный выбор, приведем аргументы за и против применения каждого варианта.

Аргументы против применения:

  • варианта 1. Этот вариант предусмотрен согласно п. 23 П(С)БУ 9 только для учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а шины и АБ таковыми не являются. Кроме того, стоимость шин и АБ в процессе эксплуатации не отражается на бухгалтерских счетах;
  • варианта 2. Шины и АБ, которые находятся в эксплуатации, учитываются по первоначальной стоимости, то есть реальная стоимость активов предприятия завышается. Причина – запасы должны отражаться в бухучете и отчетности по наименьшей из двух оценок: либо по первоначальной стоимости, либо по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9).

Аргументы за применение варианта 2. Такой вариант учета шин удобен тем, что предприятие не «теряет» шины. И он предусмотрен в Инструкции № 291. Считаем, что вариант 2 предпочтительнее, особенно для плательщиков налога на прибыль.

Налог на прибыль

Плательщики налога на прибыль, которые не корректируют финрезультат до налогообложения на разницы, отражают операции, связанные с приобретением, эксплуатацией, ремонтом и списанием шин и АБ, по правилам бухучета.

Для налогоплательщиков, которые корректируют финрезультат на разницы из разд. III Налогового кодекса (далее – НК), отметим:

  • операции с шинами и АБ, которые приобретены отдельно от автомобиля, не приводят к корректировкам финрезультата. При этом не имеет значения, использовался автомобиль в хозяйственной деятельности или нет. Корректировка финрезультата предусмотрена только на расходы по улучшению непроизводственных ОС (п. 138.1, пп. 138.3.2 НК). А расходы по операциям с шинами и АБ таковыми не являются;
  • если же шины и АБ приобретены в составе автомобиля, который предназначен для использования в нехозяйственной деятельности предприятия, – тогда капитальные расходы, связанные с шинами и АБ, которые оприходованы на субсчет 105 в составе такого автомобиля, в налоговом учете не отражаются (пп. 138.3.2 НК).

НДС

В момент приобретения шин и АБ у покупателя возникает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной).

Если шины и АБ будут установлены на автомобиль, который используется в нехозяйственной деятельности или в операциях, не облагаемых НДС, то для корректировки налогового кредита придется начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК. База налогообложения – цена приобретения шин и АБ (п. 188.1 НК).

Будьте внимательны! В случае списания шин и АБ, которые еще не подлежат списанию по своим техническим характеристикам, можно сказать (при фискальном подходе), что шины и АБ перестают использоваться в хозяйственной деятельности предприятия. А значит, есть основания для начисления налоговых обязательств согласно п. 198.5 НК.

Передача шин в качестве вторсырья перерабатывающему предприятию рассматривается как их поставка, то есть на дату первого события в этой операции начисляются налоговые обязательства.

Применяем на практике

Пример. Учет приобретенных шин

Предприятие приобрело грузовой автомобиль. На автомобиле уже были установлены шины и была запасная шина. Для сезонной замены шин были приобретены 4 зимние шины стоимостью 4 800 грн (в т. ч. НДС – 800 грн). Шины, приобретенные вместе с автомобилем, передали на склад до наступления летнего сезона. Во время эксплуатации зимняя шина была повреждена и передана в ремонт. На время ремонта на автомобиль установили запасную шину.

Кроме того, в связи с выработкой ресурса было списано 10 отдельно приобретенных шин. После списания 4 шины оставили для хознужд предприятия, 3 – передали в качестве вторсырья на перерабатывающее предприятие, 3 – на утилизацию специализированному предприятию.

Предприятие ведет учет приобретенных шин по варианту 2 (см. выше).

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

Приобретение шин

1

Приобретен автомобиль

Накладная,
акт приемки-передачи

152

631

500 000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

100 000

3

Введен в эксплуатацию автомобиль

Акт типовой формы № ОЗ-1*

105

152

500 000

4

Открыта Карточка учета АБ

Карточка учета АБ

5

Поступили на склад приобретенные зимние шины (4 шт. х 1 000)

Накладная,
карточки типовой формы № М-11,
карточка типовой формы № М-12

20711

631

4 000

6

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

800

* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

Замена шин

7

Установлены на автомобиль зимние шины

Накладная-требование
типовой формы № М-11,
карточки шин

20712

20711

4 000

8

Поступили на склад шины, снятые с автомобиля (4 шт.)

Типовые формы № М-11 и № М-12,
карточки шин

Ремонт шин

9

Оприходована на склад поврежденная шина

Типовые формы № М-11 и № М12,
карточка шины

20711

20712

1 000

10

Передана в ремонт поврежденная шина

Типовые формы № М-11 и № М-12,
карточка шины,
акт приемки-передачи в ремонт

20713

20711

1 000

11

Установлена на автомобиль запасная шина

Карточка шины

12

Отражена стоимость ремонта поврежденной шины

Акт выполненных работ

92

631

250

13

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

50

14

После ремонта шина:

– получена на склад


Типовые формы № М-11 и № М-12,
карточка шины


20711


20713


1 000

– установлена на автомобиль

Карточка шины

20712

20711

1 000

15

Снята с автомобиля запасная шина

Списание шин

16

Списаны шины, приобретенные отдельно (10 шт.)

Карточки шин,
приказ руководителя

92

20711

6 000

17

Оприходованы списанные шины:

– для использования на предприятии – по цене возможного использования

(4 шт. х 10)

Типовые формы
№ М-11, № М-12


209


719


40

– в качестве отходов (вторсырья) – по цене возможной реализации (3 шт. х 15)

209

719

45

18

Проданы шины (3 шт.) перерабатывающему предприятию

Типовая форма № М-11

377

712

54

19

Отражены налоговые обязательства по НДС

Налоговая накладная

712

641

9

20

Списана себестоимость шин, переданных перерабатывающему предприятию

Бухгалтерская справка

943

209

45

21

Переданы шины (3 шт.) специализированному предприятию для утилизации, отражены расходы на утилизацию

Типовая форма № М-11,
акт приемки-передачи на утилизацию,
акт выполненных работ по утилизации

949

631

100

22

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

20

Выводы

Бухгалтерский учет шин и АБ можно вести одним из двух вариантов. А именно – списывать стоимость шин (АБ) на расходы: либо при передаче их в эксплуатацию; либо в момент фактического списания.

Если шины (АБ) оприходованы в составе автомобиля, тогда их стоимость в учете отдельно не отражается. Ведется только их аналитический учет.

Сроки эксплуатации шин и АБ.doc

Скачать

Учет приобретенных шин - Пример.doc

Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы