Щодо кампанії звітності про контрольовані операції
04.10.2017 220 0 0
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 18.08.2017 г. N 22283/7/99-99-12-03-07-17
Относительно кампании отчетности о контролируемых операциях
Сообщаем о том, что 2 октября 2017 года является предельным сроком представления налогоплательщиками отчета о контролируемых операциях за 2016 год.
В соответствии с Порядком проведения мониторинга контролируемых операций, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 14.08.2015 г. N 706 с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Украины от 28.04.2017 г. N 470, целями мониторинга как составной налогового контроля за трансфертным ценообразованием, является, в частности, обеспечение контроля за своевременностью и полнотой представления отчетов о контролируемых операциях.
Порядком предусмотрено, в частности, то, что контролирующий орган до 01 октября года, следующего за отчетным, формирует перечни налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых.
Обращаем внимание, что по результатам хозяйственной деятельности, осуществленной плательщиком налога в 2016 году, контролируемыми операциями могут признаваться хозяйственные операции при условии одновременного выполнения двух стоимостных условий:
годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 50 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;
объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 млн. грн. (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год.
Следовательно, для формирования перечней налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под критерии контролируемых и от которых, соответственно, ожидается представление отчета о контролируемых операциях за 2016 год, рекомендуем установить одновременность выполнения указанных условий следующим образом.
Относительно суммы годового дохода плательщика:
для предотвращения манипулирования налогоплательщиками показателями налоговой отчетности с целью выведения хозяйственных операций из статуса контролируемых необходимо обязательно сопоставлять показатели налоговой декларации по налогу на прибыль, указанные в строке 01 "доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета)", суммарные показатели отчета о финансовых результатах (отчет о совокупном доходе), указанные в строке 2000 "чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)", в строке 2120 "другие операционные доходы", в строке 2200 "доход от участия в капитале", в строке 2220 "прочие финансовые доходы" и в строке 2240 "другие доходы", а также объемы поставок согласно декларациям по НДС.
Следовательно, необходимо сформировать перечень плательщиков налога на прибыль, годовой доход которых за 2016 год превышает 50 млн. гривен.
Следующим шагом является установление круга нерезидентов, с которыми налогоплательщик осуществлял хозяйственные операции для целей трансфертного ценообразования, предусмотренные, в частности, пп. 39.2.1.4 ст. 39 Кодекса, и определить объемы этих хозяйственных операций.
С этой целью целесообразно сопоставить показатели таможенных деклараций, налоговых деклараций по налогу на прибыль, налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и отчетов о финансовых результатах, в частности:
из таможенных деклараций - относительно объемов экспортно-импортных операций с отдельными нерезидентами (при экспорте таможенные декларации могут быть оформлены в режимах АА, ДМ, ДТ, ДР, при импорте - АА, ДМ, ДЕ, ДР).
из налоговых деклараций по налогу на прибыль:
относительно увеличения финансового результата налогового (отчетного) периода в размере 30 процентов стоимости товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг, приобретенных у нерезидентов (в том числе нерезидентов - связанных лиц), зарегистрированных в государствах (на территориях), указанных в пп. 39.2.1.2 п. 39.2 ст. 39 Кодекса (строка 3.1.7 Приложения РІ к строке 03 РІ налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);
относительно увеличения финансового результата до налогообложения на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам, возникшим по операциям со связанными лицами - нерезидентами, над 50 процентами суммы финансового результата до налогообложения, финансовых расходов и суммы амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляется начисление таких процентов (строка 3.1.1 приложения РІ к строке 03 РІ налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий);
из единого реестра налоговых накладных - относительно операций по поставке услуг нерезидентами на таможенной территории Украины (плательщиком налога выписаны налоговые накладные на получение услуг от нерезидентов);
из отчета о прибыли и убытках - относительно финансовых расходов (строка 2250) и др.
После отбора контрагентов плательщика налога возникает необходимость исследовать соответствие таких контрагентов критериям, установленным пп. 39.2.1.1 п. 39.2.1 ст. 39 Кодекса.
Так, контрагенты - нерезиденты могут делиться на тех, которые:
зарегистрированы в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), отвечающим критериям, установленным пп. 39.2.1.2 пп. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.09.2015 г. N 977-р. В таком случае хозяйственные операции могут быть контролируемыми независимо от наличия признака связанности между плательщиком налога и таким контрагентом;
являются связанными лицами с плательщиком налога. В таком случае хозяйственные операции могут быть контролируемыми независимо от государства (территории) регистрации нерезидента, и, соответственно, от включения этого государства (территории) в перечень, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.09.2015 г. N 977-р.
Обращаем внимание также на то, что критерии для признания лиц связанными установлены пп. 14.1.159 п. 14.1. ст. 14 Кодекса.
В то же время о связи плательщика и его контрагента могут свидетельствовать: одинаковые или схожие названия компаний; использование на веб-сайтах плательщика и контрагента, а также на бланках документов одинаковых логотипов; подписание договоров и коммерческих документов лицами, имеющими одинаковые фамилии, являющимися одновременно учредителями/участниками, руководителями или членами коллегиальных органов этих компаний и др.
Кроме этого, информацию для определения связанности лиц можно найти, в частности, в таких источниках информации:
единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, сайт Министерства юстиции Украины (https://usr.minjust.gov.ua/ua/freesearch);
сайт Государственного учреждения "Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины" (https://smida.gov.ua/);
сайт Национального банка Украины (https://www.bank.gov.ua/control/uk/index/) (раздел "Банковский надзор", вкладка "Регистрация и лицензирование");
аналитическая система для деловой разведки и проверки контрагентов Украины YouControl (https://youcontrol.com.ua/);
реестры бенефициарных владельцев и национальные бизнес-реестры иностранных государств.
Например, информация относительно компаний, зарегистрированных на территории Великобритании доступна в публичном реестре Управления государственной регистрации юридических лиц Великобритании (Companies House) (https://www.gov.uk/government/organisations/companies-house);
открытая база данных "Open Corporates" (https://opencorporates.com/) (контекстный поиск по названиям компаний со ссылкой на национальные бизнес-реестры);
коммерческие сайты с доступом к бизнес-реестрам: "Kompany®" (https://www.kompany.com/) и "EMIS" (https://www.emis.com/) (получение информации ограничено - платный ресурс);
Европейский бизнес-реестр (EBR) (http://www.ebr.org/) (получение информации ограничено - платный ресурс).
Для установления связанности лиц по признакам воздействия через контроль органов управления юридического лица важным и необходимым является возможность исследования учредительных документов юридических лиц, а также других документов органов управления этих лиц, которыми могут быть:
решение учредительного и общего собрания хозяйственных обществ, наблюдательного совета или других органов управления;
документы о наблюдательном совете, правлении, другие надзорные и исполнительные органы хозяйственных обществ, об их персональном составе;
права, переданные общим собранием хозяйственных обществ в компетенцию наблюдательного или исполнительного органа хозяйственных обществ (наблюдательный совет, правление или другой орган, предусмотренный уставом);
персональный состав наблюдательного органа хозяйственных обществ (наблюдательного совета или другого органа) и порядок его формирования.
Кроме непосредственного доступа к таким источникам, с информацией по вопросам деятельности органов управления можно ознакомиться на официальных сайтах юридических лиц (прежде всего это касается крупных и публичных компаний), в общедоступной информационной базе данных Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о рынке ценных бумаг (http://stockmarket.gov.ua/), базах данных "Эмитенты" и "Владельцы 10 %" на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины (https://smida.gov.ua/db (требует бесплатной регистрации).
Учитывая указанное подчеркиваем, что при формировании перечней налогоплательщиков, хозяйственные операции которых подпадают под определение контролируемых, необходимо тщательно исследовать имеющуюся информацию.
Предупреждаем о недопущении формального и поверхностного подхода при проведении мониторинга контролируемых операций.
Коментарі до матеріалу