Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Підписатися

7 главных законодательных подарков от Рады

Редакція

13.11.2017 275 0 0

(викладено мовою оригіналу)

Почему-то в нашей стране сложилась традиция, когда народные избранники под Новый год «радуют» бухгалтеров предприятий налоговыми новинками. Не станет исключением и 2018-й: с 1 января в Украине вступают в силу изменения в закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Он приводит наше законодательство в соответствии с европейским. И чтобы не анализировать документ впопыхах на новогодних выходных, лучше сделать это загодя и вникнуть в самые важные нюансы. Их семь.

1. Учетная политика

Законодатель внес изменения в определение «учетной политики». В новой редакции она трактуется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием, не только для составления и представления финансовой отчетности, но и для ведения бухгалтерского учета.

Согласно закону, бухгалтерский учет является обязательным для предприятия, поскольку все виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на его данных.

Соответственно, с 2018 года все юридические лица будут обязаны формировать и утверждать учетную политику. Так как физические лица-предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, данное изменение их не коснется.

2. Новые термины

Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности пополнился новыми терминами. В статье 1 появятся «доходы» и «расходы». Расходами будут считать уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или увеличения обязательств, что приводит к уменьшению собственного капитала (за исключением уменьшения капитала за счет его изъятия или распределения собственниками).

Доходами признается увеличение экономических выгод в виде увеличения активов или уменьшения обязательств, которое приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов собственников).

В целом эти определения являются похожими на те, что прописаны в Национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета 15 и 16 соответственно, исключая приписку об уменьшении (увеличении) экономических выгод. Однако на порядок трактовки и признания доходов и расходов скорее всего это не повлияет.

Также появляется «чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» — это доход, который определяется путем вычитания из дохода от реализации продукции, товаров, работ и услуг (в т.ч. платежей от аренды объектов инвестиционной недвижимости) предоставленных скидок, стоимости возвращенных ранее проданных товаров, доходов, которые по договорам принадлежат комитентам (принципала и т.п.), а также налогов и сборов. Данное определение будет использоваться как один из критериев определения «весовой» категории предприятия.

Предприятиями, представляющими общественный интерес, будут считаться предприятия-эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам, банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые учреждения (кроме других финансовых учреждений, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям) и предприятия, которые в соответствии с настоящим законом принадлежат к крупным предприятиям.

В обновленной редакции статьи 8 закона отмечается, что данное предприятие обязано создать бухгалтерскую службу (в состав которой входят не менее двух человек) во главе с главным бухгалтером, который должен иметь полное высшее экономическое образование, стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее трех лет, не иметь непогашенную или неснятую судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хозяйственной деятельности.

Соответственно, предприятия, представляющие общественный интерес, не имеют права организовывать ведение бухгалтерского учета на договорных началах с другой фирмой.

А вот состав статей и показателей финансовой отчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию, будет охватываться понятием «таксономия финансовой отчетности». Сам термин подразумевает под собой систематизацию показателей финансовой отчетности для подачи контролирующему органу в электронном виде и коснётся только тех предприятий, которые составляют финансовую отчетность по МСФО. Таксономию будет утверждать Минфин, а первым отчетным периодом, за который данные предприятия будут подавать финансовую отчетность на основании таксономии, является 2019 год.

3. Минус три принципа

Претерпят количественные изменения принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Из их состава исключат осмотрительность, историческую (фактическую) себестоимость и периодичность.

Также теперь будет оговорка о том, что предприятия имеют право использовать другие принципы, определенные в международных стандартах, национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета и национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета в государственном секторе (в зависимости от того, какие стандарты используются предприятием).

Таким образом, принципов станет 7. При этом вышеприведенные принципы не были исключены из НП(С)БУ №1 «Общие требования к финансовой отчетности». Поэтому предприятия, которые при ведении бухгалтерского учета, ориентируются на национальные стандарты, могут и дальше использовать все 10 принципов.

4. На недостатки — сквозь пальцы

Меняются последствия незначительных недостатков первичных документов. Статья 9 закона дополняется абзацем 8, в котором отмечается, что незначительные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции не являются основанием для непризнания хозяйственной операции, при условии, что они не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции. И содержат сведения о: дате ее составления, названии предприятия, от имени которого составлен документ, содержании и объеме хозяйственной операции и тому подобное.

Права и обязанности сторон, возникающие по результатам осуществления хозяйственной операции, оформленной первичным документом в соответствии с требованиями настоящего Закона, не зависит от факта отражения ее в регистрах и на счетах бухгалтерского учета.

Несмотря на то, что закон либерализировал отношение законодателя к недостаткам первичных документов, трудно сказать какие именно критерии «незначительности» будут использоваться контролирующими органами и какие еще сведения мы можем отнести к числу «тому подобное».

5. Микро-критерии

В статье 2 закона законодатель прописал критерии отнесения предприятий к микропредприятиям, малым, средним и крупным.

Критерии классификации предприятий

 

Балансовая стоимость активов

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

Среднее количество работников

Микропредприятия

до 350 тыс. евро

до 700 тыс. евро

до 10 человек

Малое

до 4 млн. евро

до 8 млн. евро

до 50 человек

Среднее

до 20 млн. евро

до 40 млн. евро

до 250 человек

Крупное

более 20 млн. евро

более 40 мл. евро

более 250 человек

Для отнесения предприятия к определенной категории нужно, чтобы оно соответствовало по меньшей мере двум из приведенных критериев.

При определении соответствия критериям, указанным в евро, будет применяется официальный курс гривны относительно иностранных валют (средний за период), рассчитанный на основании курсов Национального банка, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.

Также при классификации необходимо будет учитывать 4 особенности:

  1. результаты деятельности за год для определения соответствия критерию теперь будут определяться не в сумме дохода от любого вида деятельности (ст. 55 ХКУ), а в сумме чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), порядок определения которого был прописан законом;
  2. новообразованные предприятия будут определять соответствие критериям по итогам своей деятельности за первый год;
  3. предприятие может перейти из одной категории в другую только если в течение двух лет подряд по показателям годовой финансовой отчетности не будет соответствовать своим нынешним критериям;
  4. используя критерий среднего количества работников согласно закону, нужно обратить внимание на приписку «до» (в ХКУ используется приписка «не превышает»). Соответственно, если предприятие относится к микро-, его среднее количество работников не должно превышать 9 человек, если к малому — 49 человек, если к среднему — 249 человек и если к крупному — 250 и больше.

6. Больше специалистов

Перечень лиц, имеющих возможность предоставлять услуги по ведению бухгалтерского учета, расширяется. В статье 8 закона расширяется перечень организационных форм для ведения бухгалтерского учета. Если раньше в законе ведение бухгалтерского учета на договорных началах предполагалось частным предпринимателем, централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой, то с января 2018 году к этому перечню будут добавлены предприятия и самозанятые лица, осуществляющие деятельность в сфере бухгалтерского учета.

Это позволит исправить несправедливость по отношению к юридическим лицам, которые предоставляют бухгалтерские услуги на договорной основе и, при этом, не являются аудиторскими фирмами (не имеют лицензий на осуществление аудиторской деятельности в Украине). На сегодня предоставление бухгалтерских услуг такими юридическими лицами не запрещено и лицензии не требует.

Согласно статье 11 обновленного закона, в случае, когда бухгалтерский учет компании ведется предприятием, осуществляющим деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудита, тогда финансовую отчетность должен будет подписывать не только руководитель предприятия или уполномоченное лицо, но также и руководитель аудиторской компании или уполномоченное им лицо. При этом ответственность последнего определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг.

7. Без секретов

Финансовая отчетность уже не будет конфиденциальной информацией. Меняется статья 14 Закона. Предприятия будут обязаны подать копию финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законом «О доступе к публичной информации». То есть, при получении запроса на предоставление финансовой отчетности предприятие должно в 5-дневный срок предоставить все сведения (п. 1 ст. 20 закона «О доступе к публичной информации).

Кроме этого, по требованию пользователей показатели финансовой отчетности должны будут дополнительно переведены в иностранную валюту (ст. 5 закона).

С отсрочкой в год

Но не все изменения, предусмотренные принятым законом №2164-VIII, наступят с нового 2018 года. Части изменений придется подождать еще год. По Переходным нормам о представлении и публикации финансовой отчетности (абз. 6, 7 п. 12 раздела I) вступают в силу с 1 января 2019 года.

Именно через год перечень предприятий, которые должны обнародовать свою финансовую отчетность, расширится за счет:

    крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг и средними предприятиями, которые должны будут обнародовать отчетность не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме);

    других финансовых учреждений, относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям — не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным периодом (вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме).

Источник: http://ubr.ua/

Коментарі до матеріалу

Кращі матеріали