Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Как проводятся проверки субъектов первичного финмониторинга, подконтрольных Минфину

Новое

24.12.2024 21 0 0

Законодательство предъявляет определенные требования к субъектам первичного финмониторинга. В свою очередь выполнение этих требований контролируется соответствующими государственными органами. В статье расскажем, по каким правилам осуществляется такой контроль и проводятся проверки субъектов первичного финмониторинга, подконтрольных в этих вопросах Минфину.


Законодательные основания для проверок

Вопросы осуществления финмониторинга регламентируются прежде всего Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361).

Система финмониторинга состоит из первичного и государственного уровней (ст. 6 Закона № 361). Соответственно, есть субъекты первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) и субъекты государственного финмониторинга.

К СПФМ относятся субъекты, перечисленные в ч. 2 ст. 6 Закона № 361, в частности, те, которые подконтрольны Минфину в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 361, а именно:

  • субъекты аудиторской деятельности;
  • бухгалтеры, субъекты хозяйствования (далее – СХ), предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
  • СХ, консультирующие по вопросам налогообложения;
  • СХ, оказывающие посреднические и/или консультационные услуги при совершении сделок с недвижимым имуществом;
  • СХ, торгующие за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
  • СХ, осуществляющие торговую деятельность культурными ценностями и/или оказывающие посреднические услуги в такой деятельности.

Именно для этих СХ мы рассмотрим в статье, как проводятся проверки соблюдения законодательства о финмониторинге.

К субъектам государственного финмониторинга относятся (ч. 3 ст. 6 Закона № 361):

  • НБУ;
  • центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – предотвращение и противодействие). Таким органом является Минфин в соответствии с п. 1 Положения, утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 № 375;
  • Минюст;
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
  • Министерство цифровой трансформации;
  • специально уполномоченный орган. Согласно п. 55 ч. 1 ст. 1 Закона № 361 это центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере предотвращения и противодействия, то есть Государственная служба финансового мониторинга (далее – Госфинмониторинг) (п. 1 Положения о Государственной службе финансового мониторинга Украины, утвержденного постановлением КМУ от 29.07.2015 № 537).

Именно эти госорганы вправе проверять соблюдение законодательства в сфере финмониторинга подконтрольными им СПФМ. В статье речь пойдет о проверках СПФМ, подконтрольных Минфину.

Напомним, при осуществлении своей деятельности СПФМ, подконтрольные Минфину, должны соблюдать Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор деятельности которых осуществляет Министерство финансов Украины, утвержденное приказом Минфина от 07.06.2024 № 282 (далее – Положение № 282, действует с 06.08.2024).

А вопросы осуществления контроля за СПФМ и правила проведения проверок Минфином в этой сфере регулируются Порядком осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор деятельности которых осуществляют Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации, утвержденным постановлением КМУ от 16.06.2023 № 662 (далее – Порядок № 662).

Виды, цели и сроки проверок

Минфин вправе проводить в отношении подконтрольных ему СПФМ плановые и внеплановые проверки, в том числе выездные и невыездные (п. 2 Порядка № 662).

Проверки, в частности, проводятся (п. 10 Порядка № 662):

  • для выяснения цели и сущности операций, которые осуществляются СПФМ и/или о которых им стало известно;
  • выявления рисков, которые могут представлять угрозу безопасности и устойчивости деятельности СПФМ, секторов деятельности таких субъектов, а также стабильности финансовой системы Украины;
  • оценки качества системы управления рисками СПФМ;
  • оценки соблюдения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в частности нормативно-правовых актов Минфина.

Срок проведения невыездной проверки не может превышать 60 рабочих дней (далее – р. д.) с даты ее начала (п. 25 Порядка № 662).

Срок проведения выездной проверки не должен превышать 30 р. д. и определяется в зависимости (п. 30 Порядка № 662):

  • от вида проверки (плановая или внеплановая);
  • вида (направлений) деятельности и специализации по видам услуг;
  • объемов финансовых операций СПФМ.

В некоторых случаях срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 р. д. (п. 31 Порядка № 662).

Рассмотрим подробнее особенности каждого вида проверок.

Плановые проверки

Основанием для плановой проверки СПФМ относительно соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия является включение его в план-график проведения проверок СПФМ на соответствующий квартал.

План-график утверждается приказом субъекта госфинмониторинга и обнародуется на его официальном веб-сайте не позднее 10 р. д. до начала квартала, на который утверждается план-график (п. 12 Порядка № 662).

СПФМ включается в план-график проведения проверок с учетом риск-ориентированного подхода.

Плановая проверка проводится за период с даты окончания предыдущей проверки или за определенный период деятельности СПФМ (п. 17 Порядка № 662).

В п. 19 Порядка № 662 перечислены вопросы, которые в обязательном порядке проверяются в ходе плановой проверки. Для удобства приведем их в табл. 1.

Таблица 1. Перечень обязательных вопросов плановой проверки

п/п

Содержание вопроса, который проверяется в ходе плановой проверки

1

2

1

Постановка на учет в Госфинмониторинге как СПФМ

2

Назначение работника, ответственного за проведение финмониторинга*

3

Проведение проверки отсутствия гражданства (подданства) государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины, и наличия безупречной деловой репутации руководителя и заместителя руководителя СПФМ, председателя и членов наблюдательного органа СПФМ, ответственного работника (лица, которое временно исполняет полномочия ответственного работника в случае его отсутствия), других работников СПФМ, вовлеченных в проведение первичного финмониторинга

4

Соблюдение требований к квалификации работника, ответственного за проведение финмониторинга*

5

Разработка, внедрение и обновление правил, программы проведения финмониторинга*

6

Проведение надлежащей проверки клиентов (представителей клиентов)

7

Проведение анализа и выявление финансовых операций, подлежащих финмониторингу, и операций, в отношении которых есть достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или распространения оружия массового уничтожения, регистрация таких операций и предоставление информации о них

8

Остановка проведения финансовых операций

9

Хранение документов по идентификации лиц, проведших финансовые операции, и документов, касающихся деловых отношений с клиентом, данных о таких операциях

10

Обеспечение функционирования надлежащей системы управления рисками, применение в своей деятельности риск-ориентированного подхода и принятие надлежащих мер с целью минимизации рисков

11

Осуществление управления рисками для предотвращения использования услуг и продуктов СПФМ для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения

12

Осуществление управления рисками, связанными с внедрением или использованием новых и имеющихся информационных продуктов, деловых практик или технологий, в том числе обеспечивающих проведение финансовых операций без непосредственного контакта с клиентом

13

Проведение внутренних проверок своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия

14

Осуществление мероприятий по подготовке персонала к надлежащему выполнению требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия

15

Замораживание/размораживание активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового поражения и его финансированием

16

Соблюдение СПФМ требований по представлению Госфинмониторингу уведомлений (информации) и обработки уведомлений (информации) Госфинмониторинга

17

Источники происхождения средств для формирования уставного (складочного) капитала*

* Эти вопросы не включаются в обязательный перечень вопросов плановой проверки СПФМ, осуществляющих свою деятельность единолично, без создания юрлица.

О проведении плановой проверки СПФМ должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 календарных дней до начала ее проведения (п. 20 Порядка № 662). Уведомление должно быть отправлено в бумажной форме заказным письмом на адрес местонахождения СПФМ или в виде электронного документа на адрес электронной почты СПФМ (при наличии).

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки СПФМ проводятся по отдельным вопросам и только при наличии одного из следующих оснований (п. 21 Порядка № 662):

  • уведомление о признаках нарушения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
  • во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
  • по инициативе Минфина в случае непосредственного выявления им признаков нарушения СПФМ и/или его обособленным подразделением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
  • выявление Минфином новых документов (обстоятельств), которые не были (не могли быть) известны во время проведения плановой проверки и могут повлиять на выводы по ее результатам;
  • необходимость проверки выполнения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в частности устранения нарушений и/или принятия мер по устранению причин, способствовавших их совершению, а также принятия мер по устранению выявленных по результатам надзора недостатков в организации и проведении первичного финмониторинга;
  • неподача в установленный срок СПФМ документов (непредоставление информации) по письменному запросу Минфина о проведении невыездной проверки, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов;
  • выявление и подтверждение недостоверности в документах (информации), представленных СПФМ по письменному запросу Минфина, и/или в случае, когда такие документы (информация) не позволяют оценить выполнение СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия при осуществлении его деятельности.

Обращаем внимание! О проведении такой проверки заранее не предупреждают.

Невыездные проверки

Невыездная проверка проводится в помещении субъекта госфинмониторинга на основании полученных от СПФМ информации, материалов, документов (в бумажной или электронной форме), их копий и/или выписок из них, данных видеоархива и письменных пояснений (п. 23 Порядка № 662).

Местом проведения такой проверки является помещение субъекта госфинмониторинга, то есть Минфина.

Для проведения невыездной проверки субъект госфинмониторинга направляет СПФМ запрос о предоставлении документов или содержащейся в них информации, необходимых для проведения проверки, по форме приложения 1 к Порядку № 662.

Запрос должен быть оформлен как исходящее письмо, подписан руководителем субъекта госфинмониторинга (его заместителем) и направлен СПФМ средствами почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа на электронную почту СПФМ (при наличии).

Имейте в виду! Неподача СПФМ на запрос субъекта госфинмониторинга документов или подача их не в полном объеме может стать основанием для проведения внеплановой выездной проверки.

Оформление результатов проверок

По результатам проведенной проверки составляется акт по форме (п. 45, 46 Порядка № 662):

  • приложения 4 к Порядку № 662 – если проводилась выездная проверка;
  • приложения 8 к Порядку № 662 – если проводилась невыездная проверка.

Акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вручается СПФМ (отправляется ему по почте).

Если СПФМ не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он имеет право подать свои возражения к акту в течение 5 р. д. с даты получения акта (п. 54 Порядка № 662).

Ответственность за несоблюдение законодательства

За нарушения в сфере финмониторинга, допущенные СПФМ, могут применяться меры ответственности, установленные ст. 32 Закона № 361, а именно:

  • письменное предупреждение;
  • аннулирование лицензии и/или документов, дающих право на осуществление деятельности в установленном законодательством порядке;
  • возложение на СПФМ обязанности отстранения от работы должностного лица СПФМ;
  • применение штрафа.

Размеры штрафов, которые могут налагаться на СПФМ, приведены в ч. 5 ст. 32 Закона № 361. Приведем некоторые из них в табл. 2.

Таблица 2. Размеры штрафных санкций за нарушения в сфере финмониторинга

п/п

Суть правонарушения

Размер штрафа

1

2

3

1

Препятствование субъекту госфинмониторинга в осуществлении им надзора в сфере предотвращения и противодействия, в т. ч. недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении и/или неподача, подача не в полном объеме, предоставление недостоверной информации/документов, копий документов, в которых невозможно прочитать все указанные в них сведения по запросу субъекта госфинмониторинга, необходимых для осуществления им надзора в сфере предотвращения и противодействия

До 20 000 НМДГ
 (до 340 000 грн)

2

Невыполнение требований об устранении выявленных нарушений и/или о принятии мер по устранению причин, способствовавших их совершению, а также непринятие мер по устранению выявленных по результатам проверки недостатков в организации и проведении первичного финмониторинга

До 100 000 НМДГ
(до 1 700 000 грн)

3

Невыявление, несвоевременное выявление финансовых операций, подлежащих финмониторингу, и нарушение порядка их регистрации

До 20 000 НМДГ
(до 340 000 грн)

Кроме того, должностные лица СПФМ могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 1669, 16611, 18834 КУоАП.

Таблица 1. Перечень обязательных вопросов плановой проверки.doc
Скачать
Таблица 2. Размеры штрафных санкций за нарушения в сфере финмониторинга.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

6864 грн. / год

Купить

Лучшие материалы