Как проводятся проверки субъектов первичного финмониторинга, подконтрольных Минфину
Законодательство предъявляет определенные требования к субъектам первичного финмониторинга. В свою очередь выполнение этих требований контролируется соответствующими государственными органами. В статье расскажем, по каким правилам осуществляется такой контроль и проводятся проверки субъектов первичного финмониторинга, подконтрольных в этих вопросах Минфину.
Законодательные основания для проверок
Вопросы осуществления финмониторинга регламентируются прежде всего Законом от 06.12.2019 № 361-IX «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361).
Система финмониторинга состоит из первичного и государственного уровней (ст. 6 Закона № 361). Соответственно, есть субъекты первичного финансового мониторинга (далее – СПФМ) и субъекты государственного финмониторинга.
К СПФМ относятся субъекты, перечисленные в ч. 2 ст. 6 Закона № 361, в частности, те, которые подконтрольны Минфину в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона № 361, а именно:
- субъекты аудиторской деятельности;
- бухгалтеры, субъекты хозяйствования (далее – СХ), предоставляющие услуги по бухгалтерскому учету;
- СХ, консультирующие по вопросам налогообложения;
- СХ, оказывающие посреднические и/или консультационные услуги при совершении сделок с недвижимым имуществом;
- СХ, торгующие за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
- СХ, осуществляющие торговую деятельность культурными ценностями и/или оказывающие посреднические услуги в такой деятельности.
Именно для этих СХ мы рассмотрим в статье, как проводятся проверки соблюдения законодательства о финмониторинге.
К субъектам государственного финмониторинга относятся (ч. 3 ст. 6 Закона № 361):
- НБУ;
- центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – предотвращение и противодействие). Таким органом является Минфин в соответствии с п. 1 Положения, утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 № 375;
- Минюст;
- Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку;
- Министерство цифровой трансформации;
- специально уполномоченный орган. Согласно п. 55 ч. 1 ст. 1 Закона № 361 это центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере предотвращения и противодействия, то есть Государственная служба финансового мониторинга (далее – Госфинмониторинг) (п. 1 Положения о Государственной службе финансового мониторинга Украины, утвержденного постановлением КМУ от 29.07.2015 № 537).
Именно эти госорганы вправе проверять соблюдение законодательства в сфере финмониторинга подконтрольными им СПФМ. В статье речь пойдет о проверках СПФМ, подконтрольных Минфину.
Напомним, при осуществлении своей деятельности СПФМ, подконтрольные Минфину, должны соблюдать Положение об осуществлении финансового мониторинга субъектами первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор деятельности которых осуществляет Министерство финансов Украины, утвержденное приказом Минфина от 07.06.2024 № 282 (далее – Положение № 282, действует с 06.08.2024).
А вопросы осуществления контроля за СПФМ и правила проведения проверок Минфином в этой сфере регулируются Порядком осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор деятельности которых осуществляют Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации, утвержденным постановлением КМУ от 16.06.2023 № 662 (далее – Порядок № 662).
Виды, цели и сроки проверок
Минфин вправе проводить в отношении подконтрольных ему СПФМ плановые и внеплановые проверки, в том числе выездные и невыездные (п. 2 Порядка № 662).
Проверки, в частности, проводятся (п. 10 Порядка № 662):
- для выяснения цели и сущности операций, которые осуществляются СПФМ и/или о которых им стало известно;
- выявления рисков, которые могут представлять угрозу безопасности и устойчивости деятельности СПФМ, секторов деятельности таких субъектов, а также стабильности финансовой системы Украины;
- оценки качества системы управления рисками СПФМ;
- оценки соблюдения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в частности нормативно-правовых актов Минфина.
Срок проведения невыездной проверки не может превышать 60 рабочих дней (далее – р. д.) с даты ее начала (п. 25 Порядка № 662).
Срок проведения выездной проверки не должен превышать 30 р. д. и определяется в зависимости (п. 30 Порядка № 662):
- от вида проверки (плановая или внеплановая);
- вида (направлений) деятельности и специализации по видам услуг;
- объемов финансовых операций СПФМ.
В некоторых случаях срок проверки может быть продлен, но не более чем на 20 р. д. (п. 31 Порядка № 662).
Рассмотрим подробнее особенности каждого вида проверок.
Плановые проверки
Основанием для плановой проверки СПФМ относительно соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия является включение его в план-график проведения проверок СПФМ на соответствующий квартал.
План-график утверждается приказом субъекта госфинмониторинга и обнародуется на его официальном веб-сайте не позднее 10 р. д. до начала квартала, на который утверждается план-график (п. 12 Порядка № 662).
СПФМ включается в план-график проведения проверок с учетом риск-ориентированного подхода.
Плановая проверка проводится за период с даты окончания предыдущей проверки или за определенный период деятельности СПФМ (п. 17 Порядка № 662).
В п. 19 Порядка № 662 перечислены вопросы, которые в обязательном порядке проверяются в ходе плановой проверки. Для удобства приведем их в табл. 1.
Таблица 1. Перечень обязательных вопросов плановой проверки
№ п/п |
Содержание вопроса, который проверяется в ходе плановой проверки |
1 |
2 |
1 |
Постановка на учет в Госфинмониторинге как СПФМ |
2 |
Назначение работника, ответственного за проведение финмониторинга* |
3 |
Проведение проверки отсутствия гражданства (подданства) государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины, и наличия безупречной деловой репутации руководителя и заместителя руководителя СПФМ, председателя и членов наблюдательного органа СПФМ, ответственного работника (лица, которое временно исполняет полномочия ответственного работника в случае его отсутствия), других работников СПФМ, вовлеченных в проведение первичного финмониторинга |
4 |
Соблюдение требований к квалификации работника, ответственного за проведение финмониторинга* |
5 |
Разработка, внедрение и обновление правил, программы проведения финмониторинга* |
6 |
Проведение надлежащей проверки клиентов (представителей клиентов) |
7 |
Проведение анализа и выявление финансовых операций, подлежащих финмониторингу, и операций, в отношении которых есть достаточные основания подозревать, что они связаны, касаются или предназначены для финансирования терроризма или распространения оружия массового уничтожения, регистрация таких операций и предоставление информации о них |
8 |
Остановка проведения финансовых операций |
9 |
Хранение документов по идентификации лиц, проведших финансовые операции, и документов, касающихся деловых отношений с клиентом, данных о таких операциях |
10 |
Обеспечение функционирования надлежащей системы управления рисками, применение в своей деятельности риск-ориентированного подхода и принятие надлежащих мер с целью минимизации рисков |
11 |
Осуществление управления рисками для предотвращения использования услуг и продуктов СПФМ для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения |
12 |
Осуществление управления рисками, связанными с внедрением или использованием новых и имеющихся информационных продуктов, деловых практик или технологий, в том числе обеспечивающих проведение финансовых операций без непосредственного контакта с клиентом |
13 |
Проведение внутренних проверок своей деятельности на предмет соблюдения законодательства в сфере предотвращения и противодействия |
14 |
Осуществление мероприятий по подготовке персонала к надлежащему выполнению требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия |
15 |
Замораживание/размораживание активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением оружия массового поражения и его финансированием |
16 |
Соблюдение СПФМ требований по представлению Госфинмониторингу уведомлений (информации) и обработки уведомлений (информации) Госфинмониторинга |
17 |
Источники происхождения средств для формирования уставного (складочного) капитала* |
* Эти вопросы не включаются в обязательный перечень вопросов плановой проверки СПФМ, осуществляющих свою деятельность единолично, без создания юрлица. |
О проведении плановой проверки СПФМ должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 календарных дней до начала ее проведения (п. 20 Порядка № 662). Уведомление должно быть отправлено в бумажной форме заказным письмом на адрес местонахождения СПФМ или в виде электронного документа на адрес электронной почты СПФМ (при наличии).
Внеплановые проверки
Внеплановые проверки СПФМ проводятся по отдельным вопросам и только при наличии одного из следующих оснований (п. 21 Порядка № 662):
- уведомление о признаках нарушения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
- во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;
- по инициативе Минфина в случае непосредственного выявления им признаков нарушения СПФМ и/или его обособленным подразделением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;
- выявление Минфином новых документов (обстоятельств), которые не были (не могли быть) известны во время проведения плановой проверки и могут повлиять на выводы по ее результатам;
- необходимость проверки выполнения СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, в частности устранения нарушений и/или принятия мер по устранению причин, способствовавших их совершению, а также принятия мер по устранению выявленных по результатам надзора недостатков в организации и проведении первичного финмониторинга;
- неподача в установленный срок СПФМ документов (непредоставление информации) по письменному запросу Минфина о проведении невыездной проверки, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов;
- выявление и подтверждение недостоверности в документах (информации), представленных СПФМ по письменному запросу Минфина, и/или в случае, когда такие документы (информация) не позволяют оценить выполнение СПФМ требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия при осуществлении его деятельности.
Обращаем внимание! О проведении такой проверки заранее не предупреждают. |
Невыездные проверки
Невыездная проверка проводится в помещении субъекта госфинмониторинга на основании полученных от СПФМ информации, материалов, документов (в бумажной или электронной форме), их копий и/или выписок из них, данных видеоархива и письменных пояснений (п. 23 Порядка № 662).
Местом проведения такой проверки является помещение субъекта госфинмониторинга, то есть Минфина.
Для проведения невыездной проверки субъект госфинмониторинга направляет СПФМ запрос о предоставлении документов или содержащейся в них информации, необходимых для проведения проверки, по форме приложения 1 к Порядку № 662.
Запрос должен быть оформлен как исходящее письмо, подписан руководителем субъекта госфинмониторинга (его заместителем) и направлен СПФМ средствами почтовой связи заказным письмом или в виде электронного документа на электронную почту СПФМ (при наличии).
Имейте в виду! Неподача СПФМ на запрос субъекта госфинмониторинга документов или подача их не в полном объеме может стать основанием для проведения внеплановой выездной проверки. |
Оформление результатов проверок
По результатам проведенной проверки составляется акт по форме (п. 45, 46 Порядка № 662):
- приложения 4 к Порядку № 662 – если проводилась выездная проверка;
- приложения 8 к Порядку № 662 – если проводилась невыездная проверка.
Акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вручается СПФМ (отправляется ему по почте).
Если СПФМ не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, он имеет право подать свои возражения к акту в течение 5 р. д. с даты получения акта (п. 54 Порядка № 662).
Ответственность за несоблюдение законодательства
За нарушения в сфере финмониторинга, допущенные СПФМ, могут применяться меры ответственности, установленные ст. 32 Закона № 361, а именно:
- письменное предупреждение;
- аннулирование лицензии и/или документов, дающих право на осуществление деятельности в установленном законодательством порядке;
- возложение на СПФМ обязанности отстранения от работы должностного лица СПФМ;
- применение штрафа.
Размеры штрафов, которые могут налагаться на СПФМ, приведены в ч. 5 ст. 32 Закона № 361. Приведем некоторые из них в табл. 2.
Таблица 2. Размеры штрафных санкций за нарушения в сфере финмониторинга
№ п/п |
Суть правонарушения |
Размер штрафа |
1 |
2 |
3 |
1 |
Препятствование субъекту госфинмониторинга в осуществлении им надзора в сфере предотвращения и противодействия, в т. ч. недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении и/или неподача, подача не в полном объеме, предоставление недостоверной информации/документов, копий документов, в которых невозможно прочитать все указанные в них сведения по запросу субъекта госфинмониторинга, необходимых для осуществления им надзора в сфере предотвращения и противодействия |
До 20 000 НМДГ |
2 |
Невыполнение требований об устранении выявленных нарушений и/или о принятии мер по устранению причин, способствовавших их совершению, а также непринятие мер по устранению выявленных по результатам проверки недостатков в организации и проведении первичного финмониторинга |
До 100 000 НМДГ |
3 |
Невыявление, несвоевременное выявление финансовых операций, подлежащих финмониторингу, и нарушение порядка их регистрации |
До 20 000 НМДГ |
Кроме того, должностные лица СПФМ могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 1669, 16611, 18834 КУоАП.
Комментарии к материалу