Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Обжалование отказа в регистрации НН/РК по новым правилам

12.04.2018

Для кого эта статья: для плательщиков НДС, которые получили решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – НН, РК, ЕРНН, решение об отказе) и хотят обжаловать его в административном порядке.

Из этой статьи вы узнаете: о новой процедуре административного обжалования отказа, требованиях к жалобе и ее форме, сроках подачи и рассмотрения жалобы.


Постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 был утвержден, в частности, Порядок рассмотрения жалоб на решение комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (далее – Постановление № 117, Порядок № 117). В связи с этим упразднен предыдущий Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485. Отметим, что старый Порядок имел некоторые недостатки, поэтому выясним, усовершенствовали ли новый.

Кто рассматривает жалобу на решение комиссии, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации?

Такими жалобами занимается комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия), которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, при участии уполномоченного лица Минфина (п. 1 Порядка № 117). Полномочия, функциональные обязанности, состав комиссии и т. п. фиксируются в Положении о комиссии, которое утверждается Председателем ГФС. Возможно, что это будет такая же комиссия, которая и по предыдущему порядку рассматривала жалобы плательщиков.

В какой срок подается жалоба?

Плательщик НДС должен направить жалобу в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения об отказе. Также предусмотрено, что когда последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то направить жалобу надо в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117). Итак, для исчисления срока обжалования решения об отказе необходимо знать день вступления в силу такого решения.

Так когда вступает в силу решение об отказе?

Такое решение вступает в силу после его регистрации в новосозданном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена (далее – Реестр) (п. 22 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением № 117). Впрочем, сейчас Реестр не запущен. Поэтому на период тестирования Реестра решения об отказе вступают в силу со дня их принятия.

Важно знать! Предполагалось, что срок тестового режима для проверки функционирования/работы Реестра будет составлять месяц (описательная часть к Порядку № 117 размещена на веб-сайте КМУ в разделе «Решения Правительства»). Но не уточняется, когда тестирование начинается. Если считать, что этот срок начался с даты вступления в силу Порядка № 117, то, вероятно, он закончится 22.04.18 г.

Например, решение об отказе принято 05.04.18 г. Учитывая, что сейчас продолжается тестирование Реестра, решение вступило в силу в день его принятия – 05.04.18 г., поэтому срок его обжалования начинается в этот же день и заканчивается 14.04.18 г., то есть в субботу. Поэтому последний день срока обжалования переносится на ближайший рабочий день – понедельник 16.04.18 г.

Можно ли продлить срок представления жалобы?

Да, можно по основаниям, определенным п. 102.6 Налогового кодекса (далее – НК), то есть по письменному запросу плательщика в случае, если он в период обжалования отказа:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе экипажа судна;
  • находился в местах лишения свободы на основании приговора суда;
  • решением суда признан безвестно отсутствующим или находился в розыске;
  • имел ограниченную свободу передвижения из-за заключения/плена на территории других государств или из-за других обстоятельств непреодолимой силы, которые документально подтверждены.

То есть в случае возникновения одной из этих ситуаций налогоплательщик имеет право ходатайствовать о продлении срока обжалования решения об отказе или может сразу обратиться в суд.

Имейте в виду! При первоочередном обжаловании решения об отказе в судебном порядке плательщик НДС теряет право на его административное обжалование (п. 4 Порядка № 117). Поэтому рекомендуем воспользоваться предоставленным правом и сначала подать жалобу в ГФС (это бесплатно), а если уже не получите положительных результатов – обратиться в суд. Напомним, за подачу в суд иска необходимо уплатить судебный сбор (см. «Обжалование об отказе в регистрации налоговых накладных в одном заявлении»).

В какой форме подается жалоба?

Жалоба подается в электронной форме в ГФС по форме J(F)1313201 лично налогоплательщиком или его представителем с помощью средств электронной связи, определенных ГФС. При этом учитываются требования Законов от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи», от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557 (п. 9 Порядка № 117).

На официальном веб-сайте ГФС должны постоянно размещаться сведения о средствах электронной связи, по которым подается жалоба. Заметим, что жалоба подается отдельно на каждое решение об отказе с указанием количества дополнений цифровым показателем, поэтому подать одну жалобу на несколько отказов нельзя.

Сейчас создана возможность формирования и отправки жалобы с дополнениями через личный кабинет «Электронный кабинет» а также через официальный веб-портал ГФС. Кроме того, для формирования жалобы в электронном виде плательщик по своему усмотрению может выбрать любое программное обеспечение, которое формирует исходящий файл в соответствии с утвержденным форматом (ОИР категория 101.17).

Обратите внимание! Поскольку по новым правилам жалоба подается исключительно в электронном виде, подавать ее в письменном виде не нужно. Это значительно облегчит жизнь плательщикам, ведь такой способ подачи жалобы намного удобнее и главное – дешевле. На веб-сайте ГФС в разделе «Анонсы» размещена информация относительно обжалования решения об отказе, где также можно найти электронную форму жалобы. В день поступления жалоба регистрируется налоговой, а варианта дачи отказа в ее регистрации у нее нет (п. 7, 8 Порядка № 117).

Что нужно указывать в жалобе?

Жалоба должна содержать следующие данные (п. 10 Порядка № 117): наименование или Ф. И. О. и налоговый адрес; налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия номера налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте); номер и дату обжалуемого решения об отказе; обоснование причины несогласия с решением об отказе; сведения об обжаловании решения в судебном порядке; требования плательщика (например, удовлетворить жалобу и отменить решение об отказе); электронный адрес, на который прислать решение по результатам рассмот­рения жалобы. Кроме того, к жалобе можно прилагать пояснения и копии документов по форме J(F)1312602, которые подтвердят информацию, указанную в заблокированной НН/РК (п. 11 Порядка № 117). Каждый документ направляется отдельным приложением в формате pdf и должен иметь размер не более 2 мегабайт.

В какой срок рассматривается жалоба?

Комиссия рассматривает жалобу в течение 10 к. д. со дня ее получения. И этот срок не может быть продлен (пп. 56.23.3 НК). По результатам рассмот­рения комиссия принимает решение и направляет его налогоплательщику в электронном виде в 10-дневный срок (пп. 56.23.4 НК, п. 15 Порядка № 117).

Какое решение может принять комиссия?

Рассмотрев жалобу, комиссия принимает одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117): удовлетворяет жалобу и отменяет решение об отказе; оставляет жалобу без удовлетворения, а решение об отказе – без изменений; оставляет жалобу без рассмотрения (до принятия решения поступило заявление плательщика об отказе от поданной жалобы по форме J(F)1313301).

Следует знать: в случае оставления жалобы без рассмотрения комиссия должна изложить обоснованные причины в решении (п. 16 Порядка № 117).

А если комиссия не направила решение по результатам рассмотрения жалобы в 10-дневный срок?

Как и раньше, в этом случае жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117), то есть на 11-й день после получения ГФС жалобы. Впрочем, не факт, что данный инструмент заработает сейчас, ведь такая норма действовала и при прошлом порядке, но налоговики ее не выполняли (как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию, см. в статье «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»).

Будет ли удовлетворение жалобы основанием для регистрации заблокированных НН/РК в ЕРНН?

Да, удовлетворение жалобы является основанием для регистрации указанных в жалобе НН/РК в ЕРНН с учетом требований п. 2001.3 НК. На это прямо указано в п. 19 Порядка № 117.

Куда плательщик НДС может обжаловать вынесенное комиссией решение?

Решение комиссии не подлежит обжалованию в административном порядке, только в судебном (см. «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК в суде», «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»). Поэтому если плательщик не согласен с вынесенным решением, то лучше обратиться к квалифицированным юристам, чтобы они подготовили иск в суд и смогли всесторонне защитить его права.

 

Читайте также:
«Блокировка налоговых накладных возвращается»
«Обжалование решения комиссии о внесении плательщика НДС в перечень рискованных»
«Задержание регистрации налоговых накладных»
«Исковое заявление к ГФС Об обязательстве совершить действия»

Комментарии к материалу
Всего комментариев 1
Отсортировано:
Статьи по теме
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Популярное
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
21.03.2025
Как ФХ определить своих конечных бенефициаров
Юридические лица (в т. ч. ФХ) должны подавать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) (или об их отсутствии). За несвоевременное представление такой информации предусмотрены штрафные санкции. О порядке и сроках такого информирования расскажем в данной статье. Юридич...
10.04.2025
Как принять нового члена в фермерское хозяйство
На законодательном уровне правилам приема нового члена в фермерское хозяйства (далее – ФХ) уделено мало внимания. В то же время, это одно из важных действий, без которых не обходится ни одно ФХ. В данном материале расскажем, чем регулируется процедура приема нового члена в ФХ, из каких этапов ...
Новое
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
02.06.2025
Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования
В статье расскажем, в каком порядке и при каких условиях орган ГНС может прекратить действие лицензий на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями. Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкого...
Лучшие материалы