Всегда в тяжелые времена предприниматели принимают активное участие в спасении человеческой жизни. Вот и сегодняшний день не стал исключением. Бизнес помогает больницам напрямую или через благотворительные организации. Возникают ли у предприятия разницы по налогу на прибыль при дарении денежных средств, товаров, оборудования? Какие изменения по данному вопросу внес Закон от 30.03.20 г. № 540-IX (далее – Закон № 540)? Что с НДС по операциям по такому дарению? Ищем ответы.
Традиционно начнем с бухгалтерского учета.
Если, прежде чем подарить товары, предприятие их покупает, то такие запасы оприходуются на субсчет 209 «Прочие материалы».
Если это, например, товары, которые были на складе предприятия для последующей продажи, то они соответственно числятся на субсчете 281 «Товары на складе».
Или же если предприятие планирует подарить собственную продукцию, то она соответственно учитывается на счете 26 «Готовая продукция».
А далее, при дарении товаров (в частности, собственной продукции, прочих запасов), работ, услуг, у дарителя возникают расходы:
Заметим: речь идет о безвозмездной передаче не для целей рекламы или маркетинга, а именно в качестве благотворительности. Ведь при рекламных раздачах товаров использовали бы счет 93 «Расходы на сбыт». Однако, повторимся, мы имеем иную ситуацию.
Если дарится основное средство (с переходом права собственности), то будут следующие проводки:
При предоставлении безвозвратной финпомощи ее сумму показываем проводкою: Дт 949 – Кт 311.
Однозначно нет. Доход не возникает. Ведь согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход» «...доход признается при увеличении актива или уменьшении обязательства, что обусловливает рост собственного капитала».
А при безвозмездной передаче товаров, основных средств, работ, услуг не происходит увеличения активов, а, наоборот, имеем уменьшение активов. Да и обязательства не уменьшаются – они вообще не возникают, ведь такая бесплатная операция не предусматривает получения каких-либо средств или активов за переданный подарок.
Следовательно, дохода при безвозмездной передаче нет.
Здесь все зависит от того, применяет ли предприятие разницы по налогу на прибыль из разд. III Налогового кодекса (далее – НК).
Если предприятие не применяет разниц из разд. III НК (поскольку бухгалтерский доход за последний год не превышает 20 млн грн и оно отказалось от разниц по пп. 134.1.1 НК в первом таком году), то последствия такие же, как в бухучете, и разницы по безвозмездной передаче товаров, работ, услуг, основных средств не возникают. А в бухучете, напомним, есть расходы, которые попадают в финрезультат (Дт 79 – Кт 94) и не корректируются на разницы. Поэтому далее текст о разницах по подаркам вы можете пропустить.
Если же предприятие при определении объекта обложения налогом на прибыль применяет разницы (бухгалтерский доход за последний год превышает 20 млн грн или, хотя доход и меньше этой суммы, но оно не воспользовалось правом отказаться от разниц из пп. 134.1.1 НК, то есть добровольно их применяет), то по операции по предоставлению подарков может возникать разница согласно пп. 140.5.10 или пп. 140.5.9 НК.
Почему может? Потому что для запуска разницы важен статус получателя подарка, а именно: физлицо, плательщик налога на прибыль или неплательщик налога на прибыль или плательщик по ставке 0 %, а может неприбыльная организация или некоммерческая «спортивная» организация.
Ведь бухгалтерский финрезультат до налогообложения увеличивают:
Однако не будем спешить в выводами, ибо и из этих правил есть исключения.
Давайте сначала внимательно посмотрим на «подарочную разницу». Приведем зависимость разницы у дарителя от статуса получателя такого подарка (см. табл. 1).
Получатель – неплательщик налога на прибыль (кроме физлиц), плательщик налога на прибыль по ставке 0% |
Получатель – плательщик налога на прибыль (не по ставке 0%) |
Получатель – физлицо |
Получатель – некоммерческая организация, внесенная в Реестр |
Получатель – субъект физкультуры и спорта (внесенный в Реестр на дату дарения) |
Даритель на всю стоимость подаренных товаров, работ, услуг, безвозвратной финпомощи увеличивает финрезультат до налогообложения (согласно пп. 140.5.10 НК). ИНК ГФСУ от 07.11.17 г. № № 2550/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 03.11.17 г. № 2497/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 19.02.20 г. № 664/6/99-00-07-02-02-06/ІПК |
Разница не действует. Стоимость подарка не увеличивает финрезультат до налогообложения (согласно пп. 140.5.10 НК). ИНК ГФСУ от 28.12.19 г. № 2222/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, от 01.11.19 г. № 1145/6/99-00-07-02-02-15/ІПК |
Разницы нет. Стоимость подарка, безвозвратной финпомощи физлицу не увеличивает бухфинрезультат до налогообложения (применяется исключение пп. 140.5.10 НК) |
Даритель на стоимость подарка, безвозвратной финпомощи увеличивает бухфинрезультат до налогообложения, но в сумме, превышающей 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года (пп. 140.5.9 НК). ИНК ГФСУ от 09.11.17 г. № 2573/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 08.11.17 г. № 2552/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 29.11. 18 г. № 5015/6/99-99-15-03-02-15/ІПК |
Бухфинрезультат до налогообложения увеличивается на стоимость подаренных товаров, работ, услуг, основных средств, превышающую 8 % налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. 140.5.14 НК) |
Пример: Предприятие подарило 20 000 грн юрлицу – плательщику единого налога. Итак, если такой даритель применяет разницы по налогу на прибыль, он должен увеличить бухфинрезультат до налогообложения на 20 000 грн |
– |
– |
Пример: Налогооблагаемая прибыль за предыдущий год (стр. 04 декларации по налогу на прибыль за предыдущий год) составляет 800 000 грн. Тогда 4 % от этой суммы – 32 000 грн Сумма подаренного неприбыльным организациям за год составила (условно) 60 000 грн. Итак, увеличить бухфинрезультат нужно на 28 000 грн |
Пример: Налогооблагаемая прибыль за предыдущий год (стр. 04 декларации по налогу на прибыль за предыдущий год) составляет 800 000 грн. Тогда 8% от этой суммы – 64 000 грн (800 000 рублей х 8% : 100%). Сумма подаренного субъектам физкультуры и спорта за год составляет (условно) 80 000 грн. Итак, увеличить бухфинрезультат нужно на 16 000 грн |
Стр. 3.1.10 приложения РІ |
– |
– |
Стр. 3.1.9 приложения РІ |
Стр. 3.1.14 приложения РІ |
Таким образом, важно прежде всего выяснить, какой статус у получателя подарка (в нашей ситуации – больницы, благотворительной организации). Если, допустим, получатель является плательщиком налога на прибыль, то у дарителя разницы не будет.
А если неприбыльная организация? Кстати: выяснить, есть ли эта организация в Реестре, можно во вкладке «Реєстр неприбуткових організацій та установ» в «Електронному кабінеті» официального веб-портала ГНС (путь: Головна / Електронний кабінет / Реєстри / Реєстр неприбуткових установ та організацій).
А если дарите неприбыльному учреждению, то здесь возможны исключения, которые позволят не применять разницу из пп. 140.5.9 НК.
Этих исключений из правила два, и оба касаются дарения некоторых товаров некоторым неприбыльщикам для определенных целей, а именно для целей АТО и целей борьбы с коронавирусом. Рассмотрим их.
В случае дарения неприбыльщикам разница из пп. 140.5.9 НК, которая увеличивает финрезультат, не действует при безвозмездной передаче некоторых товаров, работ, услуг на цели АТО определенному кругу организаций. А именно временно, на период проведения АТО, корректировки, установленные пп. 140.5.9 НК, не проводятся, начиная с 1 января 2015 года, в отношении сумм денежных средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов, изготовленных в соответствии с военными стандартами), технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, предоставленных услуг согласно перечню, который определяется КМУ, добровольно перечисленных (переданных) ВСУ, НГУ, СБУ, СВРУ, ГНСУ, МВД, УГОУ, ГСССЗИ, другим созданным в соответствии с законами Украины военным формированием, их соединениям, воинским частям, подразделениям, учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения проведения АТО» (п. 33 подразд. 4 разд. ХХ НК).
Законом № 540 внесены изменения в подразд. 4 разд. ХХ НК – он дополнен п. 511, согласно которому в 2020 году корректировки, установленные абзацем первым пп. 140.5.9 НК, не применяются в отношении сумм средств или стоимости лекарственных средств для оказания медицинской помощи больным, предоставления дезинфекционных средств и антисептиков, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты, медицинских изделий для скрининга больных, расходных материалов для оказания медицинской помощи, медицинских изделий, лабораторного оборудования, расходных материалов, реагентов для лабораторных исследований; медицинских изделий, лабораторного оборудования, расходных материалов для инфекционных отделений, патологоанатомических отделений и пр., средств личной гигиены, продуктов питания и/или товаров согласно перечню, который определяется КМУ, добровольно перечисленных (переданных) общественным объединениям и/или благотворительным организациям и/или центральному органу исполнительной власти (далее – ЦОИВ), который реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и/или другим ЦОИВ, реализующим государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, контроля качества и безопасности лекарственных средств, противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям, и/или лицу, уполномоченному на осуществление закупок в сфере здравоохранения, и/или заведениям здравоохранения (далее – ЗОЗ) государственной и/или коммунальной собственности, и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, в течение действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19).
В Информационном письме ГНС от 03.02.20 г. № 8 разъясняется применение данного исключения. Анализируем вместе. Разница из пп. 140.5.9 НК не действует только в отношении определенных товаров, переданных определенным субъектам, да и еще в определенное время. Итак, обобщим в табл. 2.
Перечень товаров |
Кому переданы |
Когда переданы |
|
|
В 2020 году в течение действия карантина, установленного КМУ на всей территории Украины в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19). Напомним, что карантин в Украине начался с 12 марта и пока что продлится до 24 апреля (согласно постановлению КМУ от 11.03.20 г. № 211). Важно! Налоговики убеждены: поскольку Закон № 540, предусмотревший это исключение, вступил в силу со 2 апреля, то и исключение касается безвозмездной «протикоронавирусной» передачм товаров, денег, оборудования со 2 апреля и до завершения карантина. То есть для них разница из пп. 140.5.9 не действует. Если же подарки были до этой даты (до 02.04.20 г.) или будут после завершения карантина, то, хотя они даже и «протикоронавирусные», пп. 140.5.9 НК применяется (т. е. исключения нет и разница действует, конечно, если предприятие использует разницы). По нашему мнению, отсутствие разницы должно касаться всего периода карантина – с 12 марта по окончание карантина (в случае дарения указанных товаров, услуг определенным субъектам) |
Поэтому стоит отдельно вести учет льготируемых «безразничных» подарков, и тех, по которым разницы возникают.
Итак, делаем вывод:
Для остальных подарков неприбыльным учреждениям, которые не попали под эту льготу, действуют общие правила пп. 140.5.9 НК. То есть если в целом сумма подарков (без учета «льготных карантинных») превышает 4 % налогооблагаемой прибыли предыдущего года, то на такое превышение следует увеличить бухфинрезультат до налогообложения. |
Все прекрасно помнят, что безвозмездная передача товаров – это операция по поставке и, соответственно, по ней начисляют налоговые обязательства по НДС (пп. 14.1.191, п. 185.1 НК).
Но и здесь есть исключения. И их в нашей ситуации может быть два.
Для этой льготы важно, какие лекарства, оборудование передаются и когда происходит операция по поставке
Так согласно п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НК (а этот пункт появился в НК благодаря Закону от 17.03.20 г. № 530-IX и был расширен Законом № 540) временно, на период, заканчивающийся последним календарным днем месяца, в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины в целях предотвращения распространения на территории Украины коронавируснойболезни (COVID-19), освобождаются от обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке на таможенной территории Украины товаров (в т. ч. лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19), перечень которых определен КМУ.
Традиционно в таблице расшифруем условия льготы.
Кого касается льгота |
На какие операции распространяется |
В течение какого периода действует |
Льгота распространяется на всех субъектов хозяйствования независимо от вида деятельности и формы собственности на всех этапах поставки определенных товаров из перечня КМУ |
Ввоз и/или поставка товаров из перечня КМУ – этот Перечень утвержден постановлением КМУ от 20.03.20 г. № 224. Подчеркиваем: применяется на всех этапах поставки товаров из Перечня № 224 независимо от даты их производства и происхождения (импортные они или отечественные) |
Действует с 17 марта 2020 года по последний день месяца, в котором завершится карантин. Скажем, если карантин закончится 24.04.20 г., то последним днем этой льготы будет 30.04.20 г. То есть льгота – на дату поставки, а для целей НДС мы, конечно же, исходим из правила первого события. Например, если оплата лекарств из Перечня № 224 была 19 марта, то льгота действует. То есть важно, что первое событие «вписалась» во временные рамки действия льготы – с 17 марта по последний день месяца окончания карантина. Здесь только один нюанс в отношении расчетов за счет бюджетных средств: дата возникновения налоговых обязательств по НДС в такой ситуации – это дата получения оплаты. И поэтому для рассматриваемой льготы важно, когда получена оплата в случае расчета бюджетными средствами за товары из Перечня № 224: если в период действия льготы – применяем; если же за пределами – увы, нет. |
Важное уточнение п. 71 подразд. 2 разд. ХХ НК: в случае применения этой льготы плательщик НДС:
Делаем вывод: если безвозмездная передача товаров из Перечня № 224 произошла в период с 17 марта по последний день месяца карантина, то никаких НДС-последствий не будет. Даже если вы приобрели эти товары из Перечня № 224 на входе с НДС, а затем дарите, ни компенсирующих налоговых обязательств, ни доначисления до минимальной базы не будет в льготный период с 17 марта по последний день месяца действия карантина
В то же время, даже на такие операции безвозмездной передачи составляется налоговая накладная (далее – НН), а точнее – даже две:
Обе НН следует зарегистрировать в ЕРНН. Но если вы этого не сделали – штрафа пока за это не будет согласно п. 1201 НК, поскольку НН касаются освобожденных от НДС операций и не выдаются покупателю.
В таком случае можно составить расчет корректировки и сторнировать строки с начислением НДС по льготным операциям.
Эта льгота будет актуальной, если подаренные вами товары не содержатся в Перечне № 224.
Согласно пп. 197.1.15 НК освобождается от НДС предоставление благотворительной помощи, в том числе безвозмездная поставка товаров/услуг благотворительным организациям, созданным и зарегистрированным в соответствии с законодательством, а также предоставление такой помощи благотворительными организациями получателям (субъектам) благотворительной помощи согласно законодательству о благотворительной деятельности и благотворительных организациях (благотворительность регулируется Законом от 05.07. 12 г № 5073-VI «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Подробно о благотворительности – в материале «Благотворительная помощь: обложение НДС и налогом на прибыль».