Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Розділи:
Підрозділи:
Підрозділи:
Підрозділи:

Амортизація орендованого майнового комплексу: коригуємо фінрезультат

25.09.2017

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

от 15.09.2017 г. N 1976/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо относительно корректировки финансового результата до налогообложения на суммы начисленной амортизации арендованного целостного имущественного комплекса и его ремонтов (улучшений), относительно формирования налогового кредита по опериациям по улучшению такого целостного имущественного комплекса и, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее - Кодекс), сообщает.

В соответствии с пп. 134.1.1 п. 134.1 ст. 134 Кодекса, объектом обложения налогом на прибыль предприятий является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, определяемая путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, на разницы, возникающие в соответствии с положениями Кодекса.

Согласно пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Кодекса основные средства - материальные активы, в том числе запасы полезных ископаемых предоставленных в пользование участков недр (кроме стоимости земли, незавершенных капитальных инвестиций, автомобильных дорог общего пользования, библиотечных и архивных фондов, материальных активов, стоимость которых не превышает 6000 гривен, непроизводственных основных средств и нематериальных активов), которые назначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, стоимость которых превышает 6000 гривен и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционного цикла, если он более года).

Разницы, возникающие при начислении амортизации необоротных активов, определяются в соответствии с требованиями ст. 138 Кодекса.

Согласно п. 138.1 ст. 138 Кодекса финансовый результат до налогообложения увеличивается:

на сумму начисленной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности;

на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств или непроизводственных нематериальных активов, отнесенных к расходам в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности.

Согласно п. 138.2 ст. 138 Кодекса финансовый результат до налогообложения уменьшается:

на сумму рассчитанной амортизации основных средств или нематериальных активов в соответствии с пунктом 138.3 этой статьи;

на сумму первоначальной стоимости приобретения или изготовления отдельного объекта непроизводственных основных средств или непроизводственных нематериальных активов и расходов на их ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения, в том числе отнесенных к расходам в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности, в случае продажи такого объекта непроизводственных основных средств или нематериальных активов, но не более суммы дохода (выручки), полученной от такой продажи.

Расчет амортизации основных средств или нематериальных активов осуществляется в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 Кодекса, подпунктами 138.3.2 - 138.3.4 п. 138.3 ст. 138 Кодекса. При таком расчете применяются методы начисления амортизации, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, кроме "производственного" метода (пп. 138.3.1 п. 138.3 ст. 138 Кодекса).

В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона Украины от 10 апреля 1992 года N 2269- XII "Об аренде государственного и коммунального имущества" амортизационные отчисления на арендованные целостные имущественные комплексы предприятий, их структурные подразделения, здания и сооружения начисляет и оставляет в своем распоряжении арендатор.

Нормативным документом, регламентирующим учет основных средств и их отражение в финансовой отчетности, является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 "Основные средства", утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. N 92, согласно которому основные средства - материальные активы, которые предприятие/учреждение с целью использования их в процессе производства/деятельности или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он более года).

При этом согласно пп. 138.3.2 п. 138.3 ст. 138 Кодекса не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников расходы на приобретение/самостоятельное изготовление, а также расходы на ремонт, реконструкцию, модернизацию или другие улучшения непроизводственных основных средств.

Термин "непроизводственные основные средства" означает соответственно основные средства, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога.

Таким образом, при определении объекта обложения налогом на прибыль на основании положений п. 138.1, п. 138.2 ст. 138 плательщик должен увеличить финансовый результат до налогообложения на сумму начисленной амортизация производственных основных средств, входящих в состав арендованного целостного имущественного комплекса в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму рассчитанной амортизации таких производственных основных средств в соответствии с п. 138.3 ст. 138 Кодекса.

Относительно необходимости определения налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 198.5 ст. 198 Кодекса по операциям по ремонту арендованного целостного имущественного комплекса.

Общий порядок формирования налогового кредита по НДС для лиц, зарегистрированных плательщиками НДС, регламентируется ст. 198 Кодекса.

В соответствии с пп. "а" п. 198.1 ст. 198 Кодекса в налоговый кредит относятся суммы налога, уплаченные/начисленные в случае осуществления операций по приобретению или изготовлению товаров и услуг.

Не относятся к налоговому кредиту суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров/услуг, не подтвержденные зарегистрированными в Едином реестре налоговых накладных (далее - ЕРНН) налоговыми накладными/расчетами корректировки к таким налоговым накладным или не подтвержденные таможенными и декларациями, другими документами, предусмотренными п. 201.11 ст. 201 Кодекса (п. 198.6 ст. 198 Кодекса).

Начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, что такие товары/услуги и основные фонды будут использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода (п. 198.3 ст. 198 Кодекса).

При этом согласно п. 198.5 ст. 198 Кодекса плательщик налога обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 Кодекса, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в ЕРНН в сроки, установленные НКУ для такой регистрации, сводную налоговую накладную по товарам/услугам, необоротным активам (для товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных или изготовленных до 1 июля 2015 года, - в случае, если во время такого приобретения или изготовления суммы налога были включены в состав налогового кредита), в случае если такие товары/услуги, необоротные активы предназначаются для их использования или начинают использоваться, в частности в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью плательщика налога (кроме случаев, предусмотренных пунктом 189.9 статьи 189 Кодекса).

Учитывая изложенное, плательщик НДС, у которого возникает необходимость осуществления расходов, связанных с ремонтом арендованного целостного имущественного комплекса, который в свою очередь назначается для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, имеет право отнести в состав налогового кредита суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с осуществлением операций по приобретению товаров/услуг для осуществления такого ремонта, при условии наличия зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных, составленных поставщиком по таким операциям.

Согласно п. 52.2 ст. 52 Кодекса индивидуальная налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена ​​такая консультация.

 

Коментарі до матеріалу
Швидка реєстрація
Будьте в курсі змін і актуальних тем, задавайте питання.
Популярне
30.09.2025
Топ-20 новин минулого тижня
Найбільш цікаві новини минулого тижня   Унесено зміни до переліку територій бойових дій і ТОТ (наказ від 11.09.2025) З 27 вересня змінюються правила реєстрації ПН: роз’яснення ДПС Зміни в бронюванні: що передбачено в Програмі діяльності КМУ Для ФОП та самозайнятих – нові правила...
08.09.2025
Закон № 4536 опубліковано 3 вересня: огляд основних змін
Закон № 4536 вносить зміни, зокрема, до Податкового кодексу, Закону від 08.07.2010 № 2464-VІ , Закону від 18.06.2024 № 3817-ІХ. Більшість норм Закону № 4536 набирає чинності з першого числа місяця, наступного за місяцем його опублікування, тобто з 1 жовтня 2025 року. Більше за темою: Квартальна об&...
17.07.2025
Кабмін оновив правила визначення критичності підприємств для бронювання працівників
Порядок та Критерії, за якими бронюють працівників підприємств, знову зазнали змін. Розглянемо, кого цього разу це стосується. Більше за темою: Зарплатні критерії для бронювання працівників: обчислюємо середню зарплату Строки зберігання документів з військового обліку та бронювання Бронювання у ф...
Нове
03.10.2025
ФОП-єдинник перерахував кошти на потреби ЗСУ: чи залишиться він єдинником
ФОП не втрачає права перебувати на спрощеній системі оподаткування у випадку перерахування благодійної допомоги ЗСУ безпосередньо зі свого підприємницького рахунку за умови сплати всіх податків і зборів. Більше за темою: Передача генератора ЗСУ: актуальні запитання Передача товарів для потреб ЗСУ:...
03.10.2025
Чи зупиняються виконавчі дії та відстрочка/розстрочка платежів під час війни – консультує Мін’юст
Воєнний стан не є підставою для невиконання судового рішення. Але держава забезпечує захист прав боржників-військовослужбовців, щоб вони могли без додаткових труднощів виконувати свій конституційний обов’язок – захищати Батьківщину, її незалежність і територіальну цілісність. Більше за т...
03.10.2025
Якщо термін дії дозволу на спеціальне водокористування закінчився під час воєнного стану: роз’яснення ДРС
Дозволи на спецводокористування, термін дії яких завершився під час воєнного стану, залишаються чинними протягом усього періоду його дії та додатково – до кінця календарного року, у якому воєнний стан буде припинено або скасовано, але не менше ніж три місяці з моменту його завершення. Більше з...
Кращі матеріали