Підписуйся на інформаційну страховку бухгалтера
Розділи:
Підрозділи:
Підрозділи:
Підрозділи:

Что даст бизнесу новый международный арбитраж?

29.10.2015

Каких новаций и смены правил игры можно ожидать от инициативы МЭРТ по созданию новой арбитражной инстанции в Украине?

Министерство экономического развития и торговли предложило создать в Украине независимый арбитраж с привлечением международных арбитров для возврата доверия инвесторов к стране в условиях критически низкого доверия к судебной системе.

Сейчас в Украине уже действует международный арбитражный институт — МКАС при ТПП Украины. Он достаточно успешен среди подобных центров Восточной Европы, рассматривает несколько сотен арбитражных дел в год.

МЭРТ предлагает вместо реформирования существующего МКАС или создания альтернативного ему института создать только сервис по назначению арбитров — номинационную комиссию. Вместо МКАС в свои арбитражные оговорки стороны будут включать ссылку на такую комиссию и, в случае возникновения спора, комиссия назначит им арбитра(ов) для ведения дела. При этом административное сопровождение дела (переписка, авансы расходов, организация слушаний и т.п., как это делает МКАС) комиссия вести не будет — этим будут заниматься сами арбитры.

На самом деле такая процедура, хотя и называется МЭРТ арбитражем ad hoc, не слишком отличается от процедуры в МКАС: после формирования арбитражного трибунала МКАС играет обычно лишь техническую роль, и его функции вполне могут (хотя и с неудобствами) выполнять сами арбитры или назначенный ими административный секретарь.

Существенное различие между МКАС и номинационной комиссией будет в составе арбитров, которых предлагает назначать каждый институт.

В рамках арбитража в МКАС стороны могут назначить только арбитров из рекомендательного списка арбитров МКАС. Этот список приблизительно поровну разделен между украинцами и иностранцами. Среди украинских арбитров много академиков, докторов наук, заслуженных юристов Украины, есть бывшие судьи, высокопоставленные госслужащие. Их иностранные коллеги — также очень заслуженные люди: председатели восточноевропейских арбитражных институтов, профессора университетов и др.

Номинационная комиссия, как объявлено, будет работать по открытым спискам. Это означает, что в случае если арбитражный трибунал будет состоять из трех арбитров, две стороны могут назначить своими арбитрами (грубо говоря) кого угодно. Председателя или единственного арбитра будет назначать комиссия, очевидно, из списка, в который войдут те самые “60-70% иностранцев с соответствующим опытом”, которых обещает МЭРТ.

Трудно сказать что-либо плохое об этой инициативе Минэкономики. Если украинский бизнес и иностранные инвесторы будут иметь еще одну возможность рассмотрения спора за пределами государственных судов, эту инициативу стоит только приветствовать. МКАС в любом случае никуда не денется, и сторонники арбитражного рассмотрения всегда могут остаться ему верны.

Стоит, однако, обратить внимание на ряд моментов.

Во-первых, нет проблемы передать спор на рассмотрение высококвалифицированных иностранных арбитров хоть сейчас — есть проблема соблюсти при этом реалистичный бюджет расходов. Украинские компании и иностранные инвесторы совершенно свободно могут обратиться в один из первоклассных арбитражных институтов — LCIA, ICC, AAA ICDR — где им подберут отличного опытного арбитра. Но и оплачивать его услуги придется по высшему разряду.

Соответственно, инициатива МЭРТ жизнеспособна, если позволит привлекать иностранных арбитров за украинские бюджеты, по крайней мере, сравнимые с бюджетами МКАС.

Во-вторых, иностранные арбитры редко владеют русским или украинским языком, в то время как наши юристы, особенно in-house, не всегда владеют английским свободно. В такой ситуации МКАС с большим списком украинских арбитров имеет преимущество.

В-третьих, запуск нового арбитража — долгоиграющая акция. Необходимо, чтобы сегодня при заключении арбитражных оговорок стороны уже делали ссылки на новую комиссию, потом (обычно в течение нескольких лет) возникали споры, успешно рассматривались новыми арбитражами, а их решения признавались судами. То есть вряд ли стоит ожидать реального (а не “отчетного”) эффекта от запуска нового арбитража быстрее, чем хотя бы через год-два.

Наконец, очевидно, что успех номинационной комиссии во многом зависит от умелого пиара — потенциальные стороны споров должны быть уверены, что новая комиссия лучше и уже известного МКАС, и иностранных институтов.

В такой ситуации возникает сильный соблазн создать искусственный спрос на услуги новой комиссии — к примеру, обязать все госпредприятия в сфере управления МЭРТ решать споры только через арбитраж с использованием комиссии. От таких действий хотелось бы предостеречь: помимо чисто коррупционных рисков, правила о конфликте интересов исключают участие МЭРТ в создании комиссии, которая будет потом решать споры с участием госпредприятий.

Дмитрий ШЕМЕЛИН, юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры”

 

Источник: http://ukrrudprom.ua/digest/CHto_dast...

 

Коментарі до матеріалу
Швидка реєстрація
Будьте в курсі змін і актуальних тем, задавайте питання.
Популярне
02.06.2025
Важливе у травні для платників ПДВ
Ознайомлюйтеся з важливими матеріалами для платників ПДВ у травні. Більше за темою: Спецпроєкт «ПДВ: ситуації з практики» Спецпроєкт «Електронне адміністрування ПДВ: правила, ризики, рішення» Спецпроєкт «Особливості оподаткування ПДВ в умовах воєнного часу»...
08.07.2025
З 5 липня в Україні відновлюється обов’язкове подання статистичної звітності
Президент 3 липня підписав Закон від 18.06.2025 № 4505-IX, він офіційно опублікований 5 липня і з цього дня набув чинності. Верховна Рада підтримала зміни до п. 1 Закону від 03.03.2022 № 2115-IX «Про захист інтересів суб’єктів подання звітності та інших документів у період дії воєнн...
30.06.2025
Важливе у червні для платників ПДВ
Ознайомлюйтеся з важливими матеріалами для платників ПДВ у червні. Більше за темою: Спецпроєкт «ПДВ: ситуації з практики» Спецпроєкт «Електронне адміністрування ПДВ: правила, ризики, рішення» Спецпроєкт «Особливості оподаткування ПДВ в умовах воєнного часу»...
Нове
25.08.2025
Топ-10 банків України за прибутком у першому півріччі 2025 року
У першому півріччі 2025 року українські банки заробили 100,06 млрд грн до сплати податків. Водночас кожен п’ятий банк у країні залишається збитковим. Топ-10 банків згенерували 87 % прибутку, з них «ПриватБанк» – майже половину. Сектор іноземних груп та приватних банків демонс...
25.08.2025
Нові можливості для виробників української рибної продукції
Робоча зустріч із представниками аквабізнесу засвідчила готовність держави та бізнесу до конструктивного діалогу. Ефективна реалізація запропонованих ініціатив дасть змогу не лише зміцнити продовольчу безпеку країни, а й підтримати національного виробника та надати потужний імпульс для розвитку всіє...
25.08.2025
Довідник з експорту молочної продукції до ЄС оновлено
З 1 січня 2025 року Україна працює за оновленою Регіональною конвенцією про пан-євро-середземноморські (PEM) правила походження. Для молочного бізнесу це означає нові можливості – і нові вимоги. Найважливіше вже зібрано у оновленому довіднику.   Більше за темою: З 24.07.2024 діє новий По...
Кращі матеріали