Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Что даст бизнесу новый международный арбитраж?

Каких новаций и смены правил игры можно ожидать от инициативы МЭРТ по созданию новой арбитражной инстанции в Украине?

Министерство экономического развития и торговли предложило создать в Украине независимый арбитраж с привлечением международных арбитров для возврата доверия инвесторов к стране в условиях критически низкого доверия к судебной системе.

Сейчас в Украине уже действует международный арбитражный институт — МКАС при ТПП Украины. Он достаточно успешен среди подобных центров Восточной Европы, рассматривает несколько сотен арбитражных дел в год.

МЭРТ предлагает вместо реформирования существующего МКАС или создания альтернативного ему института создать только сервис по назначению арбитров — номинационную комиссию. Вместо МКАС в свои арбитражные оговорки стороны будут включать ссылку на такую комиссию и, в случае возникновения спора, комиссия назначит им арбитра(ов) для ведения дела. При этом административное сопровождение дела (переписка, авансы расходов, организация слушаний и т.п., как это делает МКАС) комиссия вести не будет — этим будут заниматься сами арбитры.

На самом деле такая процедура, хотя и называется МЭРТ арбитражем ad hoc, не слишком отличается от процедуры в МКАС: после формирования арбитражного трибунала МКАС играет обычно лишь техническую роль, и его функции вполне могут (хотя и с неудобствами) выполнять сами арбитры или назначенный ими административный секретарь.

Существенное различие между МКАС и номинационной комиссией будет в составе арбитров, которых предлагает назначать каждый институт.

В рамках арбитража в МКАС стороны могут назначить только арбитров из рекомендательного списка арбитров МКАС. Этот список приблизительно поровну разделен между украинцами и иностранцами. Среди украинских арбитров много академиков, докторов наук, заслуженных юристов Украины, есть бывшие судьи, высокопоставленные госслужащие. Их иностранные коллеги — также очень заслуженные люди: председатели восточноевропейских арбитражных институтов, профессора университетов и др.

Номинационная комиссия, как объявлено, будет работать по открытым спискам. Это означает, что в случае если арбитражный трибунал будет состоять из трех арбитров, две стороны могут назначить своими арбитрами (грубо говоря) кого угодно. Председателя или единственного арбитра будет назначать комиссия, очевидно, из списка, в который войдут те самые “60-70% иностранцев с соответствующим опытом”, которых обещает МЭРТ.

Трудно сказать что-либо плохое об этой инициативе Минэкономики. Если украинский бизнес и иностранные инвесторы будут иметь еще одну возможность рассмотрения спора за пределами государственных судов, эту инициативу стоит только приветствовать. МКАС в любом случае никуда не денется, и сторонники арбитражного рассмотрения всегда могут остаться ему верны.

Стоит, однако, обратить внимание на ряд моментов.

Во-первых, нет проблемы передать спор на рассмотрение высококвалифицированных иностранных арбитров хоть сейчас — есть проблема соблюсти при этом реалистичный бюджет расходов. Украинские компании и иностранные инвесторы совершенно свободно могут обратиться в один из первоклассных арбитражных институтов — LCIA, ICC, AAA ICDR — где им подберут отличного опытного арбитра. Но и оплачивать его услуги придется по высшему разряду.

Соответственно, инициатива МЭРТ жизнеспособна, если позволит привлекать иностранных арбитров за украинские бюджеты, по крайней мере, сравнимые с бюджетами МКАС.

Во-вторых, иностранные арбитры редко владеют русским или украинским языком, в то время как наши юристы, особенно in-house, не всегда владеют английским свободно. В такой ситуации МКАС с большим списком украинских арбитров имеет преимущество.

В-третьих, запуск нового арбитража — долгоиграющая акция. Необходимо, чтобы сегодня при заключении арбитражных оговорок стороны уже делали ссылки на новую комиссию, потом (обычно в течение нескольких лет) возникали споры, успешно рассматривались новыми арбитражами, а их решения признавались судами. То есть вряд ли стоит ожидать реального (а не “отчетного”) эффекта от запуска нового арбитража быстрее, чем хотя бы через год-два.

Наконец, очевидно, что успех номинационной комиссии во многом зависит от умелого пиара — потенциальные стороны споров должны быть уверены, что новая комиссия лучше и уже известного МКАС, и иностранных институтов.

В такой ситуации возникает сильный соблазн создать искусственный спрос на услуги новой комиссии — к примеру, обязать все госпредприятия в сфере управления МЭРТ решать споры только через арбитраж с использованием комиссии. От таких действий хотелось бы предостеречь: помимо чисто коррупционных рисков, правила о конфликте интересов исключают участие МЭРТ в создании комиссии, которая будет потом решать споры с участием госпредприятий.

Дмитрий ШЕМЕЛИН, юрист ЮФ “Ильяшев и Партнеры”

 

Источник: http://ukrrudprom.ua/digest/CHto_dast...

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
17.11.2025
Начато распределение тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника на 2026 год
Приемка заявок начинается с 1 января 2026 года. Больше по теме: Надо ли применять РРО при реализации сахара, изготовленного на давальческих условиях? Уведомление о распределении объема тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца с тростника на 2026 год Министерство экономики, окружающей среды и ...
14.11.2025
Что является дискриминацией по признаку пола и каковы ее проявления
Если вы пострадали от дискриминации или являетесь ее свидетелем – не оставляйте это без реагирования. Закон стоит на защите вашего достоинства, а государство гарантирует эффективные механизмы защиты каждого, кто пострадал от дискриминационных проявлений. Равенство прав женщин и мужчин – ...
13.11.2025
Гранты, инвестиции и бизнес-сопровождение для инновационных предприятий
Европейский инновационный совет в рамках программы Horizon Europe объявляет о старте приемки заявок на грантово-инвестиционную программу EИC Accelerator 2026. Дедлайн подачи – 17 декабря 2026 года. Больше по теме: Учет грантов и международной технической помощи Бюджетные гранты: как применят...
Лучшие материалы