Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Учет грантов и международной технической помощи

20.06.2023 2064 0 1



Гранты – один из источников финансирования обусловленных проектов. В период военного положения для поддержки бизнеса гранты предоставляются как государством, так и нерезидентами, международными организациями. В частности, с лета 2022 широко обсуждается проект «єРобота» (для развития бизнеса, на садоводство, теплицы и т. п.).

В статье расскажем:

  • какие поступления считаются грантами и что их отличает от безвозвратной финансовой помощи, подарков; в чем особенность международной технической помощи;
  • как отразить в бухучете получение и использование грантов;
  • последствия по налогу на прибыль, есть ли разницы по грантам;
  • облагаются ли НДС суммы гранта.

О последствиях получения гранта плательщиком единого налога речь шла в статье «Облагать ли единым налогом полученный грант».

Особенности учета инвалютных целевых поступлений – «Инвалютное целевое финансирование: есть ли место курсовым разницам?».


Что такое грант

Понятие «грант» определено в законах: от 26.11.2015 № 848-VIII «О научной и научно-технической деятельности»; от 14.12.2010 № 2778-VI «О культуре»; от 21.06.2012 № 4999-VI «О выполнении программ Глобального фонда для борьбы со СПИДОМ, туберкулезом и малярией в Украине»; от 06.03.2003 № 601-IV «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине» и других законодательных и подзаконных актах, регулирующих получение и использование грантов.

Главный критерий отнесения к грантам финансовых и других поступающих ресурсов – их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе для проведения конкретных (целевых) мероприятий на условиях, определенных поставщиками ресурсов (грантодателями/донорами).

Какова процедура получения гранта?

Процедура получения гранта подобна тендеру (т. е. на конкурсных условиях). Но, в отличие от тендера, который проводится среди претендентов на освоение бюджетных средств (их называют субсидиями, капитальными/текущими трансфертами), на грант могут претендовать лица (юридические или физические, ФЛП), которые имеют инновационные, новаторские продукты и/или решения с высоким потенциалом роста на рынке или же для поддержки бизнеса (на создание рабочих мест и т. п.).

Донор (грантодатель) объявляет грантовый конкурс, претенденты изучают его условия, подают заявки. Для получения гранта обычно составляется проект, который должен содержать четко сформулированную цель и конкретные результаты, которые от него ожидаются.

В проекте нужно указать ресурсы, необходимые для его реализации. Грантодатель выбирает получателя денежных средств и в дальнейшем, как правило, контролирует их использование.

Грант может быть получен как в национальной, так и в иностранной валюте. Заметим, что условия получения гранта зависят как от самого гранта, так и от лица-грантодателя.

Также разным может быть количество участников проекта, как, например, при предоставлении международной технической помощи (далее – МТП).

На сегодняшний день действует проект «єРобота», который включает 6 грантовых программ, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности. В частности, это программы микрогрантов на открытие или развитие собственного бизнеса, грантов на создание и развитие перерабатывающих предприятий, закладку сада и виноградарства, тепличного хозяйства, поддержку ІТ-стартапов и старта в ИТ-сфере (см. постановления КМУ от 21.06.2022 № 738 «Некоторые вопросы предоставления грантов бизнесу», от 24.06.2022 № 737 «О реализации эксперимента по организации обучения лиц по образовательным программам в сфере информационных технологий «Старт в ИТ», Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства, утвержденный постановлением КМУ от 24.01.2020 № 28).

Подробно о них см. по ссылкам:

К сведению: чтобы представить особенности получения грантов от ЕС, можно просмотреть Аннотированное типовое грантовое соглашение Программы финансирования ЕС на 2021-2027 годы.

Что такое международная техническая помощь (МТП)?

Международная техническая помощь – финансовые и другие ресурсы и услуги, которые в соответствии с международными договорами Украины предоставляются партнерами по развитию на безвозмездной и безвозвратной основе в целях поддержки Украины (п. 2 Порядка привлечения, использования и мониторинга международной технической помощи, утвержденного постановлением КМУ от 15.02.2002 № 153, далее – Порядок № 153).

Порядком № 153 установлены правила получения и регистрации МТП.

Обязательными участниками МТП являются центральные и местные органы исполнительной власти, Нацбанк и другие компетентные органы, заинтересованные в развитии проекта (их называют бенефициарами), а также Секретариат КМУ (это ведомство координирует все процедуры и принимает решения).

Донором (партнером по развитию) может быть иностранное государство, правительство и уполномоченные правительством иностранного государства органы, иностранный муниципальный орган или международная организация, которые предоставляют МТП согласно международным договорам Украины.

После достижения всеми сторонами договоренности составляется проект – документ, которым определяются совместные действия участников проекта, а также ресурсы, необходимые для достижения целей предоставления МТП в течение установленных сроков.

В проекте определяются следующие участники:

  • донор (согласно постановлению КМУ от 09.10.2020 г. № 942, далее – Постановление № 942) – партнер по развитию);
  • исполнитель (обеспечивает реализацию проекта);
  • бенефициар, реципиент (резидент, который получает МТП).

Заметим, что с 17.10.2020 благодаря Постановлению № 942 участником проекта может быть также субподрядчик – любое лицо (резидент или нерезидент), которое имеет письменное соглашение с исполнителем или реципиентом, обеспечивает реализацию проекта (программы) в части или в целом и проводит процедуры закупки за счет средств МТП в рамках проекта (программы). Проекты (программы) подлежат обязательной госрегистрации, которая служит основанием для аккредитации их исполнителей, а также реализации права на получение соответствующих льгот, привилегий, имунитетов, предусмотренных законодательством и международными договорами Украины (см. ниже) (п. 11, 12 Порядка № 153).

МТП может привлекаться в виде грантов (п. 3 Порядка № 153).

Кстати: грантовое соглашение – это соглашение между партнером по развитию или исполнителем и реципиентом о передаче финансовых ресурсов (грантов) в национальной или иностранной валюте в рамках проекта (программы).

Реципиент обеспечивает целевое использование МТП при реализации проектов (программ). Он зачисляет на баланс материальные ценности, поступившие в рамках проектов (программ), в течение 10 календарных дней (п. 44 Порядка № 153).

Исполнитель и субподрядчик, реализующие право на освобождение от обложения НДС операций, осуществляемых в рамках проектов МТП, ежемесячно до 20-го числа составляют и подают в письменном и электронном виде органу ГНС, в котором состоят на учете в качестве налогоплательщиков, Информационное подтверждение приобретения товаров, работ и услуг в льготном режиме за счет средств международной технической помощи по проекту (программе) (по форме, утвержденной в приложении 8 к Порядку № 153).

Что представляют собой бюджетные гранты?

Понятие «бюджетный грант» введено НК (пп. 14.1.2771) с 23.12.2020 Законом № 962. Это целевая помощь в виде денежных средств или имущества, которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, МТП для реализации проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень поставщиков бюджетных грантов определяет КМУ. Перечень предоставителей бюджетных грантов утвержден постановлением КМУ от 18.08.2021 № 867 (далее – Перечень № 867). Пока в нем есть только Украинский культурный фонд (код ЕГРПОУ 41436842).

Приведенное определение важно именно для целей обложения НДФЛ, налогом на прибыль, единым налогом и т. п.

Бухгалтерский учет

В национальных стандартах бухучета понятию «грант» соответствует «целевое финансирование». Основные принципы учета операции по его получению изложены в пунктах 16–19 НП(С)БУ 15 «Доход».

Для учета операций, связанных с поступлением и освоением средств финансирования, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина от 30.11.1999 № 291, предусмотрены специальные счета (субсчета):

  • 482 «Денежные средства из бюджета и государственных целевых фондов»;
  • 484 «Прочие средства целевого финансирования и целевых поступлений»;
  • 69 «Доходы будущих периодов»;
  • 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»;
  • 745 «Доход от безвозмездно полученных активов».

Названные счета/субсчета используются в схеме, в которой показаны правила формирования дохода при освоении целевого финансирования (см. таблицу 1).

Таблица 1. Бухгалтерский учет целевого финансирования

Целевое финансирование

Целевое финансирование не признается доходом до тех пор, пока не будет подтверждения того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия по такому финансированию (п. 16 НП(С)БУ 15)

Получение денежными средствами фиксируют проводкой Дт 311(312) – Кт 377

Капитальных инвестиций

Прошлых расходов
(для компенсации уже понесенных расходов (убытков))

Текущих расходов (будущих)

Целевое финансирование капитальных инвестиций признают доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов и т. п.) пропорционально сумме начисленной амортизации этих объектов (п. 18 НП(С)БУ 15)

Целевое финансирование для компенсации расходов (убытков), понесенных предприятием, и финансирование для оказания поддержки предприятию без выдвижения условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий отражают в доходе одновременно с признанием дебиторской задолженности (п. 19 НП(С) БУ 15)

Полученное целевое финансирование (в т. ч. денежные средства, высвобожденные от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль предприятий) признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15)

Признанное целевое финансирование отражается записью Дт 377 – Кт 482 (484).

При использовании фиксируется доход будущих периодов Дт 482 (484) – Кт 69 и признаются доходы в течение срока полезного использования соответствующего объекта инвестиций (основных средств, нематериальных активов, их улучшений и т. п.) пропорционально начисленной на них амортизации: Дт 69 – Кт 745.

На момент признания целевого финансирования как дебиторской задолженности одновременно фиксируется доход Дт 377 – Кт 482 (484) и сразу же – Дт 482 (484) – Кт 718.

Признанное целевое финансирование отражается проводкой Дт 377 – Кт 482 (484).

А вот доход ожидает, когда будут понесены расходы, связанные с таким целевым финансированием: Дт 482 (484) – Кт 718.

Расходы, связанные с освоением грантов, отражаются в бухучете по общим правилам. В зависимости от того, на что были потрачены деньги, применяются нормы НП(С)БУ 16, 7 или 8. То есть для фиксации понесенных расходов или оприходования приобретенных основных средств, нематериальных активов и т. п. действуют общие правила бухучета (несмотря на то, что понесены они за счет целевого финансирования).

Отметим, что предприятия, применяющие международные стандарты, руководствуются специальным МСБУ 20 «Учет государственных грантов и раскрытие информации о государственной помощи». В рамках данной статьи об учете согласно МСБУ говорить не будем.

Налог на прибыль

Общие правила

В учете по налогу на прибыль операции получения и расходования грантовой помощи отражаются всеми получателями по правилам бухучета.

При этом, если получатель, который обязан корректировать финрезультат на разницы из разд. III НК, направил помощь, например, на приобретение основных средств, то он должен рассчитать налоговые разницы по амортизации выбытием согласно ст. 138 НК (см., в частности, письмо ГФС от 29.12.2016 № 22758/5/99-99-15-02-02-16).

Особые правила

Особые правила определения объекта обложения налогом на прибыль предусмотрены для получателей бюджетных грантов (пп. 140.4.8, пп. 140.5.16 НК, Информационное письмо от 22.01.2021 № 18).

Важно: спецправила касаются именно бюджетных грантов в понимании пп. 14.1.2771 НК. Как уже сказано выше, Перечень предоставителей этих грантов утверждает КМУ. На сегодняшний день это Перечень № 867, и в него входит только Украинский культурный фонд.

Обратите внимание! Для бюджетных грантов предусмотрены разницы, корректирующие финансовый результат. Применять такие разницы обязаны все плательщики налога на прибыль (даже те, кто отказался без разниц). Это прямые исключения из пп. 134.1.1 НК.

А именно финрезультат отчетного периода:

  • уменьшают на сумму бюджетных грантов, полученных плательщиком и включенных в состав доходов отчетного периода в соответствии с положениями бухучета (пп. 140.4.8 НК) (т. е. когда по бюджетному гранту фиксируется Кт 718 или Кт 745). Отражают эту разницу в строке 3.2.6 приложения РІ;
  • увеличивают на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включенных в расходы текущего отчетного периода согласно положениям бухучета (пп. 140.5.16 НК). То есть когда фиксируются расходы (Дт 90, 92, 93, 94, 95) на выполнение такого гранта (в пределах его суммы). Отражают такую разницу в строке 3.1.14 приложения РІ.

Обобщим сказанное в таблице 2.

Таблица 2. Разницы по налогу на прибыль по бюджетным грантам

(применяют все плательщики налога на прибыль, в частности и отказавшиеся от разниц)

Финрезультат до налогообложения

Увеличивается (пп. 134.1.1, пп.140.5.16 НК)

Уменьшается (пп. 134.1.1, пп. 140.4.8 НК)

на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта*, понесенных в текущем отчетном периоде за счет средств таких грантов (но не более суммы таких грантов) и включенных в состав расходов текущего отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО

на сумму бюджетных грантов*, полученных налогоплательщиком и включенных в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО

Строка 3.1.14 приложения РІ

Строка 3.2.6 приложения РІ

* Бюджетный грант в определении пп. 14.1.2771 НК. Согласно Перечню № 867 его предоставителем является Украинский культурный фонд. Поэтому в случае получения гранта от другой организации (даже если это бюджетная программа), в контексте НК это не будет именно «бюджетным грантом» и спецразницы применяться не будут.

Отдельные льготы

В отдельных случаях получателям некоторых видов помощи согласно НК и международным договорам могут быть предоставлены льготы по налогу на прибыль. Перечень субъектов, имеющих такие льготы, а также условия их применения установлены п. 142.2, 142.3 (по объекту «Укрытие»), а также п. 381 подразд. 4 разд. ХХ НК (по реализации проекта модернизации Бортнической станции очистки сточных вод). Кроме того, от налогообложения могут освобождаться гранты, полученные предприятиями по международным соглашениям (п. 3.2 НК). Скажем, Договор между Правительством Украины и Европейским Банком Реконструкции и Развития о сотрудничестве и деятельности Постоянного Представительства ЕБРР в Украине.

Льготы приводятся в соответствующем разделе Справочников льгот.

Налогоплательщик – получатель международной технической помощи в строках 01 – 04 отражает показатели (результаты) всех видов деятельности, в том числе льготной деятельности.

При определении налога на прибыль от налогооблагаемой деятельности (строка 06 Декларации) в общем порядке от показателя «Объект налогообложения» (строка 04 Декларации) вычитается значение строки 05 ПЗ Декларации «Прибыль, освобожденная от налогообложения, или убыток от деятельности, прибыль от которой освобождена от налогообложения (+, -)», и в случае положительного значения полученный результат умножается на базовую (основную) ставку налога на прибыль, установленную п. 136 НК.

В частности, операции, связанные с получением льгот при использования международной технической помощи учитываются согласно правилам бухгалтерского учета и подлежат отражению в приложении ПЗ к строке 05 ПЗ Декларации.

При этом налогоплательщик, который не платит налог на прибыль предприятий в связи с получением налоговых льгот, ведет учет сумм таких льгот, которые отражаются в приложении ПП к Декларации (ГУ ГНС в Днепропетровской области, новость 29.07.2022, категория 102.19 «ОИР»).

НДС

Общие правила

Получение финансирования не считается поставкой, поэтому не подлежит обложению НДС (пп. 14.1.191, 14.1.185, п. 185.1 НК). Об этом, в частности, сказано и в ИНК ГНС от 18.12.2020 № 5260/ІПК/99-00-05-06-02-06. Процитируем два важных вывода из разъяснения:

  • полученные плательщиком НДС – бенефициаром от Европейского Союза средства грантов не являются компенсацией за поставленные им товары, работы, услуги и предоставляются на безвозвратной основе для частичного финансирования проектов в виде возмещения расходов такого плательщика;
  • в рассмотренной в обращении ситуации операция по получению плательщиком непосредственно грантовых средств на безвозвратной основе на собственный банковский счет не является объектом обложения НДС и в налоговой отчетности по НДС не отражается, поскольку, как сказано в обращении, такие средства не являются оплатой стоимости товаров/услуг.

Подобные выводы звучали в ИНК от 01.09.2020 № 3656/ІПК/99-00-05-06-02-06 относительно грантового соглашения с Евратомом).

Типично налоговики любят выдвигать условие: «если такое финансирование не является компенсацией стоимости товаров/услуг, которые поставляются получателем».

Операции, связанные с освоением грантов, учитываются в общем порядке.

То есть в случае приобретения со входным НДС есть право на налоговый кредит (при условии наличия зарегистрированной налоговой накладной в ЕРНН или в случае импорта – таможенной декларации).

Важно: сам по себе факт получения гранта на приобретение ОС, товаров, услуг и т. п. не обязует предприятие начислять компенсирующие налоговые обязательства при таком приобретении, так как для этого нет оснований ни в п. 198.5, ни в ст. 199 НК.

При этом, если товары/услуги, приобретенные за счет грантовых средств, используются:

  • в налогооблагаемых операциях – при включении входного НДС в состав налогового кредита (п. 198.1, 189.6, 201.10 НК) считается, что условия целевого финансирования выполнены (п. 17 НП(С)БУ 15). В этом же периоде на практике признают доходы в сумме налогового кредита. В учете такие операции отражают записью Дт 641 «Расчеты по налогам/НДС» – Кт 631. И одновременно выполняется проводка Дт 482(484) – Кт 718 или 745 (в зависимости от вида финансирования – капитальное или текущее). Но более логично определять доход от целевого финансирования в момент, когда и сами приобретения формируют расходы. В частности, в случае капинвестиций – при амортизации пропорционально ее сумме. Правда, такой вариант учета более трудоемкий, но более обоснован методологически;
  • в операциях, которые (полностью или частично) освобождены или не являются объектом обложения НДС, – то нужно «обнулить» полученный налоговый кредит начислением налоговых обязательств (п. 198.5, ст. 199 НК). В учете на сумму входного НДС нужно будет сделать запись Дт 641 – Кт 631. Одновременно осуществляется проводка Дт 482(484) – Кт 641. Или альтенатривный вариант отражения – с фиксацией расходов: Дт 949 – Кт 641 и одновременно признанием дохода от целевого финансирования: Дт 482(484) – Кт 718. Нюанс: если эти капинвестиции и компенсирующие НДС-обязательства вошли в первоначальную стоимость объекта (Дт 15 – Кт 641), то одновременно с начислением амортизации будет фиксироваться доход от целевого финансирования: Дт 482(484) – Кт 745. Или же, если покупаются запасы и известно, что они будут использоваться в льготной деятельности, компенсирующие НДС попадут в их первоначальную стоимость: Дт 20, 28 – Кт 641. Так как нет утвержденных правил бухучета НДС, рекомендуем эти нюансы прописывать в Приказе об учетной политике (или утверждать отдельное положение по предприятию).

Обратите внимание! Согласно п. 201.10 НК при осуществлении поставок товаров/услуг налогоплательщик – продавец товаров/услуг обязан в установленный срок составить налоговую накладную (далее – НН), зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН) и предоставить покупателю по его требованию. Таким образом, если денежные средства, которые налогоплательщик получает в качестве гранта (ОИР, категория 101.16):

  • являются оплатой стоимости товаров/услуг, которые поставляются (в т. ч. третьим лицам), то налогоплательщик должен включить их в базу обложения НДС, составить НН и зарегистрировать ее в ЕРНН;
  • не являются оплатой стоимости товаров/услуг, которые поставляются (в т. ч. третьим лицам), то они не входят в базу обложения НДС и при их получении плательщик не выписывает НН.

В подтверждение сказанного обратимся к ИНК ГФС от 03.09.2019 № 11/6/99-00-07-03-02-15/ІПК и от 01.02.2018 № 406/6/99-99-15-03-02-15/ІПК. В них рассматривается ситуация, когда предприятие (бенефициар) получает денежные средства в виде гранта от европейской организации на условиях, определенных грантовым соглашением, в целях возмещения своих расходов по проекту. Вопрос касается применения режима освобождения от обложения НДС полученных денежных средств.

В итоге налоговики пришли к следующим выводам:

  • режим освобождения от обложения НДС распространяется на операции, а не на лиц;
  • если полученный грант не является компенсацией стоимости товаров/услуг, которые бенефициар поставляет грантодателю, объект обложения НДС отсутствует, то есть налоговые обязательства не определяются;
  • операция получения денежных средств не отражается в налоговой отчетности по НДС.

НДС-льготы для МТП-проектов

Освобождаются от налогообложения операции (абзацы второй и третий п. 197.11 НК) по:

  • поставке товаров и услуг на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ) и ввозу на ТТУ товаров в качестве МТП, которая предоставляется в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано в установленном законодательством порядке;
  • поставке товаров и услуг на ТТУ и ввозу на ТТУ товаров, которые финансируются за счет средств МТП, предоставляемой в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано в установленном законодательством порядке.

Отдельное освобождение есть по МТП, которая предоставляется в соответствии с инициативой стран Большой восьмерки "Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения" в п. 28 подразд. 2 разд. ХХ НК.

Механизм получения права на освобождение от налогообложения операций, которое реализуется в рамках проектов МТП, регламентируется Порядком № 153 (см. также выше).

Согласно п. 23 Порядка № 153 исполнитель или субподрядчик, которые реализуют право на налоговые льготы, предусмотренные законодательством и международными договорами Украины (кроме договоров, связанных с выполнением работ по подготовке к снятию и снятию энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и превращению объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему), ежемесячно до 20-го числа составляют и подают в письменном и электронном виде органу ГНС, в котором состоят на учете как налогоплательщики, Информационное подтверждение по форме из приложения 8 к Порядку № 153.

Таким образом, при соблюдении условий, предусмотренных Порядком № 153, операции поставки товаров/услуг в рамках проекта МТП и утвержденного плана закупки товаров, работ и услуг, которые будут приобретаться за счет средств МТП, освобождаются от обложения НДС.

То есть при приобретении исполнителями проектов МТП (субподрядчиками) у поставщиков товаров/услуг в рамках таких проектов цена товаров/услуг определяется без НДС (см., в частности, ИНК ГФС от 15.01.2019 № 125/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

На льготные операции поставки, по которым есть освобождение от налогообложения, составляется НН «Без НДС», которая подлежит обязательной регистрации в ЕРНН! (п. 17 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 № 1307, категория 101.16 «ОИР»). Освобожденные от НДС операции поставки по ст. 197 НК отражаются в строке 5 декларации по НДС и в приложении 5 (пп. 6 п. 3 разд. V и разд. V1 Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 28.01.2016 № 21, ИНК ГНС от 17.03.2020 № 1106/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, ИНК ГНС от 21.05.2021 № 1980/ІПК/99-00-21-03-02-06).

Нужно ли начислять компенсирующие обязательства по НДС при применении льготы по МТП?

При приобретении товаров, работ, услуг по входному НДС имеете право как плательщик НДС отразить НК (главное – чтобы поставщиком была зарегистрирована НН в ЕРНН). При этом не важно, в каких операциях они будут использоваться – право на НК есть.

Действительно, при использовании товаров, по которым на «входе» было право на НК по НДС, в операциях, освобожденных от обложения НДС по ст. 197 НК, возникает вопрос «компенсирующих» НО по НДС. В общем случае они начисляются, но в данной ситуации – нет, потому что для МТП прямое исключение в п. 197.11 НК (в пп. «б» п. 198.5 сказано, что компенсирующие НДС не начисляются в случае использования приобретенного в операциях, предусмотренных п. 197.11 НК). Поэтому «полных» компенсирующих налоговых обязательств по НДС по льготным операциям поставки из п. 197.11 НК не будет.

Будут ли «частичные» компенсирующие НО на приобретение, которые одновременно используются и в льготной, и в налогооблагаемой деятельности по ст. 199 НК?

Нет, потому что также п. 197.11 (МТП) среди исключений: в п. 199.6 НК сказано, что правила данной статьи (т. е. ст. 199 НК) не применяются при «проведении операций, предусмотренных подпунктом 197.1.28 пункта 197.1, пунктами 197.11 и 197.24 статьи 197 настоящего Кодекса».

Обобщим изложенное на примерах.

Пример 1

Предприятие-издатель (плательщик НДС и налога на прибыль) получило от резидента (Украинский институт книги – госучреждение при Минкультуры и информполитики) грант в размере 5 млн грн на оплату прямых расходов, непосредственно связанных с изданием книжной продукции на государственном языке. К таким расходам относятся: расходы на авторское вознаграждение и/или приобретение прав на использование объекта права интеллектуальной собственности, подготовку оригинал-макета, печать и расходные материалы, связанные с печатью, в т. ч. расходы на изготовление электронных и аудиокниг. По условиям договора с грантодателем средства гранта могут быть использованы на оплату расходов, осуществленных в период с 01.02.2022 по 31.12.2022 (расходы должны подтверждаться накладными или актами).

Предприятие освоило средства в размере 5 млн грн в период, определенный в грантовом соглашении, и на указанные в нем цели.

Особенностью этого гранта является то, что он не направлен на реализацию конкретного заказа (проекта). Поэтому часть приобретений за счет грантовых средств может учитываться как актив (например, закуплены расходные материалы), а часть – участвовать в формировании себестоимости готовой продукции, причем разных заказов (см. стр. 2 таблицы 3).

В бухучете предприятия эти операции отражаются следующим образом:

Таблица 3. Учет гранта на книгоиздательство

№ п/п Содержание операции Первичные документы Бухгалтерский учет
Дт Кт Сумма, грн

1

Поступили денежные средства целевого финансирования (грант)

Выписка банка,
грантовое соглашение

311

377

5 000 000

377

482

5 000 000

2

Отражены стоимость приобретенной бумаги и прочих расходных материалов, сумма авторского вознаграждения, расходы на оплату труда и др.*

Накладные,
расчетно-платежная ведомость,
акты и т. д.

20, 23/1, 23/2

631, 685, 661, 665 и др.

5 000 000

3

Оплачена за счет средств гранта стоимость приобретенных материалов, выплачена зарплата и авторское вознаграждение и др.

Выписка банка

631, 685, 661, 665 и др.

311

5 000 000

4

Отражено использование средств целевого финансирования

Не оформляется
(можно составлять бухсправку)

482

69**

5 000 000***

5

Отражена готовая продукция 1 и 2, произведенная при участии «грантовых» расходов (суммы – условные)

Бухгалтерская справка,
регистры учета

26/1

23/1

3 890 000

26/2

23/2

4 560 000

6

Реализована часть готовой продукции 1 и 2

Накладные, Z– отчет РРО

361

701

1 900 000

7

Списана себестоимость готовой продукции 1 и 2 (сумма условная)***

Бухгалтерская справка,
расчет

901****

26/1, 26/2

1 330 000

8

Отражен доход от целевого финансирования (п. 17 НП(С)БУ 15)***

Бухгалтерская справка,
расчет

69

718****

 

* Входной НДС включен в стоимость приобретений, так как они участвуют в освобожденных от обложения НДС операциях (пп. 197.1.25 НК).
** На практике в рассматриваемой ситуации типично именно в этот момент признают доход текущего периода Дт 482 – Кт 718. Поэтому налогоплательщикам рекомендуем получить соответствующее разъяснение от контролирующего органа. Ведь правильно было бы зафиксировать освоение средств как доход будущих периодов Дт 482 – Кт 69. А когда будут фиксироваться расходы текущего периода, связанные с выполнением гранта, тогда и доходы текущего периода возникнут.
*** Разницу не применяем, так как грант – не бюджетный(в понимании пп. 14.1.2771 НК).
**** Одновременно с признанием расходов, связанных с выполнением гранта, фиксируют доход от целевого финансирования. Фактически в этой ситуации расходы на производство продукции возникли при ее реализации, поэтому именно в этот момент фиксируют доход от целевого финансирования (применение данного варианта усложнено тем, что невозможно точно установить долю расходов в изготовленной продукции, которая профинансирована именно грантом, так как часто на практике признание дохода фиксируют по факту освоения средств на производство).

Пример 2

Сельхозпредприятие получило грант по проекту «теплица», в частности, на приобретение производственного оборудования и сооружение теплицы в сумме 360 000 грн, купило это оборудование за 360 000 грн (в т. ч. НДС – 60 000 грн) и ввело его в эксплуатацию.

В бухучете эти операции отражаются следующим образом (см. таблицу 4):

Таблица 4. Учет гранта на приобретение необоротных активов (капинвестиции)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма, грн

1

Поступили средства целевого финансирования (грант)

Выписка банка,
грантовое соглашение

311

377

360 000

377

482

360 000

2

Получено оборудование

Накладные, ТТН,
акт приемки-передачи и т. п.

152

631

300 000

3

Отражен налоговый кредит

Налоговая накладная
(зарегистрированная в ЕРНН)

641

631

60 000

4

Осуществлены расчеты с поставщиком

Выписка банка

631

311

360 000

5

Признана доходами будущих периодов стоимость оборудования, приобретенного за счет средств целевого финансирования*

Не оформляются
(можно составить бухсправку)

482

69

360 000

6

Введено в эксплуатацию оборудование

Акт приемки-передачи
основных средств**,
приказ о вводе
в эксплуатацию

104

152

300 000

7

Начислена амортизация на оборудование (сумма условная)

Расчет амортизации
основных средств,
ведомость начисления
амортизации

23

131

2 000

8

Признан доход в сумме, пропорциональной амортизации оборудования, приобретенного за счет средств целевого финансирования*

Не оформляются
(можно составить бухсправку)

69

745

2 400

* Входной НДС, который очутился в налоговом кредите, «профинансирован» грантом (ведь на приобретение оборудования использованы 360 000 грн, в т. ч. НДС – 60 000 грн). Это целевое финансирование связано с приобретением оборудования – необоротного актива (капинвестици). Соответственно, доход фиксируется одновременно с начислением амортизации и пропорционально его сумме (п. 18 Н(П)СБУ 15). Поэтому сумма целевого финансирования (все 360 000 грн) сначала отражается как доход будущих периодов (Кт 69), и при амортизации пропорционально ей – в доходах текущего периода: Дт 69 – Кт 745.
На практике применяют альтернативный подход: фиксировать доход будущих периодов без учета НДС, попавшего в налоговый кредит, а сумму налогового кредита сразу же признавать в доходах от целевого финансирования «как часть освоенного гранта»). Тогда на 60 000 грн сразу при фиксации налогового кредита была бы проводка Дт 482 – Кт 745. А при начислении амортизации распределялось бы остальное целевое финансирование (условно было бы не 2 400, а 2 000 грн ежемесячно, «распределялись бы» в течение срока полезного использования не 360 000 грн, а 300 000 грн). Проводки по такому подходу см. в статье «Ремонты и улучшения основных средств за счет целевого финансирования».
Но этот вариант автору не импонирует, о чем сказано выше.
Поэтому стоит определить свой подход в приказе об учетной политике (особенно актуально, если на кону значительные суммы).
** Можно использовать типовую форму, утвержденную приказом Минфина от 13.09.2016 № 818.

Выводы

  1. Бухгалтерский учет грантов ведется по правилам, предусмотренным для учета дохода от целевого финансирования. Расходы определяются в общем порядке.
  2. В налоговом учете в определенных случаях налогоплательщик может воспользоваться специальными «льготными» нормами. При этом он должен соблюдать всех предписания грантового соглашения и соответствующих нормативных актов.
  3. Получение гранта не имеет последствий по НДС. Отдельные льготы предусмотрены для МТП.
Таблица 1. Бухгалтерский учет целевого финансирования.doc
Скачать
Таблица 2. Разницы по налогу на прибыль по бюджетным грантам.doc
Скачать
Таблица 3. Учет гранта на книгоиздательство.doc
Скачать
Таблица 4. Учет гранта на приобретение необоротных активов (капинвестиции).doc
Скачать

Комментарии к материалу