Больше по теме:
В современных экономических условиях процедуры банкротства являются важным инструментом для урегулирования сложной ситуации предприятия и защиты прав кредиторов. Однако иногда этот механизм используется недобросовестно. В частности, когда предприятие подает заведомо ложное заявление о финансовой несостоятельности с целью уклонения от исполнения обязательств. В таком случае речь идет о фиктивном банкротстве.
В этом материале рассмотрим правовую природу фиктивного банкротства, механизмы его выявления, а также ответственность.
Фиктивное банкротство – заведомо ложное официальное заявление гражданина – учредителя (участника) или должностного лица субъекта хозяйственной деятельности, а так же гражданина – субъекта предпринимательской деятельности о финансовой несостоятельности выполнения требований со стороны кредиторов и обязательств перед бюджетом, если такие действия причинили крупный материальный ущерб кредиторам или государству.
Материальный ущерб считается крупным, если он в пятьсот и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан (ст. 16617 КУоАП).
Согласно ст. 91 Кодекса Украины по процедурам банкротства (далее – КУпПБ) фиктивным банкротством признается заведомо ложное заявление должника о неспособности выполнить обязательства перед кредиторами.
Согласно ч. 1, 2 ст. 91 КУпПБ в случаях, предусмотренных данным Кодексом, должник, его учредители (участники, акционеры), собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом), а также другие лица несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за нарушение требований законодательства о банкротстве, в частности фиктивное банкротство, сокрытие банкротства или преднамеренное доведение до банкротства, незаконные действия в случае банкротства.
Установив факт фиктивного банкротства, то есть фактическую платежеспособность должника, суд закрывает производство по делу. В таком случае должник обязан возместить кредиторам ущерб, причиненный задержкой выполнения денежных обязательств, а соответствующее лицо должника несет административную ответственность, предусмотренную законом.
Согласно ст. 16617 КУоАП такие действия влекут за собой наложение штрафа от 750 до 2 000 НМДГ.
Приказом Минюста от 10.09.2020 № 3105/5, зарегистрированным в Министерстве юстиции 10.09.2020 под № 872/35155, утвержден Порядок проведения анализа финансово-хозяйственного состояния субъектов хозяйствования относительно наличия признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка анализ финансово-хозяйственного состояния субъектов хозяйствования относительно наличия признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства (далее – Анализ) проводится согласно Методическим рекомендациям по выявлению признаков неплатежеспособности предприятия и признаков действий по сокрытию банкротства, фиктивного банкротства или доведения до банкротства, утвержденным приказом Минэкономики от 19.01.2006 № 14 (в редакции приказа Минэкономики от 26.10.2010 № 1361) (далее – Методрекомендации).
Арбитражный управляющий, назначенный судом распорядителем имущества, проводит анализ к проведению первого собрания кредиторов и передает результаты анализа в хозяйственный суд вместе с документами, подтверждающими соответствующую информацию.
Согласно п. 2 Порядка Минюст организует проведение Анализа в отношении государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 % акций (долей) принадлежат государству путем его осуществления структурным подразделением Минюста, обеспечивающего реализацию полномочий государственного органа по вопросам банкротства (далее – структурное подразделение), или межрегиональными управлениями Министерства юстиции Украины (далее – территориальные органы) по поручению Минюста. Проведение анализа государственным органом по вопросам банкротства не освобождает арбитражного управляющего от обязанности проведения анализа того же субъекта хозяйствования.
Также в соответствии с п. 3 Порядка Минюст составляет выводы о наличии признаков фиктивного банкротства, доведения до банкротства, сокрытия устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства (далее – Выводы) путем их подготовки структурным подразделением или территориальным органом по поручению Минюста.
Абзацем первым п. 4 Порядка определено, что структурное подразделение или территориальный орган проводит Анализ или составляет Выводы по запросам хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, прокуратуры или иного органа, осуществляющего уголовное производство, других уполномоченных органов, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в случае фиктивного банкротства, сокрытия устойчивой финансовой несостоятельности, незаконных действий в случае банкротства, а также уполномоченного органа управления государственным имуществом в случае запроса относительно государственного предприятия или хозяйственного общества, в уставном капитале которого более 50 % акций (долей) принадлежат государству (далее – субъект запроса).
Согласно п. 5 разд. ІІ Методрекомендаций при проведении Анализа определяется:
Согласно п. 3.1 разд. ІІІ Методрекомендаций фиктивным может быть признано банкротство в случае, когда предприятие-должник не удовлетворило требования кредиторов и обязательств перед бюджетом в полном объеме, при наличии у него на это возможности, на момент его обращения в хозяйственный суд с заявлением о признании своей неплатежеспособности.
В целях определения признаков фиктивного банкротства определяется показатель обеспечения обязательств должника всеми его активами путем сопоставления суммы активов должника с суммой его обязательств.
Итак, основным показателем для определения признаков фиктивного банкротства является коэффициент покрытия, который рассчитывается как отношение оборотных активов к текущим обязательствам предприятия и характеризует способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства и осуществлять непредвиденные расходы.
Он измеряет общую ликвидность и показывает, в какой степени текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, то есть сколько денежных единиц текущих активов приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Нормативным значением показателя покрытия определено >1. Постоянное снижение коэффициента означает растущий риск неплатежеспособности.
Следующим показателем является рентабельность продукции, рассчитываемая как отношение валовой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализации. Она характеризует выгодность производства выпускаемой или реализуемой предприятием продукции.
В целях определения признаков фиктивного банкротства также определяется показатель обеспечения обязательств должника всеми его активами путем сопоставления суммы активов должника с суммой его обязательств. При осуществлении указанных расчетов в состав текущих обязательств входят: основная сумма долга; проценты, штраф, пеня и неустойка.
В случае когда по результатам расчетов показатель обеспечения обязательств должника всеми его активами превышает единицу при нулевой или положительной рентабельности, это свидетельствует о наличии признаков фиктивного банкротства на предприятии.
При выявлении признаков фиктивного банкротства учитывается наличие официального заявления собственника или должностного лица предприятия-должника в хозяйственный суд об открытии производства по делу о банкротстве в отношении этого предприятия, на основании которого вынесено соответствующее определение суда, и фактической возможности удовлетворения требований кредиторов, в том числе обязательства перед бюджетом, в полном объеме на момент обращения в суд.
Как официальное можно рассматривать только то заявление, которое в случае подачи непременно влечет за собой правовые последствия. Ввиду этогр официальным считается только поданное соответствующим субъектом в хозяйственный суд письменное заявление о своем банкротстве. Такое заявление, в частности, должно содержать изложение обстоятельств, подтверждающих неплатежеспособность должника с указанием суммы долговых требований кредиторов, а также срока их выполнения.
Ввиду этого не может считаться фиктивным банкротством подача в хозяйственный суд заявления, которое не может привести к возбуждению дела о банкротстве, в частности такого заявления, которое не содержит доказательств задолженности должника, или заявления, поданного от имени юридического лица – субъекта хозяйственной деятельности, в отношении которого не может применяться процедура восстановления платежеспособности или признания должника банкротом.
Заведомо ложным является заявление, в котором изложенные сведения о финансовой несостоятельности не соответствуют действительности и настоящее финансовое состояние должника позволяет ему выполнить свои обязательства.
Минюст