Для каких предприятий, учреждений, организаций правила поведения работника обязательны
Больше по теме:
27 сентября 2024 года вступил в силу Закон от 04.06.2024 № 3768-IX «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины относительно установления дополнительных оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя и некоторых других вопросов».
Так, ч. 1 ст. 40 КЗоТ была дополнена п.14 – невыполнение работником правил поведения на предприятии, в учреждении, организации в части положений, предусмотренных ч. 2 ст. 142 КЗоТ.
Новое основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя должно рассматриваться вместе с внесенными изменениями в ст. 142 КЗоТ.
Следовательно, составной частью правил внутреннего трудового распорядка отныне могут быть правила поведения на предприятии, в учреждении, организации, содержащие положения, в частности об обязательствах работников о неразглашении информации с ограниченным доступом, в частности информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, а также условия работы с конфиденциальной информацией (новая ч. 2).
Установление правил поведения на предприятиях, учреждениях, организациях, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, и/или объектах или операторах критической инфраструктуры является обязательным (ч. 3 ст. 142 КЗоТ).
Относительно правил поведения на предприятиях, учреждениях, организациях,
имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, и/или объектах или операторах критической инфраструктуры
Согласно ч. 3 ст. 142 КЗоТ для предприятий, учреждений, организаций, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, и/или объектах или операторах критической инфраструктуры такие правила поведения обязательны.
Перечень объектов государственной собственности, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, утвержден одноименным постановлением КМУ от 04.03.2015 № 83.
Вопрос отнесения к объектам или операторам критической инфраструктуры урегулирован Законом от 16.11.2021 № 1882-IX «О критической инфраструктуре».
В случае отсутствия правил поведения на вышеупомянутых предприятиях, в учреждениях, организациях их принятие обязательно.
О правилах поведения на предприятии, в учреждении, организации
На сегодняшний день наличие правил поведения на предприятии, в учреждении, организации, не относящихся к вышеупомянутой категории предприятий/объектов, необязательно, однако на практике уже длительное время используются ими при осуществлении своей деятельности.
Например, органы государственной власти, как правило, имеют правила нравственного поведения работника, которые были разработаны и утверждены исключительно для работников данных органов.
Соответствующие правила и кодексы поведения также приняты и длительно используются предприятиями, организациями, учреждениями, деятельность которых связана с использованием информации с ограниченным доступом, в частности информации, составляющей государственную или коммерческую тайну, а также об условиях работы с конфиденциальной информацией.
Как пример, в Правилах нравственного поведения работников аппарата Министерства юстиции Украины и его территориальных органов, утвержденных приказом Минюста от 21.09.2017 № 2952/5, указано, что к правилам добродетели относится неразглашение и неиспользование информации, ставшей известной при выполнении работниками системы Министерства юстиции Украины своих обязанностей, в том числе после прекращения своей деятельности (кроме случаев, установленных законом).
В Правилах нравственного поведения в органах Государственной налоговой службы, утвержденных приказом ГНС от 02.09.2019 № 52, определено, что работники обязаны действовать добродетельно, а именно не разглашать информацию, ставшую ему (ей) известна в связи с исполнением должностных обязанностей, в частности персональные данные физических лиц, конфиденциальную и другую информацию с ограниченным доступом, режим которой установлен Законами от 21.01.1994 № 3855-XII «О государственной тайне», от 02.10.1992 № 2657-XII «Об информации», от 01.06.2010 № 2297-VI «О защите персональных данных» и от 13.01.2011 № 2939-VI «О доступе к публичной информации », кроме случаев, установленных законом.
В Кодексе этики и делового поведения Акционерного общества «Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины» в разд. 12 «Политика конфиденциальности» отмечено, что:
«Компания уважает право каждого работника на конфиденциальность и обеспечивает выполнение требований законодательства Украины в сфере защиты информации и персональных данных.
В свою очередь, каждый работник должен выполнять требования законодательства Украины и внутренних документов Компании, регулирующих процессы доступа, использования и разглашения конфиденциальной информации.
Работники не разглашают и не используют другим способом конфиденциальную и другую информацию с ограниченным доступом, которая стала им известна в связи при исполнении своих полномочий и профессиональных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.
Работники не должны использовать какие-либо сведения о внутренних процессах, какую-либо информацию, полученную в процессе выполнения своих полномочий, с целью получения личной выгоды или причинения ущерба Компании».
Хотя разработка и утверждение правил поведения работника для предприятий, учреждений, организаций, не имеющих стратегического значения для экономики и безопасности государства, и/или объектов или операторов критической инфраструктуры является необязательным, однако их принятие целесообразно с целью нормирования данного вопроса.
ФПУ
Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm
Комментарии к материалу