В консультации расскажем, как правильно заполнять бумажную трудовую книжку с учетом всех требований законодательства.
Трудовая книжка содержит следующие разделы:
Обратите внимание: в период действия военного положения порядок оформления и ведения, в частности, трудовых книжек в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно. Главное условие при этом: обеспечение ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда (ст. 7 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения»). |
В трудовую книжку не вносятся следующие данные:
При первом заполнении трудовой книжки сначала надо сделать запись на титульном листе (на с. 1 – на украинском языке и на с. 33 – на русском, если книжка заполняется и на русском).
Вести трудовую книжку на русском языке не обязательно. Документы оформляют на государственном языке, кроме случаев, предусмотренных законодательством о языках в Украине (п. 14 гл. І разд. ІІ Правил организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденных приказом Минюста от 18.06.2015 № 1000/5).
Кроме того, Закон от 25.04.2019 № 2704-VIII «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» не предусматривает возможности вести делопроизводство на русском языке.
В частности, на титульном листе указываются:
Правильность внесенной информации работник должен заверить своей подписью. Титульный лист трудовой книжки подписывается работником кадровой службы или другим лицом, ответственным за выдачу трудовых книжек, и заверяется печатью предприятия (см. образец 1).
Образец 1
|
Отметим, что с июня 2021 года учет трудовой деятельности работника ведется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Только по требованию работника, который впервые принимается на работу, трудовая книжка оформляется работодателем в обязательном порядке не позднее пяти дней после приема на работу. Также работодатель только по требованию работника обязан вносить в трудовую книжку, которая хранится у работника, записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и наградах за успехи в работе. Соответствующая норма предусмотрена ст. 48 КЗоТ.
Работодатель издает приказ (распоряжение) о приеме на работу, переводе на другую работу, поощрении, увольнении.
Именно на основании этого приказа вносится запись в трудовую книжку.
В графе 4 трудовой книжки делается ссылка на такой приказ (см. образец 2).
Образец 2
<...>
<...> |
Обратите внимание! Запись в трудовой книжке должна точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Сокращения в трудовой книжке недопустимы. |
Между записями в трудовой книжке не должно быть пропущенных строк. Это делается с целью предотвращения возможных нарушений (например, неправомерное внесение периодов работы, переводов на другую должность и т. п.).
Для этого в личную карточку работника (типовая форма № П-2, утвержденная совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 № 495/656, далее – Приказ № 495) вносится соответствующая запись (нужнот в точности повторить запись в трудовой книжке), напротив которой работник должен поставить свою подпись (п. 2.5. Инструкции № 58).
Важная информация: В письме Минэкономики от 25.09.2024 № 4701-05/70518-09 сказано, что, так как приказ Минстата от 27.10.1995 № 277, который упоминается в п. 2.5 Инструкции № 58, утратил силу в части утверждения типовой формы № П-2, работодатель имеет право самостоятельно определиться с организацией кадрового учета с использованием формы № П-2. Хотя в типовой форме № П-2 нужно вести учет отпусков и ознакомлять работника с записями, внесенными в бумажную трудовую книжку (если трудовая книжка оцифрована, то такие записи вносятся в нее по желанию работника). При этом нет необходимости вести такой учет именно в типовой форме № П-2, утвержденной Приказом № 495. См. об этом подробнее в новости «Обязательно ли использовать личную карточку типовой формы № П-2: комментарий к письму Минэкономики».
Записи вносятся:
Перед внесением записи о приеме на работу в графе 3 в виде заголовка (перед самой записью) необходимо написать полное наименование предприятия (учреждения, организации), включая название его организационно-правовой формы. Вместо записи можно также поставить специальный штамп (при наличии) с указанием названия предприятия. При этом графы 1, 2 и 4 не заполняются.
Не допускайте ошибок! Вносить в трудовую книжку запись о том, что до поступления на работу работник не имел трудового стажа, не нужно. Такого требования Инструкция № 58 не содержит. |
Записи о приеме или переводе работника на другую работу необходимо делать согласно Классификатору профессий ДК 003:2010 (далее – Классификатор) и Инструкции № 58. Наименование должности в трудовой книжке, как и в приказах, и в штатном расписании, должно отвечать наименованию профессий и должностей из Классификатора.
Учтите: нельзя объединять в названии две разные профессии (см. письмо Минсоцполитики от 18.03.2016 № 106/13/116-16). К примеру, недопустимо с помощью дефиса объединять в одну следующие профессии: бухгалтер-экономист, заместитель начальника управления – начальник подразделения и др. |
При внесении записи об увольнении надо обязательно указать норму законодательства, согласно которой увольняется работник. Формулировки могут быть, к примеру, следующими:
Кроме записей о приеме, переводе и увольнении, по месту работы в трудовую книжку отдельной строкой вносят записи о периодах прочей деятельности, а именно (п. 2.18, 2.19 Инструкции № 58):
Вкладыш в трудовую книжку выдается в том случае, когда все страницы соответствующего раздела книжки (например, сведения о работе) уже заполнены (п. 3.1 Инструкции № 58). При каждой выдаче вкладыша на титульной странице книжки ставится штамп размером 10 x 25 мм и делается надпись «Выдан вкладыш» с указанием серии и номера вкладыша. Вкладыш вшивается в трудовую книжку. Записи в него вносятся в том же порядке, как и в трудовую книжку.
Независимо от того, какую трудовую книжку имеет работник (образца 1938-го или 1974 года), ему выдается вкладыш нового образца.
Учтите: вкладыш без трудовой книжки считается недействительным. |
Правила выдачи дубликата трудовой книжки прописаны в разд. 5 Инструкции № 58. Дубликат выдается, если:
В правом верхнем углу титульного листа трудовой книжки делается надпись «Дубликат». Если же дубликат выдан вместо трудовой книжки, которая пришла в непригодность, на первой странице испорченной книжки производится запись «Выдан дубликат», и эта книжка возвращается владельцу.
Если работник ранее уже работал, то работодатель, выписывая ему дубликат трудовой книжки, перед первой записью в графе 3 раздела «Сведения о работе» вносит сначала запись о его общем стаже работы. Эти данные записывают суммарно, то есть указывают общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, где, когда и на какой должности он работал в прошлом.
Далее общий трудовой стаж расписывается по отдельным периодам работы, при условии, что работник предоставит сведения об этих периодах (справки или заверенные в установленном порядке копии приказов с предыдущих мест работы). Без таких документов записи не вносятся.
Если документы, на основании которых делались записи в трудовую книжку, не содержат полных сведений о работе в прошлом, то в дубликат трудовой книжки вносят только сведения, имеющиеся в этих документах.
Имейте в виду: записи об общем стаже и записи об отдельных периодах работы не нумеруются. |
В разделе «Сведения о работе» указывают (см. образец 3):
И только потом пишут название предприятия, которое выдает дубликат, и сведения о работе на этом предприятии. Оформляя дубликат трудовой книжки, последний работодатель не удостоверяет своей подписью и печатью каждую внесенную запись о предыдущих местах работы. Удостоверению подлежит только запись об увольнении работника.
Образец 3
<...>
<...> |