Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Эксплуатация основных средств: учет

Из статьи вы узнаете, как правильно отразить в учете операции, связанные с эксплуатацией основных средств (далее – ОС).

Эксплуатация ОС


Пример 1

Улучшение ОС

Предприятие в июне 2014 года завершило работы, связанные с производственным зданием:

  • текущий ремонт (выполнен собственными силами) на сумму 400 000 грн.;
  • реконструкцию (была привлечена подрядная организация) на сумму 6 000 000 грн. (в т. ч. НДС – 1 000 000 грн.).

Ремонтный лимит составляет 1 500 000 грн.

В учете эти операции отражаются следующим образом:

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Расходы

Балансовая
стоимость

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Осуществлены расходы на текущий ремонт производственного здания:
– стоимость материалов

Наряд
на выполнение ремонтных работ,
требования
на отпуск
материалов,
бухгалтерские
справки




231




201




240 000







– зарплата работников ремонтной группы

231

661

100 000

– сумма начисленного ЕСВ (условно – 40 %)

231

651

40 000

– амортизация инструмента

231

131

20 000

2

Списаны на общепроизводственные расходы (далее –
ОПР) расходы на текущий
ремонт

Акт выполненных
ремонтных работ,
бухгалтерская
справка

91

231

400 000

3

Распределены ОПР (условно):
– на себестоимость произведенной продукции

Бухгалтерская справка


23


91


260 000


–***


– себестоимость реализованной продукции

901

91

140 000

140 000***

4

Приняты работы подрядчика по реконструкции здания цеха

Акты формы
№ КБ-2в*,
№ КБ-3*

151

631

5 000 000

5

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая
накладная

641

631

1 000 000

6

Отнесена на увеличение стоимости здания стоимость улучшения

Акт типовой
формы № ОЗ-2**

103

151

5 000 000

1 100 000***

3 900 000***

* Утверждена Приказом Министерства регионального развития , строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05.07.13 г. № 293.

** Утверждена Приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

*** В налоговом учете:

а) расходы на текущий ремонт будут включены в пределах ремонтного лимита:

– в расходы в составе себестоимости реализованной продукции в периоде реализации такой продукции – 260 000 грн.;

– в расходы как нераспределенные постоянные ОПР в периоде их осуществления – 140 000 грн.;

б) расходы на реконструкцию производственного здания:

– включаются в состав расходов (себестоимости реализованной продукции) в сумме 1 100 000 грн. в пределах остатка ремонтного лимита (1 500 000 грн. – 400 000 грн.);

– увеличивают балансовую стоимость здания (ОС группы 3) на сумму превышения ремонтного лимита в размере 3 900 000 грн. (5 000 000 грн. – 1 100 000 грн.).

Для правильного учета расходов на улучшение ОС необходимо вести отдельный учет использования ремонтного лимита.

Пример 2

Перемещение ОС из головного предприятия в филиал

В июне 2014 года головное предприятие передало филиалу производственное оборудование. Его первоначальная стоимость – 800 000 грн., сумма накопленного износа – 260 000 грн. Оборудование передается:

  • вариант 1 – по остаточной стоимости;
  • вариант 2 – по первоначальной стоимости с учетом накопленного износа.

Бухгалтерский учет этих операций будет таким:

(грн.)


п/п

Содержание операции

Первичные документы

Учет у ГП

Учет у филиала

Дт

Кт

Сумма

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Передача ОС по остаточной стоимости

1

Списана сумма износа ОС

Типовая форма № ОЗ-1,
ведомость начисления
амортизации

131

104

260 000

2

Переданы филиалу/получены филиалом ОС

Типовая форма
№ ОЗ-1

683

104

540 000

104

683

540 000

3

Начислена амортизация на оборудование (сумма условная)

Ведомость начисления
амортизации

91

131

850

Передача ОС с учетом накопленного износа

1

Переданы филиалу/получены филиалом ОС

Типовая форма
№ ОЗ-1

683

104

800 000

104

683

800 000

2

Списана головным предприятием/получена филиалом сумма
накопленного износа

Типовая форма № ОЗ-1,
ведомость начисления
амортизации

131

683

260 000

683

131

260 000

3

Начислена амортизация на оборудование (сумма условная)

Ведомость начисления
амортизации

91

131

850

Пример 3

Учет последствий ДТП

Предприятие застраховало автомобиль (числится в составе ОС). Договор страхования заключен в марте 2014 года сроком на один год. По договору страховая сумма составила 360 000 грн., франшиза (2 % страховой суммы) – 7 200 грн., страховой платеж – 54 000 грн. В мае текущего года автомобиль попал в аварию. Cтраховая компания выплатила предприятию страховое возмещение.

Первоначальная стоимость автомобиля – 560 000 грн., сумма износа – 120 000 грн.

Существует два варианта отражения в учете последствий ДТП:

Вариант 1 – автомобиль не подлежит восстановлению и списывается с баланса предприятия.

В связи с аварией предприятие понесло следующие дополнительные расходы:

  • стоимость экспертной оценки поврежденного автомобиля – 1 000 грн. без НДС;
  • стоимость услуг эвакуатора – 550 грн. без НДС;
  • зарплата за демонтаж списанного авто – 420 грн., начисленный на нее ЕСВ (36,76 %) – 154,40 грн.;
  • стоимость процедуры снятия автомобиля с учета в ГАИ – 320 грн. без НДС.

В результате разборки получен металлолом, справедливая стоимость которого составила 15 000 грн.

Вариант 2 – автомобиль ремонтируется и продолжает эксплуатироваться.

Стоимость ремонтных работ – 84 000 грн. (в т. ч. НДС – 14 000 грн.). Ремонт выполняет СТО. Страховая комп

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы