• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Бухгалтерский учет в неприбыльных организациях

Ольга Папинова

23.01.2017 66156 0 10

Как и все юридические лица, неприбыльные организации ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность согласно требованиям Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее – Закон № 996) и стандартам бухучета (п. 1 ст. 2 Закона № 996). При этом неприбыльные организации по собственному решению могут применять как упрощенный План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина от 19.04.01 г. № 186, так и обычный План счетов, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

Рассмотрим особенности бухучета у неприбыльных организаций, обусловленные спецификой их деятельности.

Доходы

Порядок признания и отражения доходов регламентирован П(С)БУ 15. Как следует из п. 7 этого стандарта, доходы могут быть получены в виде выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), других операционных, финансовых и прочих доходов.

В то же время следует учитывать характер поступлений. Отметим, что все профильные законы обязательно содержат статью, в которой названы источники поступления доходов. Сгруппируем такие возможные источники в четыре группы.

Группа 1. Целевое финансирование. Это денежные средства, полученные неприбыльной организацией на финансирование конкретных программ или мероприятий, а также для покрытия ее плановых расходов. Это может быть благотворительная (гуманитарная) помощь, целевая финансовая помощь, субсидии, дотации, членские, целевые взносы и пр.

В бухучете целевое финансирование отражают при его получении на счете 48 «Целевое финансирование и целевые поступления» либо на счете 47 «Обеспечение будущих расходов и платежей» – если используется упрощенный План счетов (п. 2 Приказа № 186). Целевое финансирование не признают доходом до тех пор, пока нет подтверждения, что оно будет получено и предприятие выполнит условия такого финансирования (п. 16 П(С)БУ 15).

Если целевое финансирование было направлено:

на приобретение оборотных активов либо другие цели, не связанные с капитальными вложениями, – то в этом случае доходы признают в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования (п. 17 П(С)БУ 15) (см. операцию 1 в примере 1);

на финансирование капитальных инвестиций – тогда доходы признают в течение срока полезного использования приобретенных объектов инвестирования (основных средств, нематериальных активов) – пропорционально сумме начисленной амортизации таких объектов (п. 18 П(С)БУ 15). Отметим, что безвозмездно полученные запасы и ОС зачисляются на баланс предприятия по справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, связанных с получением такого объекта (п. 8, 10 П(С)БУ 7; п. 9, п. 12 П(С)БУ 9). При этом на величину справедливой стоимости «бесплатных» ОС увеличивается сальдо субсчета 424 «Дополнительный капитал» (п. 13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Стоимость таких ОС амортизируется в общем порядке, причем одновременно с начислением амортизации уменьшается остаток на субсчете 424 и признается доход по субсче-
ту 745 «Доход от бесплатно полученных активов» (см. операцию 2 в примере 1);

на компенсацию понесенных расходов – такое целевое финансирование признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15) (см. операцию 3 в примере 1).

Группа 2. Нецелевое финансирование. Это денежные средства (имущество), которые получены без конкретно установленных условий их расходования (безвозмездно полученные денежные средства, услуги или ТМЦ). Полученное нецелевое финансирование признают дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода (п. 19 П(С)БУ 15). Фактически учет аналогичен учету безвозмездно полученных денежных средств или ТМЦ (см. операцию 5 в примере 1).

Группа 3. Пассивные доходы. Это проценты, дивиденды, страховые выплаты и возмещения, роялти. Проценты признают доходами в тех отчетных периодах, к которым они относятся. Роялти признают доходами по принципу начисления согласно экономическому содержанию соответствующего соглашения. Дивиденды отражают в составе доходов в периоде принятия решения об их выплате (п. 20 П(С)БУ 15) (см. операцию 6 в примере 1).

Группа 4. Прочие доходы. Это доходы от продажи товаров (услуг), пропагандирующих идеи организации, для защиты которых она была создана; от сдачи имущества в аренду, от продажи остатков запасов, основных средств, инвалюты, от курсовых разниц и пр. Доход признают в случае увеличения актива или уменьшения обязательства, которые приводят к росту собственного капитала, при условии, что доход может быть достоверно оценен (п. 5 П(С)БУ 15). Предоплаты и авансы не считаются доходом (см. операции 4 и 7 в примере 1).

Расходы

Порядок признания и отражения расходов регламентирован П(С)БУ 16. Никаких особенностей для неприбыльных организаций этот стандарт не содержит.

Общие правила учета расходов таковы (п. 5–8 П(С)БУ 16):

расходы отражаются одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств;

расходами отчетного периода признается такое увеличение активов или уменьшение обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала, при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены;

расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они были понесены;

расходы, которые невозможно прямо связать
с доходом определенного периода, отражаются в периоде их осуществления. Напомним, что при получении и освоении средств целевого финансирования неприбыльные организации должны ориентироваться на нормы п. 17–18 П(С)БУ 15 и признавать доходы «под расходы»;

если актив обеспечивает получение экономических выгод в течение нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического распределения его стоимости (например, в виде амортизации) между такими отчетными периодами.

Все расходы неприбыльной организации классифицируются в зависимости от характера операций и видов деятельности.

Смета

Смета – это основной документ, с помощью которого неприбыльная организация контролирует доходы и расходы, источники их поступления, направление использования и связь с уставной деятельностью. Обычно смета представляет собой перечень сумм ожидаемых доходов и запланированных расходов. При этом доходы и расходы должны быть сбалансированы.

Обязательно ли неприбыльной организации составлять смету?

Требование об обязательном наличии сметы у неприбыльной организации содержится не в каждом профильном законе. Например, о смете творческих союзов упоминается в ст. 16 Закона от 07.10.97 г. № 554/97-ВР – ее утверждает правление. Как следует из ст. 10 Закона от 29.11.01 г. № 2866-III, использование и распоряжение денежными средствами ОСМД осуществляется в соответствии с утвержденной сметой (либо на основании отдельных решений общего собрания совладельцев). А вот в ст. 11 Закона № 4572 сказано только, что устав общественного объединения должен содержать сведения об источниках поступления и порядке использования средств и другого имущества объединения.

Как правило, в уставе неприбыльной организации указывается, что поступление средств (доходы) и их расходование (расходы) на каждый год (несколько лет, квартал) определяются сметой, которая утверждается уполномоченным органом.

Пример 1

В течение 2016 года у неприбыльной организации (общественная экологическая организация, код признака неприбыльности по старому Реестру – 0006, по новому Реестру – 0032) были такие операции:

1) получены и освоены целевые денежные средства в виде членских взносов (на содержание и аренду офиса, оплату труда членов организации) в сумме 145 000 грн.;

2) получены и освоены целевые денежные средства (пожертвования юрлица) (на приобретение дозиметра ДКГ-21 Ecotest CARD, который будет использоваться общественной организацией) в сумме 9 000 грн.;

3) понесены расходы на создание и распечатку брошюр и листовок экологической направленности в сумме 20 000 грн. (спонсор компенсирует эти расходы общественной организации);

4) проведен бесплатный семинар на тему «Экологическая безопасность в Украине» (заключен гражданско-правовой договор с лектором, понесены расходы на аренду зала) – общая сумма расходов составила 30 000 грн.;

5) получена нецелевая финпомощь от юрлица в сумме 100 000 грн.;

6) начислены (получены) проценты по депозиту в сумме 16 000 грн.;

7) начислен (получен) доход в сумме 10 000 грн. от сдачи в субаренду временно свободного помещения организации.

Неприбыльная организация не является плательщиком НДС.

Отражение этих хозяйственных операций в бухучете покажем в таблице.

(грн.)


п/п

 

Содержание операции

 

Первичные
документы

 

Бухгалтерский учет

 

Дт

 

Кт

 

Сумма

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

1

 

Получены целевые денежные средства (членские взносы)

 

Выписка банка, устав

 

311

 

48

 

145 000

 

Отражены расходы на аренду офиса

 

Договор аренды,
акт оказанных услуг

 

92

 

631

 

50 000

 

Отражена сумма НДС

 

Налоговая накладная

 

92

 

631

 

10 000

 

Начислена заработная плата и ЕСВ работникам неприбыльной организации

 

Ведомость начисления
заработной платы

 

92

 

661, 651

 

85 000

 

Отражен доход от целевого финансирования в размере понесенных расходов

 

Бухгалтерская
справка

 

48

 

718

 

145 000

 

2

 

Получено и признано доходами будущих периодов целевое финансирование на приобретение дозиметра

 

Выписка банка,
договор (письмо)

 

311

 

48

 

9 000

 

48

 

69

 

9 000

 

Оплачен дозиметр

 

Выписка банка

 

631

 

311

 

9 000

 

Оприходован и введен в эксплуатацию дозиметр

 

Накладная
типовой формы № М-11*,
налоговая накладная,
акт ввода в эксплуатацию типовой формы № ОЗ-1**

 

152

 

631

 

9 000

 

104

 

152

 

9 000

 

Начислен износ (амортизация) дозиметра (сумма условная)

 

Ведомость
начисления амортизации

 

92

 

131

 

777

 

Отражены доходы периода (в сумме износа)

 

Бухгалтерская справка

 

69

 

745

 

777

 

3

 

Отражены расходы на создание и печать «экологических» брошюр и листовок

 

Договор с типографией,
накладные типовой
формы № М-11*,
акт выполненных работ

 

23

 

685, 631

 

20 000

 

Получена компенсация ранее понесенных расходов

 

Выписка банка,
договор (письмо)

 

311

 

377

 

20 000

 

Признан доход от целевого финансирования в сумме полученной компенсации ранее понесенных расходов

 

Отчет,
бухгалтерская
справка

 

377

 

718

 

20 000

 

«Экологические» брошюры и листовки розданы волонтерами гражданам

 

949

 

23

 

20 000

 

4

 

Отражены расходы на проведение «экологического» семинара

 

Договор аренды зала,
акты выполненных работ
(с лектором) и оказанных услуг

 

949

 

685

 

30 000

 

5

 

Получена нецелевая финпомощь

 

Выписка банка

 

311

 

718

 

100 000

 

6

 

Внесены денежные средства на депозит
в банке

 

Выписка банка

 

313

 

311

 

100 000

 

Получены причитающиеся по договору проценты

 

Договор,
выписка банка

 

311

 

732

 

16 000

 

7

 

Передано арендатору помещение по договору субаренды

 

Акт
приемки-передачи

 

 

01

 

70 000

 

Начислена арендная плата за отчетный период

 

Договор, счет

 

377

 

713

 

10 000

 

8

 

Отражен финансовый результат:

– доходы

Бухгалтерская
справка

 


718, 745, 732, 713

 


791, 792, 793

 


291 777***

 

– расходы

 

791

 

92, 949

 

195 777***

 

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193.

** Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

*** Прибыль, полученная неприбыльной организацией в отчетном периоде, составила 96 000 грн. (291 777 грн. –
– 195 777 грн.). По решению руководящего органа она будет направлена на повышение экономической грамотности населения и помощи пострадавшим в результате событий, которые привели к значительному ухудшению экологической ситуации в Украине.

 

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы