Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию
Для кого эта статья: для плательщиков НДС, которые получили решение об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – НН, РК, ЕРНН), обжаловали его в административном порядке в ГФС, но до сих пор не получили никакого ответа.
Из этой статьи вы узнаете: как напомнить о себе ГФС (с примером жалобы).
Ситуация
05.12.17 г. сельхозтоваропроизводителю заблокировали 5 НН. Направленные в ГФС объяснения и копии документов, подтверждающие реальность операций, к сожалению, не помогли, и по результатам их рассмотрения специальная комиссия ГФС приняла решение от 13.12.17 г. об отказе в регистрации указанных НН в ЕРНН. После получения решения плательщик решил воспользоваться правом на его обжалование, в частности, в административном порядке. Жалоба была направлена в установленный срок и получена ГФС 19.12.17 г. Впрочем, до сих пор на жалобу нет ответа. Как можно повлиять на контролирующий орган?
Действительно, сегодня подобных ситуаций множество. Попробуем найти выход из этой ситуации.
Как комиссия ГФС принимает решение об отказе
Постановлением КМУ от 29.03.17 г. № 190 определены основания для принятия комиссией ГФС решения об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН, а именно:
- непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений для подтверждения информации, указанной в НН/РК;
- непредоставление плательщиком копий документов, предусмотренных пп. «в» пп. 201.16.1 Налогового кодекса (далее – НК). Исчерпывающий перечень этих документов утвержден приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567 (см. «Регистрация НН приостановлена: что делать плательщику НДС»);
- представление плательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия решения о регистрации НН/РК.
Анализируя обращение наших читателей, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев комиссия ГФС отказывает по последнему основанию – недостоверность и/или недостаточность представленных документов. Поэтому в случае обжалования решения об отказе, которое содержит общие фразы без детального описания конкретных причин, в административном порядке необходимо акцентировать внимание на безосновательном и необоснованном отказе комиссии ГФС.
Надо знать: если решение комиссии ГФС об отказе в регистрации принято на том основании, что «представленные документы составлены с нарушением законодательства и/или не являются достаточными для принятия решения о регистрации», то при юридически правильном обосновании обжалования в судебном порядке суды становятся на сторону налогоплательщика (как победить в суде, см. «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»). |
Как можно обжаловать решение
Если плательщику не удалось убедить комиссию ГФС в реальности операции по представленной НН/РК и он получил решение об отказе, у него есть два варианта обжалования этого решения (пп. 201.16.3 НК):
- в административном порядке – подать жалобу в ГФС в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) после получения такого решения (п. 5 Порядка рассмотрения жалоб на решение комиссии Государственной фискальной службы об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485, далее – Порядок № 485);
- в судебном порядке – обратиться в окружной административный суд (ст. 5, 19 Кодекса административного судопроизводства, далее – КАС; ст. 56 НК). Общий срок обращения в админсуд составляет 6 месяцев (ч. 2 ст. 122 КАС), но отдельными законами может быть определен и другой срок. В нашем случае п. 56.18 НК предусмотрено, что решение ГФС может быть обжаловано в суде в пределах сроков давности, установленных ст. 102 НК, то есть в течение 1 095 дней (письмо ВАСУ от 10.02.11 г. № 203/11/13-11, см. «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК в суде»).
Обратите внимание: хотя НК и установлен отдельный срок обжалования решений ГФС (3 года), однако не следует с этим затягивать. Нужно как можно раньше подать иск в суд, хотя бы из-за того, что срок регистрации НН/РК составляет 365 дней (п. 201.10 НК). |
Итак, после получения решения комиссии ГФС об отказе налогоплательщик взвешивает все за и против и решает, какой вариант обжалования выбрать. Помните, что, воспользовавшись сразу процедурой судебного обжалования, обжаловать решение в административном порядке уже не удастся (п. 6 Порядка № 485). Поэтому плательщику останется лишь доказывать свою правоту в суде.
Чтобы не попасть впросак, следует учесть такой момент: если плательщик не желает никоим образом подавать жалобу на решение комиссии об отказе, то соответствующая НН/РК не будет зарегистрирована в ЕРНН. Поэтому после истечения 365 дней с даты оформления НН к предприятию может быть применен штраф за нерегистрацию НН в размере 50 % указанной в ней суммы НДС (п. 1201.2 НК). |
Жалоба составляется исключительно в письменной форме и подается плательщиком лично или через своего уполномоченного представителя непосредственно в ГФС или направляется по почте. В день поступления жалобы служба делопроизводства ГФС регистрирует ее согласно требованиям ведения делопроизводства. Отказать налогоплательщику в регистрации жалобы ГФС не может (п. 7 Порядка № 485).
В каком порядке рассматривается жалоба
Жалоба от плательщика рассматривается созданной при ГФС комиссией по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, при участии уполномоченного лица Минфина (п. 3 Порядка № 485). Не путайте: это не та комиссия, которая принимает решение о регистрации или отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН.
Срок рассмотрения представленной жалобы – в течение 10 к. д. со дня ее получения (пп. 56.23.3 НК). Этот срок не может быть продлен.
Итак, в случае представления жалобы непосредственно в ГФС плательщик знает дату, от которой надо вести отсчет срока ее рассмотрения. Если же жалоба направлялась почтовым отправлением, то необходимо позвонить по телефону в службу делопроизводства ГФС и узнать дату и входящий номер жалобы. Согласитесь, это достаточно хлопотно, но, к сожалению, другого способа отследить отправленную жалобу нет.
Решения комиссии по вопросам рассмотрения жалоб должны направляться налогоплательщику на указанный им в жалобе адрес, а при его отсутствии – на его налоговый адрес (п. 15 Порядка № 485).
Если в течение 10 к. д. налогоплательщику не направляется мотивированное решение комиссии, то такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НК), то есть на 11-й день после получения ГФС жалобы.
Таким образом, если комиссия ГФС нарушает срок рассмотрения жалобы и не направляет мотивированное решение плательщику, согласно НК жалоба автоматически удовлетворяется (по принципу молчаливого согласия). Конечно, надо дать немного времени ГФС, ведь их ответ будет отправляться по почте.
Как видим, удовлетворение жалобы из-за отсутствия присланного мотивированного решения комиссии ГФС является основанием для регистрации заблокированной ранее НН/РК в ЕРНН (с учетом требований п. 2001.3 НК).
Впрочем, сегодня многие плательщики так и не получили в установленный срок решения комиссии ГФС по вопросам рассмотрения жалоб. Вместе с тем и автоматического удовлетворения жалобы не происходит. Просто нет никакой информации от ГФС. Поэтому возникает вопрос: «Что делать?».
Как действовать в случае неполучения решения на жалобу
Как вариант – обратиться в суд. Тогда придется подавать жалобу на бездействие контролирующего органа, а также отдельным требованием обязать его зарегистрировать в ЕРНН указанные в жалобе НН/РК. Однако мало кто захочет обращаться в суд, ведь это лишние расходы.
Еще один вариант – ничего не делать и просто ждать. Но вряд ли его можно считать перспективным, поскольку срок регистрации НН понемногу истекает.
Предлагаем направить жалобу в ГФС (см. образец). Так плательщик сможет напомнить о себе и о необходимости выполнения прямых норм законодательства. Копию такой жалобы целесообразно направить и другим органам, например Минфину, Комитету по вопросам налоговой и таможенной политики ВРУ и Бизнес-омбудсмену. Последний как раз занимается защитой интересов бизнеса перед органами государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами. Эти органы также смогут повлиять на решение сложившейся ситуации.
ОБРАЗЕЦ Державна фіскальна служба Копія: Міністерство фінансів України Бізнес-омбудсмену Ради бізнес-омбудсмена Скаржник: СТОВ «Вітер», код ЄДРПОУ 11111111 Скарга на бездіяльність ДФС05.12.17 р. СТОВ «Вітер» відповідно до п. 201.10 Податкового кодексу (далі – ПК) склало податкову накладну (далі – ПН) № 55 і того ж дня направило її для реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних (далі – ЄРПН). Реєстрацію цієї ПН було призупинено (квитанція додається)*. Згідно з п. 201.16 ПК нами було вжито заходів із розблокування ПН, а саме: направлено до ДФС письмові пояснення та копії документів, достатніх для прийняття рішення про реєстрацію ПН у ЄРПН. Однак за результатами їх розгляду спеціальна комісія ДФС 13.12.17 р. прийняла рішення про відмову в реєстрації (додається)*. Керуючись п. 5, 7, 9 Порядку розгляду скарг на рішення комісії ДФС про відмову у реєстрації ПН/РК в ЄРПН, затвердженого постановою КМУ від 04.07.17 р. № 485 (далі – Порядок № 485), ми підготували скаргу на прийняте комісією ДФС рішення (далі – скарга) у двох ідентичних екземплярах. Один із них подано уповноваженим представником СТОВ «Вітер» особисто до служби діловодства ДФС, на іншому зафіксовано вхідний номер скарги. ДФС отримала скаргу 19.12.17 р. Як визначено п. 3 Порядку № 485, скарга від платника розглядається створеною при ДФС комісією із питань розгляду скарг, яка є постійно діючим колегіальним органом ДФС, за участю уповноваженої особи Мінфіну. Строк розгляду поданої скарги – 10 календарних днів (далі – к. д.) із дня її отримання (пп. 56.23.3 ПК). Цей строк не може бути подовжено. Виходячи із цих норм нашу скаргу мали розглянути у період із 19.12.17 р. до 28.12.17 р. включно. Навіть з урахуванням строку доставки рішення поштою вже минуло досить багато часу (більше місяця). Станом на 01.02.18 р. до СТОВ «Вітер» не надійшло рішення комісії ДФС із питань розгляду скарг. Це підтверджується витягом із книги вхідної кореспонденції на підприємство (додається), а також листом відділення Укрпошти від 30.01.18 р. № 777 (додається)*. Норма пп. 56.23.4 ПК говорить: якщо протягом 10 к. д. платнику податків не надсилається вмотивоване рішення комісії, то така скарга вважається повністю задоволеною на користь платника з дня, що настає за останнім днем указаного строку. Тобто в разі порушення комісією ДФС строку розгляду скарги та ненадіслання вмотивованого рішення платнику ПК передбачено автоматичне задоволення скарги або мовчазна згода контролюючого органу. Задоволення скарги є підставою для реєстрації в ЄРПН зазначених у скарзі ПН/РК (з урахуванням вимог п. 2001.3 ПК). Таким чином, неотримання СТОВ «Вітер» протягом установленого пп. 56.23.3 ПК строку обґрунтованого рішення комісії ДФС є підставою для реєстрації заблокованої раніше ПН у ЄРПН. Утім досі норму пп. 56.23.4 ПК органом ДФС не виконано. Ураховуючи вищевикладене та керуючись положеннями ст. 8, 19 Конституції, ст. 1, 4 Закону від 02.10.96 р. № 393/96-ВР, пп. 56.23.4 ПК, ПРОШУ: 1. Негайно виконати вимоги пп. 56.23.4 ПК та здійснити реєстрацію ПН № 55 у ЄРПН. 2. Про результати повідомити мене письмово на юридичну адресу, а також на електронну пошту підприємства: viter@ukr.net. Додаток на 20 арк.* Директор СТОВ «Вітер» (підпис) І. І. Мак ________ * Не публикуется. |
Выводы
На сегодняшний день есть много налогоплательщиков, которые в декабре 2017 года воспользовались административной процедурой обжалования решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН и до сих пор не получили никакого ответа от налогового органа. К сожалению, на них не распространяется автоматическая регистрация заблокированных НН/РК, ведь она предусмотрена для тех НН/РК, которые заблокированы и по которым начата процедура админобжалования до 01.12.17 г. При этом система блокировки временно остановлена только с 01.01.18 г. (Закон от 07.12.17 г. № 2245-VIII). То есть многие плательщики оказались, так сказать, где-то посредине.
В связи с этим вступает в силу норма: если в течение 10 к. д. налогоплательщику не направляется мотивированное решение комиссии, то жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока. Это является основанием для регистрации заблокированной ранее НН/РК в ЕРНН (с учетом требований п. 2001.3 НК). Впрочем, ГФС не выполняет прямые нормы закона. Поэтому предлагаем направить им жалобу, оформив ее по нашему образцу.
Читайте также: «Регистрация НН приостановлена: что делать плательщику НДС», «Как работает комиссия ГФС, которая принимает решение о регистрации НН/РК», «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК в суде», «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»
Комментарии к материалу