Админобжалование решения об отказе в регистрации НН/РК: как надо действовать
Акценты этой статьи:
- административный порядок обжалования решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее соответственно – решение комиссии, НН, РК, ЕРНН);
- порядок составления и подачи жалобы;
- сроки админобжалования решения комиссии.
По этой теме см. также «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»; «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»; «Блокировка налоговых накладных возвращается»; «».
Чем регулируется процедура административного обжалования решения комиссии?
Процедура админобжалования регламентируется ст. 56 Налогового кодекса (далее – НК) и Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссий, которые принимают решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее – Порядок № 117). Указанная статья НК содержит общие нормы, а второй документ – специальные нормы по этому вопросу.
Куда подается жалоба?
Жалоба подается в ГФС Украины, в которой создан постоянно действующий коллегиальный орган – комиссия по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия). В состав комиссии входит уполномоченное лицо Минфина (п. 1 Порядка № 117). Полномочия, функциональные обязанности, состав комиссии и прочее устанавливаются в Положении о комиссии, которое утверждается главой ГФС.
Какие решения комиссии не подлежат админобжалованию?
Админобжалование решения комиссии считается досудебной процедурой. Поэтому, если налогоплательщик обратился с иском в суд, он уже не сможет воспользоваться административным порядком обжалования. Тогда разрешение спора возлагается на суд (п. 4 Порядка № 117).
Помните! За подачу иска в суд заявитель должен уплатить судебный сбор, а процедура админобжалования – бесплатная. Поэтому советуем сначала воспользоваться административным порядком. |
В какой форме подается жалоба?
Жалоба подается в ГФС в электронной форме (J(F) 1313201) лично плательщиком или его представителем с помощью средств электронной связи, которые определила ГФС. При этом нужно соблюдать требования Законов от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557 (п. 9 Порядка № 117). То есть жалоба заверяется электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) плательщика.
Имейте в виду! Жалоба подается отдельно на каждое решение об отказе с указанием приложений числовым значением. |
Для удобства ГФС предоставила возможность направить жалобу через Электронный кабинет налогоплательщика, вход в который осуществляется по ссылке или через официальный веб-портал ГФС. Также создать и направить жалобу можно с помощью любого программного обеспечения, которое формирует исходный файл вышеупомянутого формата.
Помните! Сейчас направить жалобу можно только в электронном виде. Поэтому подавать ее бумажный вариант не нужно. Жалоба регистрируется в день поступления. Отказ в ее приеме не предусмотрен (п. 7, 8 Порядка № 117). |
Каков срок подачи жалобы?
Жалоба подается налогоплательщиком в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии. Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то направить жалобу нужно в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117). То есть для установления конечного срока обжалования плательщик должен знать день вступления в силу решения комиссии.
Когда решение комиссии вступает в силу?
Решение комиссии вступает в силу после его регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена (далее – Реестр). Реестр размещен в открытой части Электронного кабинета налогоплательщика на официальном веб-сайте ГФС.
Итак, начиная со дня регистрации решения в Реестре у плательщика есть 10 к. д. на его обжалование в административном порядке. Например, решение зарегистрировано 01.02.19 г. В тот же день оно вступило в силу и началось течение срока его обжалования. Поскольку последний день обжалования фактически заканчивается 10.02.19 г., в воскресенье, конечный срок переносится на ближайший рабочий день – понедельник 11.02.19 г.
Можно ли продлить срок подачи жалобы?
Да, это можно сделать при наличии оснований, определенных п. 102.6 НК, то есть если налогоплательщик:
- находился за пределами Украины;
- находился в местах лишения свободы на основании приговора суда;
- находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе экипажа судна;
- имел ограниченную свободу передвижения вследствие заключения/плена на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, которые документально подтверждены;
- решением суда признан без вести отсутствующим или находился в розыске.
Порядок подтверждения этих обстоятельств утвержден приказом Минфина от 20.10.17 г. № 861. Поэтому при наличии одного из перечисленных обстоятельств и доказательств его наступления плательщик имеет право просить продлить срок обжалования решения комиссии. В другом случае он может сразу обратиться в суд.
Установлены ли требования к содержанию жалобы?
Да, об этом речь идет в п. 10 Порядка № 117. Жалоба должна содержать:
- наименование или Ф. И. О. и налоговый адрес жалобщика;
- налоговый номер или серию и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия номера налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте);
- номер и дату обжалуемого решения комиссии;
- обоснование причины несогласия с решением;
- сведения об обжаловании решения в судебном порядке;
- требования плательщика (например, удовлетворить жалобу и отменить решение комиссии);
- электронный адрес, на который направить решение по результатам рассмотрения жалобы.
Также к жалобе необходимо добавить пояснения и копии документов по форме J(F) 1360102, которые станут доказательствами операции, во исполнение которой выписана заблокированная НН/РК (п. 11 Порядка № 117). Каждый документ присылается отдельным приложением в формате pdf и должен иметь размер до 2 Мб.
В какой срок и какое решение может принять комиссия?
На рассмотрение жалобы отведены 10 к. д. со дня ее получения. Этот срок является окончательным и не может быть продлен (пп. 56.23.3 НК).
Комиссия может принять одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117):
- удовлетворить жалобу и отменить решение об отказе;
- оставить жалобу без удовлетворения, а решение об отказе – без изменений;
- оставить жалобу без рассмотрения, если до принятия решения от заявителя поступило заявление об отказе от поданной жалобы по форме J(F) 1313301.
Принятое комиссией решение направляется плательщику в электронном виде на указанный им электронный адрес в течение 10 дней (пп. 56.23.4 НК, п. 15 Порядка № 117).
Что будет, если комиссия не направит решение в установленный срок?
Тогда применяется правило молчаливого согласия – жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117), то есть на 11-й день после получения ГФС жалобы. В ином случае плательщик имеет право обжаловать отсутствие регистрации НН/РК в ЕРНН по молчаливому согласию (детальнее см. «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»).
Выводы
Жалоба на решение комиссии подается в электронной форме лично плательщиком или его представителем. Она излагается по форме J(F)1313201, заверяется ЭЦП и направляется в ГФС с помощью средств электронной связи. Это можно сделать в Электронном кабинете плательщика, размещенном на веб-сайте ГФС, или с помощью любого программного обеспечения, которое формирует исходный файл необходимого формата.
Направить жалобу надо в течение 10 к. д. со дня вступления в силу решения комиссии об отказе. На ее рассмотрение комиссии отведено 10 к. д. со дня получения жалобы. Принятое решение направляется плательщику в электронном виде на указанный им в жалобе электронный адрес в 10-дневный срок.
Комментарии к материалу