Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Админобжалование решения об отказе в регистрации НН/РК: как надо действовать

Акценты этой статьи:

  • административный порядок обжалования решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее соответственно – решение комиссии, НН, РК, ЕРНН);
  • порядок составления и подачи жалобы;
  • сроки админобжалования решения комиссии.

По этой теме см. также «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»; «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»; «Блокировка налоговых накладных возвращается»; «Административное обжалование: образцы документов по обжалованию решений органов ГФС».


Чем регулируется процедура административного обжалования решения комиссии?

Процедура админобжалования регламентируется ст. 56 Налогового кодекса (далее – НК) и Порядком рассмотрения жалоб на решения комиссий, которые принимают решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации, утвержденным постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 (далее – Порядок № 117). Указанная статья НК содержит общие нормы, а второй документ – специальные нормы по этому вопросу.

Куда подается жалоба?

Жалоба подается в ГФС Украины, в которой создан постоянно действующий коллегиальный орган – комиссия по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия). В состав комиссии входит уполномоченное лицо Минфина (п. 1 Порядка № 117). Полномочия, функциональные обязанности, состав комиссии и прочее устанавливаются в Положении о комиссии, которое утверждается главой ГФС.

Какие решения комиссии не подлежат админобжалованию?

Админобжалование решения комиссии считается досудебной процедурой. Поэтому, если налогоплательщик обратился с иском в суд, он уже не сможет воспользоваться административным порядком обжалования. Тогда разрешение спора возлагается на суд (п. 4 Порядка № 117).

Помните! За подачу иска в суд заявитель должен уплатить судебный сбор, а процедура админобжалования – бесплатная. Поэтому советуем сначала воспользоваться административным порядком.

В какой форме подается жалоба?

Жалоба подается в ГФС в электронной форме (J(F) 1313201) лично плательщиком или его представителем с помощью средств электронной связи, которые определила ГФС. При этом нужно соблюдать требования Законов от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте», от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557 (п. 9 Порядка № 117). То есть жалоба заверяется электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) плательщика.

Имейте в виду! Жалоба подается отдельно на каждое решение об отказе с указанием приложений числовым значением.

Для удобства ГФС предоставила возможность направить жалобу через Электронный кабинет налогоплательщика, вход в который осуществляется по ссылке или через официальный веб-портал ГФС. Также создать и направить жалобу можно с помощью любого программного обеспечения, которое формирует исходный файл вышеупомянутого формата.

Помните! Сейчас направить жалобу можно только в электронном виде. Поэтому подавать ее бумажный вариант не нужно. Жалоба регистрируется в день поступления. Отказ в ее приеме не предусмотрен (п. 7, 8 Порядка № 117).

Каков срок подачи жалобы?

Жалоба подается налогоплательщиком в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии. Если последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то направить жалобу нужно в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117). То есть для установления конечного срока обжалования плательщик должен знать день вступления в силу решения комиссии.

Когда решение комиссии вступает в силу?

Решение комиссии вступает в силу после его регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена (далее – Реестр). Реестр размещен в открытой части Электронного кабинета налогоплательщика на официальном веб-сайте ГФС.

Итак, начиная со дня регистрации решения в Реестре у плательщика есть 10 к. д. на его обжалование в административном порядке. Например, решение зарегистрировано 01.02.19 г. В тот же день оно вступило в силу и началось течение срока его обжалования. Поскольку последний день обжалования фактически заканчивается 10.02.19 г., в воскресенье, конечный срок переносится на ближайший рабочий день – понедельник 11.02.19 г.

Можно ли продлить срок подачи жалобы?

Да, это можно сделать при наличии оснований, определенных п. 102.6 НК, то есть если налогоплательщик:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в местах лишения свободы на основании приговора суда;
  • находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе экипажа судна;
  • имел ограниченную свободу передвижения вследствие заключения/плена на территории других государств или вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, которые документально подтверждены;
  • решением суда признан без вести отсутствующим или находился в розыске.

Порядок подтверждения этих обстоятельств утвержден приказом Минфина от 20.10.17 г. № 861. Поэтому при наличии одного из перечисленных обстоятельств и доказательств его наступления плательщик имеет право просить продлить срок обжалования решения комиссии. В другом случае он может сразу обратиться в суд.

Установлены ли требования к содержанию жалобы?

Да, об этом речь идет в п. 10 Порядка № 117. Жалоба должна содержать:

  • наименование или Ф. И. О. и налоговый адрес жалобщика;
  • налоговый номер или серию и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия номера налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • номер и дату обжалуемого решения комиссии;
  • обоснование причины несогласия с решением;
  • сведения об обжаловании решения в судебном порядке;
  • требования плательщика (например, удовлетворить жалобу и отменить решение комиссии);
  • электронный адрес, на который направить решение по результатам рассмотрения жалобы.

Также к жалобе необходимо добавить пояснения и копии документов по форме J(F) 1360102, которые станут доказательствами операции, во исполнение которой выписана заблокированная НН/РК (п. 11 Порядка № 117). Каждый документ присылается отдельным приложением в формате pdf и должен иметь размер до 2 Мб.

В какой срок и какое решение может принять комиссия?

На рассмотрение жалобы отведены 10 к. д. со дня ее получения. Этот срок является окончательным и не может быть продлен (пп. 56.23.3 НК).

Комиссия может принять одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117):

  • удовлетворить жалобу и отменить решение об отказе;
  • оставить жалобу без удовлетворения, а решение об отказе – без изменений;
  • оставить жалобу без рассмотрения, если до принятия решения от заявителя поступило заявление об отказе от поданной жалобы по форме J(F) 1313301.

Принятое комиссией решение направляется плательщику в электронном виде на указанный им электронный адрес в течение 10 дней (пп. 56.23.4 НК, п. 15 Порядка № 117).

Что будет, если комиссия не направит решение в установленный срок?

Тогда применяется правило молчаливого согласия – жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117), то есть на 11-й день после получения ГФС жалобы. В ином случае плательщик имеет право обжаловать отсутствие регистрации НН/РК в ЕРНН по молчаливому согласию (детальнее см. «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»).

Выводы

Жалоба на решение комиссии подается в электронной форме лично плательщиком или его представителем. Она излагается по форме J(F)1313201, заверяется ЭЦП и направляется в ГФС с помощью средств электронной связи. Это можно сделать в Электронном кабинете плательщика, размещенном на веб-сайте ГФС, или с помощью любого программного обеспечения, которое формирует исходный файл необходимого формата.

Направить жалобу надо в течение 10 к. д. со дня вступления в силу решения комиссии об отказе. На ее рассмотрение комиссии отведено 10 к. д. со дня получения жалобы. Принятое решение направляется плательщику в электронном виде на указанный им в жалобе электронный адрес в 10-дневный срок.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
27.06.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
03.04.2025
Должностная инструкция для председателя фермерского хозяйства
В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную инструкцию для председателя фермерского хозяйства (далее – ФХ). В частности, выясним, какие разделы должна иметь инструкция и в каком случае в нее следует изменять. В этом материале рассмотрим, как правильно составить должностную...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
25.06.2025
Оплата по внутреннему договору получена в инвалюте: какая ответственность грозит предприятию?
В статье рассмотрено, могут ли платежи по внутреннему договору осуществляться в иностранной валюте и есть ли ответственность за такие расчеты. Предприятие выполняет строительные работы по договору подряда. Договор заключен с резидентом Украины – физлицом, строительные работы производятся на те...
11.06.2025
Административный арест имущества налогоплательщика: основания и порядок наложения
В статье рассмотрим, в каких случаях органы ГНС могут наложить административный арест на налогоплательщика. Административный арест имущества налогоплательщика является исключительным инструментом обеспечения исполнения налоговых обязательств этим плательщиком. Применить арест можно только при наличи...
05.06.2025
Какие предприятия обязаны подтвердить статус критически важного?
В статье даны ответы на вопросы, возникшие у предприятий, имеющих статус критически важных в связи с предоставлением Минэкономики письма от 19.05.2025 № 27-11/37509-07, касающегося проверки статуса критически важного предприятия. В мае 2025 года Минэкономики опубликовало и разослало согласно списку ...
Лучшие материалы