Инвентаризация лекарственных средств и медизделий на КНП
Годовая инвентаризация: организация, проведение, отражение результатов и ответственность
Инвентаризация на предприятии: приказ, положение, бухучет, ответственность
Объекты инвентаризации
Лекарственным средством является (ст. 2 Закона от 04.04.96 г. № 123/96-ВР):
- любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких активных фармацевтических ингредиентов (далее – АФИ) и вспомогательных веществ), которые имеют свойства и предназначены для лечения или профилактики заболеваний у людей;
- любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ), которые могут быть предназначены для предотвращения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций у человека путем осуществления фармакологического, иммунологического или метаболического действия или для установления медицинского диагноза.
Медицинское изделие – это любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, которые применяются как отдельно, так и в сочетании между собой (в т. ч. программное обеспечение, предусмотренное для диагностических и/или терапевтических целей и необходимое для надлежащего функционирования медизделия), предназначены производителем для применения с целью обеспечения диагностики, профилактики, наблюдения, лечения или облегчения течения болезни пациента в случае заболевания. (пп. 9 п. 2 Техрегламента, утвержденого постановлением КМУ от 02.10.13 г. № 753).
Лекарственные средства и медицинские изделия (далее – лекарства и медизделия) признаются активом, если их стоимость можно достоверно определить и существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с их использованием, и/или если имеют потенциал полезности (п. 1 разд. 2 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минздрава от 09.09.14 г. № 635, далі - Методрекомендації № 635).
Приобретенные (полученные) или изготовленные лекарства и медизделия зачисляются на баланс по первоначальной стоимости и в заведениях здравоохранения (далее – ЗЗО) учитываются (п. 3 разд. 1 Методрекомендаций № 635):
- в бухгалтерской службе;
- по месту их ответственного хранения (нахождения, использования), то есть на складе, в отделениях и на постах (в манипуляционных комнатах, кабинетах).
- В бухгалтерской службе ЗЗО учет лекарств и медизделий ведется (п. 4 разд. 1 Методрекомендаций № 635):
- в количественном и стоимостном измерениях – в гривнях с копейками;
- по единицам учета, то есть по их наименованиям;
- в разрезе материально ответственных лиц (далее – МОЛ);
- по месту их хранения (нахождения, использования).
МОЛ в местах хранения (нахождения, использования) лекарств и медизделий ведут количественный учет их движения, а также оперативный учет определенных их видов (п. 5 разд. 1 Методрекомендаций № 635). МОЛ подают в бухгалтерию все первичные документы по поступлению и выбытию лекарств и медизделий.
Памятка по проведению инвентаризации
За проведение инвентаризации отвечает руководитель КНП. На основании его приказа создается инвентаризационная комиссия, назначается ее председатель и члены, устанавливается объем и срок инвентаризации.
Обращаем внимание! В случаях, предусмотренных п. 12 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, и п. 7 разд. I Положения, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее - Положение № 879), инвентаризация проводится в обязательном порядке.
Инвентаризационная комиссия в присутствии МОЛ: определяет фактическое наличие лекарств и медизделий путем подсчета, взвешивания и измерения отдельно по каждому МОЛ; выявляет излишки и недостачи лекарств и медизделий путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета; выявляет испорченные и просроченные лекарства и медизделия, которые нужно изъять из обращения. В ходе инвентаризации проверяются не только лекарства и медизделия, которые есть в наличии, но и те, которые находятся в пути, на ответственном хранении, отгружены покупателям и своевременно не оплачены и т. п.
Имейте в виду! Лекарства и медизделия, которые находятся за пределами КНП, отражаются в отдельных инвентаризационных описях на основании подтверждающих документов. То есть такие активы отражаются не со слов МОЛ, а на основании подтверждающих документов (копий платежных поручений, договоров, актов приемки-передачи, сохранных расписок и т. д.).
Документальное оформление
Для документального оформления результатов инвентаризации лекарств и медизделий можно использовать:
- либо Инвентаризационную опись запасов по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.06.15 г. № 572;
- либо Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей типовой формы № инв-3, утвержденной постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241.
Отдельные описи должны быть составлены для лекарств и медизделий, которые:
- непригодны для использования;
- находятся в пути, отгружены и не оплачены, находятся на складах других предприятий на ответственном хранении и т. п.
Лекарства и медизделия с истекшим сроком годности подлежат изъятию из обращения и списываются с баланса ЗЗО в соответствии с Порядком, утвержденного приказом Минздрава от 22.11.11 г. № 809, и Правилами, утвержденными приказом Минздрава от 24.04.15 г. № 242, (п. 6 разд. 2 Методрекомендаций № 635). На основании инвентаризационных описей (актов инвентаризации) бухгалтерия составляет сличительные ведомости, где отражает все выявленные расхождения между данными бухучета и данными инвентаризации.
На основании описей (актов) и сличительной ведомости комиссия составляет протокол, в котором члены комиссии отмечают:
- состояние учета: на складе, в отделениях, манипуляционных комнатах, кабинетах;
- фиксируют результаты инвентаризации;
- вносят предложения по улучшению учета и устранению недостатков.
Учет результатов инвентаризации
Испорченные и просроченные лекарства и медизделия списываются с баланса предприятия согласно методу выбытия запасов, который закреплен в приказе об учетной политике предприятия. Изъятые из обращения лекарства и медизделия приходуются ЗЗО как утиль (п. 5 разд. 2 Методрекомендаций № 635) и передаются для уничтожения или утилизации специализированному предприятию. Расходы на утилизацию отходов включаются в состав прочих операционных расходов и учитываются на одноименном субсчете 949 (п. 2.12, 2.13 Методрекомендаций № 2). Основанием для отражения в учете операции по списанию таких активов может быть Акт о наличии лекарственных средств, которые не подлежат дальнейшему использованию, в произвольной форме (см. образец 1).
Образец 1
АКТ про наявність лікарських засобів, що не підлягають подальшому використанню від 04.11.19 р. № 7
Голова комісії: заступник головного лікаря (підпис) О. М. Шевчук Члени комісії: старша медична сестра (підпис) І. П. Дорошенко економіст (підпис) В. С. Найден |
Если в ходе инвентаризации выявлены излишки лекарств и медизделий, они приходуются по чистой стоимости реализации запасов в случае реализации либо по оценке возможного использования запасов, если используются самим ЗЗО.
Недостача, выявленная в пределах норм естественной убыли, списывается по распоряжению руководителя на расходы (п. 9 разд. 2 Методрекомендаций № 635). На заметку! Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков в результате пересортицы. Если нормы естественной убыли не установлены, недостачи рассматриваются как сверхнормативные потери.
По результатам инвентаризации допускается регулирование инвентаризационных разниц через взаимозачет излишков и недостач в результате пересортицы лекарств и медизделий (п. 8 разд. 2 Методрекомендаций № 635). Пример оформления приказа о регулировании инвентаризационных разниц на основании протокола комиссии приведен в конце консультации (см. образец 2).
Образец 2
Наказ № 17/И Про регулювання інвентаризаційних різницьЗа протоколом інвентаризації від 11.11.19 р. На виконання Закону України від 16.07.99 р. № 996-XIV «Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні», розд. ІV Положення про інвентаризацію активів та зобов’язань, затвердженого наказом Мінфіну від 02.09.14 р. № 879, Правил утилізації та знищення лікарських засобів, затверджених наказом МОЗ від 24.04.15 р. № 242, Методичних рекомендацій ведення обліку лікарських засобів та медичних виробів у закладах охорони здоров’я, затверджених наказом МОЗ від 09.09.14 р. № 635, та Методичних рекомендацій з бухгалтерського обліку запасів, затверджених наказом Мінфіну від 10.01.07 р. № 2, НАКАЗУЮ: Бухгалтерській службі (заступнику головного бухгалтера Онищенко А. І.):
Контроль за виконанням наказу залишаю за собою. Головний лікар (підпис) С. П. Кузнецов |
Обратите внимание! Взаимозачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только по лекарствам и медизделиям одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же МОЛ.
Списание с виновных лиц сумм убытков, причиненных кражей, недостачей или потерей, осуществляется в соответствии с Порядком № 116.
Комментарии к материалу