Главные бухгалтерские ориентиры в законе о Госбюджете на 2019 год
Законом от 23.11.18 г. № 2629-VIII «О Государственном бюджете Украины на 2019 год» (опубликован в газете «Голос Украины» от 15.12.18 г. № 241-242) изменены с 1 января 2019 года размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума (далее – МЗП и ПМ). В этом обзоре мы приведем наиболее часто используемые в хоздеятельности показатели, размер которых привязан к величинам МЗП и ПМ, установленным для 2019 года.
МЗП
Уже традиционно размер МЗП в течение всего будущего года останется неизменным и составит 4 173 грн. в месяц. Это на 450 грн. (на 12 %) больше, нежели было предусмотрено для 2018 года. И на 2,72 грн. (на 12 %) по отношению к 2018 году вырастет зарплата в часовом размере, что составит 25,13 грн.
ПМ
Не нарушая традицию изменения ПМ, законодатели предусмотрели его увеличение, но только в июле и декабре 2019 года. А в январе 2019 года ПМ остался на уровне декабря 2018 года! Значения основных показателей ПМ приведены в табл. 1.
Таблица 1
(грн.)
ПМ |
С 1 января 2019 года |
С 1 июля 2019 года |
С 1 декабря 2019 года |
Для трудоспособных лиц |
1 921 |
2 007 |
2 102 |
Для детей в возрасте до 6 лет |
1 626 |
1 699 |
1 779 |
Для детей в возрасте от 6 до 18 лет |
2 027 |
2 118 |
2 218 |
Минимальный размер оклада
В связи с грядущими изменениями не забудьте привести в соответствие оклады в штатном расписании, поскольку они напрямую связаны с размером ПМ для трудоспособных лиц, установленным на 1 января текущего года. Обратите внимание: в соответствии со ст. 96 КЗоТ минимальный размер оклада (тарифной ставки) не может быть меньше размера ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года (1 921 грн.). Отметим, что для работников госорганов для определения окладов, зарплаты, денежного обеспечения применяется размер ПМ, установленный на 01.01.18 г. (п. 8 Заключительных положений Закона № 2629)
Размер алиментов
Если среди ваших работников есть плательщики алиментов, то учтите, что с 2019 года размер алиментов (который напрямую зависит от ПМ для ребенка соответствующего возраста) увеличится.
Важный момент! В 2018 году в ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса (далее – СК) были внесены изменения, согласно которым минимальный гарантированный размер алиментов на одного ребенка не может быть меньше 50 % ПМ для ребенка соответствующего возраста. Предприятие может удержать алименты с учетом изменений, внесенных в СК, на основании: обновленного исполнительного листа, учитывающего такие изменения; личного заявления плательщика алиментов (в данном случае процент удержания может быть любым, но не менее чем предусмотрено исполнительным листом). |
Вместе с тем если исполнительная служба не обновила исполнительные листы по вашим работникам и эти алименты напрямую зависят от размера ПМ на детей соответствующего возраста (а именно не менее 30 % ПМ, установленного для детей этого возраста), тогда минимальный размер алиментов на одного ребенка в 2019 году составит величину, указанную в табл. 2.
Таблица 2
(грн.)
Размер алиментов |
С 1 января 2019 года |
С 1 июля 2019 года |
С 1 декабря 2019 года |
Для детей в возрасте до 6 лет |
487,80 |
509,70 |
533,70 |
Для детей в возрасте от 6 до 18 лет |
608,10 |
635,40 |
665,40 |
Если же удержание алиментов из зарплаты работника производится в соответствии с изменениями, внесенными в СК, то минимальный размер алиментов на одного ребенка в 2019 году составит 50 % ПМ на детей соответствующего возраста (см. табл. 3):
Таблица 3
(грн.)
Размер алиментов |
С 1 января 2019 года |
С 1 июля 2019 года |
С 1 декабря 2019 года |
Для детей в возрасте до 6 лет |
813,00 |
849,50 |
889,50 |
Для детей в возрасте от 6 до 18 лет |
1 013,50 |
1 059,00 |
1 109,00 |
Налоговая социальная льгота
Не следует забывать, что размер ПМ для трудоспособных лиц, установленный на 1 января отчетного года, влияет на размер налоговой социальной льготы (далее – НСЛ). В табл. 4 приведены новые размеры НСЛ для 2019 года.
Таблица 4
(грн.)
Категория плательщика |
Размер НСЛ |
Предельный размер дохода для применения НСЛ (пп. 169.4.1 НК) |
1 |
2 |
3 |
Любой плательщик (пп. 169.1.1 Налогового кодекса, далее – НК; 50 % ПМ для трудоспособных лиц) |
960,50 |
2 690 (1 921 х 1,4, округлено до ближайших 10 грн.) |
Плательщик налога, содержащий двоих и более детей в возрасте до 18 лет (пп. 169.1.2 НК, 100 % размера НСЛ, установленного пп. 169.1.1 НК) |
960,50 х Количество детей до 18 лет |
2 690 грн. х Количество детей до 18 лет для одного родителя. Для другого родителя предельный размер дохода, при котором возможно воспользоваться повышенной НСЛ на детей, составит всего 2 690 грн.* |
Одинокая мать (отец), вдовы, опекуны, попечители, имеющие детей в возрасте до 18 лет, и другие лица, пользующиеся НСЛ на основании пп. «а» и «б» пп. 169.1.3 НК (150 % размера НСЛ, установленного пп. 169.1.1 НК) |
1 440,75 х Количество детей до 18 лет |
|
Лица, пользующиеся НСЛ на основании пп. 169.1.4 НК (200 % размера НСЛ, установленного пп. 169.1.1 НК) |
1 921 |
2 690 |
* Право на повышенную НСЛ на детей имеют оба родителя при условии соблюдения требования НК о предельном размере дохода, дающего право на такую НСЛ. Иными словами, для одного из родителей такой размер составит 2 690 грн. х Количество детей, а для другого только 2 690 грн. |
Справочно: доход, дающий право на применение НСЛ, рассчитывается исходя из ПМ, действующего по состоянию на 1 января. В течение 2019 года этот показатель составит 2 690 грн. (1 921 грн. х 1,4, с округлением до ближайших 10 грн.) и не будет меняться до конца года. (пп. 169.4.1 НК). |
Помощь на погребение умершего работника
Сумма такой помощи, выплачиваемая работодателем по последнему месту работы работника (в т. ч. перед выходом на пенсию) его родственникам, не является объектом обложения НДФЛ и ВС, если не превышает двойной суммы дохода, дающего право на НСЛ, определенной в абзаце первом пп. 169.1.4 НК (см. табл. 4). В 2019 году это 5 380 грн. (2 690 грн. х 2) (пп. «б» пп. 165.1.22 НК).
Индексация заработной платы
Индексации подлежит зарплата в пределах ПМ для трудоспособных лиц (ст. 6 Закона от 03.07.91 г. № 1282-XII). В 2019 году будет три максимальных индексируемых размера зарплаты: 1 921 грн. (с 1 января по 30 июня), 2 007 грн. (с 1 июля по 30 ноября) и 2 102 грн. (с 1 декабря).
ЕСВ: минимальный и максимальный страховые взносы
Увеличение МЗП также повлияло и на размер минимального страхового взноса по ЕСВ, который в 2019 году составит 918,06 грн. (4 173 грн. х 22 %) (пп. 4, 5, 51 п. 1 ст. 4, ст. 7 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI, далее – Закон № 2464).
ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса обязаны уплачивать:
- страхователи-работодатели за своих основных работников (кроме работников, имеющих инвалидность);
- все предприниматели (независимо от избранной ими системы налогообложения и группы плательщиков единого налога);
- физлица, ведущие независимую профессиональную деятельность (нотариусы, адвокаты, художники и др.);
- члены фермерских хозяйств.
Максимальная величина дохода застрахованного лица, которая является базой для начисления ЕСВ, равняется 15 МЗП. В 2019 году это 62 595 грн. (4 173 грн. х 15). (пп. 4 п. 1 ст. 1 Закона № 2464). Максимальный страховой взнос в 2019 году составляет 13 770,90 грн. (62 595 грн. х 22 %).
Ограничения по размерам больничных и декретных
С 2019 года также изменится минимальный и максимальный размер больничных и декретных, предоставляемых работодателем в соответствии с Законом от 23.09.99 г. № 1105-XIV. Во исполнение требований п. 29 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.01 г. № 1266, если страховой стаж составляет менее 6 месяцев из 12 месяцев, предшествующих страховому случаю, максимальный размер больничных в 2019 году из расчета на месяц составит 4 173 грн., а сумма декретных будет не менее 4 173 грн. и не более 8 346 грн. из расчета на месяц.
НДФЛ
Сумма пенсионных взносов, уплачиваемая работодателем-резидентом за свой счет по договору негосударственного пенсионного обеспечения налогоплательщика, не подлежит обложению НДФЛ и военным сбором (далее – ВС), если из расчета на месяц не превышает 2,5 МЗП. В 2019 году такая сумма составляет 10 432,50 грн. (4 173 грн. х 2,5) (пп. «в» пп. 164.2.16 НК).
Основная сумма долга (кредита) налогоплательщика, прощенная кредитором по его самостоятельному решению, не связанному с процедурой банкротства, до окончания срока исковой давности, является дополнительным благом налогоплательщика, если превышает 25 % МЗП (в расчете на год). В 2019 году эта величина составляет 1 043,25 грн. (4 173 грн. х 25 %). Будьте внимательны: в такой ситуации НДФЛ и ВС уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно после подачи декларации о доходах и имущественном состоянии (пп. «д» пп. 164.2.17 НК).
Сумма, уплаченная любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных вузов или ПТУЗов за получение образования или подготовку/переподготовку физлица, не облагается НДФЛ и ВС, если ее размер за каждый полный или неполный месяц подготовки не превысит 3 МЗП. В 2019 году это 12 519 грн. в месяц (4 173 грн. х 3) (пп. 165.1.21 НК).
Доход, полученный от реализации продукции животноводства, непосредственно выращенной налогоплательщиком (факт выращивания подтверждается справкой местного совета), не подлежит обложению НДФЛ и ВС, если его сумма не превышает 50 МЗП в год. В 2019 году это 208 650 грн. (4 173 грн. х 50) (пп. 165.1.24 НК).
Стоимость путевок на отдых, оздоровление и лечение на территории Украины (в т. ч. на реабилитацию лиц с инвалидностью), предоставленных за счет работодателя – плательщика налога на прибыль работнику и/или членам его семьи первой степени родства, с 01.01.19 г. не включается в налогооблагаемый доход физлица, если путевки предоставляются такими работодателями бесплатно или со скидкой (в размере такой скидки) один раз в календарный год, а стоимость путевки (размер скидки) не превышает 5 МЗП по состоянию на 1 января отчетного года. В 2019 году это 20 865 грн. (4 173 грн. х 5) (пп. 165.1.35 НК).
Не облагается НДФЛ и ВС стоимость подарков и призов (в неденежной форме), которая не превышает 25 % МЗП (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного года. Это значит, что если стоимость подарка в 2019 году не превышает 1 043,25 грн. (4 173 грн. х 25 %), то НДФЛ и ВС из нее не удерживаются (пп. 165.1.39 НК).
Не подлежит обложению НДФЛ и ВС сумма благотворительной помощи, выплачиваемая лицам, перечисленным в пп. 165.1.54 НК (в частности, участникам боевых действий, волонтерам, физлицам, которые проживали в зоне АТО, и др.), на восстановление утраченного имущества, если совокупная сумма такой помощи в течение отчетного года не превышает 500 МЗП. В 2019 году – 2 086 500 грн. (4 173 грн. х 500) (пп. «б» пп. 170.7.8 НК).
Размер нецелевой благотворительной помощи (в т. ч. материальной), который не облагается НДФЛ, определяется на уровне дохода, дающего право на НСЛ, установленного в абзаце первом пп. 169.4.1 НК. В 2019 году это 2 690 грн. (пп. 170.7.3 НК).
Новый размер МЗП в 2019 году повлияет и на размер суточных для командировок в пределах Украины, не облагаемый НДФЛ и военным сбором. Теперь размер суточных составит 417,30 грн. Предельный размер суточных для командировок за границу не изменится, останется на уровне 80 евро за каждый день такой командировки (пп. 170.9.1 НК).
Ставки единого налога
Фиксированная ставка единого налога (далее – ЕН) для единщиков первой группы устанавливается местными советами в зависимости от видов предпринимательской деятельности, в расчете на календарный месяц, в процентах от ПМ, установленного на 1 января налогового года. То есть с 01.01.19 г. фиксированная ставка для плательщиков ЕН первой группы может составить 192,10 грн. (до 10 % от 1 921 грн.) (п. 293.1, 293.2 НК).
Фиксированная ставка ЕН для единщиков второй группы устанавливается местными советами в зависимости от видов предпринимательской деятельности, в расчете на календарный месяц, в процентах от МЗП, установленной на 1 января налогового года. Так, с 01.01.19 г. фиксированная ставка для единщиков второй группы может составить 834,60 грн. (до 20 % МЗП) (п. 293.1, 293.2 НК).
Ставка налога на недвижимое имущество
Ставки налога для объектов жилой и/или нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных громад, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, в зависимости от местоположения (зональности) и типов таких объектов недвижимости в размере, не превышающем 1,5 % МЗП, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м2 базы налогообложения. То есть не больше 62,60 грн. (4 173 грн. х 1,5 %) (пп. 266.5.1 НК).
Минимальный размер уставного капитала АО
Для акционерных обществ минимальный размер уставного капитала установлен на уровне 1 250 МЗП исходя из размера МЗП, действующего на момент создания (регистрации) такого общества. В 2019 году это 5 216 250 грн. (4 173 грн. х 1 250) (ст. 14 Закона от 17.09.08 г. № 514-VI).
Административный сбор за регистрационные действия
За совершение регистрационных действий (внесение и изменение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований (далее – ЕГР), регистрация физлиц-предпринимателей и т. д.), уплачивается административный сбор. За получение сведений из ЕГР взимается плата.
Размеры админсбора и платы определены ст. 36 Закона от 15.05.03 г. № 755-IV (далее – Закон № 755) и зависят от размера ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения регистрационного действия или запрос о предоставлении сведений из ЕГР. Для 2019 года это 1 921 грн. Полученная при расчете сбора и платы сумма округляется до ближайших 10 грн. (ч. 5 ст. 36 Закона № 755).
Ответственность за нарушения трудового законодательства
Увеличение МЗП автоматически приводит к увеличению штрафов за несоблюдение трудового законодательства по ст. 265 КЗоТ. Новые размеры штрафов за наиболее распространенные нарушения приведены в табл. 5.
Таблица 5
№ |
Нарушение |
Размер финансовой санкции |
|
в МЗП |
в гривнях |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1.1. Фактический допуск к работе без оформления с работником трудовых отношений. 1.2 Документальное оформление работы в режиме сокращенного рабочего времени при фактическом полном рабочем времени. 1.3. Выплата зарплаты без начисления и уплаты ЕСВ |
30 МЗП за каждого работника, относительно которого допущено нарушение |
125 190 грн. х Количество работников |
2 |
2.1. Задержка выплаты зарплаты и приравненных к ней выплат на срок более одного месяца. 2.2. Выплата зарплаты не в полном объеме |
3 МЗП |
12 519 грн. |
3 |
Несоблюдение минимальных госгарантий по оплате труда |
10 МЗП за каждого работника, относительно которого допущено нарушение |
41 730 грн. х Количество работников |
4 |
Недопуск к проверке по вопросам выявления неоформленных работников |
100 МЗП |
417 300 грн. |
5 |
Недопуск к проверке по вопросам соблюдения трудового законодательства |
3 МЗП |
12 519 грн. |
6 |
Прочие нарушения трудового законодательства |
1 МЗП |
4 173 грн. |
Соавтор
Татьяна ПОЛЯКОВА,
консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения
Комментарии к материалу