Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обжалование отказа в регистрации НН/РК по новым правилам

12.04.2018 3689 1 4


Для кого эта статья: для плательщиков НДС, которые получили решение комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее – НН, РК, ЕРНН, решение об отказе) и хотят обжаловать его в административном порядке.

Из этой статьи вы узнаете: о новой процедуре административного обжалования отказа, требованиях к жалобе и ее форме, сроках подачи и рассмотрения жалобы.


Постановлением КМУ от 21.02.18 г. № 117 был утвержден, в частности, Порядок рассмотрения жалоб на решение комиссий, которые принимают решение о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных или отказе в такой регистрации (далее – Постановление № 117, Порядок № 117). В связи с этим упразднен предыдущий Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.17 г. № 485. Отметим, что старый Порядок имел некоторые недостатки, поэтому выясним, усовершенствовали ли новый.

Кто рассматривает жалобу на решение комиссии, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН или отказе в такой регистрации?

Такими жалобами занимается комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб (далее – комиссия), которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, при участии уполномоченного лица Минфина (п. 1 Порядка № 117). Полномочия, функциональные обязанности, состав комиссии и т. п. фиксируются в Положении о комиссии, которое утверждается Председателем ГФС. Возможно, что это будет такая же комиссия, которая и по предыдущему порядку рассматривала жалобы плательщиков.

В какой срок подается жалоба?

Плательщик НДС должен направить жалобу в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения об отказе. Также предусмотрено, что когда последний день срока приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то направить жалобу надо в ближайший рабочий день (п. 3 Порядка № 117). Итак, для исчисления срока обжалования решения об отказе необходимо знать день вступления в силу такого решения.

Так когда вступает в силу решение об отказе?

Такое решение вступает в силу после его регистрации в новосозданном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена (далее – Реестр) (п. 22 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением № 117). Впрочем, сейчас Реестр не запущен. Поэтому на период тестирования Реестра решения об отказе вступают в силу со дня их принятия.

Важно знать! Предполагалось, что срок тестового режима для проверки функционирования/работы Реестра будет составлять месяц (описательная часть к Порядку № 117 размещена на веб-сайте КМУ в разделе «Решения Правительства»). Но не уточняется, когда тестирование начинается. Если считать, что этот срок начался с даты вступления в силу Порядка № 117, то, вероятно, он закончится 22.04.18 г.

Например, решение об отказе принято 05.04.18 г. Учитывая, что сейчас продолжается тестирование Реестра, решение вступило в силу в день его принятия – 05.04.18 г., поэтому срок его обжалования начинается в этот же день и заканчивается 14.04.18 г., то есть в субботу. Поэтому последний день срока обжалования переносится на ближайший рабочий день – понедельник 16.04.18 г.

Можно ли продлить срок представления жалобы?

Да, можно по основаниям, определенным п. 102.6 Налогового кодекса (далее – НК), то есть по письменному запросу плательщика в случае, если он в период обжалования отказа:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе экипажа судна;
  • находился в местах лишения свободы на основании приговора суда;
  • решением суда признан безвестно отсутствующим или находился в розыске;
  • имел ограниченную свободу передвижения из-за заключения/плена на территории других государств или из-за других обстоятельств непреодолимой силы, которые документально подтверждены.

То есть в случае возникновения одной из этих ситуаций налогоплательщик имеет право ходатайствовать о продлении срока обжалования решения об отказе или может сразу обратиться в суд.

Имейте в виду! При первоочередном обжаловании решения об отказе в судебном порядке плательщик НДС теряет право на его административное обжалование (п. 4 Порядка № 117). Поэтому рекомендуем воспользоваться предоставленным правом и сначала подать жалобу в ГФС (это бесплатно), а если уже не получите положительных результатов – обратиться в суд. Напомним, за подачу в суд иска необходимо уплатить судебный сбор (см. «Обжалование об отказе в регистрации налоговых накладных в одном заявлении»).

В какой форме подается жалоба?

Жалоба подается в электронной форме в ГФС по форме J(F)1313201 лично налогоплательщиком или его представителем с помощью средств электронной связи, определенных ГФС. При этом учитываются требования Законов от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи», от 22.05.03 г. № 851-IV «Об электронных документах и электронном документообороте» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557 (п. 9 Порядка № 117).

На официальном веб-сайте ГФС должны постоянно размещаться сведения о средствах электронной связи, по которым подается жалоба. Заметим, что жалоба подается отдельно на каждое решение об отказе с указанием количества дополнений цифровым показателем, поэтому подать одну жалобу на несколько отказов нельзя.

Сейчас создана возможность формирования и отправки жалобы с дополнениями через личный кабинет «Электронный кабинет» а также через официальный веб-портал ГФС. Кроме того, для формирования жалобы в электронном виде плательщик по своему усмотрению может выбрать любое программное обеспечение, которое формирует исходящий файл в соответствии с утвержденным форматом (ОИР категория 101.17).

Обратите внимание! Поскольку по новым правилам жалоба подается исключительно в электронном виде, подавать ее в письменном виде не нужно. Это значительно облегчит жизнь плательщикам, ведь такой способ подачи жалобы намного удобнее и главное – дешевле. На веб-сайте ГФС в разделе «Анонсы» размещена информация относительно обжалования решения об отказе, где также можно найти электронную форму жалобы. В день поступления жалоба регистрируется налоговой, а варианта дачи отказа в ее регистрации у нее нет (п. 7, 8 Порядка № 117).

Что нужно указывать в жалобе?

Жалоба должна содержать следующие данные (п. 10 Порядка № 117): наименование или Ф. И. О. и налоговый адрес; налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия номера налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте); номер и дату обжалуемого решения об отказе; обоснование причины несогласия с решением об отказе; сведения об обжаловании решения в судебном порядке; требования плательщика (например, удовлетворить жалобу и отменить решение об отказе); электронный адрес, на который прислать решение по результатам рассмот­рения жалобы. Кроме того, к жалобе можно прилагать пояснения и копии документов по форме J(F)1312602, которые подтвердят информацию, указанную в заблокированной НН/РК (п. 11 Порядка № 117). Каждый документ направляется отдельным приложением в формате pdf и должен иметь размер не более 2 мегабайт.

В какой срок рассматривается жалоба?

Комиссия рассматривает жалобу в течение 10 к. д. со дня ее получения. И этот срок не может быть продлен (пп. 56.23.3 НК). По результатам рассмот­рения комиссия принимает решение и направляет его налогоплательщику в электронном виде в 10-дневный срок (пп. 56.23.4 НК, п. 15 Порядка № 117).

Какое решение может принять комиссия?

Рассмотрев жалобу, комиссия принимает одно из следующих решений (п. 13 Порядка № 117): удовлетворяет жалобу и отменяет решение об отказе; оставляет жалобу без удовлетворения, а решение об отказе – без изменений; оставляет жалобу без рассмотрения (до принятия решения поступило заявление плательщика об отказе от поданной жалобы по форме J(F)1313301).

Следует знать: в случае оставления жалобы без рассмотрения комиссия должна изложить обоснованные причины в решении (п. 16 Порядка № 117).

А если комиссия не направила решение по результатам рассмотрения жалобы в 10-дневный срок?

Как и раньше, в этом случае жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу плательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (пп. 56.23.4 НК, п. 17 Порядка № 117), то есть на 11-й день после получения ГФС жалобы. Впрочем, не факт, что данный инструмент заработает сейчас, ведь такая норма действовала и при прошлом порядке, но налоговики ее не выполняли (как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию, см. в статье «Как обжаловать отсутствие регистрации НН/РК по молчаливому согласию»).

Будет ли удовлетворение жалобы основанием для регистрации заблокированных НН/РК в ЕРНН?

Да, удовлетворение жалобы является основанием для регистрации указанных в жалобе НН/РК в ЕРНН с учетом требований п. 2001.3 НК. На это прямо указано в п. 19 Порядка № 117.

Куда плательщик НДС может обжаловать вынесенное комиссией решение?

Решение комиссии не подлежит обжалованию в административном порядке, только в судебном (см. «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК в суде», «ГФС отказала в регистрации НН/РК: как победить в суде»). Поэтому если плательщик не согласен с вынесенным решением, то лучше обратиться к квалифицированным юристам, чтобы они подготовили иск в суд и смогли всесторонне защитить его права.

 

Читайте также:
«Блокировка налоговых накладных возвращается»
«Обжалование решения комиссии о внесении плательщика НДС в перечень рискованных»
«Задержание регистрации налоговых накладных»
«Исковое заявление к ГФС Об обязательстве совершить действия»

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы