Главное управление ГНС в Полтавской области обращает внимание субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на хранение горючего (исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки), в том числе осуществляющих сельскохозяйственное производство.
Субъекты хозяйствования, получившие лицензию на хранение горючего исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки, не имеют права предоставлять услуги по хранению горючего другим субъектам хозяйствования.
В противном случае, при предоставлении услуг по хранению горючего другим субъектам хозяйствования на основании лицензии на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки, п. 37 ч. 2 ст. 73 Закона от 18.06.2024 № 3817-ІХ «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 3817) предусмотрено применение к таким субъектам финансовых санкций в виде штрафа – 85 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.
Согласно требованиям пп. 14.1.6 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщики обязаны зарегистрировать акцизные склады в случае превышения ежегодных объемов поставки горючего 1 000 м3 (кроме плательщиков единого налога четвертой группы, получающих в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 10 000 м3).
Так, согласно пп. 14.1.6 НК акцизный склад – это помещение или территория на таможенной территории Украины, где распорядитель акцизного склада осуществляет свою хозяйственную деятельность путем выработки, обработки (переработки), смешивания, разлива, погрузки-разгрузки, хранения, реализации горючего.
Не являются акцизным складом:
б) помещение или территория, на каждой из которых общая вместимость расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего не превышает 200 м3, а субъект хозяйствования (кроме плательщика единого налога четвертой группы) – собственник или пользователь такого помещения или территории получает в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 1 000 м3 (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам;
в) помещение или территория независимо от общей вместимости расположенных емкостей для погрузки-разгрузки и хранения горючего, собственником или пользователем которых является субъект хозяйствования – плательщик единого налога четвертой группы, получающий в течение календарного года горючее в объемах, не превышающих 10 000 м3 (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки в местах розничной торговли горючим, на которые получены соответствующие лицензии), и использует горючее исключительно для нужд собственного потребления и не осуществляет операций по реализации и хранению горючего другим лицам.
Таким образом, при получении субъектом хозяйствования горючего за календарный год в объеме, превышающем 1 000 м3 (а для плательщика единого налога четвертой группы – 10 000 м3) без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки, помещение или территория, где хранится горючее, должно быть зарегистрировано как акцизный склад.
При этом согласно п. 4, 5, 6 Порядка электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового, утвержденного постановлением КМУ от 24.04.2019 № 408, акцизный склад регистрируется в Системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГ СЭ) распорядителем акцизного склада.
Распорядитель акцизного склада, в свою очередь, должен быть зарегистрирован в установленном порядке плательщиком акцизного налога по реализации горючего в СЭАРГ СЭ.
В соответствии с пп. 230.1.2 НК акцизные склады, на территории которых осуществляется производство, обработка (переработка), смешивание, розлив, погрузка-разгрузка, хранение, реализация горючего, должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, расположенном на акцизном складе, и уровнемерами-счетчиками уровня таких товаров (продукции) в резервуаре, а для сжиженного газа (пропана или смеси пропана с бутаном), других газов, бутана, изобутана по кодам согласно УКТВЭД 2711 12 11 00, 2711 12 19 00, 2711 12 91 00, 2711 12 93 00, 2711 12 94 00, 2711 12 97 00, 2711 13 10 00, 2711 13 30 00, 2711 13 91 00, 2711 13 97 00, 2711 14 00 00, 2711 19 00 00, 2901 10 00 10 – также могут быть оборудованы устройствами для измерения уровня или процента горючего в резервуаре (далее – уровнемер-счетчик) на каждом введенном в эксплуатацию стационарном резервуаре, расположенном на акцизном складе.
Расходомеры-счетчики и резервуары должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия, проведенные в соответствии с законодательством, а уровнемеры-счетчики должны соответствовать требованиям законодательства и иметь положительный результат поверки или оценку соответствия либо калибровки, проведенные в соответствии с законодательством. В случае отсутствия положительного результата поверки или оценки соответствия либо калибровки расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков для целей этого Кодекса акцизные склады, на которых они расположены, считаются не оборудованными расходомерами-счетчиками и уровнемерами-счетчиками.
Налогоплательщики – распорядители акцизных складов обязаны зарегистрировать:
а) все расположенные на акцизных складах резервуары, введенные в эксплуатацию, расходомеры-счетчики и уровнемеры-счетчики в разрезе акцизных складов – в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре;
б) все акцизные склады – в системе электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.
Согласно пп. 230.1.3 НК распорядители акцизных складов обязаны на каждом акцизном складе ежедневно (кроме дней, в которые акцизный склад не работает) формировать данные о фактических остатках горючего на начало и конец отчетных суток и о суточных фактических объемах полученного и реализованного горючего (далее в этом разделе – объем оборота горючего) в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТВЭД в литрах, приведенныхко температуре 15 °C.
Распорядители акцизных складов, использующие горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляющие операций по реализации и хранению горючего другим лицам, обязаны на каждом акцизном складе формировать данные об объемах оборота горючего за отчетный календарный месяц и фактических остатках горючего на первый и последний день такого месяца в разрезе кодов товарных подкатегорий согласно УКТВЭД в литрах, приведенных к температуре 15 °C.
Данные о фактических остатках горючего и об объеме оборота горючего формируются после проведения последней операции по обороту горючего в отчетных сутках, но не позднее 23:59 этих суток, до начала совершения операций по обороту горючего в сутки, следующие за отчетными сутками, и подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, не позднее 23:59 суток, следующих за отчетными сутками.
Данные о фактических остатках горючего на первый и последний дни календарного месяца и об объеме оборота горючего за отчетный календарный месяц формируются распорядителями акцизных складов, которые используют горючее исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки и не осуществляют операций по реализации и хранению горючего другим лицам, после проведения последней операции по обороту горючего в отчетном календарном месяце, но не позднее 23:59 последнего дня отчетного календарного месяца, до начала совершения операций по обороту горючего в день, следующий за таким последним днем отчетного календарного месяца, и подаются в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, не позднее 15 календарных дней, следующих за последним днем отчетного календарного месяца.
Ответственность за нарушение правил учета, производства и оборота горючего на акцизных складах и/или местах производства отдельных видов продукции предусмотрена ст. 1281 НК.
Так, отсутствие по вине налогоплательщика регистрации акцизных складов в СЭАРГ СЭ плательщиком налога – распорядителем акцизного склада – влечет за собой наложение штрафа в размере 1 000 000 грн.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение, – влекут за собой наложение штрафа в размере 2 000 000 грн (п. 128 1.2 НК).
Необорудование и/или отсутствие регистрации в Едином государственном реестре расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре уровнемера-счетчика на введенном в эксплуатацию резервуаре, расположенном на акцизном складе, и/или расходомера-счетчика на месте отпуска горючего наливом с акцизного склада, расположенного на акцизном складе – влекут за собой наложение штрафа в размере 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик.
Повторное в течение года совершение на том же акцизном складе – влечет за собой наложение штрафа в размере 50 000 грн за каждый необорудованный резервуар и/или незарегистрированный уровнемер-счетчик (п. 1281.1 НК).
Необеспечение по вине распорядителя акцизного склада своевременного представления в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объеме оборота горючего или спирта этилового, – влечет за собой наложение штрафа в размере 1 000 грн за каждый неподанный электронный документ (п. 1281.3 НК).
Главное управление ГНС в Полтавской области