Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Прекращение действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табачными изделиями: основания и порядок обжалования


Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями (далее – лицензия) не только в случае несвоевременного внесения очередного платежа, но и за другие нарушения, совершенные субъектом хозяйствования. В статье рассмотрим основания для прекращения лицензии и порядок обжалования такого решения.


Когда орган ГНС может прекратить действие лицензии

Согласно ч. 2 ст. 46 Закона от 18.06.2024 № 3817-IX «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 3817) основаниями для принятия органом ГНС решения о прекращении действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности являются:

1) заявление субъекта хозяйствования (далее – СХ) о прекращении действия лицензии;

2) наличие в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований данных о государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя;

3) прекращение деятельности представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности;

4) снятие с учета в налоговом органе договора о совместной деятельности без образования юридического лица;

5) несоответствие сведений Единого реестра лицензиатов по производству и обороту спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, используемых в электронных сигаретах (далее – Реестр лицензиатов), и/или сведений Единого реестра лицензиатов и мест оборота горючего, и/или документов, приложенных к заявлению о получении лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности, заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в таких реестрах, фактическим данным, выявленным контролирующим органом во время проверки и зафиксированным в акте такой проверки;

Исключение: такое несоответствие обусловлено изменением названия области, района, населенного пункта, улицы, другого объекта топонимики населенных пунктов в соответствии с законодательством или изменением кодов административно-территориальных единиц или территорий территориальных общин согласно Кодификатору административно-территориальных единиц и территорий территориальных общин.

Обратите внимание! Если после получения лицензии у лицензиата произошли изменения в сведениях, содержащихся в Реестре лицензиатов или Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего, такой лицензиат обязан в течение 30 календарных дней со дня наступления события, повлекшего соответствующие изменения, подать в орган ГНС заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего (см. об этом подробнее в статье «Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива»);

6) получение от уполномоченных органов информации, что документы, копии которых представлены вместе с заявлением о получении лицензии, не выдавались/не согласовывались такими органами;

7) неуплата очередного платежа за лицензию (подробнее об этом читайте в статье «Сроки внесения очередного платежа за лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табаком»);

8) факт отсутствия лицензиата по местонахождению и/или по месту осуществления деятельности, указанных в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего и/или Реестре лицензиатов, или факт отсутствия уполномоченного лица по месту хранения, которое внесено в Единый реестр мест хранения по договорам о предоставлении услуг по складскому хранению. Такой факт может быть установлен органом ГНС во время проверки и зафиксирован в соответствующем акте об отсутствии лицензиата и/или его уполномоченных лиц.

В случае установления факта отсутствия уполномоченного лица по месту хранения, внесенному в Единый реестр мест хранения по договорам о предоставлении услуг по складскому хранению, эта норма применяется, если такое уполномоченное лицо не явилось на место хранения в течение 2 часов после установления такого факта должностными лицами налогового органа, что зафиксировано в соответствующем акте.

К актам, предусмотренным этим пунктом, обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанных фактов техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Важный момент: в случае установления факта отсутствия лицензиата по местонахождению действие всех имеющихся у лицензиата лицензий прекращается;

9) факт незаконного отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц плательщика (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки (кроме случаев отказа по основаниям, определенным Налоговым кодексом, далее – НК, как разрешенные). Это касается, в частности, территорий, помещений (кроме жилья граждан) и другого имущества, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связаны с другими объектами налогообложения и/или могут являться источником погашения налогового долга.

Такой факт отказа в допуске к проведению проверки должен быть зафиксирован органом ГНС в акте, составленном в соответствии с требованиями п. 81.2 НК. К этому акту обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанного факта техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Хорошая новость: если решением суда, вступившим в законную силу, отказ налогоплательщика в допуске налоговиков к проведению документальной выездной или фактической проверки будет признан законным, орган ГНС обязан возместить плательщику причиненный материальный ущерб в установленном законом порядке;

10) факт отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц плательщика (его представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) в проведении инвентаризации основных средств, ТМЦ, средств, снятия остатков ТМЦ, наличных при проведении документальной выездной или фактической проверки или в привлечении полномочных лиц налогоплательщика для совместного с контролерами снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления проверяемой деятельности, зафиксированный контролирующим органом в акте такой проверки.

К такому акту обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанного факта техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

11) факт реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога (кроме случаев, предусмотренных законодательством, и случаев, когда маркировка марками акцизного налога таких товаров (продукции) не предусмотрена внешнеэкономическим договором (контрактом), установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;

12) факт реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога или без нанесенных графических элементов электронных марок акцизного налога, установленный контролирующим органом при проверке и зафиксированный в акте такой проверки;

13) факт осуществления лицензиатом – СХ, получившим лицензию на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки, хранения неучтенного горючего, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки или решении суда, вступившем в законную силу, если объем неучтенного горючего превышает 10 % объема остатков горючего.

Объем неучтенного горючего определяется в литрах и/или килограммах. Методика определения объема неучтенного горючего утверждена постановлением КМУ от 15.04.2025 № 444;

14) факт осуществления лицензиатом – СХ, получивший лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, хранения, реализации неучтенных у такого лицензиата алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки или решении суда, вступившем в законную силу, если объем неучтенных товаров превышает 0,5 % объема проданных за предыдущие сутки, по данным всех РРО/ПРРО, имеющихся в таком месте розничной торговли, алкогольных напитков или табачных изделий, или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, соответственно.

Объем неучтенных товаров (продукции) определяется в штуках или литрах;

15) факт перемещения лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, или горючего вне таможенного контроля, установленный в решении суда, вступившем в законную силу. Исключение: случай, когда на дату перемещения вне таможенного контроля такие товары (продукция) были непригодны к потреблению (из-за истечения срока годности, несоответствия законодательству Украины о безопасности и качестве таких товаров);

16) факт повторного в течение 365 календарных дней осуществления розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, горючим через РРО, ПРРО, сведения о которых не указаны в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего и/или Реестре лицензиатов или без применения РРО, ПРРО, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;

17) факт отсутствия трех и более расчетных документов в виде фискальных кассовых чеков, подтверждающих продажу подакцизных товаров (продукции), которые были выданы покупателям в течение проверяемого периода, в фискальной памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены, или факт отсутствия данных о таких расчетных документах на фискальном сервере ГНС для ПРРО, установленный контролирующим органом при фактической проверке по вопросам соблюдения порядка проведения расчетов и зафиксированный в акте такой проверки;

18) решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенное в действие Указом Президента Украины, о применении к СХ санкции, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона от 14.08.2014 № 1644-VII «О санкциях»;

19) наличие информации об осуществлении контроля над СХ в значении, приведенном в ст. 1 Закона от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции», резидентами государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины, в значении, приведенном в ст. 1 Закона от 06.12.1991 № 1932-XII «Об обороне Украины»;

20) факт отказа в предоставлении должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, информации об адресе или кадастровых номерах земельных участков, на которых размещены все емкости для хранения горючего, о количестве и вместимости таких емкостей и/или в возможности осмотра таких емкостей;

21) наличие информации, что лицензиат не прошел электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете с соблюдением требований Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» или не переписывается с ГНС через электронный кабинет или ГНС принято заявление об отказе получать документы через электронный кабинет.

В решении о прекращении действия лицензии приводится информация, предусмотренная ч. 3 ст. 46 Закона № 3817. На решение о прекращении действия лицензии налагается квалифицированная электронная печать налогового органа (подробнее об этом читайте в статье «Сроки внесения очередного платежа за лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табаком»).

В какие сроки прекращается действие лицензии

Решение о прекращении действия лицензии принимается органом ГНС (ч. 4 ст. 46 Закона № 3817):

  • в течение 10 рабочих дней (далее – р. д.) со дня, следующего за днем ​​получения налоговым органом соответствующих документов (в т. ч. решения суда) и/или выявления данных/сведений, которые являются основанием для прекращения действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности согласно ч. 2 ст. 46 Закона № 3817;
  • в случае прекращения действия лицензии по результатам налоговой проверки – не ранее 11-го р. д. за днем направления СХ акта такой проверки;
  • в случае прекращения действия лицензии по заявлению СГ – не позднее 20 р. д. со дня, следующего за днем ​​получения такого заявления органом ГНС.

Решение о прекращении действия лицензии вступает в силу на второй рабочий день за днем направления соответствующего решения налогоплательщику.

Орган ГНС не позднее следующего рабочего дня за днем ​​принятия решения о прекращении действия лицензии:

  1. вносит сведения о прекращении действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности в Единый реестр лицензиатов и мест оборота горючего или Реестр лицензиатов;
  2. обнародует решение о прекращении действия лицензии на своем официальном веб-портале/субсайтах веб-портала ГНС;
  3. направляет СХ решение о прекращении действия лицензии в электронной форме в порядке, установленном ст. 42 НК.

Как СХ, не согласный с решением органа ГНС ​​о прекращении действия лицензии, может его обжаловать?

СХ может обжаловать решение органа ГНС ​​о прекращении лицензии в административном или судебном порядке (ч. 7–10 ст. 46 Закона № 3817).

Если по результатам административного или судебного обжалования решения налогового органа о прекращении действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности принято решение в пользу налогоплательщика, то лицензия, прекращенная таким решением, считается действующей с даты ее прекращения.

Действие лицензии прекращено. Когда СХ может подать заявление о получении новой лицензии?

В случае прекращения действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности СХ может подать новое заявление о получении лицензии после устранения нарушений, которые были основаниями для прекращения лицензии (ч. 9 ст. 46 Закона № 3817).

Выводы

Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 46 Закона № 3818, например, в случае недопуска налоговиков к проведению документальной выездной или фактической проверки, отсутствия лицензиата по местонахождению и/или по месту осуществления деятельности, реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога и т. п. Если СХ не согласен с решением органа ГНС ​​о прекращении действия лицензии, он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
14.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы