Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями (далее – лицензия) не только в случае несвоевременного внесения очередного платежа, но и за другие нарушения, совершенные субъектом хозяйствования. В статье рассмотрим основания для прекращения лицензии и порядок обжалования такого решения.
Согласно ч. 2 ст. 46 Закона от 18.06.2024 № 3817-IX «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» (далее – Закон № 3817) основаниями для принятия органом ГНС решения о прекращении действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности являются:
1) заявление субъекта хозяйствования (далее – СХ) о прекращении действия лицензии;
2) наличие в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований данных о государственной регистрации прекращения юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя;
3) прекращение деятельности представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности;
4) снятие с учета в налоговом органе договора о совместной деятельности без образования юридического лица;
5) несоответствие сведений Единого реестра лицензиатов по производству и обороту спирта этилового, спиртовых дистиллятов, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья и жидкостей, используемых в электронных сигаретах (далее – Реестр лицензиатов), и/или сведений Единого реестра лицензиатов и мест оборота горючего, и/или документов, приложенных к заявлению о получении лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности, заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в таких реестрах, фактическим данным, выявленным контролирующим органом во время проверки и зафиксированным в акте такой проверки;
Исключение: такое несоответствие обусловлено изменением названия области, района, населенного пункта, улицы, другого объекта топонимики населенных пунктов в соответствии с законодательством или изменением кодов административно-территориальных единиц или территорий территориальных общин согласно Кодификатору административно-территориальных единиц и территорий территориальных общин.
Обратите внимание! Если после получения лицензии у лицензиата произошли изменения в сведениях, содержащихся в Реестре лицензиатов или Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего, такой лицензиат обязан в течение 30 календарных дней со дня наступления события, повлекшего соответствующие изменения, подать в орган ГНС заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего (см. об этом подробнее в статье «Как сообщить об изменении сведений, содержащихся в Едином реестре лицензиатов и мест оборота топлива»);
6) получение от уполномоченных органов информации, что документы, копии которых представлены вместе с заявлением о получении лицензии, не выдавались/не согласовывались такими органами;
7) неуплата очередного платежа за лицензию (подробнее об этом читайте в статье «Сроки внесения очередного платежа за лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табаком»);
8) факт отсутствия лицензиата по местонахождению и/или по месту осуществления деятельности, указанных в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего и/или Реестре лицензиатов, или факт отсутствия уполномоченного лица по месту хранения, которое внесено в Единый реестр мест хранения по договорам о предоставлении услуг по складскому хранению. Такой факт может быть установлен органом ГНС во время проверки и зафиксирован в соответствующем акте об отсутствии лицензиата и/или его уполномоченных лиц.
В случае установления факта отсутствия уполномоченного лица по месту хранения, внесенному в Единый реестр мест хранения по договорам о предоставлении услуг по складскому хранению, эта норма применяется, если такое уполномоченное лицо не явилось на место хранения в течение 2 часов после установления такого факта должностными лицами налогового органа, что зафиксировано в соответствующем акте.
К актам, предусмотренным этим пунктом, обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанных фактов техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Важный момент: в случае установления факта отсутствия лицензиата по местонахождению действие всех имеющихся у лицензиата лицензий прекращается;
9) факт незаконного отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц плательщика (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц ГНС к проведению документальной выездной или фактической проверки (кроме случаев отказа по основаниям, определенным Налоговым кодексом, далее – НК, как разрешенные). Это касается, в частности, территорий, помещений (кроме жилья граждан) и другого имущества, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, либо используются для получения доходов (прибыли), либо связаны с другими объектами налогообложения и/или могут являться источником погашения налогового долга.
Такой факт отказа в допуске к проведению проверки должен быть зафиксирован органом ГНС в акте, составленном в соответствии с требованиями п. 81.2 НК. К этому акту обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанного факта техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Хорошая новость: если решением суда, вступившим в законную силу, отказ налогоплательщика в допуске налоговиков к проведению документальной выездной или фактической проверки будет признан законным, орган ГНС обязан возместить плательщику причиненный материальный ущерб в установленном законом порядке;
10) факт отказа налогоплательщика и/или должностных (служебных) лиц плательщика (его представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) в проведении инвентаризации основных средств, ТМЦ, средств, снятия остатков ТМЦ, наличных при проведении документальной выездной или фактической проверки или в привлечении полномочных лиц налогоплательщика для совместного с контролерами снятия показаний внутренних и внешних счетчиков, которыми оборудованы технические устройства, используемые в процессе осуществления проверяемой деятельности, зафиксированный контролирующим органом в акте такой проверки.
К такому акту обязательно приобщается мультимедийная информация о фиксации указанного факта техническими приборами и/или техническими средствами, осуществляющими или имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, и/или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
11) факт реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога (кроме случаев, предусмотренных законодательством, и случаев, когда маркировка марками акцизного налога таких товаров (продукции) не предусмотрена внешнеэкономическим договором (контрактом), установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;
12) факт реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога или без нанесенных графических элементов электронных марок акцизного налога, установленный контролирующим органом при проверке и зафиксированный в акте такой проверки;
13) факт осуществления лицензиатом – СХ, получившим лицензию на право хранения горючего исключительно для нужд собственного потребления и/или промышленной переработки, хранения неучтенного горючего, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки или решении суда, вступившем в законную силу, если объем неучтенного горючего превышает 10 % объема остатков горючего.
Объем неучтенного горючего определяется в литрах и/или килограммах. Методика определения объема неучтенного горючего утверждена постановлением КМУ от 15.04.2025 № 444;
14) факт осуществления лицензиатом – СХ, получивший лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, хранения, реализации неучтенных у такого лицензиата алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки или решении суда, вступившем в законную силу, если объем неучтенных товаров превышает 0,5 % объема проданных за предыдущие сутки, по данным всех РРО/ПРРО, имеющихся в таком месте розничной торговли, алкогольных напитков или табачных изделий, или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, соответственно.
Объем неучтенных товаров (продукции) определяется в штуках или литрах;
15) факт перемещения лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, или горючего вне таможенного контроля, установленный в решении суда, вступившем в законную силу. Исключение: случай, когда на дату перемещения вне таможенного контроля такие товары (продукция) были непригодны к потреблению (из-за истечения срока годности, несоответствия законодательству Украины о безопасности и качестве таких товаров);
16) факт повторного в течение 365 календарных дней осуществления розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, горючим через РРО, ПРРО, сведения о которых не указаны в Едином реестре лицензиатов и мест оборота горючего и/или Реестре лицензиатов или без применения РРО, ПРРО, установленный контролирующим органом во время проверки и зафиксированный в акте такой проверки;
17) факт отсутствия трех и более расчетных документов в виде фискальных кассовых чеков, подтверждающих продажу подакцизных товаров (продукции), которые были выданы покупателям в течение проверяемого периода, в фискальной памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены, или факт отсутствия данных о таких расчетных документах на фискальном сервере ГНС для ПРРО, установленный контролирующим органом при фактической проверке по вопросам соблюдения порядка проведения расчетов и зафиксированный в акте такой проверки;
18) решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенное в действие Указом Президента Украины, о применении к СХ санкции, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона от 14.08.2014 № 1644-VII «О санкциях»;
19) наличие информации об осуществлении контроля над СХ в значении, приведенном в ст. 1 Закона от 11.01.2001 № 2210-III «О защите экономической конкуренции», резидентами государства, осуществляющего вооруженную агрессию против Украины, в значении, приведенном в ст. 1 Закона от 06.12.1991 № 1932-XII «Об обороне Украины»;
20) факт отказа в предоставлении должностным лицам контролирующего органа, проводящим проверку, информации об адресе или кадастровых номерах земельных участков, на которых размещены все емкости для хранения горючего, о количестве и вместимости таких емкостей и/или в возможности осмотра таких емкостей;
21) наличие информации, что лицензиат не прошел электронную идентификацию онлайн в электронном кабинете с соблюдением требований Закона от 05.10.2017 № 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» или не переписывается с ГНС через электронный кабинет или ГНС принято заявление об отказе получать документы через электронный кабинет.
В решении о прекращении действия лицензии приводится информация, предусмотренная ч. 3 ст. 46 Закона № 3817. На решение о прекращении действия лицензии налагается квалифицированная электронная печать налогового органа (подробнее об этом читайте в статье «Сроки внесения очередного платежа за лицензии на хранение горючего, розничную торговлю алкоголем и табаком»).
Решение о прекращении действия лицензии принимается органом ГНС (ч. 4 ст. 46 Закона № 3817):
Решение о прекращении действия лицензии вступает в силу на второй рабочий день за днем направления соответствующего решения налогоплательщику.
Орган ГНС не позднее следующего рабочего дня за днем принятия решения о прекращении действия лицензии:
СХ может обжаловать решение органа ГНС о прекращении лицензии в административном или судебном порядке (ч. 7–10 ст. 46 Закона № 3817).
Если по результатам административного или судебного обжалования решения налогового органа о прекращении действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности принято решение в пользу налогоплательщика, то лицензия, прекращенная таким решением, считается действующей с даты ее прекращения.
В случае прекращения действия лицензии на право осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности СХ может подать новое заявление о получении лицензии после устранения нарушений, которые были основаниями для прекращения лицензии (ч. 9 ст. 46 Закона № 3817).
Орган ГНС может принять решение о прекращении действия лицензии за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 46 Закона № 3818, например, в случае недопуска налоговиков к проведению документальной выездной или фактической проверки, отсутствия лицензиата по местонахождению и/или по месту осуществления деятельности, реализации лицензиатом алкогольных напитков, табачных изделий или жидкостей, используемых в электронных сигаретах, без наклеенных марок акцизного налога и т. п. Если СХ не согласен с решением органа ГНС о прекращении действия лицензии, он может обжаловать его в административном или судебном порядке.