Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Страховой заграничный стаж: засчитывается ли он для назначения пенсии в Украине

Разъяснение
24.06.2025

Недавно Правительство приняло постановление, имеющее принципиальное значение для украинцев, работавших или сейчас работающих за границей. Теперь они могут засчитать страховой стаж, полученный за пределами страны, при назначении пенсии в Украине.

Например, человек проработал в Украине 25 лет и еще 7 лет – за границей. Для назначения пенсии в возрасте 60 лет сейчас необходимо иметь 32 года страхового стажа. Если добавить 7 лет страхового стажа за пределами Украины в отечественный стаж – человек получит право на назначение пенсии в 60 лет.

Обращаем внимание, что страховой стаж, приобретенный за пределами Украины, учитывается только для определения права на пенсию. Он не влияет на размер пенсии (кроме отдельных стран, с которыми заключены соответствующие договоры).

Поэтому, что делать, если вам нужно засчитать страховой стаж, приобретенный за границей, в страховой стаж для назначения пенсии в Украине?

Получить в стране, где вы работали, официальный документ (каждая страна имеет свои формы документов для подтверждения страхового стажа), который будет подтверждать, что вы работали официально и, соответственно, период работы в этом государстве может быть отнесен к страховому стажу.

Чтобы получить такой подтверждающий документ, следует обратиться в пенсионный орган государства, в котором вы работали (например, в Германии – это Немецкий фонд пенсионного страхования – Deutschen Rentenversicherung, в Италии – Национальный институт социального обеспечения – Istituto Nazionale della Previdenza Sociale и т. д.)

Если же сложилась ситуация, что у вас нет возможности получить такой документ (например, находитесь сейчас в Украине), есть еще один путь – обратиться в ближайшее территориальное отделение ПФУ. Тогда для решения вашей проблемы ПФУ запросит МИД, который, в свою очередь, пришлет запрос в пенсионный орган страны, где вы работали.

Для того, чтобы пенсия была назначена вовремя, советуем заранее позаботиться о наличии всех документов – за полгода до достижения пенсионного возраста (учитывая, что документооборот между странами требует времени).

Обращаем внимание, что иногда могут быть случаи, когда пенсионный орган страны, где вы работали, не владеет полной информацией о вас (например, вы работали в то время, когда не были введены в действие современные цифровые системы учета информации). Такая ситуация не критична и имеет решение: в Германии, к примеру, вы можете предоставить в пенсионный орган бумажные документы типа договора о трудоустройстве, расчетные письма по зарплате, справку о трудовой деятельности или справку от работодателя. А в Италии – трудовые контракты, расчетные письма по зарплате, справки об уплаченных взносах или декларации о доходах.

Какие именно документы релевантны для подтверждения, следует уточнить непосредственно в пенсионном органе страны, где вы работали. Также, не забывайте уточнить: признается ли полученный подтвердительный документ действительным в Украине, или его нужно легализовать?

Напоминаем, что легализация – это предоставление документа юридической силы на территории другого государства. Легализация документов со странами, с которыми Украина имеет международные договоры, происходит по упрощенной процедуре или же не требуется вообще.

Возможные варианты:

Страна, в которой вы работали, имеет с Украиной договор о правовой помощи

Такие договоры часто предполагают полное освобождение документов от любого дополнительного удостоверения. То есть достаточно будет обычного свидетельства полученного документа нотариусом и официального перевода (перевод иногда также нужно нотариально засвидетельствовать).

Страна, в которой вы работали, является участником Гаагской конвенции 1961 года

Тогда для легализации документа используется апостиль. Это значит, что для того чтобы документ был признан действительным в Украине, на нем нужно поставить специальный штамп – апостиль. Апостиль может проставляться министерством юстиции, иностранных дел или другим уполномоченным органом страны, в зависимости от типа удостоверяемого документа.

Итак, в этом случае ваши действия следующие: проставить на полученном документе апостиль, перевести его на украинский и нотариально засвидетельствовать перевод.

У страны, в которой вы работали, нет международных договоров о правовой помощи с Украиной

В таком случае потребуется консульская легализация.

Сначала вы удостоверяете документ в компетентном органе выдавшей его страны. Это может быть Министерство иностранных дел, Министерство юстиции или другой уполномоченный государственный орган.

Затем легализуете его в консульском учреждении Украины за границей. Посольство или консульство Украины удостоверяет подлинность подписи должностного лица и печати компетентного органа иностранного государства, удостоверившего документ. После этого документ считается легализованным для использования в Украине.

Помните о нотариальном переводе на украинский язык. Перевод может быть сделан как за границей (в консульском учреждении Украины), так и в Украине аккредитованным переводчиком с последующим нотариальным удостоверением.

После этого следует передать документ ПФУ для зачисления страхового стажа, приобретенного за пределами Украины.

Минсоцполитики

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
24.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели В Украине возобновится обязательная подача статистической отчетности ГНС отвечает на актуальные вопросы налогоплательщиков: письмо от 13.06.2025 Внесены изменения в Правила организации статистической отчетности Изменены Критерии важных предприятий с целью ...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
24.06.2025
Бронирование, воинский учет и мобилизация: обзор судебной практики
НААУ представило дайджест обобщения актуальной судебной практики по вопросам бронирования, воинского учета и мобилизации за первое полугодие 2025 года. Больше по теме: Как предприятию вести воинский учет, если директор мобилизован? Средняя зарплата для бронирования работников: как определять Брон...
24.06.2025
Отработка двух недель при увольнении по собственному желанию во время военного положения
Больше по теме: Увольнение работников по сокращению во время приостановления трудового договора Увольнение директора предприятия: правила и нюансы Действия работодателя в случае пребывания работника в нетрезвом состоянии: увольнение или выговор В соответствии со ст. 4 Закона от 15.03.2022 № 2136-...
24.06.2025
Особенности получения электронной печати ФЛП, в том числе для ПРРО
Физлицо-предприниматель может обратиться в любой обособленный пункт регистрации пользователей Квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг ГНС за получением электронной печати, которая будет применяться в ПРРО, перечень документов необходимых для регистрации можно найти на ...
Лучшие материалы