Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Протокол – не доказательство по делу об админправонарушении: решение суда

Разъяснение
14.05.2025

Судебная практика. Протокол – есть, однако доказательства о совершении продавцом административного правонарушения по делу отсутствуют.

Это и стало основанием для отмены судом апелляционной инстанции постановления местного суда, которым 20-летняя жительница г. Ровно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 156 КУоАП, и применено к ней административное взыскание в виде штрафа в размере 3 400 грн.

Ровенский апелляционный суд не согласился с выводами местного суда о доказанности вины продавцу, которому инкриминировалось нарушение требований ч. 2 ст. 23 Закона от 18.06.2024 № 3817-IX «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, алкогольных напитков, табачных изделий, табачного сырья, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и топлива» (далее – Закон № 3817) и совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 156 КУоАП.

Удовлетворяя апелляционную жалобу защитницы лица, которого суд первой инстанции привлек к админответственности и отменяя обжалуемое судебное решение, апелляционный суд принял во внимание следующие обстоятельства.

В протоколе о совершении административного правонарушения отмечалось, что продавец в одном из торговых центров г. Ровно осуществил реализацию жидкости, используемой в электронных сигаретах, чем нарушил ч. 2 ст. 23 Закона № 3817, которая запрещает розничную торговлю на территории Украины табачным сырьем, сырьем для жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и/или никотином (токсичным алкалоидом, экстрагированным из табака или полученным путем химического синтеза, соответствующего товарной позиции 2939 согласно УКТВЭД) отдельно или в наборах.

Вместе с тем, этот протокол об административном правонарушении не раскрывает сути инкриминируемого ровенчанке правонарушения, ведь фабула протокола не содержит сведений о торговле ею жидкостями, используемыми в электронных сигаретах, без марок акцизного налога или с поддельными марками этого налога, как того требует диспозиция ч. 1 ст. 156 КУоАП.

Кроме того, указанная в протоколе норма специального закона также не связана с маркировкой подакцизных товаров.

При этом, суд не вправе самостоятельно менять фабулу протокола, которая является изложением обстоятельств состава административного правонарушения, вменяемого в вину лицу, квалифицировать его действия и самостоятельно изыскивать доказательства виновности лица в совершении правонарушения, ведь действуя таким образом, суд неизбежно будет брать на себя функции обвинителя, лишаясь статуса независимого органа правосудия, что является нарушением ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении продавщицы, не может быть признан надлежащим доказательством по этому делу в понимании ст. 251 КУоАП, поскольку по своей правовой природе он не является самостоятельным безоговорочным доказательством, а обстоятельства, изложенные в нем, должны быть проверены с помощью других доказательств, подтверждающих вину лица, привлекаемого к административной ответственности, и не вызывали сомнения суда.

При таких обстоятельствах, Ровенский апелляционный суд пришел к выводу, что вина ровенчанки надлежащими и допустимыми доказательствами не доказана, а обстоятельства, указанные в протоколе «вне разумного сомнения» (решение ЕСПЧ, дело «Коробов против Украины» от 21.07.2011 № 39598/03), не нашли своего подтверждения.

Более того, при принятии местным судом обжалуемого постановления, нарушены принципы всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств, не исследованы все фактические обстоятельства дела, что и привело к ошибочному выводу о виновности ровенчанки в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 156 КУоАП.

«Судебная власть Украины»

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
30.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказ от 11.09.2025) С 27 сентября изменяются правила регистрации НН: разъяснения ГНС Изменения в бронировании: что предусмотрено в Программе деятельности КМУ Для ФЛП и самозанятых – нов...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
Новое
03.10.2025
Заполнение Отчета о КИК при осуществлении КИК операций с резидентами Украины
В графе 32 Отчета о КИК указывают все без исключения операции КИК, проведенные с нерезидентами – связанными лицами в отношении такой КИК. Такая информация отображается по каждой операции в отдельности без ее детализации. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Комментарий к Закону № 3706 (КИК) Н...
03.10.2025
Нужно ли с 1 октября ФЛП-единщику без наемных работников при продаже подакцизных товаров платить за себя ЕСВ в двойном размере
Уплата единого взноса за себя физлицами-предпринимателями (без наемных работников), ведущих хозяйственную деятельность по продаже подакцизных товаров, осуществляется с 1 октября 2025 года без изменений – в пределах от минимального страхового взноса до страхового взноса, исчисленного с максимал...
03.10.2025
Заполнение Отчета о КИК при осуществлении операций, не влияющих на финрезультат до налогообложения
Налоговым кодексом и Порядком заполнения Отчета о контролируемых иностранных компаниях, сокращенной формы Отчета и подачи в контролирующий орган не определены исключения относительно отражения операций в зависимости от финансового результата до налогообложения таких операций. Больше по теме: Коммен...
Лучшие материалы