Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Ограничение продолжительности отпуска работодателем лицу с инвалидностью II группы

Разъяснение
15.05.2025

Является ли нарушением работодателем требований законодательства, если он ограничивает продолжительность отпуска лицу с инвалидностью II группы 24 днями, ссылаясь на военное положение и Закон № 2136?

Ограничение ежегодного основного отпуска лицу с инвалидностью до 24 дней только на основании того, что в стране действует военное положение, формальный подход к принятию такого решения при наличии возможностей предоставить отпуск полной продолжительности, не является добросовестным исполнением работодателем своих обязанностей в соответствии с законодательством о труде, которое предусматривает его обязанность внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта, осуществлять мероприятия по защите физического и психического здоровья работников, профилактике рисков и напряжения на рабочем месте (ст. 141 КЗоТ).

Согласно ч. 7 ст. 6 Закона 15.11.1996 № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504)  лицам с инвалидностью I и II групп предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а лицам с инвалидностью III группы – 26 календарных дней.

Целью установления ежегодного отпуска большей продолжительности для лиц с инвалидностью на законодательном уровне является обеспечение равенства, поддержание здоровья и социальная защита таких работников, которые имеют дополнительные потребности для восстановления здоровья.

Лица с инвалидностью нередко имеют хронические заболевания, поэтому нуждаются в более длительном отдыхе. Установление дополнительных гарантий позволяет уравновесить фактическое неравенство, связанное с состоянием здоровья, которое соответствует положениям Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью и ст. 43, 45 Конституции по обеспечению права на труд и отдых.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136) в период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год. Если продолжительность ежегодного основного отпуска работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.

Закон № 2136 не отменяет положения ст. 6 Закона № 504 относительно продолжительности отпусков для лиц с инвалидностью.

В то же время если есть реальные обстоятельства, исключающие возможность предоставления отпуска полной продолжительности, работодатель вправе ограничить продолжительность ежегодного основного отпуска работника в период действия военного положения 24 днями. Это решение остается на усмотрение работодателя.

Неиспользованные работником дни ежегодного основного отпуска должны быть предоставлены по окончании (отмене) военного положения, а в случае увольнения во время военного положения – выплачена денежная компенсация за все неиспользованные дни в соответствии со ст. 24 Закона № 504 (см. комментарий Минэкономики к Закону от 01.07.2022 № 2352-ІХ).

Во избежание недоразумений и конфликтных ситуаций, связанных с ограничением продолжительности отпусков работников в период военного положения, работодатель может инициировать внесение изменений в коллективный договор, разработать отдельный локальный акт по урегулированию вопросов предоставления отпусков в военное время, в частности категориям работников, требующих особой защиты.

Гоструда

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
09.09.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Внесены изменения в перечень территорий боевых действий и ВОТ (приказы от 15.07 и 17.07.2025) Изменения в зарплате «подакцизных» СХ с 1 октября 2025 года: Закон опубликован В Верховной Раде зарегистрирован законопроект об изменениях в законодате...
17.07.2025
Кабмин обновил правила определения критичности предприятий для бронирования работников
Порядок и Критерии, по которым бронируют работников предприятий, вновь изменились. Рассмотрим, кого в этот раз это касается. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в ферме...
26.08.2025
Разъяснение Минэкономики относительно организации бронирования военнообязанных: письмо от 19.08.2025
Минэкономики: письмо от 19.08.2025 № 2704-20/55225-03 об организации бронирования военнообязанных. Больше по теме: Зарплатные критерии для бронирования работников: исчисляем среднюю зарплату Сроки хранения документов по воинскому учету и бронированию Бронирование в фермерском хозяйстве: особеннос...
Новое
12.09.2025
Какая сейчас существует ответственность за продажу подакцизных товаров по ценам ниже минимально установленных
Ответственность за продажу подакцизных товаров – 100 % стоимости реализованных таких подакцизных товаров, но не менее 2 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года. Детальнее см. ниже. Какая ответственность предусмотрена за розничную тор...
12.09.2025
Как в декларации по налогу на прибыль отразить авансы по пунктам обмена валюты и особенности зачисления переплат по авансам
Покажем, как в декларации по налогу на прибыль предприятий отражаются уплаченные авансовые взносы по пунктам обмена иностранной валюты и переносится ли сумма авансовых взносов, превышающая сумму начисленного налогового обязательства за такой налоговый (отчетный) год, в уменьшение налогового обязател...
12.09.2025
Обзор дел по спорам, связанным с принудительным отчуждением недвижимого имущества для общественных нужд или исходя из мотивов общественной необходимости
Споры по вопросам отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, находящихся на них, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости относятся к актуальным и одновременно сложным, что обусловило зачисл...
Лучшие материалы