Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

На что обращать внимание работодателю для правильного формирования электронных больничных работников

Разъяснение
14.07.2025

Как известно, с 1 июня 2021 года была внедрена электронная форма листков нетрудоспособности, формируемых на основании медицинских заключений о временной нетрудоспособности.Это предусмотрено Порядком организации ведения Электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него, в соответствии с постановлением КМУ от 31.03.2021 № 323 (далее – ЭРЛН).

За время функционирования ЭРЛН выявлены типичные ошибки, которые делают невозможным создание э-больничного на основании медицинского заключения о временной нетрудоспособности.

1. Ошибка «Непрацездатну особу не знайдено в Реєстрі застрахованих осіб»

Фиксируется, если в Реестре застрахованных лиц отсутствует персональная электронная учетная карточка застрахованного лица (ПЭУКЗЛ) с указанием в медицинском заключении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (РНУКПН) или паспорта (в случае отказа от использования РНУКПН):

  • в декларации пациента неверно внесены РНУКПН или паспортные данные – требует корректировки декларации в медицинской системе;
  • лицо никогда не имело статуса застрахованного лица, получателя пенсии, регрессных выплат, пособий по безработице и т. п. с момента внедрения Реестра застрахованных лиц, поэтому не создан ПЭУКЗЛ, – в таком случае не требует дальнейших действий.

2. «Помилка однозначного пошуку в РЗО/Перевірте коректність ПІБ та документ»

Такая ошибка обусловлена несоответствием паспортных данных и/или фамилии, имени, отчества в Реестре застрахованных лиц и электронном кабинете пациента.

Чаще всего такая ситуация фиксируется в случае получения застрахованным лицом нового паспорта в виде ID-карты, часто с изменением Ф. И. О. В Реестре застрахованных лиц при этом остаются устаревшие данные по паспорту или они вообще отсутствуют (в ПЭУКЗЛ лица не поступала информация о паспортных данных в рамках информационного обмена с другими реестрами).

С целью актуализации данных о лице необходимо подать в территориальный орган Пенсионного фонда лично (через представителя) Анкету застрахованного лица и документы, идентифицирующие и подтверждающие информацию о лице.

Также существует более удобный способ – предоставить анкету дистанционно с помощью средств веб-портала Пенсионного фонда. Для этого застрахованному лицу необходимо войти в личный кабинет веб-портала Пенсионного фонда (https://portal.pfu.gov.ua) с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП). В разделе «Комунікації з ПФУ» нужно выбрать «Анкета для зміни даних в Реєстрі застрах. Осіб», заполнить все реквизиты электронного бланка анкеты в соответствии с актуальными документами и прикрепить скан-копии паспорта, РНУКПН (при наличии), подписать с помощью КЭП и отправить в ПФУ.

Изменение данных Реестра застрахованных лиц в соответствии с поданной Анкетой и прилагаемыми к ней документами осуществляется на основании приказа руководителя соответствующего территориального органа Пенсионного фонда в пятидневный срок.

Обращаем особое внимание, что информация о персональных данных застрахованного лица всегда должна быть актуальна и идентична как в Реестре застрахованных лиц, так и в информационной системе здравоохранения.

3. Ошибка при регистрации медицинского заключения «Відсутня інформація про трудові відносини на дату початку періоду непрацездатності»

Это связано прежде всего с качеством и своевременностью отчетности работодателей за своих работников.

При принятии лица обязательно следует в установленные сроки (накануне начала трудовых отношений) подавать уведомление о принятии на работу по любым типам трудовых договоров (с трудовой книжкой, без нее, договор гражданско-правового характера и т. п.).

При формировании отчетов относительно единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование нужно тщательно проверять данные о РНУКПН, а для лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия РНУКПН и имеют отметку в паспорте, паспортные данные, указанные в отчете (указывается паспорт в форме книжечки по формату БКNNXXXXXX, где БК – константа, указывающая на регистрацию по паспортным данным; NN – две украинские буквы серии паспорта (верхний регистр); XXXXXX – шесть цифр номера паспорта (с ведущими нулями); паспорт в форме ID-карты, имеющие отметку «відмова», – ПХХХХХХХХХ, где П – константа, указывающая на регистрацию по паспортным данным; ХХХХХХХХХ – девять цифр номера паспорта).

Ппи переводе работников на другие должности в приложении 5 к Налоговому расчету сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков – физических лиц, и сумм удержанного из них налога, а также сумм начисленного единого взноса (далее – Налоговый расчет) нужно указывать только даты начала работы на новой должности с проставлением признака «1» в графе «Переведено, призначено на іншу посаду або роботу, переміщено до іншого підрозділу». Указание даты прекращения на предыдущей должности и основания об увольнении приведет к ошибке формирования э-больничного.

Также необходимо обратить внимание на правильное формирование приложения 5 в отношении лиц, длительно находящихся в социальных отпусках по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего (код категории 5) или шестилетнего возраста (код категории 4). Алгоритмом создания э-больничных предусмотрено тождество обработки данных о таких отпусках, позже прекращение кода категории 4 при открытом ранее коде категории 5 или, наоборот, приводит к отсутствию формирования листка нетрудоспособности (в частности, по беременности и родам). Таким образом, для формирования э-больничного необходимо, чтобы периоды социальных отпусков с кодами категорий 4 или 5 были действующими (отсутствовала дата прекращения).

В 2025 году представление Налоговых расчетов осуществляется в ежемесячном режиме, поэтому, если страхователем не была подана или подана с ошибками отчетность, на следующий день после предельного срока предоставления создание листка нетрудоспособности по лицу, которое не было уволено в предыдущем отчетном периоде, будет невозможно по причине указанной выше ошибки.

4. Ошибка «Не знайдено запис про тимчасову непрацездатність з EXTERNAL_ID=ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ»

Фиксируется в случае продолжения случая временной нетрудоспособности или отмены предыдущего медицинского заключения, на основании которого не был создан электронный листок нетрудоспособности или который не направлялся в ЭРЛН. При такой ошибке необходимо обеспечить устранение причин и обеспечить отправку врачом указанного в ошибке медицинского заключения, а затем после создания э-больничного повторно отправить следующий.

ГУ ПФУ в Луганской области

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы