Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Как переслать за границу трудовую книжку по обращению работника

Разъяснение
28.02.2025

Раньше абзац четвертый п. 2 Перечня вложений, запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях, содержал запрет на пересылку трудовых книжек в международных почтовых отправлениях. 12 сентября 2024 года было принято постановление КМУ от 10.09.2024 № 1045, которым были внесены изменения к постановлениям КМУ от 05.03.2009 № 270 и от 08.09.2023 № 958, вступившие в силу с 12 сентября 2024 года. Согласно внесенным изменениям в  п. 26 Правил предоставления услуг почтовой связи, утвержденных постановлением КМУ от 05.03.2009 № 270, пересылка за пределы Украины разрешений на право ношения оружия, трудовых книжек, военных билетов, документов, удостоверяющих личность, осуществляется исключительно в регистрируемых международных почтовых отправлениях. Таким образом, запрет на пересылку трудовых книжек за пределы Украины с 12 сентября 2024 года не действует.

В то же время новое правило разрешает пересылку трудовых книжек за границу только в регистрируемых международных отправлениях. Регистрируемые отправления принимаются с выдачей квитанции, проходят регистрацию на разных этапах пересылки и вручаются получателю под расписку.

С 10 июня 2021 года ведение бумажных трудовых книжек не является обязательным.

Выдача всех имеющихся трудовых книжек работникам в обязательном порядке предусматривается после завершения работ по включению Пенсионным фондом Украины в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования отсутствующих сведений о трудовой деятельности работников, которые должны быть осуществлены в течение пяти лет. После завершения этих работ имеющиеся трудовые книжки выдаются работникам лично под подпись. (* Раздел ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона от 05.02.2021 № 1217-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно учета трудовой деятельности работника в электронной форме».)

Согласно ст. 48 КЗоТ учет трудовой деятельности работников осуществляется в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном  Законом от 08.08.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

Статьей 7 Закона от 15.03.2022 № 2136-IX «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», принятого постановлением Верховной Рады, предусмотрено, что в период действия военного положения порядок организации делопроизводства по вопросам трудовых отношений, оформления и ведения трудовых книжек и архивного хранения соответствующих документов в районах активных боевых действий определяется работодателем самостоятельно, при условии обеспечения ведения достоверного учета выполняемой работником работы и учета расходов на оплату труда.

В период действия военного положения стороны трудового договора могут договориться об альтернативных способах создания, пересылки и хранения приказов (распоряжений) работодателя, уведомлений и других документов по вопросам трудовых отношений и о любом другом доступном способе электронной коммуникации, который избран по соглашению между работодателем и работником.

Таким образом, трудовая книжка работнику, который продолжает находиться в трудовых отношениях, может быть выдана работнику с согласия сторон трудового договора, также работодатель обязан выдать надлежаще оформленную трудовую книжку работнику в случае его увольнения до завершения процедуры включения в реестр застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования отсутствующих сведений о трудовой деятельности, в день увольнения.

В соответствии с требованиями п. 4.2 разд. 4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты населения от 29.07.1993 № 58, пересылка трудовой книжки почтой с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника.

Возможный алгоритм действий по передаче трудовой книжки работнику, находящемуся за границей.

1. Определение основания для передачи:

  • Работник уволился и требует трудовую книжку.
  • Работник хочет получить трудовую книжку для других целей.

2. Оформление запроса работником:

Работник подает письменное заявление (скан или электронный вариант с квалифицированной электронной подписью – КЭП) о желании получить трудовую книжку с предоставлением согласия на пересылку трудовой книжки по почте, в котором отдельно указывает:

  • способ доставки
  • адрес за границей.

3. Проверка и оформление документации работодателем.

Работодатель проверяет наличие оснований и согласия на пересылку трудовой книжки по почте.

4. Уточнение способа доставки, оформление отправления.

Пересылка трудовых книжек за границу должна осуществляться исключительно в регистрируемых международных отправлениях.

Важно проверить правильность адреса, указанного работником.

5. Подтверждение получения.

Сохранить квитанцию и отслеживание доставки.

Важно! Рекомендовано проверить, вся ли информация о стаже внесена в Электронный реестр Пенсионного фонда Украины. Работник может самостоятельно получить справку через портал ПФУ (portal.pfu.gov.ua ).

Если вам нужна консультация по другим вопросам, Вы всегда можете воспользоваться сервисом «Інтерактивний інспектор».

Гоструда


Присоединяйтесь к Uteka в Telegramm

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.06.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Какую информацию обязаны подавать критически важные предприятия в ПФУ Обнародован проект изменений к НП(С)БУ 12 До 20 июня предприятия должны предоставить в ТЦК информацию о наличии транспортных средств Изменение правил приостановления трудовых договоров в...
20.05.2025
Актуальные счета для уплаты налогов
Информация о реквизитах счетов, открытых для зачисления налогов, а также для уплаты единого взноса Больше по теме: Новая форма ТТН: обзор изменений Микро, малое, среднее или крупное: зачем нужно определять размер предприятия Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы Списки...
17.04.2025
С 16.04.2025 начали действовать сроки хранения документов по воинскому учету
Больше по теме: Приказы и распоряжения: основные термины, виды и сроки хранения Сроки хранения первичных документов увеличены: повлияет ли это на сроки давности для проверок Министерство юстиции приказом от 14.03.2025 № 748/5 утвердило изменения к Перечню типовых документов, которые созд...
Новое
20.06.2025
ГНС увеличивает возмещение НДС на 24 %
В мае 2025 года налогоплательщикам возмещено 15,5 млрд грн. Это на 22,3 % (+2,8 млрд грн) больше, чем в мае 2024 года. Больше по теме: Проверка бюджетного возмещения: сроки уменьшились В январе – мае 2025 года налогоплательщикам было возмещено 70,9 млрд грн НДС на текущие счета. Это на 23,8 ...
20.06.2025
Правовые нюансы процедуры банкротства и ликвидации предприятий
Рассмотрим, что такое неплатежеспособность, превентивная реструктуризация, судебные процедуры банкротства, назначение арбитражного управляющего. Больше по теме: Ликвидация в связи с банкротством: правовые аспекты Как использовать процедуру банкротства для взыскания долга: практические советы В сов...
20.06.2025
Услуги предоставлены нерезиденту на территории Украины: по какому курсу определяется база обложения НДС при получении аванса
По официальному курсу гривни к иностранным валютам, установленному НБУ в предыдущий рабочий день. Больше по теме: Особенности формирования себестоимости услуг По какому валютному (обменному) курсу НБУ определяется база обложения НДС при получении предварительной (авансовой) оплаты в иностранной вал...
Лучшие материалы