Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Господдержка аграриев не в полной мере отвечала принципам доступности и открытости: выводы Счетной палаты

Аналитика
04.12.2025

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей не в полной мере отвечала принципам доступности и открытости, в частности, из-за технических сбоев Государственного аграрного реестра (ГАР) и ограниченности информации о фактических объемах выплат такой поддержки. Об этом говорится в выводах Счетной палаты по результатам аудита соответствия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям доступности и прозрачности. Отчет по результатам аудита утвержден 25 ноября. Ответственный за контрольное мероприятие – заместитель Председателя Счетной палаты Сергей Ключко. 

О цели аудита 

Во время полномасштабной войны аграрный сектор работает под давлением двух ключевых вызовов: последствий российской агрессии: падения объемов производства, усложнения логистики и нехватки кадров и необходимости внедрения европейских стандартов в процессе интеграции в Европейский Союз. В этих условиях прозрачная и доступная государственная поддержка производителей критически важна. 

Государство направляет значительные ресурсы в поддержку этой стратегически важной сферы. В 2024 году и первом полугодии 2025 года в поддержку аграриев было предоставлено более 5,2 млрд грн. Это денежные средства, полученные в рамках программ Ukraine Facility, МБРР (проект ARISE) и средств резервного фонда Государственного бюджета Украины. 

Условия оказания поддержки 

Указанные суммы распределялись в пределах двух бюджетных программ: по поддержке фермерских хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции, предусмотренной Порядком использования денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете для оказания поддержки фермерским хозяйствам и другим производителям сельскохозяйственной продукции, утвержденным постановлением КМУ от 16.08.2022 № 918 (далее – Порядок №  918),  и относительно субсидий товаропроизводителям, работающим в зонах боевых действий, предусмотренных Порядком использования денежных средств, предусмотренных в государственном бюджете для государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей путем выделения бюджетных субсидий в расчете на единицу обрабатываемых угодий, утвержденным постановлением КМУ от 11.08.2021 № 886 (в редакции постановления КМУ от 16.08.2024 № 938, далее – Порядок № 886).

Сельскохозяйственные товаропроизводители в соответствии с Порядком № 918 могут подавать заявки на государственную поддержку через личный электронный кабинет в системе ГАР. В данной системе зарегистрировано более 207 тыс. потенциальных получателей. Получить поддержку могут производители, имеющие в собственности и/или пользовании от 1 до 120 га земель сельскохозяйственного назначения, от 3 до 100 голов крупного рогатого скота (коров) или от 5 до 500 голов маточного поголовья коз и/или овец, идентифицированных и зарегистрированных в соответствии с законодательством. Такие производители должны быть гражданами Украины и не иметь задолженности в госбюджету. Также в 2025 году право на получение поддержки имели получатели, не получавшие бюджетные средства в 2024 году. 

Недостатки распределения 

В то же время аудит показал, что процесс получения этой поддержки аграриями не в полной мере отвечает принципам доступности. Ведь фактически подать заявку на получение помощи удалось лишь около трети аграриев от потенциального количества. Основной причиной неполного охвата субъектов поддержки является ограниченность бюджетных ресурсов. Также приему заявок помешали многочисленные технические сбои в работе ГАР, в частности проблемы с авторизацией пользователей в нем через государственные сервисы. 

Лишь частично обеспечена и прозрачность реализации программ. В указанный период аграриям выплатили более 5,1 млрд грн субсидий и дотаций. Однако в публичном доступе имеются данные только о 29 % фактически предоставленной государственной поддержки. Процедура обнародования регистровых данных в целом не определена, что создавало риски непрозрачного распределения средств и ограничило возможности публичного контроля. 

Проверка получающих – не совершенна 

Аудит установил, что Порядок № 918 не запрещал подавать заявки на поддержку хозяйствам и физическим лицам, которые фактически связаны между собой лицами (в понимании определений Налогового кодекса Украины) и их суммарные производственные мощности по объемам не соответствовали бы установленным критериям. В ГАР отсутствует механизм автоматической проверки связанности заявителей. 

Проведенный аудиторами сравнительный анализ Порядка № 886 и Порядка № 918 показал, что первый не содержал ограничений размера земель или гражданства получателей, а второй установил лимит площадей и требование относительно украинского гражданства учредителей компаний. 

Эта несогласованность привела к получению большого числа поддержки крупными агрохолдингами. К примеру, в 2024 году 49 получателей, принадлежащих к 31 корпоративной группе, получили более четверти миллиарда гривен – 16 % всех расходов по программе. 

Также 67 млн грн государственной поддержки были предоставлены предприятиям, имеющим иностранных бенефициаров, а более 36 млн грн – субъектам, которые имели налоговую задолженность. 

Выводы и рекомендации 

Аудит показал, что государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2024 году и первом полугодии 2025 года не в полной мере отвечала принципам доступности и прозрачности. Несмотря на расширение возможностей ГАР, значительная часть сельхозпроизводителей не смогла воспользоваться государственной поддержкой из-за технических сбоев системы. Также из-за недостатков проверки достоверности информации, представленной сельскохозяйственными товаропроизводителями, зафиксированы случаи предоставления средств субъектам, которые не отвечали критериям. Как следствие, ненадлежащий межведомственный обмен данными и недостатки системы контроля привели к использованию бюджетных средств с несоблюдением установленных Правительством постановлений. 

Для устранения выявленных нарушений и недостатков Счетная палата предоставила ряд рекомендаций, в частности: 

  • КМУ: 
    • внести изменения в Порядок № 886, предусмотрев лимиты площадей, на которые оказывается государственная поддержка; 
    • унифицировать Порядок № 886 с Порядком № 918 в части установления требований к получателям государственной поддержки, которыми могут быть только граждане Украины или юридические лица, учредителями которых исключительно физические лица – граждане Украины;
  • Минэкономики: 
    • разработать и в установленном порядке представить на рассмотрение КМУ проекты соответствующих изменений к актам КМУ, предусматривающие принципы: доступности, прозрачности, добродетели получателя, недопущения концентрации поддержки у крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей; 
    • разработать и в установленном порядке представить на рассмотрение КМУ проекты соответствующих изменений к Порядку № 886 и Порядку № 918, которыми предусмотреть следующие требования: 
      • получатели государственной поддержки, являющиеся связанными лицами в понимании Налогового кодекса Украины, являются единым производителем сельскохозяйственной продукции; 
      • получатели государственной поддержки должны подтверждать отсутствие задолженности перед бюджетом по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки на получение бюджетных средств; 
    • создать механизм автоматического группирования получателей государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, связанных лицами в понимании Налогового кодекса Украины; 
    • разработать и утвердить внутренний организационно-распорядительный документ, регулирующий обнародование реестровых данных ГАР относительно фактически полученной государственной поддержки (в разрезе программ, сумм и получателей). 

Представитель объекта контроля отметил, что будут приняты все необходимые меры по выполнению рекомендаций. 

Отчет и решения Счетной палаты направлены Верховной Раде, Комитету ВРУ по вопросам аграрной и земельной политики – с предложением рассмотреть вопросы на заседании, а также КМУ, Минэкономики, окружающей среды и сельского хозяйства, Украинскому государственному фонду поддержки фермерских хозяйств, Днепропетровской областной государственной (военной) администрации и опубликованы на официальном веб-сайте Счетной палаты.

Счетная палата 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
02.12.2025
Топ-20 новостей прошлой недели
Самые интересные новости минувшей недели Гоструда утвердила новые нормативно-правовые акты по охране труда Обновлены показатели средней зарплаты за 2025 год, которая учитывается для исчисления пенсии Планируют утвердить примерные формы и описания унифицированных форм типовых документов, создаваемы...
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.09.2025
Закон № 4536 опубликован 3 сентября: обзор основных изменений
Закон № 4536 вносит изменения, в частности, в Налоговый кодекс, Закон от 08.07.2010 № 2464-VІ , Закон от 18.06.2024 № 3817-ІХ. Большинство норм Закона № 4536 вступает в силу первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 1 октября 2025 года. Больше по теме: Кварт...
Новое
04.12.2025
«Акт возврата имущества» создает риск повторного нарушения прав, несмотря на аннулирование регистрационных действий
Административное аннулирование регистрационных действий не устраняет риск повторного нарушения, ведь сам акт и связанные с ним сделки формально остаются в силе. Подробне см. ниже. Больше по теме: Ракета повредила, но не уничтожила ОС: фиксация и учет Списание имущества, уничтоженного в результате ...
04.12.2025
Как сообщать работникам о размерах оплаты труда
Эта информация должна предоставляться в письменной форме вместе с заработной платой или быть доступной для ознакомления работнику. Больше по теме: Работники выполняют работу на дому: куда платить налоги с зарплаты? Выплата зарплаты наличными с 1 октября 2025 года: как округлять? В соответствии со ...
04.12.2025
Почему не засчитывается в страховой стаж период обучения после 1 января 2004 года
Перечень лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию (застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы), определен ст. 11 Закона № 1058 Больше по теме: Размер страхового стажа для больничных: как определить? Зачисляется ли в страховой стаж для назна...
Лучшие материалы