Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

«Доступные кредиты 5-7-9»: является ли эта помощь бюджетным грантом и осуществляется ли корректировка финрезультата на сумму помощи

Разъяснение
08.08.2025

Является ли бюджетным грантом компенсация расходов на уплату процентов по Государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» Фондом развития предпринимательства и осуществляется ли корректировка финансового результата до налогообложения на сумму такой компенсации?

В соответствии с пп. 14.1.2771 Налогового кодекса (далее – НК) бюджетный грант – это целевая помощь в виде средств или имущества, предоставляемых на бесплатной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи (далее – МТП) для реализации проекта или программы в сфере культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах в порядке, установленном законом. Перечень предоставителей бюджетных грантов определяет КМУ.

Соответственно, для применения положений об особенностях налогообложения бюджетных грантов, в частности, для целей налога на прибыль предприятий, необходимо соблюдение двух условий одновременно:

1) соответствие целевой помощи в виде средств или имущества, предоставленной налогоплательщику, условиям приведенного выше определения (пп. 14.1.2771 НК, в частности, целевая направленность, безвозмездность, безвозвратность, за счет бюджетных средств или средств МТП для реализации четко определенной программы или проекта и т. п.), и

2) предоставление такой целевой помощи лицом, включенным в перечень предоставителей бюджетных грантов.

Перечень предоставителей бюджетных грантов утвержден постановлением КМУ от 18.08.2021 № 867 «Об утверждении перечня предоставителей бюджетных грантов».

Согласно пп. 134.1.1 НК объектом обложения налогом на прибыль является прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами, которая определяется путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения (прибыли или убытка), определенного в финансовой отчетности предприятия в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, на разницы, определенные соответствующими положениями НК.

Разницы, возникающие при получении и использовании бюджетных грантов установлены ст. 140 НК.

Так, согласно пп. 140.4.8 НК финансовый результат до налогообложения уменьшается на сумму бюджетных грантов, полученных налогоплательщиком и включенных в состав доходов отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО.

Финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается на сумму расходов, связанных с выполнением условий договора о предоставлении бюджетного гранта, понесенных в текущем отчетном периоде за счет таких грантов (но не больше суммы таких грантов) и включенных в состав расходов текущего отчетного периода в соответствии с НП(С)БУ или МСФО (пп. 140.5.16 НК).

Порядок предоставления финансовой государственной поддержки субъектам предпринимательства утвержден постановлением КМУ от 24.01.2020 № 28 (в редакции постановления КМУ от 14.03.2023 № 229) (далее – Порядок № 28).

Порядок № 28 определяет условия, критерии и механизм предоставления финансовой государственной поддержки (далее – государственная поддержка) субъектам предпринимательства путем удешевления стоимости кредитов (п. 1 Порядка № 28).

Предоставление государственной поддержки субъектам предпринимательства, как предусмотрено п. 3 Порядка № 28, осуществляется Фондом развития предпринимательства (далее – Фонд). Для выполнения требований Порядка № 28 Фонд утверждает программу предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательства, которая может содержать дополнительные условия для уполномоченных банков в определенных Порядком № 28 пределах.

В соответствии с п. 9 Порядка № 28 в рамках целей, определенных п. 8 Порядка № 28, и в целях поддержки важных для экономики Украины сфер предпринимательской деятельности государственная поддержка предоставляется субъектам предпринимательства по кредитам, в частности, которые предоставляются на такие приоритетные направления:

1) финансирование субъектов предпринимательства – производителей сельскохозяйственной продукции для осуществления сельскохозяйственной деятельности;

2) финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере перерабатывающей промышленности (основной КВЭД) по всем КВЭД Секции С и в сфере животноводства (основной КВЭД) по всем классам группы 01.4 КВЭД секции А Национального классификатора Украины, и финансирование субъектов предпринимательства – производителей сельскохозяйственной продукции для строительства овощехранилищ и картофелехранилищ;

3) восстановление разрушенных в результате военной агрессии основных средств субъектов предпринимательства, что подтверждается соответствующими документами (акты разрушений и повреждений с указанием их причины, акты повреждения (уничтожения) движимого имущества, извлечение из Единого реестра досудебных расследований об открытии уголовного производства, реестровые данные Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации, отчет об оценке имущества (акт оценки имущества);

4) поддержка субъектов предпринимательства, производственные мощности которых по состоянию на 24 февраля 2022 года были размещены на территориях активных боевых действий (для которых не определена дата завершения боевых действий), территориях активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы (для которых не определена дата завершения боевых действий), и временно оккупированных Российской Федерацией территориях Украины (для которых не определена дата завершения временной оккупации), включенные в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный Министерством развития общин и территорий общин (далее – Минразвития), на дату заключения или пролонгации кредитного договора путем пролонгации действующих кредитов, предоставленных для финансирования оборотного капитала согласно Порядку № 28;

7) финансирование субъектов предпринимательства, осуществляющих энергосервис для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности, эксплуатацию генерирующих установок, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии без применения «зеленого» тарифа и механизма рыночной премии, установок хранения энергии, электрозарядной инфраструктуры и малых систем распределения индустриальных парков, а также строительство и устройство газотурбинных, газопоршневых и биогазовых генерационных установок.

8) введение мер по энергоэффективности объединением совладельцев многоквартирного дома и жилищно-строительным (жилищным, обслуживающим) кооперативом, включая приобретение и устройство генерирующих установок, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии, установок хранения электрической энергии и вспомогательного оборудования.

Государственная поддержка для объединения совладельцев многоквартирного дома и жилищно-строительного (жилищного, обслуживающего) кооператива предоставляется исключительно по направлению, определенному пп. 8 п. 9 Порядка № 28.

Что касается Государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9» (далее – Программа), то в соответствии с информацией, размещенной на веб-сайте Фонда, согласно п. 4.1 Программы в рамках целей, определенных п. 3.1 Программы, и с целью поддержки важных для экономики Украины сфер предпринимательской деятельности кредиты субъектам малого, в том числе микропредпринимательства и среднего предпринимательства (далее – ММСП), в частности, предоставляются по следующим приоритетным направлениям:

1) финансирование ММСП – производителей сельскохозяйственной продукции для осуществления сельскохозяйственной деятельности;

2) финансирование ММСП, осуществляющих деятельность в сфере перерабатывающей промышленности по всем видам экономической деятельности (основной КВЭД) секции С и в сфере животноводства (основной КВЭД) по всем классам группы 01.4 КВЭД секции А Национального классификатора, и финансирование ММСП – производителей сельскохозяйственной продукции для строительства овощехранилищ и картофелехранилищ;

3) восстановление разрушенных в результате военной агрессии основных средств ММСП, что подтверждается соответствующими документами (акты разрушений и повреждений с указанием их причины, акты повреждения (уничтожения) движимого имущества, извлечение из Единого реестра досудебных расследований об открытии уголовного производства, реестровые данные Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации, отчет об оценке имущества (акт оценки имущества);

4) поддержка ММСП, производственные мощности которых по состоянию на 24 февраля 2022 года были размещены на территориях активных боевых действий (для которых не определена дата завершения боевых действий), территориях активных боевых действий, на которых функционируют государственные электронные информационные ресурсы (для которых не определена дата завершения боевых действий), и временно оккупированных Российской Федерацией территориях Украины (для которых не определена дата завершения временной оккупации), включенных в перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденного Минразвития, на дату заключения или пролонгации кредитного договора путем пролонгации действующих кредитов, предоставленных для финансирования оборотного капитала согласно Программе;

5) финансирование ММСП, осуществляющих энергосервис для повышения энергетической эффективности объектов государственной и коммунальной собственности, эксплуатацию генерирующих установок, производящих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии без применения «зеленого» тарифа и механизма рыночной премии, установок хранения энергии, электрозарядной инфраструктуры и малых систем распределения индустриальных парков, а также строительство и устройство газотурбинных, газопоршневых и биогазовых генерационных установок;

6) внедрение мер по энергоэффективности ОСМД и ЖСК, включая приобретение и устройство генерирующих установок, производящих электрическую энергию из альтернативных источников энергии, установок хранения электрической энергии и вспомогательного оборудования.

Государственная поддержка для ОСМД и ЖСК предоставляется исключительно по направлению, определенному пп. 6 п. 4.1 этой Программы.

Итак, на основании вышеизложенного усматривается, что государственная финансовая поддержка в виде компенсации Фондом расходов на уплату процентов по Программе не соответствует определению бюджетного гранта согласно пп. 14.1.2771 НК, поскольку не связана с реализацией проекта или программы в сферах культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах.

При реализации Фондом программ государственной финансовой поддержки субъектов хозяйствования, связанных со сферами культуры, туризма и в секторе креативных индустрий, спорта и других гуманитарных сферах, соответствующая целевая помощь в виде средств или имущества, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств государственного и/или местных бюджетов, международной технической помощи, будет признаваться бюджетным грантом.

Положениями НК не предусмотрены разницы для корректировки финансового результата до налогообложения по операциям по компенсации Фондом расходов на уплату процентов по Программе. Такая компенсация отражается при формировании финансового результата до налогообложения и, соответственно, объекта обложения налогом на прибыль предприятий согласно правилам бухучета.

Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере бухучета и аудита, утверждает НП(С)БУ, НП(С)БУГС, другие нормативно-правовые акты по ведению бухучета и составлению финотчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 16.07.1999 № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

ОИР, категория 102.12

 

 

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.11.2025
С 1 января 2026 года будет действовать новая система КВЭД: что сейчас делать бизнесу
Новая система классификации видов экономической деятельности – разбираемся вместе! Больше по теме: Зарядка электромобилей: какой это КВЭД и нужна ли лицензия? Виды деятельности: на что влияет КВЭД? С 1 января 2027 года Украина переходит на новую классификацию видов экономической деятельности...
08.10.2025
Обновлен Справочник условных кодов товаров
ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. ГНС опубликовала обновленный Справочник условных кодов товаров. Условный код товара Название товара 00101 жилой дом 00102 здание 00103 ...
29.09.2025
Обновлен План-график проведения проверок (26.09.2025)
ГНС внесла изменения в План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков. Больше по теме: За какой период может быть проведена плановая налоговая проверка с учетом приостановления сроков давности? Допуск контролирующих органов к проверке: пошаговый алгоритм действий Можно...
Новое
15.12.2025
Заверение подлинности подписи на документах: что важно знать
Потребность заверения подлинности подписи может возникнуть, когда необходимо подать заявление, документы в учреждение, оформить разрешение. Детальнее см. ниже. Больше по теме: Кто имеет право подписывать акты приемки-передачи выполненных работ? Как подписать документ квалифицированной электронной ...
15.12.2025
Права человека: что изменяется в условиях военного положения
Рассмотрим, какие права граждан остаются неприкосновенными во время военного положения; какие права могут быть временно ограничены; как государство обеспечивает защиту прав человека во время войны. Больше по теме: Финансовая и статистическая отчетность: пауза-отсрочка на период военного положения у...
15.12.2025
Как применять новые нормы ценообразования в строительстве: разъясняет Минразвития
Чтобы избежать недоразумений в документах, сметах и закупках во время военного положения, формируются понятные, единые правила для всех участников рынка. Подробнее см. ниже. Больше по теме: Заключаем договор подряда на строительство офиса Строительство хозяйственным способом: какие документы нужно...
Лучшие материалы