• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Служба охраны труда и бухгалтерская служба: порядок взаимодействия

23.10.2019 350 0 0

Как предусмотрено ст. 15 Закона от 14.10.92 г. № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694), на предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением.


Для выполнения задач, возложенных на службу охраны труда предприятия, необходимо тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями, службами, представителями профсоюза, в том числе с бухгалтерской службой (п. 5.6 Типового положения № 255).

В соответствии со ст. 13 Закона № 2694 работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства в отношении прав работников в области охраны труда.

Организация бухгалтерского учета на предприятии, согласно ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», осуществляется, в частности, путем введения в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером.

Справочником квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1), утвержденным приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.04 г. № 336 (далее – Справочник № 336) предусмотрено, что главный бухгалтер: руководит работниками бухгалтерского учета предприятия и распределяет между ними должностные задачи и обязанности; знакомит этих работников с нормативно-методическими документами и информационными материалами, касающимися их деятельности, а также с изменениями в действующем законодательстве; должен знать налоговое дело, основы гражданского права, трудовое, финансовое, хозяйственное законодательство.

Как предусмотрено ст. 159 КЗоТ, работники предприятия (в т.ч. бухгалтерской службы) должны знать и выполнять требования нормативных актов об охране труда, правила поведения (в частности, с экранными устройствами); соблюдать обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором (соглашением, трудовым договором) и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации.

На главного бухгалтера как руководителя структурного подразделения (бухгалтерской службы) возлагаются следующие обязанности по обеспечению охраны труда:

  1. Ознакомление работников бухгалтерской службы под подпись с должностной инструкцией. Статья 29 КЗоТ предусматривает, что до начала работы по заключенному трудовому договору работодатель обязан разъяснить работнику его права и обязанности. Обязанность составления должностной инструкции предусмотрена п. 6 Справочника № 336.
  2. Контроль прохождения работниками отдела (или прохождение бухгалтером единолично, если отдел не создан) инструктажа по вопросам охраны труда. Не допускать к работе работников, не прошедших инструктаж по вопросам охраны труда (ст. 18 Закона № 2694).
    Согласно п. 6.3–6.7 Типового положения о проведении обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Госнадзорохрантруда от 26.01.05 г. № 15 (далее – Положение № 15), по характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на:
    – вступительный – со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности;
    – первичный – проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте с новопринятым работником или работником, который переводится с одного структурного подразделения предприятия в другое;
    – повторный – проводится на рабочем месте индивидуально с отдельным работником или группой работников, выполняющих однотипные работы, по объему и содержанию перечня вопросов первичного инструктажа;
    – внеплановый – проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда в случае: внедрения новых или пересмотренных нормативно-правовых актов по охране труда, а также внесения изменений и дополнений в них; изменения технологического процесса, замены или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и прочих факторов, влияющих на состояние охраны труда; нарушений работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда, которые привели к травмам, авариям, пожарам и т. п.;
    – целевой – проводится в случае: ликвидации аварии или стихийного бедствия; проведения работ, на которые в соответствии с законодательством оформляется наряд-допуск, приказ или распоряжение.
    Функции по проведению вступительного инструктажа возлагаются на службу охраны труда (п. 3.5. Типового положения № 255) или лицо, на которого руководителем согласно приказу возложены такие обязанности.
    Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, использующее наемный труд (п. 6.8 Положения № 15).
  3. Контролирует прохождение работниками бухгалтерской службы инструктажа, обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда и безопасного использования экранных устройств (компьютерной техники) до начала работы с ними, а также в случае модификации и организации работы оборудования. Проведение инструктажа обеспечивает руководитель предприятия (п. 2 разд. ІІ Требований по безопасности и защите здоровья работников при работе с экранными устройствами, утвержденных приказом Минсоцполитики от 14.02.18 г. № 207 (далее – Требования №207).
  4. Обеспечивает соблюдение работниками бухгалтерской службы минимальных требований безопасности в работе с экранными устройствами, требований пожарной безопасности, уведомление работников о месте расположения средств пожаротушения и аптечки первичной помощи.
  5. Обеспечивает соблюдение работниками бухгалтерской службы требований нормативно-правовых документов по вопросам охраны труда.
  6. Обеспечивает своевременное техническое обслуживание офисной техники.
  7. При выявлении неисправности офисного оборудования или получении от работников информации о нарушении работы оборудования обязан сообщить об этом руководителю и не допускать работников к работе с неисправным оборудованием.
  8. Контролирует соблюдение работниками бухгалтерской службы режима труда и отдыха согласно условиям трудового договора и правилам внутреннего трудового распорядка.
  9. Обеспечивает соблюдение работниками бухгалтерской службы порядка хранения текущей бухгалтерской документации в специальных шкафах, полках или отдельных архивных помещениях.
  10. Требует от работодателя соблюдения требований безопасности к рабочим местам (оборудование рабочего места) работников бухгалтерской службы в работе с экранными устройствами (п. 3, 4 Требований № 207).
  11. Главный бухгалтер совместно со службой охраны труда разрабатывает комплексные мероприятия по повышению уровня охраны труда на предприятии, выносит на рассмотрение вопросы о состоянии охраны труда в бухгалтерской службе.
  12. Выполняет и контролирует выполнение работниками бухгалтерской службы запланированных мероприятий по охране труда в установленные сроки, выполнение предписаний службы охраны труда.
  13. Совместно со службой охраны труда контролирует внесение необходимых изменений в инструкции по вопросам охраны труда работников бухгалтерской службы в случае изменения законодательства о труде или охране труда, возникновения аварийной ситуации или несчастного случая, повлекших необходимость пересмотра (изменения) инструкции (п. 2 разд. VI Положения № 9).
  14. Отстраняет от работы работников, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсичного опьянения (ст. 46 КЗоТ).
  15. Не допускает в помещение бухгалтерской службы и к рабочему оборудованию посторонних лиц без специального разрешения.
  16. Проводит разъяснительную работу по вопросам охраны труда и предупреждению производственного травматизма.
  17. Уведомляет руководителя о наступлении случая, который угрожает жизни и здоровью работников бухгалтерской службы, об ухудшении состояния здоровья или несчастного случая, произошедшего на рабочем месте.
  18. Если возникла аварийная ситуация в кабинете главного бухгалтера или бухгалтерской службы, главный бухгалтер должен оповестить об этом руководство и работников и обязать всех покинуть помещение.

К сожалению, работники непроизводственных служб очень часто игнорируют минимальные требования к собственной технике безопасности, считая, что с бухгалтером в кабинете ничего не может случиться. Поэтому бывают случаи: поражения током от неисправного оборудования; получения травм из-за неисправной мебели, в частности стульев, на которых в течение рабочего дня сидят бухгалтеры; серьезных переломов суставов в связи с неправильным хранением бухгалтерских документов, что осложняет передвижение по кабинету; травматизма в результате несоблюдения безопасности при передвижении по территории производственного предприятия; прочие неурядицы.

 

1 из 1

Именно взаимодействие со службой охраны труда на предприятии, в обязанности которой входит разработка совместно с другими подразделениями мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда, планов, программ улучшения условий труда, помогает предотвратить несчастные случаи на производстве, профессиональные заболевания и другие случаи угрозы жизни или здоровья работников (п. 3.1 Типового положения № 255).

Выполняя свои функции, служба охраны труда взаимодействует со всеми структурными подразделениями предприятия. Выясним, в чем состоит ее взаимодействие с бухгалтерской службой, обязательны ли ее предписания для работников бухгалтерии и какова ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

Взаимодействие службы охраны труда с бухгалтерской службой

Работники службы охраны труда (уполномоченные наемными работниками лица) имеют право:

  1. Беспрепятственно проверять выполнение требований по охране труда во всех подразделениях предприятия (в т.ч. в бухгалтерской службе) и вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда (ст. 42 Закона № 2694).
  2. Проверять наличие в бухгалтерской службе инструкций по охране труда. У каждого руководителя структурного подразделения (в т.ч. бухгалтерской службы) предприятия должен быть в наличии комплект экземпляров инструкций, необходимых для работников всех профессий и для всех видов работ подразделения (службы) (п. 5 разд. V Положения № 9).
  3. Проверять организацию рабочих мест работников бухгалтерской службы в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда (абзац тринадцатый п. 3.14 Типового положения № 255).
  4. Проверять использование труда инвалидов и лиц, младших 18 лет, в соответствии с законодательством (при наличии таких работников в бухгалтерской службе) (абзац пятнадцатый п. 3.14 Типового положения № 255).
  5. Рассматривать вопрос о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, ставшей причиной отказа работника бухгалтерской службы от выполнения порученной работы (при установлении факта неисправности оборудования, робота с которым может повлечь за собой вред для здоровья работника) (п. 3.10 Типового положения № 255).
  6. Запрещать работу на рабочем месте при установлении факта нарушения нормативно-правовых актов по вопросам охраны труды, создающего угрозу жизни и здоровью работника.
  7. Выдавать руководителям структурных подразделений (в т.ч. руководителю бухгалтерской службы) обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков по вопросам охраны труда. Предписание работника службы охраны труда может отменить только руководитель предприятия (абзац второй гл. 4 Типового положения № 255).
  8. Получать от руководителей структурных подразделений (главного бухгалтера) документы по вопросам охраны труда, требовать письменные пояснения от работников бухгалтерской службы, допустивших нарушение требований нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда (абзац второй гл. 4 Типового положения № 255).
  9. Привлекать к ответственности работников, не выполнивших предписания службы охраны труда предприятия.
  10. Доводить до сведения бухгалтерской службы график проведения обучения по вопросам охраны труда, проведения инструктажей, мероприятий по вопросам охраны труда.
  11. Требовать отстранения от работы лиц, не прошедших инструктаж по вопросам охраны труда (абзац четвертый гл. 4 Типового положения № 255, ст. 46 КЗоТ).
  12. Направлять руководителю представление о привлечении к ответственности главного бухгалтера и работников бухгалтерской службы, нарушающих требования по охране труда (абзац пятый гл. 4 Типового положения № 255).

Взаимодействие бухгалтерской службы со службой охраны труда

Со стороны бухгалтерской службы взаимодействие со службой охраны труда состоит в следующем:

  1. Достоверное отражение на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, требовать от подразделений, служб и работников обеспечения неуклонного соблюдения порядка оформления и представления к учету первичных документов.
  2. Достоверное отражение в учете операций по приобретению, оприходованию и списанию специальной одежды и других средств индивидуальной защиты (ст. 163 КЗоТ, ст. 8 Закона № 2694, П(С) БУ 7, 9, п. 8 разд. ІІІ Минимальных требований безопасности и здравоохранения при использовании работниками средств индивидуальной защиты на рабочем месте, утвержденных приказом Минсоцполитики от 29.11.18 г. № 1804 (далее – Требования № 1804).
  3. Проведение инвентаризации имеющихся средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в соответствии с Положением о проведении инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879.
  4. Возможное участие в проведении инвентаризации имеющихся СИЗ на предмет их соответствия нормативным требованиям, надежности и гарантированного обеспечения защищенности работников от вредного влияния негативных производственных факторов вместе с профсоюзными представителями, службой охраны труда (п. 14 разд. ІІІ Требований № 1804).
  5. Компенсация работнику расходов на приобретение спецодежды и прочих СИЗ, если установленный нормами срок выдачи этих средств нарушен и работник вынужден был приобрести их за свой счет (ст. 164 КЗоТ, ст. 8 Закона №2694).
  6. Своевременная оплата счетов на приобретение, комплектацию средств индивидуальной защиты, в т.ч. их замены в случае преждевременного износа не по вине работника (ст. 8 Закона № 2694, п. 7 Требований № 1804).
  7. Своевременное и правильное начисление зарплаты в повышенном размере, доплаты и компенсации работникам за неблагоприятные условия труда (за работу в тяжелых и вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда ) согласно аттестации рабочего места (ст. 7 Закона № 2694, ст. 100 КЗоТ, абзац одиннадцатый п. 3.14 Типового положения № 255).
  8. Своевременное и правильное начисление оплаты дополнительного ежегодного отпуска за особый характер труда работникам, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой (работа за компьютером) (ст. 76 КЗоТ, ст. 8 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках», постановление КМУ от 17.11.97 г. № 1290 «Об утверждении списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за личный характер труда, Порядок применения Списков, утвержденный приказом Минтруда от 30.01.98 г. № 16).
  9. Своевременное финансирование мероприятий по охране труда и контроль их целевого использования (ст. 19 Закона № 2694, ст. 162 КЗоТ).
  10. Предоставление данных об отдельных расходах предприятия, обусловленных несчастными случаями на производстве, суммах штрафов, уплаченных должностными лицами предприятия за нарушение требований законодательства по охране труда, связанных с несчастным случаем, кадровой службе и/или службе охраны труда, необходимых для составления Отчета о травматизме на производстве (ф. №7-тнв).
  11. Своевременное составление и представление Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (ф. № 10-ПІ).
  12. Предоставление службе охраны труда необходимой информации о соблюдении законодательства по вопросам охраны труда, участие в составлении плана мероприятий по вопросам охраны труда и участие в этих мероприятиях.
  13. Своевременное выполнение предписаний службы охраны труда об устранении нарушений требований нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

 

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

2592 грн. / год

Купить

Лучшие материалы