Работник привлечен к избирательному процессу на местных выборах: гарантии и оплата труда
С 5 сентября 2020 года в Украине начался избирательный процесс. Уже 25 октября 2020 года будем выбирать депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов. Кто и в какой роли может быть привлечен к работе на избирательных участках и как следует оплачивать труд таких лиц, читайте в статье.
Привлечение к избирательному процессу
Работник может быть привлечен к избирательному процессу как:
- член избирательной комиссии;
- кандидат на должность городского, сельского, поселкового головы, депутата местного (сельского, поселкового, областного) совета;
- доверенное лицо кандидата;
- уполномоченное лицо местной организации;
- представитель партии в избирательной комиссии;
- официальный наблюдатель.
На заметку! Вы можете столкнуться с тем, что ваш работник во время избирательной кампании подрабатывает агитатором. Но вы должны знать, что законодательством не определен статус таких лиц. Поэтому на законодательном уровне не предусмотрено официальное оформление на «должность» агитатора и оплата труда агитаторов. |
Территориальные избирательные комиссии (далее – ТИК) в рамках полномочий, определенных Избирательным кодексом Украины от 19.12.19 г. № 396-ІХ (далее – ИК), занимаются подготовкой и проведением местных выборов. ТИК являются комиссиями высшего уровня относительно всех участковых избирательных комиссий (далее – УИК) по соответствующим местным выборам (п. 4 ст. 33 ИК). Комиссии областные, районные, городские, сельские, поселковые. Низшим звеном в системе избирательных комиссий являются УИК.
По решению избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или в случае их отказа другие члены ТИК (в общем количестве не более трех человек), УИК (в общем количестве не более двух человек) могут исполнять свои полномочия в избирательной комиссии на платной основе на основании гражданско-правового договора (далее – ГПД), который заключается между ними и избирательной комиссией (п. 1 ст. 212 ИК).
В состав избирательной комиссии могут входить граждане Украины, которые имеют право голоса в соответствии со ст. 70 Конституции (п. 1 ст. 34 ИК).
Не могут входить в состав избирательной комиссии:
- кандидаты на соответствующих выборах;
- их доверенные лица;
- представители в избирательных комиссиях;
- уполномоченные лица (представители) партий (организаций партий);
- официальные наблюдатели;
- должностные и служебные лица органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;
- судьи, работники судов и правоохранительных органов;
- граждане, которые содержатся в учреждениях исполнения наказаний или следственных изоляторах или имеют судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо уголовного правонарушения против избирательных прав граждан или коррупционного уголовного правонарушения, если эта судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке;
- работники соответствующего заведения или учреждения в случае создания специального избирательного участка в стационарном заведении здравоохранения или в учреждении исполнения наказаний либо следственном изоляторе.
Члены комиссии могут исполнять свои обязанности как на платной (постоянной) основе, так и безвозмездно – так сказать, на общественных началах. Рассмотрим эти две условные категории отдельно.
Гарантии и оплата труда для членов избирательной комиссии, которые исполняют свои обязанности на постоянной (платной) основе
Члены избирательных комиссий, которые работают там на постоянной основе, на период избирательного процесса освобождаются от выполнения своих производственных или служебных обязанностей по основному месту работы с сохранением стажа работы (п. 1 ст. 212 ИК).
Обратите внимание! Вышеуказанной нормой предусмотрено освобождение от выполнения своих трудовых обязанностей только по основному месту работы. В случае если работник – член комиссии работает еще и по совместительству, ему как совместителю предоставляется отпуск без сохранения заработной платы по соглашению сторон на основании ст. 26 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504). |
Период работы в избирательной комиссии засчитывается в стаж, который дает право:
- на ежегодный отпуск (п. 2, 7 ч. 1 ст. 9 Закона № 504);
- пенсию по возрасту (ст. 24 Закона от 09.07.03 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»);
- оплату временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 21 Закона от 23.09.99 г. № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании», поскольку эти лица выполняют в комиссиях обязанности по ГПД).
В то же время этот период не засчитывается в стаж, который дает право на отпуск за работу с вредными условиями труда и за особый характер труда. Ведь, согласно ст. 9 Закона № 504, в стаж, который дает право на ежегодный дополнительный отпуск, засчитывается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда или с особым характером труда, если работник занят в этих условиях не менее половины продолжительности рабочего дня.
Порядок оплаты труда членов избирательных комиссий за счет средств бюджета на местных выборах регламентируется постановлением КМУ от 08.09.15 г. № 687 «Вопросы оплаты труда членов территориальных и участковых избирательных комиссий по местным выборам, начислению и выплате разового денежного вознаграждения» (далее – Постановление № 687). В то же время размер оплаты определен постановлением КМУ от 28.07.04 г. № 966 «Об условиях оплаты труда членов избирательных комиссий, комиссий всеукраинского референдума» (далее – Постановление № 966).
Так, оплата труда члена избирательной комиссии, который выполняет свои полномочия на постоянной основе, осуществляется раз в месяц территориальной избирательной комиссией на основании акта предоставленных услуг, подписанного сторонами ГПД, и табеля учета рабочего времени (п. 19 Постановления № 687).
Внимание! Эта норма не корректна с позиции трудового законодательства, поскольку мы видим здесь сочетание гражданско-правовых (договор ГПД) и трудовых (табель учета рабочего времени) отношений, но применяется на практике, поскольку прямо предусмотрена специальным нормативно-правовым актом. Однако подобное сочетание нельзя допускать в случае оформления трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях. |
Для заключения ГПД член избирательной комиссии подает в ТИК следующие документы:
- если это физлицо-предприниматель, пенсионер, лицо, которое временно не работает, лицо, признанное в установленном законом порядке безработным, – копию паспорта, копию справки о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (серия и номер паспорта – для физических лиц, которые отказались из-за своих религиозных убеждений от его принятия и имеют об этом отметку в паспорте);
- если это лицо, освобожденное от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, – копию паспорта, копию справки о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (копию страницы паспорта с соответствующей отметкой); справку об освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы; справку с основного места работы о средней зарплате, размер которой исчисляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100).
Оплата труда члена избирательной комиссии осуществляется следующим образом:
- для лица, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей по основному месту работы, – на основании справки с основного места работы о средней зарплате, размер которой определяется в соответствии с Порядком № 100. Размер оплаты труда в таком случае не может быть ниже средней зарплаты по основному месту работы и выше размера зарплаты соответствующего сельского, поселкового, городского головы;
- для физлица-предпринимателя, пенсионера, лица, которое временно не работает, или лица, признанного в установленном законом порядке безработным, – в соответствии с Постановлением № 966. В случае если на платной основе к работе в комиссии привлекается пенсионер или безработный, его работа оплачивается в размере, предусмотренном приложениями 3 и 4 к Постановлению № 966. Размер оплаты этих лиц не может быть ниже размера минимальной зарплаты, установленного на момент ее начисления.
Если член избирательной комиссии выполнял свои полномочия на платной основе неполный календарный месяц или по определенным причинам произошло досрочное прекращение действия договора о выполнении обязанностей члена избирательной комиссии, его работа оплачивается пропорционально отработанному времени.
Оплата труда членов избирательных комиссий в день местных выборов, дни установления итогов голосования и результатов местных выборов осуществляется в размере, который не превышает 14 % прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года, за каждый отработанный день, но не более чем за два дня. Основанием для оплаты работы членов избирательных комиссий в указанные дни является табель учета рабочего времени, в котором проставляется отметка «Р» напротив фамилии каждого члена комиссии, который принимал участие в ее работе в эти дни (п. 21 Постановления № 687).
Имейте в виду! Для освобождения от производственных или служебных обязанностей работник – член избирательной комиссии подает по основному месту работы копию соответствующего постановления и заявление, на основании которых издается приказ об освобождении от выполнения обязанностей на период выполнения полномочий члена комиссии (см. приложение 1). |
Приложение 1
Зразок наказу про увільнення від виконання обов’язків
Товариство з обмеженою відповідальністю «Бухтрест» 23.10.14 р. м. Київ № 45-К Про увільнення від виконання службових обов’язків Кирпи І. В. Відповідно до п. 5 ст. 38 Виборчого кодексу України НАКАЗУЮ: Кирпу Ірину Володимирівну, менеджера з продажу, увільнити від виконання службових обов’язків 24.10.20 р. на період здійснення нею повноважень у виборчій комісії з 10.30 до 19.00 зі збереженням середнього заробітку. Підстави:
|
Гарантии для членов избирательной комиссии, которые исполняют свои обязанности на бесплатной основе
На время непосредственного выполнения обязанностей члена избирательной комиссии (участие в заседаниях комиссии, других мероприятиях в исполнение ИК или решений комиссии) на каждого члена избирательной комиссии распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством для работников на период выполнения ими государственных или общественных обязанностей в рабочее время (ч. 5 ст. 38 ИК). Следовательно, на таких работников распространяются гарантии, предусмотренные ст. 119 КЗоТ, где указано, что на период выполнения государственных или общественных обязанностей, если эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Члены комиссии освобождаются от выполнения служебных обязанностей по месту основной работы на время, необходимое для осуществления обязанностей в комиссии, на основании письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии. Такое уведомление должно содержать информацию о созыве заседания комиссии или о решении избирательной комиссии относительно привлечения члена комиссии к участию в других мероприятиях, предусмотренных избирательным процессом, например к дежурству в комиссии. В уведомлении указывается дата, время и запланированная продолжительность заседания избирательной комиссии или другого мероприятия (см. приложение 2). Форма уведомления не утверждена, поэтому на практике избирательные комиссии часто выдают справку о привлечении члена комиссии.
Приложение 2
Зразок повідомлення виборчої комісії про залучення члена комісії
ПОВІДОМЛЕННЯ 23.10.20 р. ДВК № 375 ТВО № 56 Повідомляємо, що член дільничної виборчої комісії № 375 територіального виборчого округу № 56 Кирпа І. В. буде брати участь у засіданні комісії 24.10.20 р. з 10.30 до 19.00. Голова ДВК (підпис) Малик І. Н. |
На основании уведомления (справки) в табеле учета рабочего времени по основному месту работы ставится отметка «ИН».
Гарантии для всех членов избирательных комиссий
Во время выполнения обязанностей члена избирательной комиссии – на платной или бесплатной основе – физическим лицам предоставляются определенные гарантии.
Так, увольнение работников – членов избирательных комиссий не допускается по инициативе собственника, то есть на основании ст. 40, 41 КЗоТ. В то же время нельзя рассматривать эту норму как запрет на увольнение работника по другим основаниям, в частности по собственному желанию (ст. 38 КЗоТ) или по соглашению сторон (ст. 36 КЗоТ).
Обратите внимание! Отказ освободить работника от производственных или служебных обязанностей по основному месту работы на время выполнения им полномочий члена избирательной комиссии влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц работодателя в размере от 20 до 50 НМДГ, а увольнение члена избирательной комиссии по работе или переводу его на более низкую должность по основаниям, связанным с выполнением его обязанностей в избирательной комиссии, – в размере от 60 до 100 НМДГ (ст. 21219 КУоАП). |
Члену избирательной комиссии, который имеет нарушение здоровья (в связи с инвалидностью, временным расстройством здоровья, возрастом), соответствующей избирательной комиссией обеспечивается разумное приспособление в соответствии с индивидуальными потребностями для беспрепятственного участия в работе комиссии.
Выполнение работ, связанных с подготовкой и проведением местных выборов, лицами, признанными в установленном законом порядке безработными, не является основанием для снятия этих лиц с учета в государственной службе занятости как ищущих работу, или для прекращения выплаты им пособия по безработице и других видов помощи.
Оплата труда членов избирательной комиссии, а также лиц, которые привлекаются к работе в комиссии, в том числе в день голосования, дни установления итогов голосования и результатов выборов, не может быть основанием для отмены, ограничения или уменьшения им и членам их семей, которые проживают вместе с ними, каких-либо видов социальных выплат, пенсий, субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Член комиссии имеет право на возмещение вреда, нанесенного его жизни, здоровью или имуществу в связи с выполнением обязанностей члена избирательной комиссии, в порядке и размере, установленных постановлением КМУ от 17.05.02 г. № 662.
Гарантии для уполномоченных лиц
Уполномоченное лицо местной организации партии со дня его регистрации территориальной избирательной комиссией до прекращения его полномочий или окончания избирательного процесса имеет право на освобождение от производственных или служебных обязанностей без сохранения зарплаты по согласованию с собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (п. 8 ст. 236 ИК).
Гарантии доверенным лицам
Доверенные лица кандидатов в депутаты местных советов, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы имеют право на освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей со дня их регистрации на период избирательного процесса без сохранения зарплаты по согласованию с работодателем (ст. 238 ИК).
Гарантии для кандидатов
Кандидат во время предвыборной агитации не может быть уволен с работы по инициативе работодателя (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения), командира воинской части.
Без его согласия кандидат не может быть переведен на другую работу, направлен в командировку.
Кандидату не может быть отказано в освобождении от выполнения производственных или служебных обязанностей на период предвыборной агитации по месту работы с предоставлением неоплачиваемого отпуска (ст. 237 ИК). Для этого оформляется отпуск без сохранения заработной платы (см. приложение 3).
Обратите внимание! Гарантии трудовых прав для официальных наблюдателей и агитаторов законодательством не предусмотрены. |
Приложение 3
Зразок наказу про надання відпустки без збереження заробітної плати кандидату
Товариство з обмеженою відповідальністю «Ганок» НАКАЗ 21.09.20 р. м. Київ № 4931/ВК Про надання відпустки без збереження заробітної плати Панченку В. Д. Відповідно до ст. 237 Виборчого кодексу України НАКАЗУЮ: Панченку Віктору Дмитровичу, директору з розвитку, надати відпустку без збереження заробітної плати як кандидату на посаду сільського голови, до закінчення виборчого процесу. Підстава: 1) заява Панченка В. Д. від 21.09.20 р; 2) посвідчення кандидата на посаду сільського голови № 156. |
Необязательные выплаты членам комиссий
Членам избирательных комиссий в пределах общей экономии фонда оплаты труда, предусмотренного сметой расходов соответствующей избирательной комиссии на подготовку и проведение местных выборов, может быть начислено и выплачено разовое денежное вознаграждение (далее – разовое вознаграждение) в порядке, установленном п. 22 Постановления № 687.
Разовое вознаграждение может быть начислено только один раз в течение избирательного процесса после установления итогов голосования при наличии общей экономии фонда оплаты труда, предусмотренного сметой расходов ТИК, и выплачено тем членам комиссии, которые активно участвовали в ее работе, независимо от того, на платной или бесплатной основе они работают в такой комиссии.
Размер разового вознаграждения членам комиссии определяется на ее заседании по представлению председателя комиссии в зависимости от личного вклада каждого члена комиссии в ее деятельность и не может превышать размер месячной заработной оплаты, установленный Постановлением № 966.
Решение участковой избирательной комиссии о выплате разового вознаграждения рассматривается и утверждается ТИК, которая осуществляет финансовое обеспечение УИК.
Разовое денежное вознаграждение не является обязательной выплатой.
Специалисты и технические работники на выборах
Порядок привлечения специалистов и технических работников (далее – привлеченные работники) к работе в избирательных комиссиях на местных выборах определяется Порядком привлечения специалистов, экспертов, технических работников для обеспечения осуществления полномочий избирательных комиссий во время подготовки и проведения местных выборов, утвержденным постановлением ЦИК от 25.06.20 г. № 111 (далее – Порядок № 111).
Согласно п. 4 Порядка № 111 с привлеченными работниками избирательных комиссий заключаются ГПД по типовой форме, которая приведена в приложениях к указанному порядку (приложения 2, 3).
Для заключения ГПД привлеченное лицо подает в избирательную комиссию копию паспорта, копию справки о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (для лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от принятия такого номера, – копию страницы паспорта с соответствующей отметкой), копию документа об образовании (специальности, квалификации), если работа требует специальной подготовки или квалификации.
В случае привлечения для работы в избирательных комиссиях бухгалтера, кассира или другого специалиста, на которого непосредственно возлагается обязанность хранения, перевозки или использования в этих комиссиях переданных им материальных ценностей или денежных средств, отдельно заключается договор о полной материальной ответственности (п. 11 Порядка № 111).
Привлеченным лицам выдается справка о предоставлении ими услуг (выполнении работ) соответствующим избирательным комиссиям во время подготовки и проведения местных выборов для представления в органы государственной службы занятости, Пенсионного фонда Украины и т. п. по форме согласно приложению 4 к Порядку № 111.
Оплата услуг (работ) привлеченных лиц осуществляется ТИК в безналичной форме ежемесячно на основании акта приемки-передачи предоставленных услуг (выполненных работ).
Оплата услуг (работ) лиц, привлеченных к работе в ТИК во время подготовки и проведения очередных местных выборов, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из государственного бюджета, в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного в единой смете расходов соответствующей ТИК.
Комментарии к материалу