Все без исключения работодатели обязаны обеспечить наемным работникам безопасные и здоровые условия труда. За невыполнение законодательства в сфере охраны труда предусмотрены немалые штрафы. Поэтому рекомендуем до начала нового рабочего года проверить документацию по охране труда, которую должен вести работодатель, на соответствие требованиям законодательства.
Какими нормативными актами в сфере охраны труда должен руководствоваться работодатель?
Система нормативных актов в сфере охраны труда включает в себя сотни документов. Основным нормативным документом, который касается всех работодателей (предприятий и предпринимателей), является Закон № 2694. Также работодателям следует пользоваться КЗоТом, Законом № 1105, Порядком № 132 и др.
Важно знать! Гоструда ведет Госреестр нормативно-правовых актов по охране труда (реестр НПАОТ) в соответствии с Положением № 151. Указатель НПАОТ обновляется и утверждается приказом Гоструда раз в полугодие. На сегодня действует Указатель, утвержденный Приказом № 55. В нем содержится около 800 документов, утвержденных различными ведомствами. Ознакомиться с ним можно, например, на сайте Гоструда. |
Каковы обязанности работодателя в сфере охраны труда?
Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда изложены в ст. 13 Закона № 2694. Этот перечень довольно обширный. В частности, работодатель должен:
Обратите внимание: действие Закона № 2694 распространяется на всех работодателей – как юрлиц, так и физлиц-предпринимателей (ст. 2 этого Закона). |
Какие требования необходимо соблюдать при разработке инструкций по охране труда?
Каждое предприятие и предприниматель должны иметь инструкции по охране труда для соответствующих профессий или для выполнения соответствующих работ. При разработке и принятии локальных актов (в т. ч. инструкций) по охране труда работодатель должен руководствоваться Порядком № 132, Положением № 9 и др.
Разработанные работодателем инструкции являются нормативными актами по охране труда, действующими в пределах конкретного предприятия. Локальные инструкции также создаются на основании государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, примерных инструкций и технологической документации предприятия.
Инструкции, которые вводятся в действие на предприятии, регистрируются службой охраны труда в Журнале регистрации инструкций по охране труда (приложение 4 к Положению № 9). А выдача инструкций руководителям структурных подразделений предприятия регистрируется в Журнале учета выдачи инструкций (приложение 5 к Положению № 9).
Вопросы охраны труда на предприятии регулируются также коллективным договором. В специальном разделе колдоговора «Охрана труда» следует предусмотреть комплексные меры по достижению установленных нормативов и повышению существующего уровня охраны труда.
Создавать службу охраны труда обязаны все работодатели – предприятия и предприниматели (ст. 2 Закона № 2694). Однако здесь все зависит от количества работников на предприятии (ст. 15 Закона № 2694).
Если у работодателя 50 и более работников, то создание службы охраны труда является обязательным. Такая служба создается в соответствии с Типовым положением № 255.
Если у работодателя числится меньше 50 работников, то функции службы охраны труда может выполнять по совместительству лицо, имеющее соответствующую подготовку. Выполнение работы по совместительству означает, что она выполняется только в свободное от основной работы время.
На заметку: понятие «соответствующая подготовка» раскрывается в разд. 5 Типового положения № 15. Имеется в виду прохождение обучения по вопросам охраны труда в отраслевых учебных центрах или учебных заведениях и учреждениях в установленном Типовым положением № 15 порядке. Кроме того, ответственные за охрану труда лица должны проходить проверку знаний один раз в три года (подробнее об этом см. далее). |
Работодатели, у которых меньше 20 работников, для выполнения функций службы охраны труда могут привлекать сторонних специалистов на договорных началах. Однако такие специалисты должны иметь производственный стаж не менее трех лет и пройти обучение по вопросам охраны труда. При этом законодательством не установлено каких-либо требований к договору, который может заключаться с таким специалистом. В частности, не уточняется, каким должен быть этот договор – трудовым или гражданско-правовым (далее – ГПД).
Мы не рекомендуем заключать ГПД в таком случае, ведь это может быть чревато солидными штрафами, если орган Гоструда расценит его как трудовой договор (штраф в размере 30 МЗП, а сейчас это 111 690 грн.). Поэтому, если вы намерены привлечь стороннего специалиста для выполнения функций службы охраны труда на регулярной основе, советуем оформлять с ним трудовой договор (к примеру, он может выполнять функции службы труда по совместительству), а не ГПД.
Обращаем внимание! Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Это значит, что данная служба или инженер по охране труда не могут подчиняться, например, главному инженеру, техническому директору, главному механику и т. д. |
На основании какого документа действует служба охраны труда?
Данная служба действует на основании Положения о службе охраны труда, которое разрабатывает работодатель на основе Типового положения № 255. В частности, в Положении о службе охраны труда определяется ее структура, численность, основные задачи, функции и права сотрудников (см. образец в конце консультации).
Руководители и должностные лица предприятий и организаций независимо от форм собственности, характера производственной деятельности, которые непосредственно связаны с организацией безопасного ведения работ, проходят обучение при приеме на работу и один раз в три года (п. 5.1 Типового положения № 15). Перечень лиц, которые должны проходить обучение, приведен в приложении 3 к Типовому положению № 15.
При переводе на другую работу или назначении на другую должность, которая требует дополнительных знаний по охране труда, должностные лица и специалисты по вопросам охраны труда проходят внеочередное обучение. Такое обучение также проводится при наступлении на предприятии несчастного случая, если комиссией по расследованию установлен факт нарушения должностными лицами требований нормативно-правовых актов по охране труда (п. 5.6 Типового положения № 15).
Согласно требованиям ст. 18 Закона № 2694 при приеме на работу и в процессе работы сотрудники должны проходить за счет работодателя:
Инструктажи и обучение сотрудников проводятся по правилам разд. 3 Типового положения № 15.
Важно: работодатель должен разработать и утвердить Положение об обучении работников по вопросам охраны труда, а также составить планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда. Эти документы разрабатываются на основе Типового положения № 15 с учетом специфики производства и требований других нормативно-правовых актов по охране труда. |
По характеру и времени проведения инструктажи работников делятся на такие виды:
Работодатель также обязан организовывать за свой счет проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников некоторых категорий (ст. 169 КЗоТ, ст. 17 Закона № 2694).
В частности, медосмотры обязаны проходить работники, занятые:
Кроме того, все лица моложе 18 лет принимаются на работу только после предварительного медосмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно должны проходить обязательный медосмотр (ст. 191 КЗоТ, ст. 17 Закона № 2694).
При организации медосмотров работодателю необходимо руководствоваться Порядком № 246 (приложения 4 и 5) и Перечнем № 263/121.
Помните: для определения категорий работников, подлежащих медосмотру в следующем году, работодателю необходимо до 1 декабря предыдущего года подать пакет документов в орган Гоструда. Ведь именно этот орган осуществляет госнадзор за гигиеной труда, в том числе и за наличием обязательных медосмотров работников (пп. 15 п. 4 Положения № 96). То есть для определения категорий работников, которые подлежат медосмотрам в 2019 году, документы следовало подать до 01.12.18 г. |
В орган Гоструда работодатель должен подать:
После рассмотрения представленных документов специалистом отдела по вопросам гигиены труда с участием представителя первичной профсоюзной организации или уполномоченного работниками лица составляется Акт определения категории работников, подлежащих предварительному (периодическим) медицинскому осмотру в 2019 году.
Работодатели обязаны организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий (ст. 22 Закона № 2694).
Несчастный случай на предприятии подлежит расследованию с соблюдением требований, установленных Порядком № 1232.
Проведение аттестации не всегда является обязательным мероприятием. Согласно Порядку № 442 и Методическим рекомендациям № 41 аттестацию проводят на предприятиях и в организациях (независимо от формы собственности и хозяйствования), где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работников, а также на их потомков как теперь, так и в будущем.
Проводить аттестацию рабочих мест необходимо, если на предприятии есть работы, профессии (должности), указанные:
За нарушение работодателем законодательства в сфере охраны труда предусмотрены следующие виды ответственности:
1) финансовая (санкции налагаются на предприятие или предпринимателя), установленная:
2) административная, установленная ст. 41, 93, 94, 1654, 1884 КУоАП. К ответственности привлекаются должностные лица предприятия или непосредственно предприниматель;
3) уголовная, установленная ст. 271–275 УК. Такую ответственность несут должностные лица предприятия или работодатель-предприниматель.
Важное уточнение! На сегодня нет механизма взыскания с работодателей штрафа, предусмотренного ст. 43 Закона № 2694. Причина – отсутствие закона, который определял бы порядок применения штрафа и начисления пени в случае его неуплаты (см. Письмо № 1). Несмотря на то что данное разъяснение было предоставлено ликвидированным в 2015 году Госгорпромнадзором, оно и сейчас является актуальным. |
Помимо штрафов органы Гоструда имеют право налагать на субъектов хозяйствования запреты и ограничения, предусмотренные ст. 39 Закона № 2694.
ОБРАЗЕЦ Затверджено наказом директора Положення про службу охорони праці ТОВ «Криниця» 1. Загальні положення 1.1. Згідно із Законом від 14.10.92 р. № 2694-XII «Про охорону праці» (далі – Закон № 2694) служба охорони праці забезпечує організацію виконання правових, організаційно-технічних, санітарно-гігієнічних, соціально-економічних і лікувально-профілактичних заходів, спрямованих на запобігання нещасним випадкам, професійним захворюванням і аваріям у процесі праці. 1.2 Служба охорони праці підпорядковується безпосередньо директору ТОВ «Криниця». 1.3. Навчання та перевірка знань із питань охорони праці працівників служби охорони праці проводяться в установленому законодавством порядку під час прийняття на роботу та періодично один раз на три роки. 1.4. Працівники служби охорони праці підприємства у своїй діяльності керуються законодавством України, нормативно-правовими актами з охорони праці, колективним договором та актами з охорони праці, що діють у межах підприємства. 1.5 Ліквідація служби охорони праці допускається тільки в разі ліквідації підприємства. 2. Завдання служби охорони праці 2.1. Опрацювання ефективної системи управління охороною праці на підприємстві та сприяння вдосконаленню діяльності у цьому напрямку кожного структурного підрозділу і кожного працівника. Забезпечення фахової підтримки рішень роботодавця із цих питань. 2.2 Організація профілактичних заходів, спрямованих на усунення шкідливих і небезпечних виробничих факторів, запобігання нещасним випадкам на виробництві, професійним захворюванням та іншим випадкам загрози життю або здоров’ю працівників. 2.3. Вивчення та сприяння впровадженню у виробництво досягнень науки і техніки, прогресивних і безпечних технологій, сучасних засобів колективного та індивідуального захисту працівників. 2.4 Контроль за дотриманням працівниками вимог законів та інших нормативно-правових актів з охорони праці, положень (у разі наявності) галузевої угоди, розділу «Охорона праці» колективного договору та актів з охорони праці, що діють у межах підприємства. 2.5. Інформування та надання працівникам підприємства роз’яснень із питань охорони праці. 3. Функції служби охорони праці 3.1. Розроблення спільно з іншими підрозділами підприємства комплексних заходів для досягнення установлених нормативів та підвищення існуючого рівня охорони праці, планів, програм поліпшення умов праці, запобігання виробничому травматизму, професійним захворюванням, надання організаційно-методичної допомоги у виконанні запланованих заходів. 3.2. Підготовка проектів наказів із питань охорони праці та винесення їх на розгляд роботодавця. 3.3. Проведення спільно із представниками інших структурних підрозділів і за участю представників професійної спілки підприємства або, за її відсутності, уповноважених найманими працівниками осіб із питань охорони праці перевірок дотримання працівниками вимог нормативно-правових актів з охорони праці. 3.4 Складання звітності з охорони праці за встановленими формами. 3.5. Проведення із працівниками вступного інструктажу з охорони праці. 3.6 Здійснення обліку та проведення аналізу причин виробничого травматизму, професійних захворювань, аварій, заподіяної ними шкоди. 3.7 Забезпечення належного оформлення і зберігання документації із питань охорони праці, а також її своєчасної передачі до архіву для тривалого зберігання згідно з установленим порядком. 3.8 Складання за участю керівників підрозділів підприємства переліків професій, посад і видів робіт, для яких слід розробити інструкції з охорони (безпеки) праці, що діють у межах підприємства, надання методичної допомоги під час їх розроблення. 3.9. Інформування працівників про основні вимоги законів, інших нормативно-правових актів та актів з охорони праці, що діють у межах підприємства. 3.10. Розгляд:
3.11. Організація:
3.12. Участь:
3.13 Забезпечення організаційної підтримки (у разі наявності) роботи комісії з питань охорони праці підприємства. 3.14. Контроль:
4. Права працівників служби охорони праці 4.1. Спеціалісти служби охорони праці мають право:
5. Організація роботи служби охорони праці 5.1 Робота служби охорони праці підприємства здійснюється відповідно до плану роботи та графіків обстежень, затверджених роботодавцем. 5.2 Робочі місця працівників служби охорони праці знаходяться в окремому приміщенні, забезпечуються належною оргтехнікою, технічними засобами зв’язку і повинні бути зручними для приймання відвідувачів. 5.3. Роботодавець стимулює ефективну роботу працівників служби охорони праці. 5.4. Працівники служби охорони праці не можуть залучатися до виконання функцій, не передбачених Законом № 2694 і цим положенням. 5.5. Служба охорони праці взаємодіє з іншими структурними підрозділами, службами, фахівцями підприємства та представниками профспілки, а за відсутності останньої – з уповноваженими найманими працівниками особами з питань охорони праці. <...> |
Выводы
Работодатели (юрлица и предприниматели) обязаны обеспечить своим наемным работникам здоровые и безопасные условия труда. Основные обязанности работодателя по охране труда закреплены в Законе № 2694.
За нарушение законодательства о труде к предприятию или предпринимателю могут применять финансовые санкции, а к должностным лицам предприятия и работодателю-предпринимателю – административную и уголовную ответственность.