Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Директору не платят зарплату: чем это грозит

04.06.2020

Вопросы – ответы

Наше ООО было создано несколько месяцев назад, деятельность пока не ведется, из наемных работников – только директор. И так как доходов пока нет, то и зарплата директору не выплачивается. Что нам грозит в данном случае?

Невыплата заработной платы любому работнику, в том числе и директору – это нарушение трудового законодательства. Штрафные санкции за такое нарушение предусмотрены:

  • ст. 265 КЗоТ. Штраф налагается на работодателя в размере 3 минимальных заработных плат (далее – МЗП) в том случае, если задержка в выплате заработной платы составила более месяца. Судя по вопросу, зарплату директору не выплачивали несколько месяцев. В 2020 году сумма такого штрафа равна 14 169 грн (4 723 грн х 3);
  • ч. 1 ст. 41 КУоАП. Это админштраф, который налагается на должностных лиц предприятия, виновных в допущенном правонарушении (в нашем случае этот штраф, по иронии судьбы, может быть применен к директору предприятия). А размер такого штрафа может составлять от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн). Ситуация выглядит несколько абсурдно – сам себе не платил зарплату, и за это же его могут оштрафовать. Тем не менее никаких исключений на этот счет законодательство не делает.

Возможно, в период карантина можно было не выплачивать зарплату или на этот период хотя бы отменили штрафы за нарушение трудового законодательства?

Не выплачивать зарплату в период карантина можно только в том случае, если директор на этот период взял отпуск за свой счет (подробнее об оформлении такого отпуска см. в «Отпуск за свой счет на период карантина: как правильно оформить»). Других исключений нет: ни в КЗоТ, ни в Закон от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» изменения относительно сроков выплаты зарплаты в период карантина не вносились.

И насчет освобождения от штрафов – здесь, к сожалению, тоже все не в пользу работодателя. «Карантинные» законы освободили субъектов хозяйствования от начисления штрафов и пени за нарушения налогового законодательства (соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс). Но вот от штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ и ст. 41 КУоАП, никого из работодателей на период карантина не освободили.

Есть ли законный выход из создавшейся ситуации?

Можем дать совет на будущее. Для оптимизации расходов на оплату труда директора можно перевести его на неполное рабочее время (ст. 56 КЗоТ). Например, с графиком работы 1 час в неделю. И тогда нет необходимости начислять зарплату не менее размера МЗП – ведь зарплата должна быть не менее МЗП при условии выполнения нормы рабочего времени (40 часов в неделю). А при неполном рабочем времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени (ч. 2 ст. 56 КЗоТ).

Еще один выход из сложившейся ситуации – это работа предприятия вообще без директора. Такая возможность предусмотрена ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса, где сказано, что собственник предприятия может осуществлять свои права относительно управления предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами.

В данном случае необходимо будет провести общее собрание участников ООО, на котором принять решение возложить обязанности по управлению предприятием на одного из учредителей без заключения с ним трудового договора. Это решение следует оформить протоколом.

Сделайте все правильно! В протоколе надо обязательно указать, что трудовой договор с учредителем не заключается, а также перечислить, какие именно функции возлагаются на этого учредителя (составлять и подписывать обязательную отчетность, оформлять расчетные документы, заключать договоры от имени ООО и т. д.).

А как быть, если учредитель, на которого возложат руководящие функции, и наемный директор, который сейчас руководит предприятием – это не одно и то же лицо?

Тогда наемного директора придется уволить (конечно, с соблюдением требований КЗоТа). Кроме того, нужно будет внести изменения в сведения об ООО, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований. Ведь такое событие, как смена руководителя, подлежит госрегистрации.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
Популярное
18.08.2025
Учет расходов на создание веб-сайта
В статье расскажем, что такое веб-сайт и как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на его создание. Сегодня веб-сайты используются с разными целями. Некоторые выполняют только представительские функции. Это может быть, например, сайт-визитка – электронный аналог традиционной бумаж...
28.07.2025
Как применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения
В статье рассмотрено, при каких условиях в случяае выплаті доходов нерезидентам можно применять международные договоры (конвенции) об избежании двойного налогообложения, а также в чем особенности налогообложения отдельных видов доходов по правилам конвенций. Резиденты Украины (как юрлица, так и физл...
25.07.2025
Как оформить маркетинговые услуги без налоговых рисков
Как правильно оформить маркетинговые услуги во избежание претензий налоговиков? Мы рассмотрим ключевые признаки, риски и приведем готовые формулировки для договоров и актов, а также образец приказа. Маркетинг и продвижение в учете: как правильно отразить расходы и избежать налоговых рисков Маркетинг...
Новое
17.10.2025
Оплата практики учащихся заведений профессионального образования и руководителей практики
Практика учащихся учреждений профессионального образования в некоторых случаях оплачивается, и руководитель практики на предприятии также должен получить соответствующую оплату. Какие есть условия для оплаты практики и как это отразить в отчетности, расскажем в статье.  По поводу оплаты времени...
17.10.2025
Практика учащихся заведений профессионального образования на предприятии и ее оформление
Практику учащиеся заведений профессионального образования, как правило, проходят на предприятиях. Порядок оформления и условия прохождения такой практики имеют свои особенности, о которых мы рассказываем в статье.  Практика учащихся заведений профессионального образования является неотъемлемой ...
17.10.2025
Нужно ли предприятию вести воинский учет практикантов и стажеров?
В статье выясним, должно ли предприятие проверять наличие военно-учетного документа у практикантов и стажеров и ставить на воинский учет таких лиц. Как известно, юридические лица должны вести воинский учет своих военнообязанных работников. Но обязаны ли предприятия вести воинский учет лиц, которые п...
Лучшие материалы