• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Можно ли директору не платить зарплату?

Предприятие недавно зарегистрировалось. Поскольку деятельность пока не ведется, доходов у него нет. Из наемных работников на предприятии – только директор. Можно ли ему в таком случае не платить зарплату?

Нет, нельзя, ведь это грубое нарушение трудового законодательства, которое для предприятия может обернуться серьезными санкциями.
Поясним наш ответ.

Почему нельзя не платить? Всем наемным работникам наше государство гарантирует право на оплату труда не ниже предусмотренного минимума (ст. 95 КЗоТ). Размер минимальной заработной платы (далее – МЗП) устанавливаетсяв соответствии со ст. 9 и 10 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Следовательно, данная социальная гарантия распространяется и на директора, так как он является наемным работником. Поэтому оставить его без зарплаты нельзя, даже если предприятие не ведет деятельности и не получает доход. Действующее законодательство не содержит на этот счет никаких исключений, которые освобождали бы работодателя от выплаты зарплаты своему наемному работнику.

Какова ответственность за правонарушение? Для вновь созданного предприятия, которое не получает дохода, невыплата зарплаты директору с момента его приема на работу чревата:

финансовыми санкциями по ст. 265 КЗоТ для предприятия – штрафом в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 01.01.17 г. размер МЗП – 3 200 грн., значит, штраф составит 32 000 грн.);

административным штрафом в размере от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.) – налагается на должностных лиц предприятия, допустивших такое нарушение (ст. 41 КУоАП).

Учтите, что обоснование невыплаты зарплаты отсутствием у предприятия дохода, не освобождает от ответственности.

Есть ли законный выход из сложившийся ситуации? В данном случае рекомендуем два варианта действий.

Вариант 1. Установить директору режим неполного рабочего времени.

Неполное рабочее время может устанавливаться путем введения:

неполной рабочей недели. Например, директор будет работать только три дня в неделю (понедельник, среду, пятницу) по 8 часов;

неполного рабочего дня. Например, директор трудится с понедельника по пятницу только по 3 часа;

одновременно режима неполной рабочей недели и неполного рабочего дня. Например, режим работы – с понедельника по среду по 4 часа.

При введении неполного рабочего времени следует помнить, что:

неполное рабочее время может устанавливаться как при приеме на работу, так и позже;

этот режим работы может быть установлен на конкретный срок или без его указания;

работа на указанных условиях не влечет за собой никаких ограничений трудовых прав работников (ст. 56 КЗоТ);

оплата труда при неполном рабочем дне (неделе) осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (ч. 2 ст. 56 КЗоТ);

для учета фактически отработанного времени должен вестись табель учета использования рабочего времени.

Вариант 2. Возложить функции директора на учредителя.

В таком случае на предприятии не должно остаться наемных работников. Это означает, что и директора нужно будет уволить (подробнее об этом см. ответ на следующий вопрос).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Можно ли директору не платить зарплату?