Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса

07.08.2025

С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательное наличие у юрлиц такого документа, как штатное расписание. Поэтому сейчас у многих предприятий возникает вопрос: нужно ли им после этой даты иметь штатное расписание? В статье подробно разберемся в этом вопросе и выскажем свое мнение, почему предприятию все же желательно иметь этот документ.


Штатное расписание: что предусмотрено законодательством?

В ч. 3 ст. 64 Хозяйственного кодекса (далее – ХК) указано: предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность и штатное расписание.

Именно эта норма обязывает предприятия иметь утвержденное штатное расписание. Однако с 28.08.2025 Хозяйственный кодекс утрачивает свою силу на основании Закона от 09.01.2025 № 4196-IX «Об особенностях регулирования деятельности юридических лиц отдельных организационно-правовых форм в переходный период и объединений юридических лиц» (далее – Закон № 4196). Поэтому у предприятий возникает вполне логичный вопрос относительно обязательного наличия штатного расписания после 28.08.2025.

Обратимся к Закону № 4196. Этот закон содержит ряд переходных положений в связи с отменой ХК, а для некоторых моментов в деятельности предприятий даже вводит специальные нормы. Однако для штатного расписания никаких специальных норм в Законе № 4196 мы не видим.

Нет упоминания о штатном расписании и в других законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения (в частности, в КЗоТе).

Таким образом, с 28.08.2025 штатное расписание не является обязательным документом для юрлиц. Теперь предприятие будет самостоятельно решать, утверждать ему штатное расписание или нет.

Важное уточнение! Мы сейчас говорим о коммерческих предприятиях. Для бюджетных организаций действуют особые правила и специальные нормы. В частности, наличие утвержденного штатного расписания для бюджетных учреждений предусмотрено п. 37 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 № 228.

Почему предприятию стоит иметь штатное расписание?

Итак, с 28.08.2025 не будет нормативно-правового акта, который предписывал бы предприятиям иметь штатное расписание. В то же время такой документ (с таким же или другим названием) все же нужен предприятию для эффективной работы и планирования деятельности. Постараемся убедить вас в этом, приведя наши аргументы.

Поясним, когда и для каких именно целей предприятию удобнее всего пользоваться штатным расписанием.

Аргумент 1. Информация об условиях оплаты труда

Принимая нового работника, работодатель обязан ознакомить его, в частности, с условиями оплаты труда: размером должностного оклада, тарифной ставки и т. д. (ст. 29 КЗоТ, ст. 29 Закона от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда»).

Данные о размере оплаты труда должны быть указаны в приказе о приеме на работу (см. типовую форму такого приказа № П-1, утвержденную приказом Госкомстата от 05.12.2008 № 489).

Однако работник отдела кадров, оформляя такой приказ, не сам придумывает для работника размер должностного оклада или тарифной ставки, а берет их из утвержденных на предприятии документов: коллективного договора, положения об оплате труда, штатного расписания.

Безусловно, все необходимые данные могут быть закреплены не в штатном расписании, а в других внутренних документах. Но такие документы все равно должны быть утверждены на предприятии согласно законодательным требованиям. И наиболее удобным вариантом в данном случае является штатное расписание, составленное в табличной форме, в котором наглядно можно увидеть все необходимые данные.

Аргумент 2. Основа для сокращения численности или штата работников

Допустим, предприятие решит сократить численность или штат сотрудников и уволить работников на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ. Согласитесь, что невозможно провести такое сокращение, если численность работников и штат не утверждены соответствующим документом.

Кроме того, именно утвержденное штатное расписание обычно выступает одним из доказательств работодателя в суде, если его работники оспаривают увольнение на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

Аргумент 3. Правильное наименование должностей и профессий

Наименование должностей и профессий всех работников предприятия должно соответствовать Классификатору профессий ДК 003:2010, утвержденному приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 № 327 (далее – ДК 003:2010). Такое требование есть, в частности, в п. 2.14 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.1993 № 58.

Коды ДК 003:2010 предприятия обычно указывают именно в штатном расписании, чтобы затем использовать их при необходимости (в частности, при составлении зарплатной отчетности).

Если у предприятия не будет штатного расписания, тогда нужен другой документ, где будут указаны коды классификатора профессий. Но зачем изобретать новый документ, когда уже есть давно всем известное и понятное штатное расписание?

Аргумент 4. Наличие на предприятии вакантных должностей

Для того чтобы вовремя заняться поиском новых сотрудников, отделу кадров (службе, которая занимается подбором персонала), нужно знать, какие именно должности на предприятии вакантны. Не имея штатного расписания, затруднительно определить, какие именно вакансии надо закрыть.

Также, если у предприятия согласно штатному расписанию есть вакантные должности, оно может для поиска нужных работников воспользоваться помощью службы занятости, подав форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)» (утверждена приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22).

Обратите внимание! В настоящее время подача предприятием формы № 3-ПН является правом, а не обязанностью работодателя. Соответствующие изменения были внесены в текущем году в п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» Законом от 15.04.2025 № 4353-IX.

Аргумент 5. Планирование расходов и доходов предприятия

Любое предприятие планирует свою деятельность (чаще всего на год вперед). В этом заинтересованы прежде всего собственники, которые хотят получить доходы от деятельности созданного ими предприятия в виде дивидендов.

Но если на предприятии нет утвержденного штатного расписания, то провести такое планирование на какой-либо период – достаточно сложно (не зная общего фонда оплаты труда).

Да и предприятие не сможет работать четко и слаженно, если у него не будет четкой организационной структуры, исходя из которой утверждаются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников.

Аргумент 6. Расчет норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью

Одна из обязанностей работодателей – выполнять норматив по созданию рабочих мест для лиц с инвалидностью (основание – Закон от 21.03.1991 № 875-XII «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине»).

Каким будет этот норматив, зависит, в частности, от среднесписочного количества штатных работников. Однако, не имея утвержденного штатного расписания, вряд ли вам удастся правильно рассчитать норматив, вовремя сориентироваться и принять оптимальное решение для минимизации расходов на уплату сумм административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива.

Кстати! С 01.01.2026 правила выполнения норматива для работодателей будут изменены. Об этом можете подробно прочитать в нашей консультации в «Трудоустройство лиц с инвалидностью: что изменится с 2026 года?».

Также штатное расписание поможет правильно рассчитать штатную численность работников не только для целей выполнения вышеуказанного норматива, но и для других целей, например для составления статистической отчетности.

Нужно ли вносить изменения в штатное расписание?

Надеемся, мы убедили вас в целесообразности иметь штатное расписание и после отмены требования о его наличии. Как минимум это удобно. Поэтому не спешите выбрасывать свое штатное расписание, а пользуйтесь им и в дальнейшем.

Если предприятие примет решение иметь штатное расписание и после 28.08.2025, нужно ли будет вносить в него какие-либо изменения?

Нет, никаких изменений в штатное расписание в связи с отменой ХК вносить не нужно.

Штатное расписание утверждается, как правило, на определенный период (например, на год). Поэтому в течение всего этого периода штатное расписание будет действующим, и дата 28.08.2025 никак не повлияет на его действительность.

А изменения в штатное расписание предприятие вносит по мере необходимости, например если надо ввести новые штатные должности или изменить размер должностных окладов.

На заметку! О правилах утверждения штатного расписания читайте в нашей статье в «Утверждаем и обновляем штатное расписание: правила и нюансы».

Выводы

  1. Наличие штатного расписания для коммерческого предприятия с 28.08.2025 не является обязательным, а штрафы за его отсутствие не должны применяться. Каждое предприятие будет самостоятельно решать, утверждать такой документ или нет. Однако для эффективной и слаженной работы предприятию все же стоит иметь штатное расписание или другой документ, в котором будут закреплены все необходимые сведения.
  2. Штатное расписание важно иметь для планирования деятельности предприятия, своевременного принятия управленческих решений, а также для контроля выполнения работодателем требований трудового законодательства.
Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
07.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
31.07.2025
Мораторий на безосновательные проверки - 2025: что изменилось?
В статье рассмотрено, что именно и когда изменится в вопросах проведения проверок в связи с решением Совета национальной безопасности и обороны Украины от 21.07.2025, утвержденным Указом Президента. Указом Президента от 21.07.2025 № 538/2025 (далее – Указ № 538) было введено в действие решение...
Лучшие материалы