Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Перевод основных средств из производственных в непроизводственные и обратно


Из этой статьи вы узнаете:

  • как документально оформить перевод производственных основных средств (далее – ОС) в непроизводственные и обратно;
  • как отразить такой перевод в бухгалтерском и налоговом учете.

Что можно сделать на практике: оформить приказ с перечнем производственных ОС, подлежащих переводу в непроизводственные ОС (и наоборот), с обоснованием их перевода. На основании приказа отразить перевод в учете.


Как определить непроизводственные ОС

Термин «непроизводственный» означает, что объект ОС не используется в хозяйственной деятельности налогоплательщика (пп. 138.3.2 Налогового кодекса, далее – НК). То есть в деятельности, связанной с производством (изготовлением) продукции, реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода (пп. 14.1.36 НК).

На практике иногда довольно сложно определить, является объект непроизводственным или нет. Мы рекомендуем действовать методом исключения, а именно выяснить, без каких активов рабочий процесс на предприятии возможен. Например, на предприятии имеется спортзал, где установлены беговая дорожка, кардиотренажеры и сауна. Работа вашего предприятия возможна без этих объектов, то есть они являются непроизводственными. Однако если вы получаете доход от их эксплуатации (например, за плату позволяете тренироваться в спортзале или сдаете подобные объекты в аренду), тогда они перестают быть непроизводственными, их надо перевести в состав производственных. И наоборот: вы перестали сдавать тренажеры в аренду и брать деньги за тренировки в зале – тогда эти объекты надо переводить обратно в состав непроизводственных.

Документы при переводе

Итак, ваш производственный объект перестал участвовать в производственной деятельности, вы больше не получаете дохода от его эксплуатации. Этот объект надо перевести в состав непроизводственных ОС. Какие документы надо при этом оформить?

Прежде всего издается приказ (распоряжение) руководства, где приводится перечень (наименования) объектов ОС, которые переводятся в состав непроизводственных, и указана дата их перевода. Именно приказ является основанием для такого перевода. Поэтому в приказе следует разъяснить назначение ОС и мотивировать перевод конкретными производственными процессами (например, в связи с прекращением определенного вида деятельности).

На основании приказа (распоряжения) руководителя составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основного средства типовой формы № ОЗ-1, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352. Акт составляется в двух экземплярах (при внутреннем перемещении): первый сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица передающего подразделения.

Допустим, со временем ситуация изменится (вы начнете получать доход от эксплуатации этого ОС) и вам потребуется осуществить обратный перевод. Сама процедура и первичные документы для перевода ОС из непроизводственных в состав производственных будут аналогичными. Издается приказ (распоряжение) руководства и на основании данных типовой формы № ОЗ-1 осуществляется перевод, но уже из непроизводственных ОС в производственные.

Бухгалтерский учет

П(С)БУ 7 не разделяет ОС на производственные и непроизводственные. Иными словами, разрешает амортизировать объекты независимо от того, используются они в хозяйственной деятельности предприятия или нет.

Поэтому после перевода производственных ОС в состав непроизводственных амортизацию в бухучете продолжаем начислять – тем методом, который зафиксирован в учетной политике предприятия.

Суммы начисленной амортизации непроизводственных ОС списываем на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Списание на 949 счет начинается с месяца, следующего за месяцем перевода объекта в состав непроизводственных.

Налог на прибыль

Если объект переведен в состав непроизводственных ОС, то для целей налога на прибыль начисление амортизации следует прекратить – начиная с месяца, следующего за месяцем такого перевода. Ведь по общему правилу начисление амортизации (при прямолинейном методе) начинается с месяца, следующего за вводом объекта в эксплуатацию, и заканчивается с месяца, следующего за выбытием объекта (п. 29 П(С)БУ 7). А нормы пп. 138.3.1 НК предусматривают, что расчет амортизации ОС осуществляется по правилам П(С)БУ или МСФО.

В нашем случае фактического выбытия ОС не произошло, но объект выбыл из состава производственных ОС. А непроизводственные ОС, как мы уже сказали выше, в налоговом учете не подлежат амортизации. Поэтому для целей налогового учета такие ОС выводятся из эксплуатации на основании приказа об их переводе в состав непроизводственных ОС.

При этом, согласно п. 138.1, 138.2 НК, финрезультат до налогообложения, рассчитанный по правилам бухучета:

  • увеличивается на сумму начисленной в бухучете амортизации;
  • уменьшается на сумму амортизации, начисленной в налоговом учете.

Однако в налоговом учете непроизводственные ОС не подлежат амортизации. Поэтому сумма бухгалтерской амортизации непроизводственных ОС в целом увеличит сумму финрезультата до налогообложения.

НДС

Плательщики НДС в случае перевода необоротных активов в состав непроизводственных обязаны начислить налоговые обязательства по НДС (пп. «в» п. 198.5 НК) в том периоде, когда перевод был оформлен, и составить налоговую накладную не позднее последнего дня этого отчетного периода.

База налогообложения определяется исходя из балансовой (остаточной) стоимости объекта, которая сложилась по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в котором состоялся перевод (п. 189.1 НК).

Для наглядности приведем два примера.

Пример 1
Перевод объекта из производственных в непроизводственные ОС

В июле 2016 года холодильное оборудование, которое раньше использовалось в торговом зале предприятия для хранения товара, по распоряжению администрации предприятия передано в распоряжение базы отдыха (в связи с покупкой нового оборудования для торгового зала). Согласно учетной политике предприятия, все объекты ОС, находящиеся на базе отдыха, признаны непроизводственными, так как база отдыха полностью содержится за счет средств предприятия и не ведет отдельную хозяйственную деятельность (не получает дохода).
По оборудованию есть такие данные:

  • приобретено в январе 2015 года;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • первоначальная стоимость – 60 000 грн. (в т. ч. НДС – 10 000 грн.).

Предприятие является плательщиком налога на прибыль и НДС на общих основаниях.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Корректировки финрезультата

Дт

Сумма

(+)

(–)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Перечислена сумма предоплаты за оборудование

Банковская выписка

371

311

60 000,00

2

Получено приобретенное оборудование

Акт приемки-передачи

152

631

50 000,00

3

Отражен налоговый кредит по НДС со стоимости оборудования

Налоговая накладная

641/ НДС

631

10 000,00

4

Произведен зачет задолженностей с поставщиком

Бухгалтерская справка

631

371

60 000,00

5

Введено в эксплуатацию холодильное оборудование

Акт приемки-передачи
(типовая форма № ОЗ-1)

104

152

50 000,00

6

Начислена амортизация за период эксплуатации оборудования
(50 000 : 60 мес. х 18 мес.)
(с февраля 2015 года по июль 2016-го)

Расчет амортизации
(типовая форма № ОЗ-16)

93

131

15 000,00

7

Переведено оборудование в состав непроизводственных ОС (по балансовой стоимости на дату перевода)*

Приказ, акт типовой формы № ОЗ-1

104

104

50 000,00

8

Начислены налоговые обязательства по НДС на дату перевода оборудования в состав непроизводственных ОС
[(50 000 – 50 000 : 60 мес. х 17 мес.) х 20 %]

Налоговая накладная

643**

641/НДС

7 166,67

9

104**

643

7 166,67

10

Начислена амортизация оборудования за август 2016 года
[(50 000,00 + 7 166,67 – 15 000,00) :42 мес.]

Расчет амортизации (типовая форма № ОЗ-16)

949

131

1 003,97

1 003,97

* Предприятие может открыть разные субсчета для учета производственных и непроизводственных ОС. Например, на субсчете 1041 учитывать оборудование, предназначенное для использования в хоздеятельности, а на субсчете 1042 – оборудование, не используемое в хоздеятельности. Амортизацию при этом можно начислять, также открыв субсчета 1311 и 1312 соответственно.
** Согласно п. 11 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141 (далее – Инструкция № 141).

Пример 2
Перевод объекта из непроизводственных в производственные ОС

В июле 2016 года один из легковых автомобилей, который ранее использовался на базе отдыха предприятия, передан в распоряжение администрации предприятия. Как и в предыдущем примере, согласно учетной политике предприятия, все объекты ОС, находящиеся на базе отдыха, признаны непроизводственными, так как база отдыха полностью содержится за счет средств предприятия и не ведет отдельную хозяйственную деятельность (не получает дохода).
По автомобилю есть такие данные:

  • приобретен в январе 2015 года;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • первоначальная стоимость 600 000 грн. (в т. ч. НДС – 100 000 грн.).

Предприятие является плательщиком налога на прибыль и НДС на общих основаниях.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Корректировка финрезультата

Дт

Сумма

(+)

(–)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Перечислена сумма предоплаты за автомобиль

Банковская выписка

371

311

600 000

2

Получен приобретенный автомобиль

Акт приемки-передачи

152

631

600 000

3

Произведен зачет задолженностей с поставщиком

Бухгалтерская справка

631

371

600 000

4

Введен в эксплуатацию автомобиль

Типовая форма № ОЗ-1

105

152

600 000

5

Начислена амортизация за период эксплуатации автомобиля на базе отдыха
(600 000 : 60 мес. х 18 мес.)
(с февраля 2015 года по июль 2016-го)

Расчет амортизации (типовая форма № ОЗ-16)

949

131

180 000

180 000

6

Переведен автомобиль в состав производственных ОС

Приказ, типовая форма № ОЗ-1

105

105

600 000

7

Отражен налоговый кредит по автомобилю, переведенному в состав производственных объектов
[(600 000 – 600 000 : 60 мес. х 17 мес.) х 20 %]

Бухгалтерская справка

641/НДС

719*

86 000

8

Начислена амортизация автомобиля за август 2016 года
[(600 000 – 180 000) : 42 мес.]

Расчет амортизации (типовая форма № ОЗ-16)

92

131

10 000

* Согласно п. 10 Инструкции № 141.

Выводы

Для перевода производственных ОС в состав непроизводственных и наоборот предприятию необходимо издать приказ. В этом приказе нужно привести перечень таких ОС и указать причины, по которым осуществляется такой перевод (например, производственное ОС переводится в состав непроизводственных в связи с закрытием структурного производственного подразделения).

В бухучете ОС, переведенные в состав непроизводственных, продолжают амортизироваться. А вот в налоговом учете непроизводственные ОС амортизации не подлежат. Кроме того, при переводе объекта в непроизводственные ОС предприятие обязано начислить налоговые обязательства по НДС исходя из остаточной стоимости объекта на момент перевода.

При обратном переводе (из непроизводственных в производственные) амортизация в налоговом учете начисляется начиная с месяца, следующего за месяцем перевода. Кроме того, у предприятия возникает право на налоговый кредит по таким ОС. При этом надо выписать расчет корректировки к оформленной ранее налоговой накладной (или оформить бухгалтерской справкой, если налоговая накладная не выписывалась).

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Статьи по теме
09.05.2025
Продажа основных средств: когда нужно оформлять решение собственников?
В статье рассмотрено, в каких случаях предприятие должно получить согласие собственников на продажу объекта основных средств, а также дан образец оформления решения о предоставлении такого согласия. Предприятия нередко продают свои основные средства:  недвижимость, автомобиль или другую технику...
28.04.2025
Как вести учет отходов на предприятии
Законом от 20.06.2022 № 2320-IX «Об управлении отходами» определены правовые, организационные и экономические основы деятельности по управлению отходами в Украине. В то же время этот документ обязывает СХ вести учет операций по управлению отходами. Ряд подзаконных нормативных а...
31.03.2025
Дивиденды нерезидентам в инвалюте: условия и порядок выплаты
Самый распространенный способ выплаты дивидендов нерезидентам – их выплата в иностранной валюте путем перечисления на счет нерезидента, открытый в зарубежном банке. Однако в первый же день введения на территории Украины военного положения было принято постановление Правления НБУ от 24.02.2022 ...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
21.02.2025
Приложение 5 декларации по НДС: порядок заполнения и исправления ошибок
Приложение 5 к декларации по НДС (далее – декларация) заполняется плательщиками НДС, которые обязаны распределять входной НДС в соответствии с п. 199.1 Налогового кодекса (далее – НК) (заполняют таблицы 1 и 2) и плательщиками, применяющими кассовый метод учета НДС (заполняют таблицу 3). ...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
Новое
20.05.2025
6 ошибок налогоплательщиков в обзоре практики Верховного Суда за март 2025 года
В статье рассмотрена практика Верховного Суда по налоговым спорам за март 2025 года. Приведены 6 самых интересных судебных решений, знание о которых может помочь налогоплательщикам избежать повторения чужих ошибок и сэкономить. Опыт – это имя, которое каждый дает своим ошибкам Оскар Уайльд (18...
19.05.2025
Как взыскать денежные средства с ГНС по решению админсуда: советы юриста
В статье рассмотрены вопросы, куда и с какими документами следует обращаться предприятию для исполнения решения административного суда о взыскании денежных средств с органа ГНС. Многие из наших читателей сталкиваются с ситуацией, когда приходится обжаловать налоговое уведомление-решение в администра...
16.05.2025
Пеня в хозяйственном договоре: правила, новшества, практические ситуации
В статье рассмотрено, какие правила применяются в случае взыскания пени с должника, нарушившего условия хозяйственного договора, приведены практические ситуации, в том числе с примером расчета пени, и даны рекомендации по включению в договор условий, касающихся пени. Заключая хозяйственный договор, ...
Лучшие материалы
Центр уведомлений