Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финансовая аренда: учет у арендатора

27.03.2020

Аренда недвижимости, автомобилей, земли: правовые и учетные аспекты

Все чаще предприятия вместо покупки необходимого в хозяйственной деятельности оборудования, станков, автомобилей приобретают их через механизм финансовой аренды (лизинга). В этом случае не нужно извлекать из оборота крупную сумму денег. По сути, финлизинг можно рассматривать как альтернативу обычному кредитованию. Бухгалтеру при отражении в учете операций, связанных с финансовой арендой основных средств (далее – ОС), следует сосредоточиться на вопросах, как оприходовать и оценить полученный объект, как начислять на него амортизацию и учитывать расходы на эксплуатацию объекта, есть ли какие-то особенности отражения соответствующих операций в налоговом учете. Об этом и пойдет речь в консультации.

В бухгалтерском учете арендатор отражает получение объекта финансовой аренды (финлизинга) по правилам п. 5 П(С)БУ 14. То есть полученный объект зачисляют в состав активов и одновременно признают обязательство по наименьшей на начало срока аренды оценке:

  • либо по справедливой стоимости актива, равной сумме, за которую можно продать или уплатить обязательства при обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 7). Обычно такой стоимостью считается стоимость приобретенного ОС, указанная в договоре;
  • либо по настоящей стоимости минимальных арендных платежей (далее – МАП).

Эти стоимости могут отличаться, если для объек­та установлена негарантированная ликвидационная стоимость (подробнее см. в материале « Финансовая аренда: учет у арендодателя»).

При этом на сумму такой оценки делается запись Дт 152 «Приобретение (изготовление) основных средств» – Кт 531 «Обязательства по финансовой аренде». Ввод в эксплуатацию объекта финансовой аренды сопровождается проводкой Дт 10 «Основные средства» – Кт 152. Первоначальная стоимость объекта включает помимо справедливой стоимости объекта (или настоящей стоимости МАП) еще и расходы, связанные с его приобретением и доставкой (перечислены в п. 8 П(С)БУ 7).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Статьи по теме
07.04.2025
Предприятие сдает в аренду часть помещения: как оформить договор, подать форму № 20-ОПП и что с налогом на недвижимость?
На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие планирует сдать в аренду только часть помещения (склада, ангара и т. п.). Однако в таких случаях возникает ряд вопросов, в частности: как правильно указать в договоре аренды, что в пользование передается именно часть помещения; нужно ли п...
25.03.2025
Аренда коммунального имущества: нюансы заключения договора
Предприятие планирует взять в аренду помещение коммунальной формы собственности. Это довольно распространенная операция, но передача в аренду государственного и коммунального имущества имеет специфику и состоит из нескольких этапов. О том, какие именно нюансы следует учесть в случае заключения догов...
17.03.2025
Объект ОС частично разрушен в ходе военных действий: как отразить в учете частичную ликвидацию и какая может быть альтернатива?
Вражеские обстрелы, которым сейчас подвергается территория Украины, часто приводят к повреждениям основных средств (далее – ОС) предприятий, в частности недвижимости. При этом если уничтожена только часть объекта ОС и он может продолжать эксплуатироваться без этой части либо после ее замены на...
Популярное
05.04.2025
Продление срока полезного использования полностью самортизированных основных средств
Ситуация из практики: срок, определенный при первоначальном признании объекта основных средств (далее – ОС), уже истек, а актив продолжает использоваться. НП(С)БУ 7 предусмотрено, что срок полезного использования (эксплуатации) объекта ОС пересматривается в случае изменения ожидаемых экономич...
11.03.2025
Приказ об установлении норм расхода топлива
Если ваше предприятие решило прибегнуть к нормированию расходов горючего или размышляет, целесообразно ли это делать, постараемся упростить для вас эту задачу, приведя в статье: образец приказа об установлении норм расхода топлива; две причины, почему на предприятии необходим такой приказ. Есл...
10.03.2025
Списание ГСМ: оформление документов и учет
Для того чтобы обеспечить грамотный учет списания горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), бухгалтер должен иметь первичные документы, фиксирующие транспортную работу (пробег) и фактические расходы ГСМ. Типовые формы этих документов законодательно не утверждены, так что их можно разработать ...
Новое
04.06.2025
Риски продаж товаров через «Новую почту» без регистрации предпринимателем
Онлайн-продавцы без регистрации в качестве физлица-предпринимателя рискуют получить «письма счастья» от ГНС с требованием объяснить происхождение своих доходов. Узнайте, как избежать штрафов и неприятностей в случае продажи товаров через «Новую почту» без официальной регистра...
02.06.2025
Заполняем заявление на получение лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями
В статье расскажем, как заполнить заявление для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком, и приведем образец такого заявления.  С новыми правилами получения лицензий на осуществление операций с алкогольными напитками и табачными изделиями мы ознакомили вас в статье «Ли...
02.06.2025
Общие правила получения лицензий на хранение горючего и розничную торговлю алкоголем и табаком
В статье расскажем об общих правилах, которые следует соблюдать субъектам хозяйствования для получения лицензий на хранение горючего и розничную торговлю алкоголем и табаком.  С 01.01.2025 изменились правила оформления лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями ...
Лучшие материалы