Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Обжалование отказа в регистрации НН бизнес-омбудсмену

26.04.2018 397 0 0

Согласно действующему законодательству существует два способа обжалования отказа в регистрации налоговых накладных (далее – НН): в административном и судебном порядке (подробнее см. «Административное обжалование решения органа ГФС об отказе в регистрации НН» и «Судебное обжалование отказа в регистрации НН»). Однако на практике есть еще один способ защиты своих прав: обратиться с жалобой к бизнес-омбудсмену. Как это правильно сделать и чем такое обращение может вам помочь, рассмотрим в данной консультации.

Определение понятий

Термин «омбудсмен» происходит от шведского ombudsman и в переводе означает «представитель интересов». Определения этого термина в нашем законодательстве нет. Но сам институт омбудсмена существует в Украине с 1996 года. И в настоящий момент используются два понятия, которые не следует путать: омбудсмен и бизнес-омбудсмен.

Омбудсмен – это Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека. Эта должность закреплена в ст. 101 Конституции. Главная функция омбудсмена – защита прав граждан.

Бизнес-омбудсмен – это должностное лицо, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами государственной власти как внутри страны, так и за ее пределами. То есть бизнес-омбудсмен выступает посредником между государством и бизнесом. Его цель – способствовать прозрачности деятельности органов государственной власти и предотвращать коррупционные схемы. Этот институт создан в Украине сравнительно недавно – в 2014 году.

Так, в мае 2014 года правительство Украины подписало Меморандум о взаимопонимании относительно антикоррупционной инициативы Украины с Европейским банком реконструкции и развития и другими международными организациями. Один из принципов этого меморандума – необходимость создания института бизнес-омбудсмена.

Позднее Кабмином был создан Совет бизнес-омбудсмена, и постановлением от 26.11.14 г. было утверждено Положение об этом Совете. Одной из основных задач Совета является принятие от субъектов предпринимательства и рассмотрение жалоб на действия или бездействие власти, в частности жалоб на решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (п. 4 Положения № 691). На должность бизнес-омбудсмена был назначен Альгирдас Шемета (Распоряжение КМУ от 22.12.14 г. № 1251-р).

Рассмотрим порядок обращения к бизнес-омбудсмену.

Чем это может вам помочь

К сожалению, наша правовая система далека от совершенства. Именно поэтому есть органы и организации, призванные осуществлять контроль за деятельностью государственных органов власти и содействовать бизнесу в защите его прав и недопущении злоупотреблений. К ним относится и бизнес-омбудсмен.

Безусловно, бизнес-омбудсмен не принимает решений по существу жалобы: он не может отменить или изменить то или иное решение госоргана, однако, используя свое влияние и полномочия, он может выдать госоргану рекомендации по совершенствованию и оптимизации процедур и процессов. И, как показывает практика, зачастую именно такое обращение к бизнес-омбудсмену способствует положительному решению вопроса в пользу субъекта хозяйствования (далее – СХ), в том числе и при отказе в регистрации НН.

Отметим, что согласно отчету Совета бизнес-омбудсмена за IV квартал 2017 года (размещен на его официальном сайте) 97 % жалобщиков, обратившихся к нему за отчетный период, удовлетворены сотрудничеством с Советом. Также по данным этого отчета наибольшее количество жалоб, поступивших в указанный период, касались вопросов блокировки НН (50 % общего количества жалоб).

Следует знать! Подача жалобы бизнес-омбудсмену ничего не будет вам стоить: никаких платежей или пошлин за рассмотрение обращений к бизнес-омбудсмену законо­да­тельством не предусмотрено.

Адреса и реквизиты Совета бизнес-омбудсмена

Приводим основные данные, которые могут вам понадобиться при обращении к бизнес-омбуд-смену.

Официальный сайт Совета бизнес-омбудсмена: https://boi.org.ua

Электронная почта: info@boi.org.ua

Адрес: Совет бизнес-омбудсмена, ул. Спасская, 30а, Киев, 04070, Украина.

Куда и как следует обращаться

При обращении к бизнес-омбудсмену надо придерживаться Регламента (текст этого документа можно найти на сайте Совета в разделе «Нормативная база»).

Жалобы можно подавать несколькими способами:

  • отправить на электронную почту Совета;
  • отправить обычной почтой на почтовый адрес;
  • доставить лично в офис Совета.

Но самый оптимальный и удобный способ – через электронную систему подачи жалоб на официальном сайте Совета. При выборе этого способа вам нужно заполнить все поля приведенной на сайте формы жалобы и приложить скан-копии документов, подтверждающих вашу правоту.

Важный нюанс: жалобы бизнес-омбудсмену можно подавать не только в связи с отказом в регистрации НН (просто в рамках консультации мы рассматриваем именно этот вопрос), но и по другим вопросам в тех случаях, когда ваши права нарушаются государственным органом.

В каких случаях нельзя подать жалобу бизнес-омбудсмену

Согласно пп. 6.1.3 Регламента:

  • не рассматриваются жалобы, которые являются предметом любого судебного производства или арбитражного разбирательства или в отношении которых уже было вынесено судебное, арбитражное или любое другое подобное решение, а также когда ставится вопрос о законности или действительности любых решений судов. Таким образом, если вы уже подали исковое заявление в суд в отношении спорных НН либо судом уже вынесено решение по этому спору (но оно вас не удовлетворило), то обратиться к бизнес-омбудсмену не получится. То есть в деятельность органов судебной системы бизнес-омбудсмен не вмешивается;
  • не подлежит рассмотрению бизнес-омбудсменом поданная ему жалоба, если жалобщик не использовал возможность административного обжалования хотя бы в одной инстанции. То есть, чтобы можно было обратиться с жалобой к бизнес-омбудсмену, необходимо сначала обжаловать решение об отказе в регистрации НН в административном порядке;
  • не относится к компетенции бизнес-омбудсмена рассмотрение жалоб, которые возникают в рамках хозяйственных отношений между СХ частной формы собственности. Но это не наш случай – у нас претензии не к СХ, а к государственному органу – ГФС.

Сроки обращения с жалобой

Обратиться с жалобой можно в течение года с момента наступления события, которое свидетельствует о возможном недобросовестном поведении по отношению к заявителю.

В данном случае жалобу можно подать в течение года с момента получения решения ГФС об отказе в регистрации НН.

Безусловно, в случае с НН не стоит ждать год, поэтому, если вы хотите воспользоваться данным способом защиты своих прав, подайте жалобу как можно скорее. Следует также учесть, что до обращения к бизнес-омбудсмену нужно воспользоваться процедурой административного обжалования в ГФС (см. выше).

Что нужно указать в жалобе

Жалобу следует составлять по форме, приведенной на официальном сайте Совета. Если вы выбрали способ подачи жалобы через электронную систему, подготовьте заранее текст для заполнения каждого поля формы.

Жалоба должна содержать такие сведения:

  • фамилию, имя и отчество – для физлиц, полное наименование и официальный регистрационный номер (при наличии) заявителя – для юрлиц;
  • почтовый адрес, номера телефона/факса и адрес электронной почты заявителя (при наличии);
  • на кого подается жалоба: орган государственной власти, орган местного самоуправления или СХ, находящийся в сфере их управления;
  • краткое и четкое описание характера возможного недобросовестного поведения, а в соответствующих случаях – описание любых нарушенных прав и/или интересов заявителя;
  • факты и доказательства, на которых основана жалоба.

К жалобе можно приложить любые документы, какие вы сочтете нужными. Это может быть, к примеру, решение ГФС об отказе в регистрации НН, которое вы оспариваете, и документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственной операции.

Обратите внимание! Бизнес-омбудсмен не уполномочен отменять решения государственных органов. Поэтому в жалобе не стоит писать: «Прошу отменить незаконное решение...» или что-то подобное. Вы можете указать, что просите оказать содействие в решении возникшей у вас проблемы с регистрацией НН.

Порядок рассмотрения жалобы

Рассмотрение жалобы предполагает несколько этапов.

Этап 1. Предварительная оценка жалобы. Производится в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. В этот период вам могут предложить предоставить дополнительную информацию по рассматриваемому вопросу либо, если жалоба непонятная или неполная, дать срок на устранение недочетов. По результатам предварительного рассмотрения будет принято решение – принять жалобу к рассмотрению или, если она не соответствует необходимым критериям, оставить без движения.

Этап 2. Рассмотрение жалобы. Если все в порядке и жалоба принята к рассмотрению, то срок ее рассмотрения – три месяца с начала процесса. Этот срок может быть продлен по усмотрению бизнес-омбудсмена, но в пределах разумного, о чем вас должны уведомить.

Этап 3. Вынесение решения. После рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен должен принять одно из следующих решений:

  • признать жалобу обоснованной или в значительной мере обоснованной и дать рекомендации соответствующему органу государственной власти о путях реагирования на недобросовестное поведение, которое является предметом рассмотрения;
  • передать жалобу в соответствующий орган государственной власти с требованием о проведении дополнительного рассмотрения дела;
  • отклонить жалобу как необоснованную или в значительной мере необоснованную.

Выводы

Особый способ защиты нарушенных прав и интересов СХ – обращение с жалобой к бизнес-омбудсмену. Обращаться можно не только в случае незаконного отказа в регистрации НН, но и в других случаях нарушения прав СХ органами государственной власти. Удобнее всего подать жалобу через электронную систему подачи жалоб на официальном сайте Совета бизнес-омбудсмена, заполнив соответствующие поля формы.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву для с/х отрасли

4680 грн. / год

Купить

Лучшие материалы