Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Административное обжалование решения органа ГФС об отказе в регистрации НН

В случае отказа в регистрации налоговой накладной (далее – НН) налогоплательщик имеет право обжаловать принятое решение в административном или судебном порядке. Расскажем, как действовать, если вы выбрали первый способ защиты своих прав.

Куда подавать жалобу

Согласно процедуре административного обжалования решений об отказе в регистрации НН, установленной НК (п. 56.23) и Порядком № 117/3, жалоба подается в ГФС Украины. Такими жалобами занимается комиссия ГФС по вопросу рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина.

Важный нюанс! Если вы выбрали судебный способ обжалования решения и подали иск в суд, тогда воспользоваться административным способом не получится. Можно сделать наоборот – сначала обжаловать решение в ГФС, а в случае неудовлетворительного результата – обратиться в суд (подробнее о судебном обжаловании см. в статье «Судебное обжалование отказа в регистрации НН»).

Срок обжалования

Жалоба может быть подана налогоплательщиком в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН.

Обращаем внимание: в данном случае речь идет о комиссии, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН, действующей в соответствии с Порядком № 117/2. Не путайте ее с комиссией ГФС по рассмотрению жалоб, о которой мы упомянули выше: это разные комиссии.

Когда же решение об отказе в регистрации НН вступает в силу? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Порядка № 117/1. Согласно п. 22 этого документа такие решения вступают в силу после их регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена. Однако на период тестирования этого Реестра такие решения вступают в силу с момента их принятия (они отправляются налогоплательщику без регистрации в Реестре) (п. 25 Порядка № 117/1).

Следует помнить, что если последний день срока обжалования приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то жалобу надо подать в ближайший рабочий день.

Кроме того, срок подачи жалобы может быть продлен по основаниям, установленным п. 102.6 НК, то есть в случае, если налогоплательщик:

  • находился за пределами Украины;
  • находился в плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;
  • находился в местах лишения свободы по приговору суда;
  • имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств или вследствие действия других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;
  • был признан по решению суда безвестно отсутствующим или находился в розыске в случаях, предусмотренных законом.

Механизм подтверждения таких обстоятельств определен Порядком № 861.

Способ подачи жалобы

Жалоба подается налогоплательщиком в электронной форме средствами электронной связи, установленными ГФС, с учетом требований Законов № 851 и № 852, а также Порядка № 557. То есть, как и другие электронные документы, которыми вы обмениваетесь с органами ГФС, жалоба должна быть заверена соответствующей ЭЦП.

Также согласно п. 6 Порядка № 117/3 ГФС постоянно размещает на своем официальном веб-сайте сведения о средствах электронной связи, с помощью которых можно подать жалобу.

Содержание жалобы

Перечень сведений, которые должна содержать жалоба, определен п. 10 Порядка № 117/3. В него вошли:

  • наименование или Ф. И. О. налогоплательщика, который подает жалобу, его налоговый адрес;
  • налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта (для физлиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказались от номера учетной карточки налогоплательщика и имеют соответствующую отметку в паспорте);
  • номер и дата обжалуемого решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН;
  • причины несогласия с решением;
  • сведения об обжаловании решения комиссии в судебном порядке (если вы обжаловали решение в суде, то обращаться с жалобой в ГФС не можете. Поэтому здесь надо указать, что в суд вы не обращались);
  • требования налогоплательщика, который подает жалобу, в частности отмена незаконного решения комиссии ГФС;
  • электронный адрес, на который следует отправлять решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

К жалобе следует приложить копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в заблокированных НН/РК.

Срок рассмотрения жалобы

Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 к. д. со дня ее получения ГФС (п. 56.23 НК).

Важно! Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен, и если ваша жалоба не была рассмотрена в установленный срок, то согласно пп. 56.23.4 НК она считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем 10-дневного срока.

Ответ на жалобу, как и сама жалоба, предоставляется в электронной форме.

Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации НН/РК в ЕРНН с учетом требований п. 2001.3 НК.

Выводы

Обжаловать отказ в регистрации НН или РК в ЕРНН можно в административном порядке путем подачи жалобы в электронном виде в ГФС Украины. Срок такого обжалования – 10 к. д. со дня вступления в силу решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК.

Вашу жалобу должны рассмотреть в течение 10 к. д., а если вам не ответили в этот срок, то по правилам НК жалоба считается полностью удовлетворенной.

Комментарии к материалу
Популярное
18.07.2025
Тракторист-машинист в сельском хозяйстве: как правильно прописать должность?
В штатном расписании сельскохозяйственного предприятия есть должность «тракторист-машинист». Соответствующая запись сделана в трудовой книжке работника. Является ли правильным это название и будет ли иметь работник право на льготную пенсию? А как быть, если работник, в трудовой книжке к...
08.08.2025
Документальное оформление выдачи кормов для кормления животных
Сельскохозяйственные предприятия, которые занимаются животноводством (в частности, выращиванием крупного рогатого скота, птицы), должны правильно организовать учет выдачи кормов для кормления. Рассмотрим, как это сделать согласно действующим нормам. Сельскохозяйственные предприятия, которые занимают...
27.06.2025
Агропредприятие заправляет технику подрядчиков: как уйти от акцизных рисков
В данной консультации рассмотрим, как агропредприятия могут заправлять технику подрядчиков, чтобы такие действия не признали реализацией горючего. Довольно часто для выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ агропредприятия вынуждены привлекать к работе подрядчиков. Согласно Гражданскому ко...
Новое
07.08.2025
Штатное расписание и отмена Хозяйственного кодекса
С 28.08.2025 перестает действовать Хозяйственный кодекс, которым предусмотрена обязанность предприятий иметь штатное расписание. Нужно ли будет после этой даты утверждать штатное расписание? Узнайте из нашей статьи. С 28.08.2025 утрачивает силу Хозяйственный кодекс, которым предусмотрено обязательно...
06.08.2025
Формируем уставный капитал ООО: правовые вопросы
В статье рассмотрим, как формируется уставный капитал на этапе создания ООО, какими могут быть вклады в уставный капитал, а также какие ограничения установлены законодательством по формированию уставного капитала.   В статье мы расскажем, что такое уставный капитал и как он формируется на ...
06.08.2025
Изменение размера уставного капитала ООО: правовые аспекты
Из статьи вы узнаете, какие правила следует соблюдать при увеличении или уменьшении размера уставного капитала ООО, какова последовательность действий при таких операциях и какие документы нужно оформить. На этапе создания ООО его учредители формируют уставный капитал, но в дальнейшем в процессе раб...
Лучшие материалы