В случае отказа в регистрации налоговой накладной (далее – НН) налогоплательщик имеет право обжаловать принятое решение в административном или судебном порядке. Расскажем, как действовать, если вы выбрали первый способ защиты своих прав.
Согласно процедуре административного обжалования решений об отказе в регистрации НН, установленной НК (п. 56.23) и Порядком № 117/3, жалоба подается в ГФС Украины. Такими жалобами занимается комиссия ГФС по вопросу рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина.
Важный нюанс! Если вы выбрали судебный способ обжалования решения и подали иск в суд, тогда воспользоваться административным способом не получится. Можно сделать наоборот – сначала обжаловать решение в ГФС, а в случае неудовлетворительного результата – обратиться в суд (подробнее о судебном обжаловании см. в статье «Судебное обжалование отказа в регистрации НН»). |
Жалоба может быть подана налогоплательщиком в течение 10 календарных дней (далее – к. д.) со дня вступления в силу решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН.
Обращаем внимание: в данном случае речь идет о комиссии, которая принимает решение о регистрации НН/РК в ЕРНН, действующей в соответствии с Порядком № 117/2. Не путайте ее с комиссией ГФС по рассмотрению жалоб, о которой мы упомянули выше: это разные комиссии. |
Когда же решение об отказе в регистрации НН вступает в силу? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Порядка № 117/1. Согласно п. 22 этого документа такие решения вступают в силу после их регистрации в отдельном Реестре НН/РК, регистрация которых остановлена. Однако на период тестирования этого Реестра такие решения вступают в силу с момента их принятия (они отправляются налогоплательщику без регистрации в Реестре) (п. 25 Порядка № 117/1).
Следует помнить, что если последний день срока обжалования приходится на выходной, нерабочий или праздничный день, то жалобу надо подать в ближайший рабочий день. |
Кроме того, срок подачи жалобы может быть продлен по основаниям, установленным п. 102.6 НК, то есть в случае, если налогоплательщик:
Механизм подтверждения таких обстоятельств определен Порядком № 861.
Жалоба подается налогоплательщиком в электронной форме средствами электронной связи, установленными ГФС, с учетом требований Законов № 851 и № 852, а также Порядка № 557. То есть, как и другие электронные документы, которыми вы обмениваетесь с органами ГФС, жалоба должна быть заверена соответствующей ЭЦП.
Также согласно п. 6 Порядка № 117/3 ГФС постоянно размещает на своем официальном веб-сайте сведения о средствах электронной связи, с помощью которых можно подать жалобу.
Перечень сведений, которые должна содержать жалоба, определен п. 10 Порядка № 117/3. В него вошли:
К жалобе следует приложить копии документов, которые подтверждают информацию, указанную в заблокированных НН/РК.
Жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 к. д. со дня ее получения ГФС (п. 56.23 НК).
Важно! Срок рассмотрения жалобы не может быть продлен, и если ваша жалоба не была рассмотрена в установленный срок, то согласно пп. 56.23.4 НК она считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем 10-дневного срока. |
Ответ на жалобу, как и сама жалоба, предоставляется в электронной форме.
Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации НН/РК в ЕРНН с учетом требований п. 2001.3 НК.
Выводы
Обжаловать отказ в регистрации НН или РК в ЕРНН можно в административном порядке путем подачи жалобы в электронном виде в ГФС Украины. Срок такого обжалования – 10 к. д. со дня вступления в силу решения комиссии ГФС об отказе в регистрации НН/РК.
Вашу жалобу должны рассмотреть в течение 10 к. д., а если вам не ответили в этот срок, то по правилам НК жалоба считается полностью удовлетворенной.